Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






I. Диссоциация электролитов в зависимости от природы электролита и растворителя.




II. Влияние различных факторов на протекание ионных реакций.

III. Выполнение лабораторной работы по теме: "Электролитическая диссоциация. Гидролиз солей". Экспериментальное изучение влияния различных факторов на степень гидролиза.

 

Цель лабораторной работы: изучить процесс диссоциации электролитов в зависимости от природы электролита и растворителя. Выяснить влияние различных факторов (температуры, давления, концентрации) на протекание ионных реакций.

Оборудование и реактивы: стаканы, пробирки, штатив для пробирок, мерный цилиндр, угольные электроды, лампочка накаливания, шпатели, реактивы: Н2О, NaCl, Zn, NH4Cl, растворыкислот HCl, H2SO4, H2S, CH3COOH, оснований NaOH, KOH, NH3, солей CoCl2, CuCl2, ZnSO4, KCl, KClO3, NaClO3, FeCl2, мрамор, сахар, растворы индикаторов метилового оранжевого, фенолфталеина, бромтимолового синего и лакмуса, спирт, ацетон.

 

Ход работы:

Опыт 1. Сравнение электропроводности растворов некоторых электролитов.

Угольные электроды, укрепленные на деревянной дощечке, опустить в стакан емкостью 50 мл и включить их в цепь последовательно с электрической лампочкой. Вставить вилку в штепсель.

В стакан с электродами налить 20–30 мл дистиллированной воды. Загорается ли лампочка? Проводит ли вода электрический ток?

Внести в стакан с водой небольшую порцию измельченного сахара. Является ли проводником раствор сахара? Перенести электроды в стакан с дистиллированной водой и промыть их.

В сухой стакан насыпать поваренную соль так, чтобы она покрыла дно стакана. Опустить в соль электроды. Проводит ли ток сухая соль? Прилить из промывалки 20–30 мл дистиллированной воды. Что наблюдается? Промыть электроды в стакане с дистиллированной водой.


Объяснить, почему раствор соли является проводником тока, хотя чистая вода и сухая соль, взятые в отдельности, тока не проводят.

В четыре стакана емкостью 50 мл каждый налить по 20–30 мл 0,1 н. растворов: в первый – соляной кислоты, во второй – едкого натра, в третий – уксусной кислоты, в четвертый – раствора аммиака. Испытать электропроводимость этих растворов, погружая в них электроды. После каждого испытания промывать электроды в стакане с дистиллированной водой. Во время опыта следить за накалом лампочки и по степени её накала сделать качественный вывод о силе исследуемых кислот и оснований.

Последние два раствора (уксусной кислоты и аммиака) слить вместе и испытать электропроводимость полученного раствора. Объяснить разницу в степени накала лампочки в этом случае и в случае прохождения тока через уксусную кислоту и раствор аммиака, взятые отдельно.

Описать наблюдаемые явления и объяснить их.

Опыт 2. Сравнение химической активности кислот.

а) Взаимодействие соляной и уксусной кислот с мрамором

В одну пробирку внести 1–2 мл 2 н. раствора уксусной кислоты, в другую – столько же 2 н. раствора соляной кислоты. Выбрать два приблизительно одинаковых по величине кусочка мрамора и бросить по одному в каждую пробирку. Какой газ выделяется?

В какой пробирке процесс идет более энергично? Написать молекулярные и ионные уравнения реакций. От концентрации каких ионов зависит скорость выделения газа? В растворе какой кислоты концентрация этих ионов больше?

Сделать вывод об относительной силе исследованных кислот.

б) Взаимодействие соляной и уксусной кислот с цинком

В одну пробирку налить 1–2 мл 2 н. раствора соляной кислоты, в другую – столько же 2 н. раствора уксусной кислоты. Выбрать одинаковые по величине кусочки цинка. В каждую пробирку бросить по одному кусочку.

В каком случае водород выделяется более энергично? Написать ионные уравнения реакций. Объяснить наблюдаемое различие в скоростях реакций.

Опыт 3. Смещение равновесия диссоциации слабых электролитов.

а) Влияние соли слабой кислоты на диссоциацию этой кислоты

В две пробирки внести по 5–7 капель 0,1 н. раствора уксусной кислоты. В каждую пробирку прибавить одну каплю метилового оранжевого. Под влиянием каких ионов метиловый оранжевый принимает розовую окраску? Одну пробирку с уксусной кислотой оставить в качестве контрольной, а в другую внести небольшую порцию ацетата натрия и перемешать раствор стеклянной палочкой. Сравнить окраску полученного раствора с окраской раствора в контрольной пробирке. На изменение концентрации каких ионов указывает изменение окраски метилового оранжевого?

Написать уравнение диссоциации уксусной кислоты и выражение константы ее диссоциации. Объяснить, как смещается равновесие диссоциации кислоты при добавлении к ней ацетата натрия. Как меняются при этом степень диссоциации уксусной кислоты и концентрация ионов Н+?

б) Влияние соли слабого основания на диссоциацию этого основания


В две пробирки внести по 5–7 капель 0,1 н. раствора аммиака. В каждую пробирку прибавить одну каплю раствора фенолфталеина. Под влиянием каких ионов фенолфталеин принимает красную окраску?

Одну пробирку с раствором аммиака оставить в качестве контрольной, а в другую добавить небольшую порцию хлорида аммония и перемешать раствор стеклянной палочкой. Сравнить окраску полученного раствора с окраской раствора в контрольной пробирке.

Написать схему равновесия в растворе аммиака. Как смещается равновесие в этом растворе при добавлении к нему хлорида аммония? Почему при этом окраска фенолфталеина бледнеет?

в) Химическое равновесие в растворах электролитов

В три пробирки налить по нескольку капель насыщенного раствора хлорида кобальта (II) CoCl2, отметив предварительно окраску раствора. В первую пробирку внести несколько капель концентрированной HC l, во вторую – несколько кристаллов CaCl2 и в третью – спирт. Наблюдать изменение окраски раствора во всех случаях.

К раствору, находящемуся в первой пробирке, добавить несколько капель воды до изменения окраски раствора, затем снова добавить концентрированной HCl. Что наблюдается? Написать уравнение реакции диссоциации CoCl2. Объяснить изменение окраски растворов во всех случаях, исходя из того, что гидратированный ион кобальта (II) имеет розовую окраску, а CoCl2 – синюю.

Опыт 4. Диссоциация солей.

а) Взять немного хлорида меди (II) и отметить цвет твердой соли. Одну часть соли растворить в ацетоне, а другую – в воде. Наблюдать окраску раствора в первом и во втором случаях. Дать объяснение.

б) Кристаллик хлорида меди (II) растворить в 2–3 каплях воды. Отметить окраску раствора. Добавить несколько миллилитров воды. Наблюдать изменение окраски раствора. Дать объяснение. Написать уравнение реакции диссоциации хлорида меди (II).

Опыт 5. Окраска индикаторов.

а) Налить в четыре пробирки по ~ 3 мл дистиллированной воды и прибавить по 2 капли раствора одного из индикаторов: лакмуса, метилового оранжевого, бромтимолового синего и фенолфталеина. Отметить в таблице их цвет в нейтральной среде. В каждую пробирку прибавить раствор какой-нибудь кислоты. Наблюдать изменения окраски и записать их в соответствующие графы таблицы. Сравните результаты и заполните таблицу 1.

Таблица 1.

 

Среда Цвет индикатора
лакмуса метилового оранжевого бромтимолового синего фенолфталеина
Нейтральная Кислая Щелочная        

б) Проделать то же самое, взяв вместо кислоты раствор какой-либо щелочи.

6. Сделайте выводы.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных