Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Этапы становления политической науки

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ПОЛИТОГОЛИИ

 

 

Этапы становления политической науки

 

План работы

 

1. Политическая мысль в Древнейшем мире и средние века.

 

2. Политические учения нового времени

 

 

1. Политическая мысль в Древнейшем мире и средние века.

 

Политическая мысль в истории цивилизации имеет давнюю и богатую историю. Этот процесс неразрывно был связан со становлением первых государств как особой организации власти.

История социально-политических учений является одной из важнейших составных частей духовного мира человечества. Она является результатом деятельности многих поколений мыслителей, интересовавшихся проблемами общественного и государственного устройства, политикой, взаимоотношениями личности и общества.

Социально-политические идеи отражают реальные процессы человеческой жизни, а потому источников их возникновения и развития, причин расцвета и упадка нужно искать не в самих этих идеях, а в материальных условиях жизни, в характере социально-политических процессов на каждом этапе общественного развития.

Первые попытки объяснить общественные порядки видим еще во времена разложения общинного строя и возникновения классового общества. В мифах древних египтян и индусов, вавилонян и китайцев, персов и евреев нашли отражение попытки понять основы общественной жизни, природе власти. В этих мифах обосновывались идеи божественного происхождения отношений между людьми, вечность и неизменность социального устройства. Однако в них чувствуется и тревога, порожденная распадом общинных связей, расколом общества на богатых и бедных, конфликтами между различными группами людей. Еще в III-II тысячелетиях до н. е. мышления людей полностью был под властью мифологических представлений об окружающем мире. Но уже в I тысячелетии до н. е. с развитием общественного производства, что обусловило настоящий скачок в духовной культуре, человечество делает свои первые шаги к рациональному самопознания.

Так, великий мыслитель Древнего Китая Конфуций (551-479 гг. до н. э.) признает божественное происхождение власти императора, но отказывается от идеи божественного происхождения государства. Отношения в государстве должны регулироваться прежде всего моралью. Будучи сторонником ненасильственных методов правления, Конфуций все недостатки в жизни общества объяснял плохими привычками людей, а главной целью государственной политики провозглашал воспитания добрых привычек. Наиболее высокие требования он ставил к нравственному воспитанию правителей, отмечая, что нравственность правителей определяет и нравственность подданных. В IV в. до н. е. китайский мыслитель Шан Ян обосновал другой идейно-политическое направление - легизм. Легисты, в отличие от конфуцианцев, считали нравственное воспитание людей недостаточным и настаивали на необходимости существования в общественной жизни суровых законов и суровых наказаний.

Настоящей вершиной политической мысли Древнего Мира считается политическая философия Древней Греции.

Знаменитый философ Демокрит (460-370 гг. до н. э.) сделал одну из первых попыток объяснить природными обстоятельствами происхождения человека и общества. По его убеждению, жизнь общества совсем не связана с деятельностью богов или героев. Разделение людей на рабов и свободных в обществе является вполне естественным и обычным. Рабство философ не счел аморальным. Демокрит был уверен, что человечество в своем развитии следует по восходящей, а потому «золотой век» у него не позади, а в будущем. Он сторонник демократической формы правления и враг монархии. По мнению Демокрита, в демократическом государстве даже бедность лучше, чем богатство в монархии.

Взгляды аристократии выражал Платон (427- 347 гг. до н. э.). Его идеи оказали огромное влияние на всю позднейшую историю социально-политической мысли. Платон мечтал основать идеальное государство. Он даже написал специальное произведение под названием «Государство». Политический идеал Платона - аристократический государственный строй, «власть лучших». Он выступает с резкой критикой рабовладельческой демократии. Демократия строится на признании власти большинства народа над меньшинством. Платон осуждает не только демократию. Он с ненавистью относится к тирании, олигархии (власти богатых), тимократии (власти военных). Всем этим формам организации власти мыслитель противопоставляет собственный проект совершенного государства и правления. Основная суть платоновского государства - справедливость, которая заключается в тщательном выполнении каждым членом общества своих обязанностей. Во главе такого государства стоят философы, на основе «вечных» идей мудро управляют обществом. Вторая часть общества - воины - живут аскетической жизнью и защищают государство от внутренних и внешних врагов. Третий слой - земледельцы и ремесленники, задача которых кормить всю страну.

Огромную роль в истории социально-политической мысли сыграл другой античный мыслитель - Аристотель (384-322 гг. до н. э.). Ученик и поклонник Платона в первый период своей жизни, он увидел уязвимые места в системе идей учителя и подверг их основательной критике. До нашего времени дошло много его произведений, в которых изложены почти весь объем социально-политических знаний древних греков.

Аристотель рассматривал государство, которое он в известной мере отождествлял с обществом, как форму общения граждан. Человек, по его мнению, является существом политическим, и она может себя реализовать только в обществе и через общество. Государство, утверждал Аристотель, создано не соглашением между людьми, а естественным путем. Цель создания государства состоит не только в том, чтобы решать экономические и политические вопросы, но и в том, чтобы не позволять людям делать несправедливость, помогать удовлетворять материальные потребности. Служение общему благу было для Аристотеля критерием совершенства государственной формы, а лучшей формой государства он считал так называемую Полет (правление большинства в интересах всех).

Аристотель, как и Платон, - теоретик рабовладельческого государства. Неравенство, по его мнению, изначально присуще человеческому обществу. Сама природа устроила так, чтобы одни были рождены рабами, а другие - свободными. Рабство Аристотель рассматривал как обязательное условие существования общества, поскольку оно, освобождая часть людей от изнурительного труда, позволяет им участвовать в управлении государством и создавать духовные ценности. Но мыслитель не принял платоновского проекта идеального государства. Он отрицал «растворения» отдельного человека в обществе, отстаивал права отдельного индивида и отдельной семьи.

Влияние античной социально-политической мысли сказалось, прежде всего, на политических учениях средневековья и Возрождения. После распада рабовладельческого строя в Западной Европе возникло феодальное общество, основными классами которого стали помещики и крестьяне.

Главным в комплексе социально-политических идей раннего средневековья стало учение «отцов» и «учителей» церкви: Василия Великого, Иоанна Златоуста, Григория Нисского и других о бесплодности земного существования, о бесполезности и тщетности человеческих усилий. Пропагандировался аскетизм, выдвигалась идея повиновения властям, а за это обещалось царство небесное на том свете.

Наиболее выдающимися социально-политическими мыслителями средневековья были Аврелий Августин, позже названный «блаженным», и Фома Аквинский.

Августин (354-430) - один из отцов западно-христианской церкви. О своих духовных поисках мыслитель рассказал в произведении под названием «Исповедь».

Основная черта социально-политических взглядов Августина - обоснование и оправдание неравенства в обществе. Богатство одних и бедность других он объяснял испорченности природы человека в результате грехопадения первых людей. Положение человека в обществе, по Августину, запрограммированное на небесах. Отсюда - вывод о неправомерности революционных выступлений народа против устройства «гармоничной неравенства».

В своем учении Августин пытался дать всемирно-историческую картину развития человечества. Он вслед за древнегреческими стоиками обосновывает идею единства человеческого рода, происходит согласно библейским сказаниям от «прародителей» - Адама и Евы.

Другой выдающийся мыслитель - Фома Аквинский (1225-1274) - жил в период позднего средневековья и был наиболее влиятельным богословом в Западной Европе того времени. В 1323 году он был причислен к лику святых римско-католической церкви, а учение Фомы Аквинского было признано впоследствии официальной идеологией католицизма.

Взгляды Фомы Аквинского на общество сформировались под влиянием Аристотеля. Как и греческий философ, Фома говорил о необходимости ставить на первый план интересы государства. Согласно христианской традиции, ситуации он рассматривал социально-политические отношения как отражение небесного божественного порядка. Общество должно состоять из различных слоев: большинство людей должны заниматься физическим трудом, а меньшинство - умственным, а также управлять обществом. В интересах общества каждый человек имеет безотказно выполнять свои обязанности, потому что их установлено богом.

Дальнейшее период истории социально-политической мысли связано с формированием и развитием капитализма в Западной Европе. Становление и развитие капиталистических социальных отношений дали новый толчок интенсивной разработке социально-политических идей. В XIV-XV вв. в социально-экономической и культурной жизни Западной Европы произошли большие изменения.

Социально-политическая мысль эпохи Возрождения на первый план выдвинула проблему прав и свобод человека, особенно его права на индивидуальность, то есть независимость, достоинство, собственное мнение, собственный образ жизни.

Большим и оригинальным мыслителем, политическим писателем эпохи Возрождения был Николо Макиавелли (1469-1527). Он оставил целый ряд произведений, которые очень высоко поставили его в истории политической мысли. Среди этих произведений особенно значительные «Монарх», «Размышления на первую декаду Тита Ливия», «История Флоренции» и другие.

Наиболее известная работа Н. Макиавелли - «Монарх», которая принесла ему всемирное признание и огромную популярность. Цель «Монарха» - раскрыть, как завоевывают власть, как ее удерживают и как теряют, научить чиновников науки достижения политического успеха. Политическая философия Макиавелли базируется на анализе римской истории, на собственных наблюдениях политической жизни Италии и на политической биографии известного итальянского политического авантюриста Чезаре Борджа, который привлек к себе симпатии Н. Макиавелли тем, что стремился к объединению Италии.

 

Цель, которой стремился Н. Макиавелли (укрепление какой из маленьких итальянских государств с тем, чтобы она могла объединить под своей властью всю Италию), была прогрессивной, однако он не гнушался ничем, игнорировал нравственность, в основу политики возлагал цинизм и беспринципность. Такая политика впоследствии получила название макиавеллизма.

Зарубежные исследования последних десятилетий подчеркивают огромное влияние Н. Макиавелли на политические теории нового времени, его роль как основоположника современной политической науки. Политическая доктрина Макиавелли вполне реалистичная, она обнаруживает настоящие пружины авторитарной политики и политической деятельности.

 

2. Политические учения нового времени

Новое время в Европе - эпоха буржуазных революций и последующего развития капитализма на основе промышленного переворота и политических преобразований. Начало Нового времени связано с формированием идеологии Просвещения, интеллектуально подготовило буржуазные революции. Идеология основывалась на убеждении в способности человеческого разума познать действующие в мире законы и изменить всю систему общественных отношений. Политическая мысль начинает уделять большое внимание проблеме индивида как гражданина и характера его взаимоотношений с государством.

Основными политическими доктринами эпохи Просвещения стали теории «естественного права» и «общественного договора». Основателем концепций считается голландский юрист и дипломат Гуго Гроций. Идеи, истоки которых уходят еще с античности, приняли классическую форму в эпоху, когда стал актуальным принцип личной свободы. По учению Гроция, естественные права предопределены самой природой. Он выделял естественное право, которое в свою очередь разделил на божественное право и человеческое право. Хотя содержание естественного права не расходится с божественной волей, оно не может быть изменено даже Богом. Человеческое право, хотя и является переменным, в результате не должно противоречить человеческой природе и естественному праву.

На основе концепции естественного права возникла договорная теория происхождения государства, ее появление результат сознательной деятельности людей. Теория опирается на выделение двух состояний людей: естественного - без государства - и гражданского, основанного на государственной власти и юридических законах. Этот переход осуществляется путем заключения договора между людьми. Хотя еще в предгражданском состоянии люди обладали естественными правами, но они не были надежно защищены по той причине, что не все индивиды достаточно умны. В лице государства люди получают безопасность и защиту их естественных прав.

Согласно мнениям английского мыслителя Томаса Гоббса, естественное состояние людей - это постоянный конфликт, война всех против всех. Подобная война вытекает из эгоистической природы людей, из склонности делать друг другу зло, сложившееся в результате своеобразной равенства людей, права, предполагает делать все, что угодно и против кого угодно. Инстинкт самосохранения толкает людей к заключению договора. Жертвуя своей свободой, они приобретают защиту со стороны суверена - государства. Само государство Гоббс, сравнивает то с искусственным человеком, то с созданным Богом, то Левиафаном, библейским персонажем, является огромным морским чудовищем. Только внушая страх своим подданным, государство способно прекратить постоянную войну людей. Заключив договор, люди уже не имеют права от него отказаться, не имеют права сопротивляться действиям суверена. Лишь в том случае, если власть не способна гарантировать самосохранение подданным, она перестает быть законной. Будучи сторонником абсолютной монархии, Гоббс настаивал на неделимом характере государственной власти и был противником принципа разделения властей.

Соотечественник Гоббса Джон Локк дал иную трактовку естественному состоянию и отношениям людей с государственной властью после подписания договора. Он считал, что большинство людей следуют естественным правам через свою разумность и доброту, хотя могут тянуться к властной выгоде. Поэтому они нуждаются независимого судью. Создав государство (своеобразного опекуна), народ выступает как его подопечный и как его основатель. Последнее дает право народа отменять законы, которые противоречат его интересам.

Более того, народ имеет право отобрать власть у правителей, которые нарушают его естественные права. Локка называют отцом либерализма. Именно его представление о естественных правах человека легло в основу формирования либеральной идеологии.

К природным правам человека он отнес следующие:

- право на жизнь, что защищает безопасность человека;

- право на свободу, что уничтожает угнетение человека и дает возможность определить свою жизнь в соответствии со своими желаниями;

- право на собственность - право работать и владеть результатами своего труда. Дж. Локк оправдывал частную собственность, потому что считал, что она создается индивидуальными усилиями и инициативой.

Радикальную концепцию общественного договора создал французский мыслитель Жан-Жак Руссо. Идеализируя естественное состояние, своеобразный «золотой век», он считал, что гражданское состояние должно гарантировать человеку возмещение естественного равенства в виде договорено установленных свобод. Руссо считается отцом классической теории демократии, потому что именно ему принадлежит идея народного суверенитета. Создав государство, люди не отдают себя во власть суверена, а являются носителями верховной власти. Считая суверенитет народа неделимым, он выступал против разделения верховной власти между любыми органами. Законодательная власть не может быть передана парламенту, а должна осуществляться непосредственно народом. Все законы создаются общей волей народа.

Политические идеалы Руссо взаимоисключающие. Убежденный сторонник свободы, которому принадлежит известное выражение «человек рождается свободным, но везде она в кандалах», в своем политическом трактате «Общественный договор» конструирует модель политической ассоциации, гарантирует личности его права и свободы. Но его модель создает новые оковы. Общая воля народа, формируется при заключении договора, исключает те интересы, которые нельзя обобщить. Индивид превращается в нераздельную часть коллективного целого. Никто из граждан не может выразить свою частной любопытства. Руссо выступает против общественного и политического плюрализма, считая, что партии и частные ассоциации усложняют процесс формирования общей воли. Он декларирует, что тех граждан, которые не осознали своего права на свободу и отказываются подчиняться общей воле, можно заставить быть свободными.

Идеи Просвещения способствовали формированию революционного сознания во Франции. Один из первых документов Великой французской революции - Декларация прав человека и гражданина (1789 г.) - провозглашала право человека на свободу, собственность и на сопротивление насилию. Получила практическое воплощение и идея «общей воли» Руссо. Знаменитый доминиканец М. Робеспьер и его сторонники использовали идеи Руссо для оправдания массового террора. Главным средством утверждения «общей воли» стала гильотина. В годы революции в результате ее использования погибло семнадцать тысяч человек, среди которых были как сторонники монархии, так и сами революционеры. В XX веке идея господства коллективного целого (государства, общества) над личностью была реализована тоталитарными режимами.

В XVII-XVIII вв. сформировалась политико-правовая теория разделения властей. Ее смысл заключался в обосновании соответствующей организации государственности, которая позволяла бы создавать дополнительные гарантии против тирании и нарушения политических свобод. Дж. Локк, противник абсолютной монархии, предложил поделить суверенитет между двумя ветвями власти: законодательной и исполнительной. Законодательная власть, хотя и является верховной, не носит абсолютного характера. Среди условий, которые ее ограничивают, он называет равенство закона для всех - богатых и бедных, а также направленность закона на достижение блага людей.

Функции исполнительной власти принадлежат монарху и министрам. Теоретическая модель Локка отражала, как ему казалось, форму политического управления, сложившегося в Британии после Славной революции 1688 г. действительности ветви власти были не столь независимы друг от друга: суд был частью исполнительной системы, а монарх через министров осуществлял влияние на работу парламента.

Классический вариант теории разделения властей был создан французским просветителем Шарлем Луи де Монтескье. Он увлекался римской республикой и конституционной монархией Англии, видя в них воплощение смешанного правления. Сторонник уравновешенной конституции и разделения властей, он идеализировал форму правления в Англии, считая, что в ней сочетаются лучшие черты монархии в исполнительной власти, аристократии в палате лордов как верховном суде и демократии в законодательной власти палаты общин. В подобном разделении полномочий он увидел гарантии против произвола. Монтескье сформулировал базовые положения доктрины разделения властей.

Каждая ветвь власти отвечает за выполнение определенных функций:

- законодательная власть принимает законы, обязательные для всех граждан;

- исполнительная власть ответственна за практическое воплощение законов;

- судебная власть отвечает за безопасность граждан.

Взаимность ветвей власти, позволяет достичь баланса сил. Сторонник народовластия, он понимал, что сам народ через организационные сложности не сможет постоянно выполнять контроля над властью, поэтому предложил, что более эффективным будет взаимоконтроль ветвей власти по горизонтали. Монтескье разработал теорию народного представительства, обосновав право каждого гражданина выбирать своих представителей в органы власти. Собрание представителей, обладая законодательной властью, выражают народную свободу.

Идеи Монтескье вызвали большое влияние на практику конституционализма. Последователем его идей был один из «отцов»американской конституции Джеймс Мэдисон. Эффективность разделения властей он связал с механизмом противовеса, позволявшее устранить угрозу гарантии со стороны любого органа: хотя каждая власть имеет определенные полномочия, но ряд из них контролируется ветвями власти. Дополнительным барьером от ошибок беспредела должен был стать, согласно утверждению Эдисона, разделение самой законодательной власти на две палаты. Идея системы противовеса в современном мире воплощена в конституциях современных демократических государств, обеспечивает стабильность этих политических систем. Так, исполнительная власть может наделяться правом законодательной инициативы, законы могут быть приостановлены правом вето, в то же время глава исполнительной власти может быть отстранен от должности через процедуру импичмента при соответствующей функции Конституционного суда и т.д. Обращаясь к проблеме форм правления, он разрабатывает концепцию республиканского правления как представительной демократии.

Традиция Просвещения была продолжена знаменитым немецким мыслителем Эммануилом Кантом. Он заложил философскую основу теории правового государства. Согласно учению Канта, государство - это сочетание множественности людей, подчиняются праву. Но сама власть должна быть ограничена правом, иначе она рискует перерасти в произвол и тиранию. Идея обязательности права в учении Канта сочетается с идеей народного суверенитета, что нашло выражение в такой фразе: «Чего народ не может решить относительно самого себя, того и правитель не может решить относительно народа». В правовом государстве сами граждане в своих действиях руководствуются умением ума и моральными нормами, то есть требованиями категорического императива.

Он дает два определения категориального императива:

- «действий так, чтобы твои действия были образцом общего закона поведения»;

- «всегда относись к всего человеческого в себе и в других как к самоцели и никогда не относись к нему только как к средству».

Иными словами, нельзя использовать другого человека как средство для достижения чужого благополучия.

На рубеже XVIII-XIX вв. формируется новое направление общественной мысли - консерватизм. У его истоков стояли английский философ Эдмунд Берк и французский философ Джозеф де Мэстр.

Консерватизм стал своеобразной реакцией на идеологию Просвещения и французской революции. Выступая против революционных изменений, идеологи консерватизма подчеркивали, что в основе органической целостности общества лежит традиция, что уничтожение традиционной основы ведет к гибели общества. Если просветители верили в возможность переустройства мира на основе разума, то консерваторы, защищая порядок и традицию, сделали ставку на религиозные чувства и веру.

Оппозицию либерализма и идеи народного суверенитета составила политико-правовая теория Гегеля. Восторженное отношение к французской революции и Наполеона в конце жизни изменилось на критику демократии и защита прусской полицейского государства, что казалось ему реализацией политической разумности. Он поставил государство выше общества и личности. Личность приобретает свободу, выполняя свой ​​долг перед государством. Само государство в состоянии защищать себя от людей, чьи убеждения нарушают общественный порядок. Вместе с тем Гегель внес большой вклад в развитие следующей философской и политической мысли, создав теорию диалектики и обосновав идею закономерного развития истории. Довольно интересны и взгляды Гегеля на гражданское общество. Сторонники теории общественного договора фактически отождествляли гражданское общество с государством. У Гегеля гражданское общество хоть и связано с государством, оно является другим социальным образованием, чем государство. В его учении гражданское общество неустойчиво и конфликтное. Противоречивость общества определяется имущественным неравенством людей и наличием в его структуре состояний, преследующие личные интересы. Наоборот, государство - это единый организм, поскольку все его части существуют ради целого. Соотношение гражданского общества с государством - это соотношение здравого смысла с умом. Отсюда следует, что государство призвано доминировать над обществом. Только ограничивая гражданское общество, государство может обеспечить его свободу.

После французской революции традиция либерализма была продолжена в трудах мыслителя Бенджамина Констана. Он увидел главный парадокс великой революции в том, что народ-суверен оказался отчужденным от власти. Тирания нового типа (якобинский террор, бонапартизм) возникла как выражение общей воли. Не отрицая идею народного суверенитета, он, в противовес идеям Руссо, утверждал, что общая воля не должна обладать неограниченным авторитетом по отношению к индивидуальной свободе. Свобода в толковании Констана - это «мирное пользование своей независимостью». Гражданская свобода раскрывается в правах индивида как свобода вероисповедания и слова, свобода собраний, неприкосновенность личности и собственности.

Соотечественник Констана и его младший современник Алексис де Токвиль также был обеспокоен проблемой защиты индивидуальной свободы от «тирании большинства». Собственно он и ввел понятие «тирания большинства». Он был сторонником демократии и считал, что падение правления аристократии и демократические преобразования является универсальным процессом, вызванным утверждением социального равенства. Спор о превосходстве демократии или аристократии была решена в пользу первого, но возможны различные альтернативы демократии: равенство в сочетании со свободой или равенство без свободы. Опасность для индивидуальной свободы скрывается в том, что демократия может обладать трудно выраженной разновидностью деспотизма - власть общественного мнения, которая подавляет любое несогласие.

Идея Токвиля о том, что опасность для индивидуальной свободы может исходить от общественного мнения, нашла теоретическое продолжение в учении английского мыслителя Джона Стюарта Милля. Гарантией против подобной тирании, по его мнению, должна стать абсолютная свобода мысли. Подавление дискуссий несправедливое и даже вредно для общества, так как оно теряет возможность познать мнение, которое может оказаться справедливым. Подражание догмам, которые не поддаются экзамена свободного обсуждения, не оставляет обществу шанс дальнейшего развития.

Противоречия капитализма развивался, породили новые представления о необходимости общественных преобразований. Идея естественного равенства людей перешла границы политико-правового толкования (политические права, равенство перед законом) и распространялась на сферу социальных экономических отношений. Вопрос о наилучшем устройстве общества рассматривался через призму решения вопроса о ликвидации эксплуатации человека человеком и решения других социальных вопросов.

Эти идеи были развиты такими представителями утопического социализма начала XIX в.: Шарлем Фурье, Робертом Оуэном, Анри де Сен-Симоном.

Они высказали целый ряд идей, стали исходным моментом для коммунистической теории К. Маркса и Ф. Энгельса.

Проектируемые ими черты будущего справедливого общества уже не несли уравнительности, присущих первым социалистическим утопиям. По Сен-Симону полное равенство недостижимо. Приближение к равенству заключается в ликвидации паразитизма старых правящих классов. Он выразил достаточно оригинальные мысли о политической власти в новом обществе. Сен-Симон считал, что светская власть должна принадлежать индустриалам - наиболее способным представителям промышленного класса, к которому он относил предпринимателей и рабочих. Духовная власть должна быть сосредоточена в руках ученых, их задача - распространение знаний среди других классов. Он считал, что в будущем может быть уничтожена разница между управляющими и руководителями, а политическая власть трансформируется в административную, которая будет осуществлять управление производственными процессами, руководствуясь планом. Будущее общество представлялось как единая промышленная ассоциация с перспективой постепенного утверждения всемирной ассоциации народов.

Ш.Фурье выступил с идеей децентрализации власти. Будущее общество представлялось ему как ассоциация автономных фаланг. Цель фаланги - обеспечение личных свобод. Решения принимаются с согласия всех членов общества.

Проект политической реорганизации общества Р. Оуэна предусматривал объединение «поселений сообщества и сотрудничества», которые самоуправляются на основе конституции в национальные федерации, которые в свою очередь перерастают в объединение международного масштаба с единым управлением и единым законам.

Во второй половине XIX в. происходит становление нового течения общественной мысли, значительное влияние на теорию и политическую практику этого и следующего столетия, - марксизма. Как теория, идеология и практика, он был разработан Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом.

Марксистский анализ включает в себя ряд положений:

- обусловленность политики экономической сферой и признание за ней относительной самостоятельности, способности влиять на экономику;

- идея классовых конфликтов, в которых проявляются противоречия классово-антагонистических обществ;

- классовая борьба и революции как движущая сила общественных изменений;

- трактовка власти и политики как организованного насилия одного класса над другим;

- борьба за государственную власть как способ реализации классовых интересов;

- классовое видение процесса происхождения и сущности государства;

- необходимость социалистической революции и диктатуры пролетариата для перехода к новому обществу;

- идея достижения принципиально нового, бесклассового типа общества, которое повлечет за собой отмирание государства.

Отношение к марксизму со стороны политической науки противоречивое. Многие современные концепций появилось или в споре с марксизмом, или как углубление его отдельных теоретических положений. Но в целом современная политология рассматривает марксизм как один из подходов при исследовании сущности политической жизни.

Развитие политической мысли второй половины XIX в. связано со становлением социологии как самостоятельной науки. Ее возникновение связывают с именем основателя позитивизма Огюста Конта. Примечателен факт: его известная классификация наук по степени сложности - математика, астрономия, физика, химия, биология, социология - первоначально имела другой вид: на месте социологии находилась - «политическая наука».

Многие идеи позитивизма оказали влияние на развитие собственно политической науки: представление об обществе как о системе, в которой отдельные элементы выполняют определенные функции, о механизмах, поддерживающих устойчивые социальные связи. Столь же ценными для развития исследовательской практики политологии были взгляды О. Конта на основные научные методы познания социальной реальности: сравнительный метод, наблюдение и эксперимент. Он сформулировал главное требование позитивизма: беспристрастный, свободный от оценок подход к исследованию социальной реальности, подкрепление достоверности выводов фактами.

В конце XIX в. начинается процесс выделения политической науки в самостоятельную научную дисциплину со своим предметом, объектом и методами исследования.

 

Список использованной литературы

1. Белоус А. А. Политико-правовые системы: мир и Украина: Учеб. пособие. - К.: АМУПП, 2007, - 200 с.

2. Бодуен Ж. Введение в политологии. - К.: Основы, 2005. - 174 с.

3. Брегеда А. Ю. Политология: Учеб. пособие для самост. изучения. дисц. - К.: КНЭУ, 2009, - 108 с.

4. Гелей С. Рутар С. Политология: Учеб. пособие. 3 изд., переработанное и дополненное. - М.:, 2007, - 427с.

5. Основы политологии: Учебник / Под ред. Ю.И. Рымаренко. - К.: Лебедь, 2007, - 656 с.

6. Основы политической науки: Курс лекций / Под ред. Б. Кухта. - Ч. 2 Политические процессы, системы и институты. - Львов: Кальвария, 2007, - 336 с.

7. Политология: Учебник / Под общ. ред. К. М. Левковского. - М.: Школа, 2008. - 415 с.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Предоставление данных третьим лицам | Реквизиты для перечисления взносов.


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных