Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тема 6. Тактика допроса и очной ставки




Допрос - это процессуальное (следственное и судебное) действие, состоящее в получении от допрашиваемого, в установленном законом порядке, показаний относительно обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела.

Допрос является самым распространенным способом получения доказательств, будучи в то же время одним из наиболее сложных следственных действий. Для понимания сущности допроса необходимо исходить из того, что это психическое взаимодействие допрашиваемого и допрашивающего в целях получения показаний, т.е. информации о фактах, имеющих значение для дела.

При проведении допроса следователю (и иным субъектам) приходится иметь дело с психологическими качествами личности: ощущением, восприятием и памятью.

Ощущение возникает в результате воздействия на органы чувств вещей или явлений материального мира и заключается в отражении отдельных свойств этих вещей или явлений. В зависимости от органов чувств ощущения подразделяются на зрительные, слуховые, вкусовые и т.д. Через ощущения люди узнают о таких свойствах предметов, как запах, вкус, шероховатость и т.д. Органы ощущений названы И. П. Павловым анализаторами. Слишком слабые или сильные раздражители могут не восприниматься анализаторами и не вызывать ощущений. Поэтому различают нижний и верхний порог ощущений. Многие люди имеют повышенный порог ощущений. Например, музыканты обладают более высокой чувствительностью к различию звуков. Все органы чувств обладают определенной степенью привыкания, т.е. адаптации к раздражителям.

Под восприятием понимается суждение человека об окружающей действительности на основании всех ощущений. Только совместная работа органов чувств дает возможность наиболее полно и точно воспринять действительность.

В природе существуют факторы, мешающие правильному восприятию. Их подразделяют на:

- объективные (не зависящие от воли человека): неблагоприятные метеоусловия в момент наблюдения, отдаленность предметов, быстротечность событий и т.д.;

- субъективные: душевное состояние человека; направленность внимания; профессия; темперамент (сангвиник, флегматик, меланхолик и холерик).

В следственной работе чаще имеют дело с двумя особенностями памяти: 1)память хорошо удерживает все, что связано с профессиональными интересами человека; 2) из памяти быстрее исчезают лица, имена, в то время как события надолго сохраняются в памяти.

В криминалистике различают следующие виды допроса:

1) по процессуальному положению допрашиваемого - допрос свидетеля, потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого, эксперта.

2) по принадлежности допрашиваемого к определенной категории людей - допрос несовершеннолетних; рецидивистов; душевнобольных (лиц, страдающих психическими заболеваниями); осужденных, содержащихся в учреждениях службы исполнения наказания; граждан иностранных государств и др.

3) по последовательности производства допроса - первичный и повторный, основной и дополнительный.

4) по позиции допрашиваемого - допрос в бесконфликтной ситуации и допрос в конфликтной ситуации.

Общей задачей допроса, как и других следственных действий, является установление объективной истины по делу. К частным же задачам относится достижение промежуточных целей доказывания, а именно установление с помощью допроса круга обстоятельств, имеющих значение для расследования и предупреждения преступления.

Предмет допроса охватывает обстоятельства:

- входящие в предмет доказывания;

- необходимые для достижения промежуточных целей расследования;

- позволяющие обнаружить доказательства;

- необходимые для проверки и оценки доказательств ориентирующего характера.

Цель допроса заключается в получении полных и правдивых показаний. Процесс формирования показаний носит психологический характер. Следователь должен знать основанные на данных судебной психологии, тактические приемы, позволяющие ослабить воздействие объективных и субъективных факторов, влияющих на полноту и объективность показаний.

С информационной точки зрения процесс формирования показаний состоит

из ряда последовательных стадий:

1) получение, обработка и сохранение в памяти информации определенным лицом;

2) истребование следователем этой информации от допрашиваемого, постановка перед ним мыслительной задачи;

3) воспроизведение - передача информации допрашиваемым следователю в форме свободного рассказа или ответов на заданные вопросы;

4) восприятие следователем информации, ее фиксация в предусмотренной законом процессуальной (протокольной и иной) форме.

Обязательными участниками допроса, кроме следователя, могут быть:

- педагог, законные представители несовершеннолетнего, защитник - при допросе несовершеннолетнего;

- переводчик - при допросе глухих, глухонемых или лиц, не владеющих языком, на котором ведется судопроизводство.

Допрос может быть результативным только при соблюдении определенных тактических условий, основными из которых являются:

- целеустремленность допроса, означающая проведение его с заранее обдуманной целью для получения правдивой информации;

- объективность и полнота допроса, проявляющиеся в том, что следователь не вправе по собственному усмотрению сокращать или изменять полученные показания, навязывать допрашиваемому свои представления. Гарантией объективности допроса является запрещение законом задавать допрашиваемому наводящие вопросы, а гарантией его полноты - требование, по возможности, дословного изложения показаний.

Необходимым условием достижения цели допроса является установление психологического контакта с допрашиваемым. Под психологическим контактом с допрашиваемым понимают создание такой атмосферы допроса, при которой допрашиваемый проникается уважением к следователю, пониманием его задачи и обязанностей, исключает всякие личные мотивы в его действиях, осознает необходимость способствовать своими показаниями установлению истины.

Основные приемы установления психологического контакта:

- убеждение допрашиваемого в объективности следователя, внушение ему уважения к следователю;

- пробуждение у допрашиваемого интереса к даче показаний, к процессу общения со следователем;

- проявление заботы о соблюдении прав допрашиваемого и об удовлетворении его законных интересов;

- создание и поддержание в ходе допроса спокойной деловой обстановки, без излишней напряженности;

- проявление при допросе тактичности, выдержанности, соблюдение культуры речи и др.

Допрос, как и любое другое следственное действие, направленное на получение, исследование и оценку доказательств, имеет три основные стадии:

- подготовка к допросу;

- непосредственное получение информации от допрашиваемого;

- фиксация хода и результатов допроса.

Подготовка к допросу слагается из следующих элементов: изучение материалов дела и личности, составлении плана времени и места его проведения.

Изучение материалов уголовного дела позволяет решить вопрос о последовательности допроса различных лиц: а) в первую очередь допрашиваются те свидетели, которые могли лучше воспринять наблюдаемое; б) заинтересованные лица, родственники подозреваемых (обвиняемых) не допрашиваются в числе первых; в) из обвиняемых допрашивается первым тот, кто принял в совершении преступления наименьшее участие.

Изучение личности допрашиваемого необходимо для полного учета его психологических качеств и выработки правильной тактики допроса.

Основные пути изучения личности:

-детальный анализ доказательств, находящихся в деле;

-собирание сведений о личности в результате проведения иных следственных и оперативно-розыскных мероприятий;

-специальный сбор сведений из организации по месту работы, учебы путем получения характеристик;

-проведение беседы с оперативными работниками, которые проводили задержание, либо со следователем, ранее проводившим допрос.

-личное наблюдение до допроса;

-изучение в процессе допроса.

Время допроса должно быть как можно ближе к моменту восприятия факта. Допрос осуществляется на месте производства предварительного следствия. Но следователь вправе произвести его и в месте нахождения допрашиваемого. Место допроса должно обеспечивать соблюдение следующих требований: исключение появления в кабинете посторонних лиц, шумовых раздражителей (во время допроса телефон отключается). Присутствие посторонних на допросе нежелательно.

Вызов на допрос осуществляется повесткой, которая вручается под расписку. Вместе с тем необходимо шире использовать телефон. В каждом случае способ вызов определяется индивидуально. Следователь принимает меры к вызову на допрос защитника, представителей несовершеннолетних.

Техническое обеспечение допроса предполагает подготовку необходимой техники, а также консультации со специалистами по техническим и иным вопросам.

Заключительной частью подготовки к допросу является составление плана. Форма плана произвольная. Если составляется письменный план, то в него включаются вопросы, подлежащие выяснению, их последовательность и используемые при этом материалы.

Подготовка к допросу может включать изучение следователем специальной литературы, консультации с соответствующими специалистами, знакомство с производственными процессами на предприятии, если на допросе пойдет речь о доказательствах, полученных с использованием специальных познаний (например, в области бухгалтерского учета, медицины, психологии, строительного дела).

Тактика допроса потерпевшего и тактика допроса свидетеля настолько близки, что их можно рассматривать совместно. При этом надо учитывать заинтересованность потерпевшего в исходе дела, возможность ошибочного восприятия им фактов в силу обстановки события и опасности, которой он подвергался.

Допрос свидетелей и потерпевших можно разделить на пять этапов:

- подготовка к допросу (см. выше);

- установление психологического контакта с допрашиваемым;

- свободный рассказ допрашиваемого;

- постановка вопросов допрашиваемому;

- ознакомление допрашиваемого с протоколом и магнитофонной записью его показаний.

После разъяснения допрашиваемому порядка допроса и предупреждения его об ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний следователь предлагает ему рассказать все известное по делу.

Свободный рассказ - это изложение допрашиваемым известных ему фактов в той последовательности, которую ему рекомендует следователь или он избирает сам. Следователь не прерывает свободный рассказ репликами или вопросами. По ходу свободного рассказа нежелательно протоколирование, поскольку допрашиваемый постоянно должен чувствовать внимание со стороны следователя и его заинтересованность в показаниях. По окончании свободного рассказа, который, как правило, не исчерпывает предмета допроса, следователь путем постановки вопросов восполняет и уточняет полученные показания, выявляет новые факты, не упомянутые в свободном рассказе, помогает свидетелю или потерпевшему вспомнить забытое. При этом следователь должен помнить, что наводящие вопросы не допускаются. Под наводящими вопросами понимают такие вопросы, в формулировке которых уже содержится ответ; ответ как бы подсказывается самим вопросом.

Допрашиваемому свидетелю или потерпевшему могут задаваться следующие виды вопросов: дополняющие, уточняющие, напоминающие, контрольные.

В целях "оживления памяти" свидетеля или потерпевшего применяются следующие тактические приемы (которые используются и при допросе подозреваемого или обвиняемого, искренне стремящегося вспомнить какие-либо обстоятельства):

1) постановка вопросов, активизирующих у допрашиваемого в памяти ассоциативные связи;

2) детализация показаний путем постановки конкретизирующих, детализирующих и уточняющих вопросов;

3) допрос в разных планах (выяснение отдельных деталей произошедшего события с разных моментов времени);

4) предъявление вещественных доказательств и документов, способствующих припоминанию (например, одежды убитого, фотографий места происшествия, счетов или накладных, подписанных свидетелем);

5) использование на допросе макетов (местности и т.п.), карт, схем, коллекций, альбомов с образцами продукции и др.;

6) допрос на месте события;

7) повторный допрос по ограниченному кругу обстоятельств.

Все вышеизложенные положения, относящиеся к подготовке к допросу, распространяются и на допрос подозреваемого и обвиняемого. Свободному рассказу обвиняемого предшествует задаваемый следователем вопрос о том, признает ли он себя виновным в предъявленном ему обвинении в преступлении. Допрос обвиняемого, полностью признающего себя виновным, как правило, носит бесконфликтный характер, за исключением случаев самооговора либо попыток скрыть от следствия или преуменьшить вину кого-либо из соучастников. При отрицании или неполном признании обвиняемым своей вины допрос приобретает конфликтный характер. Последовательность изложения обвиняемым обстоятельств преступления может быть:

- хронологической - от обстоятельств, предшествовавших преступлению, до преступления, преступного результата;

- логической - от причин совершения каких-либо действий к их следствиям, фактам или эпизодам;

- тактической – от того факта, который, по мнению следователя, тактически целесообразно осветить вначале.

Тактические приемы преодоления отказа обвиняемого отдачи показаний:

- убеждение обвиняемого в неправильности занятой позиции;

- использование факта дачи показаний соучастниками обвиняемого;

- побуждение к даче показаний путем сообщения об изобличающих его показаниях соучастников, предъявления доказательств;

- использование противоречий между интересами соучастников.

Тактика допроса подозреваемого существенно не отличается от тактики допроса обвиняемого, хотя и имеет некоторую специфику. Она объясняется тем, что данные о личности подозреваемого, которыми располагает следователь, более скудны, чем о личности обвиняемого. Кроме того, в распоряжении следователя еще нет такого количества доказательств, как при допросе обвиняемого.

В процессе проведения допроса перед следователем может встать задача по изобличению во лжи как свидетеля или потерпевшего, так и подозреваемого или обвиняемого.

Тактические приемы изобличения допрашиваемого во лжи можно подразделить на:

1) приемы эмоционального воздействия:

- убеждение в неправильности занятой позиции, ее антиобщественной направленности;

- разъяснение правовых последствий дачи ложных показаний и вредных последствий этого для близких допрашиваемому лиц из числа потерпевших, подозреваемых, обвиняемых;

- воздействие на положительные стороны личности допрашиваемого.

2) приемы логического воздействия:

- предъявление доказательств, опровергающих показания допрашиваемого;

- предъявление доказательств, требующих от допрашиваемого детализации показаний, которая приведет к противоречиям между его показаниями и показаниями соучастников;

- логический анализ противоречий между интересами допрашиваемого и его соучастников; аргументированное обоснование бессмысленности занятой

позиции, которая не может помешать установлению истины.

3) тактические комбинации (по созданию ситуации, рассчитанной на неправильную оценку ее допрашиваемым, что приводит к его изобличению):

- создание у допрашиваемого преувеличенного представления об осведомленности следователя об обстоятельствах дела;

- сокрытие от допрашиваемого осведомленности следователя о тех или иных обстоятельствах;

- метод косвенного допроса (постановка второстепенных вопросов, с точки зрения допрашиваемого, но фактически маскирующих главный вопрос о причастности допрашиваемого к преступлению).

Особенности тактики допроса несовершеннолетних свидетелей, потерпевших, подозреваемых и обвиняемых обусловлены, прежде всего, особенностями психики несовершеннолетних: склонностью к фантазированию, повышенной внушаемостью, высокой степенью эмоциональности, неустойчивостью поведения, незначительным жизненным опытом и т.п., что приводит к неправильной оценке расследуемого события.

При подготовке к допросу следователь должен выяснить степень развития ребенка или подростка, особенности его характера, степень влияния на него взрослых.

Местом допроса детей младшего возраста целесообразно избирать привычную для них обстановку - в школе, детском учреждении, дома, чтобы официальная обстановка кабинета следователя не сковывала и не подавляла их.

Несовершеннолетних в возрасте 15-18 лет желательно допрашивать в кабинете следователя, так как в официальной обстановке, проникаясь чувством ответственности, они скорее дадут правдивые показания.

Допрос ребенка не следует затягивать, учитывая быструю утомляемость детей, их неспособность сосредоточивать внимание долгое время на одном объекте.

Основным средством изобличения малолетних во лжи на допросе являются приемы эмоционального воздействия, поскольку средства логического убеждения, как правило, оказываются малоэффективными. Целесообразным может оказаться повторный допрос, позволяющий обнаружить признаки внушения или фантазирования.

Если у следователя при ознакомлении с заключением эксперта возникнут вопросы, не требующие для разъяснения дополнительных исследований, он может выяснить их, допросив эксперта, давшего заключение.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных