Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






О возникновении терминов в языке




Возникновение терминов в языке обусловлено стремлением людей дать точное и ясное определение понятиям и реалиям объективной действительности. Термины представляют собой область специальной лексики языка, формирующегося в результате научно-технического прогресса. Термины создаются человеком для возможности общения в различных специальных сферах. Они должны достаточно точно отображать результаты опыта и практической деятельности людей. Как слова вообще, термины - это приобретение, хранение особой информации, создающее систему языкового выражения специальных понятий - терминологию. В состав терминологии входят узкоспециальная лексика, например, скальпель, шприц (медицин.), кредит, эмиссия (эконом.), соцветие, самоопылитель (агроном.), подшипник, стартер (инженерн.) и общенаучная - система, функция, величина, явление.

До появления письменности в казахском и русском языках существовали термины родства, скотоводческие, земледельческие, географические, ботанические и др. Появление письменности дало толчок становлению гуманитарной, просветительской, юридической терминологии. Контакты с соседними народами оказывали влияние на развитие лексической системы языков, на ход формирования терминологических систем. Одни лексические заимствования объясняются территориальной близостью с другими народами. Например, арабские и персидские слова в связи с распространением исламской религии вначале проникают в узбекский и татарский языки, а затем в казахский. Греко-латинские медицинские термины вначале проникают через польский язык в русский, а затем в казахский. Поэтому в большинстве случаев термины религиозные, научные, общественно-политические, естественно-научные составляют основу терминологических систем.

Термины должны быть краткими, конкретными, точными, и однозначными.

Термины могут быть образованы односложными существительными (плазма, ядро, маркетинг, орошение), сложными словами (машиностроение, зерносушилка, экопрограмма, плевропнев­мония), словосочетаниями (плесневый гриб, вспашка озимых, яровая пшеница, вирусный паралич пчел), аббревиатурой (ЭВМ, ДНКЖДА, КПД).

Термины могут быть национальными и интернациональными. Национальные термины возникают на базе родного языка, а интернациональ­ные - на базе слов, встречающихся в ряде языков и обладающие фонетическим сходством: например, диагностироватъ, конструкция.

1.1 Ответьте на вопросы:

1)Чем обусловлено возникновение терминов в языке?

2) Что такое узкоспециальная лексика?

3) Что такое общенаучная лексика?

4) Что такое национальные и интернациональные термины?

5) Что составляет основу терминологических систем?

6) Какие основные способы образования терминов существуют?

Задание 2. Прочитайте текст и озаглавьте его.

Основой природы составляет геологическая оболочка планеты – биосфера (от греч.bios - жизнь, sphaira - шар), состав, структура и энергетика которой в существенных чертах обусловлены прошлой и современной деятельностью живых организмов. Биосфера охватывает часть атмосферы, гидросферу и верхнюю часть литосферы, которые взаимосвязаны сложными биохимическими циклами миграции вещества и энергии.

В пространстве биосфера имеет толщину 40-50 км и состоит из области живых организмов. Границы биосферы простираются в атмосферу на высоту 25-30 км, т.е. до озонового экрана, нижняя граница в земной коре пролегает на глубине 3-5 км и ограничено изотермой (100 С). В мировом океане биосфера распространяется практически на всю водную толщу до глубины 12 км.

Основная функция биосферы заключается в непрерывном создании нового органического вещества. Этот процесс синтеза включает в себя связывание, в основном зелеными растениями, исходных минеральных соединении и образование с помощью солнечной энергии сложных, богатых кинетической энергией органических веществ.

Наряду с процессом образование органического вещества в биосфере протекают процессы потребления и разложения его другими организмами на исходные минеральные соединения.

Этим процессам способствуют человек, все животные, некоторые растения и микроорганизмы (большинство бактерий и др.), используя для своего питания готовые органические вещества.

На основе этих процессов при участии всех населяющих биосферу организмов осуществляется круговорот органического вещества, получившего название малого, или биологического, круговорота веществ, и потока энергии, составляющего биосферу. Интенсивность биологического круговорота зависит от природных условий и проявляется через формирующиеся(применительно к этим условиям) экосистемы. Экосистема (от греч. оikos – жилище, местопребывание и systema – целое, составленное из частей) - это единый природный комплекс, образованный живыми организмами и средой их обитания (атмосфера, почва, водоем и т.п.), в котором живые и косные (неорганические) компоненты связаны между собой обменом веществ и энергии.

2.1 Выделите в тексте общенаучные и узкоспециальные термины и выпишите их.

2.2 Сравните количественное соотношение общенаучных и узкоспециальных терминов и сделайте вывод.

Задание 3. Используя данные таблиц (см. «Метод. реком.») объясните происхождение названий современных наук; продолжи­те данный ряд своими примерами.

Метрология, психология, зоология, биология, философия, механика, экология, геология, гидрология, педагогика, динами­ка, геология, социология, этнография, термодинамика, ариф­метика, логика, палеография, геометрия, цитология.

Задание 4. Определите значение приставки, общее для каждой груп­пы слов.

1.Асимметрия, асептический, асинхронный, атеизм, асоциаль­ный. 2. Рекомбинировать, реконструировать, рекристаллизация, реорганизация, репродукция. 3. Дисбаланс, диспропорция, дисфункция, дистрофия. 4. Дегазация, девальвация, дегидратация, декарбонизация.

Задание 5. Подберите примеры смешанного терминообразования, при котором международные терминоэлементы сочетаются с русскими.

Пример: термообработка, ультразвук.

Задание 6. Подберите термины, входящие в терминологические системы разных наук, и определите их общий компонент значения, например:

Ассоциация (лат. аssociation - соединение):

в химии – объединение молекул вещества в удвоенные, утроенные (ассоциированные молеккулы);

в психологии – связь, образующаяся при определенных условиях между психическими представлениями, ощущениями, идеями;

в ботанике – совокупность однородных растительных сообществ.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных