Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Особенности взаимоотношения врач и пациент




Образ врача в сознании каждого человека формируется еще в раннем детстве. Установки, связанные с тем, каким должен быть врач, глубоко укоренены в нашем сознании. Поэтому, вступая в диалог с врачом, человек испытывает определенные ожидания и заранее приписывает доктору набор личностных характеристик. Многие относятся к врачу, как к авторитетному лицу, иногда неосознанно наделяя его сверхкачествами (например, если получили рекомендации знакомых или знают о наличии у специалиста ученой степени). Это необходимое условие для того, чтобы человек мог, не испытывая неловкости, подробно рассказать о своем состоянии. Однако негативная сторона проявляется в том, что врач должен соответствовать субъективным представлениям, демонстрировать ожидаемую модель поведения, которая существует в сознании пациента, для того, чтобы тот мог беспрепятственно раскрыться.От качества первичного контакта во многом зависит весь ход лечения. Впечатление, произведенное врачом на пациента, безусловно, субъективный показатель. Но именно на него, в первую очередь, полагается пациент, делая вывод, заслуживает ли доверия доктор, будет ли назначенное лечение эффективно и даже стоит ли покупать все предписанные медикаменты. И в данном случае многое зависит от коммуникативных навыков врача.

Первый этап общения важен еще и тем, что врач не только собирает информацию о состоянии, но и дает пациенту возможность свободного, непрерывного рассказа о его переживаниях, ощущениях и опасениях. Некоторые исследователи называют это «психической вентиляцией», освобождением. В свою очередь, врач должен реагировать на высказывания пациента, вербально и невербально давать понять больному, что он услышан и понят. Иногда врачу достаточно небольшого количества времени, чтобы представить картину болезни, а из-за дефицита времени он обрывает рассказ больного, не подозревая, что оставил у пациента впечатление, будто был невнимателен, вообще не выслушал, не обследовал с особой тщательностью. Сопротивление могут вызвать и другие психологически неграмотные действия врача. Например, «выпытывание» или «зондирование» иногда дают эффект замкнутости больного, особенно интровертного типа.

Особенное место в отношениях врач-пациент занимает адекватная постановка вопроса. Задавая вопрос, содержащий внушение, врач может программировать пациента на определенные физические действия. К примеру, вопрос «Пожалуйста, расскажите, что Вас привело ко мне?» вообще не содержит внушающего подтекста. «Вы испытываете боли?» и «Не правда ли, Вы испытываете боли?» - вопросы с пассивным или активным внушением соответственно. А вот пример вопроса с альтернативной постановкой: «Испытываете ли Вы какие-нибудь боли?».

 

Совершенно очевидно, что от правильности постановки вопроса зависит и ход лечения, ведь эмоциональная реакция человека на болезнь может быть совершенно непредсказуемой. Люди тревожного типа, склонные к ипохондриям, даже после успешного лечения могут сомневаться в том, что уже полностью здоровы. Другие, напротив, блокируют признание своего болезненного состояния, считают себя здоровыми и отказываются лечиться. В подобной ситуации способность убеждать и внушать является профессионально необходимым качеством врача. Хорошо, если врач интуитивно понимает, какой способ внушения будет эффективен конкретно с данным пациентом. Для одного достаточной будет эмоционально окрашенная перспектива развития болезни с приведением клинических случаев, для другого потребуется подробный научно-аргументированный рассказ.Большое значение играет также невербальное поведение врача. Пациент может быть очень чувствителен и внимателен к действиям лечащего врача, особенно если его знаний оказалось недостаточно, чтобы понять сказанное медиком. Так, похлопывание по плечу пациента, сопровождаемое ничего не значащими фразами, недостаточный контакт глаз, слишком большая или маленькая дистанция, вызывает у больного неуверенность, ощущение, что от него что-то скрывают. И наоборот, врач, который берет стул, подсаживается ближе и спокойно разъясняет волнующий вопрос – безусловно, завоюет доверие пациента, даже если понял его не полностью.Основой взаимоотношений врача и пациента должно быть создание сопереживательных отношений. Кому-то это качество дано от природы, кому-то для его развития нужно много работать над собой. Создать такие взаимоотношения можно путем безоценочного и безусловного принятия других людей такими, какие они есть, не испытывая определенных ожиданий. Это правило является залогом успеха во многих профессиях и в личных отношениях, но именно в паре «врач-пациент» оно уже само по себе является серьезным терапевтическим инструментом.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных