Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Взаимодействие этносов

Этносы, сформировавшись на одной территории, часто пе­ремещаются на другие территории, вступая в контакт с одним или несколькими народами.
Первый результат — этническая миксация: смешивание разнородных этнических групп и возникновение нового этноса, почти в равной пропорции сочетающего черты обеих исходных групп. Таким путем сформировались латино-американские этносы: в одно целое здесь смешались традиции испанцев, португальцев, местных индейцев и привезенных из Африки рабов[4,с.161].
Второй результат — ассимиляция, т.е. полное поглощение од­ного этноса другим. Когда мы слышим о вымирании малых наро­дов Севера — чукчей или хакасцев, то речь идет именно об ассимиляции. Тяжелые условия труда и быта, низкий уровень жизни, тяга молодежи к крупным очагам культуры привела к запустению места проживания малых народов. Молодежь уже не говорит и не пишет на родном языке. Значительная часть мужчин спивается. Генотип народа практичес­ки не восстановим.
Ассимиляция происходит, когда группа или целое общество по­степенно принимает или стремится принять привычки, верова­ния, обычаи и образ жизни, присущие доминирующей культуре. После нескольких поколений представители ассимилированного меньшинства в культурном и физическом отношениях уже не от­личаются от представителей этнического большинства.
Ассимиляция, или этническое поглощение может идти двумя путями. Представители одной национальности постепенно усваи­вают язык, традиции, нормы и ценности другого народа и с тече­нием времени начинают все больше и больше отождествлять себя с этим народом. Иногда этот процесс растягивается на столетия и проходит незаметно. При этом захватчики могут раствориться в покоренном народе, и покоренный народ может раствориться в захватившем его этносе. История знает примеры того и другого. В насильственном сценарии более крупная нация запрещает другим группам использование родного языка в публичной жизни, пре­кращается образование на нем, закрываются книжные издатель­ства и средства массовой информации[4,c.163].
Если ассимиляция неполная, то надо говорить об аккультурации: один народ усваивает нормы и ценности другого народа, приспосаб­ливается к совместной жизни, но сохраняет свое этническое самосоз­нание. В таких ситуация граждане одного государства свободно раз­говаривают на двух языках. Такое явление называется бикультурализм. В России миллионы людей нерусских национальностей владе­ют русским языком наравне с родным. В то же время и культура русского этноса испытывала воздействие всех этих культур.
На уровне языка бикультурализм называется билингвизмом, т.е. двуязычием. Два языка выполняют разную функцию в обществе. Одним языком пользуются газеты, радио, телевидение, государ­ственные органы власти. Он называется государственным языком, а если на нем говорят сразу несколько национальностей, то язы­ком межнационального общения. Им является русский язык в России: без него татарин вряд ли поймет мордву, а чукча — дагес­танца. На другом языке, языке национального меньшинства про­исходит бытовое общение в семье.
Аккультурация — это демократическая форма взаимоотношений наций. Она лучше всего подходит нашему времени. Этнические раз­личия при аккультурации могут сохраняться независимо от того, сколько поколений длиться межэтнический контакт. Если соседство нескольких народов, тяготеющих друг к другу, проходит без насилия и ассимиляции, то постепенно у них вырабатывается такой тип государства, который основывается на плюрализме и национальной терпимости. Результатом аккультурации выступает культурный плюрализм [4, c.164].
При культурном плюрализме невозможна ассимиляция, так как ни одно национальное меньшинство не теряет самобытности и не растворяется в доминирующей культуре. Он подразумевает, что представители одной национальности добровольно овладевают привычками и традициями другой, обогащая при этом собствен­ную культуру. Культурный плюрализм должен быть поддержан политическим плюрализмом. Политическая система страны должна обеспечивать свободу выражения всем этническим группам. Культурный плюрализм — показатель успешной адаптации че­ловека к чужой культуре без отказа от своей собственной. Успешная адаптация предполагает овладение богатствами еще одной культу­ры без ущерба для ценностей собственной.
Как отмечалось, национальные отношения всегда связаны с решением определенных этнических проблем, касающихся ус­ловий выживания и развития тех или иных этносов (народов), в том числе проблем территорий, языка, духовной жизни, тра­диций, культуры, сохранения их самобытности и тд. В силу этого они выступают как национально-этнические отношения, а понятия «национальные отношения» и «национально-этни­ческие отношения» по сути тождественны.
Объективной предпосылкой возникновения и развития на­циональных отношений является существование отдельных на­ций (этносов, народов), отличающихся по своим этническим характеристикам, начиная с особенностей происхождения, ка­сающихся их исторической и современной родины, и кончая особенностями языка, культуры, этнического сознания и т.д. Национальные отношения не существуют как бы в чистом ви­де, в отрыве от других общественных отношений, они вплете­ны в эти отношения (политические, духовные, языковые, эко­номические, экологические) и преломляются в содержании и формах проявления данных отношений. Все эти отношения могут приобретать национальный характер, если в процессе их реализации решаются этнические проблемы существования тех или иных народов или же если экономические, политические и другие проблемы решаются в контексте национально-этнических проблем. Другими словами, социальная и этническая стороны жизни наций и национальных отношений органически взаимосвязаны.
Национальные отношения носят, как правило, комплекс­ный характер, ибо касаются регулирования многих сторон взаимоотношений между народами (этносами). Они заключают в себе более или менее богатое духовное содержание, посколь­ку вступающие в них субъекты неизбежно демонстрируют свое этническое сознание и самосознание, подчас довольно сильные страсти, присущий им настрой чувств и умов. При этом неред­ко проявляются разного рода иллюзии, заблуждения, предрас­судки и мифы. В этом — одна из особенностей проявления на­ционально-этнических отношений между народами.
Субъектами национальных отношений выступают большие и малые этносы (народы). В качестве субъектов национальных отношений могут вы­ступать как представители этносов (наций) и по поводу реше­ния национально-этнических проблем — разного рода соци­альные группы и слои населения.
Межнациональные отношения могут проявляться в виде экономических, политических, языковых, культурных, экологических и других отношений между нациями. Каж­дое из этих проявлений межнациональных отношений имеет свое специфическое содержание. Дадим краткую характеристику некоторым из них.
Экономические межнациональные отношения направлены на удовлетворение экономических потребностей наций (народов, эт­носов). Они формируются как стихийно, в процессе развития, скажем, торговых связей между народами, так и на уровне межго­сударственных отношений самостоятельных государств, а также в рамках федеративных государств между республиками, автоно­миями и т.д. Объективной основой межнациональных экономиче­ских отношений являются сложившееся общественное разделение труда между различными национальными образованиями, хозяй­ственно-экономические связи между ними.
Политические межнациональные отношения в многонацио­нальном государстве касаются прежде всего участия всех наро­дов (наций) в осуществлении политической власти и решении на государственном уровне важнейших проблем их жизни. В данном случае встает вопрос о государственном устройстве: яв­ляется ли данное государство унитарным, в котором отсутству­ют механизмы представительства и реализации на государст­венном уровне интересов отдельных наций, или же оно пред­ставляет собой федерацию, в которой такие механизмы имеются.

Политические межнациональные отношения направлены, кроме того, на осуществление гражданских прав и свобод пред­ставителей различных наций. Наконец, свою роль играют национальные политические отношения на уровне межгосударст­венных отношений народов. Речь идет об отношениях между народами, имеющими свою национальную государственность, обладающими государственной независимостью и суверените­том. В этом случае их отношения касаются практической реа­лизации национальной независимости и суверенитета, а также их экономического, политического и культурного сотрудничества, нахождения путей и способов оптимального решения данных вопросов.
Важнейшую роль в жизни и развитии каждой нации играют межнациональные отношения в сфере их духовной жизни. Они направлены на взаимное обогащение народов в области духов­ной культуры и в то же время на сохранение и развитие их на­циональной самобытности. Этому способствуют обмены в об­ласти народного и профессионального искусства, в том числе песенного, танцевального, музыкального, прикладного, а также сотрудничество в области литературы, современного монумен­тального искусства, живописи, архитектуры и т.п.
Национальная духовная культура, будучи, как правило, весь­ма сложным, богатым и многоплановым явлением, развивается в контексте имеющихся в данном обществе экономических, политических, нравственных, религиозных и других общест­венных отношений, испытывает на себе их влияние и в нема­лой степени зависит от них. Вместе с тем она развивается в тесном взаимодействии национальных культур многих народов, в процессе которого складывается мировая духовная культура.
Можно указать на межнациональные экологические отношения, возникающие, в частности, в связи с охраной природы на терри­ториях, где издавна живут те или иные народы. И не только охра­ны, но и воспроизводства природных ресурсов, в том числе зе­мельных, лесных, водных и др. Цивилизованное решение данных проблем все более становится важнейшим условием выживания и развития больших и малых народов (этносов). Они должны ре­шаться как на государственном, так и на общественном уровне, в том числе на уровне общественного и семейного воспитания каж­дого человека, формирования у него современной экологической культуры, привития любви к природе, бережного к ней отноше­ния. И уж конечно же, необходимо самое тесное и активное со­трудничество всех народов в области решения обострившихся в современную эпоху проблем экологии с учетом национальных ин­тересов каждого из них.
Надо сказать, что межнациональные отношения возникают и осуществляются не только на уровне целых народов (этносов, наций), но и на межличностном уровне в процессе повседнев­ного общения людей разных национальностей. Межличностные отношения нередко обладают богатым духовным содержанием, но во всех случаях это есть отношения весьма деликатного свойства. Чрезвычайно важно учитывать моральную и психо­логическую стороны этих отношений. Национальные чувства людей, как правило, весьма утонченны и легкоранимы. Здесь особенно важно проявлять такт и деликатность, уважение друг к другу. Этому в немалой степени способствует расширение знаний относительно нравов, обычаев, традиций и в целом ду­ховной культуры других народов, воспитание терпимости и уважения к представителям иных национальностей [1,c.159].
Гармонизация всего комплекса межнациональных отношений возможна только при соответствующем уровне демократизма социально-политических и других отношений между народами, а также демократизации и гуманизации их национального сознания и деятельности политических инсти­тутов. Развитие демократизма по всем этим направлениям от­вечает подлинным интересам всех народов и расширяет воз­можности действия объективных тенденций развития межна­циональных отношений.

В чем заключаются эти тенденции? Одна из них выражается в развитии экономической и политической самостоятельности все большего числа наций, совершенствовании их государст­венности, развитии духовной культуры. Другая заключается во взаимном сближении больших и малых народов (наций), углуб­лении их сотрудничества, интеграции экономических и поли­тических структур. Подобные тенденции действуют во всем мире. За процессами размежевания следуют объединительные, интеграционные процессы. Такова реальность, которую надо глубоко осознавать. Не составляет исключения и наше россий­ское отечество. Очень важно осуществлять государственную национальную политику с учетом указанных диалектически взаимосвязанных между собой тенденций. В противном случае эта политика будет оторвана от жизни, от объективных тенден­ций развития наций и межнациональных отношений.
В рамках развивающихся в современную эпоху межнацио­нальных отношений можно выделить следующие наиболее ха­рактерные процессы:

 


  • этническую консолидацию народов, т.е. развитие их поли­тической, экономической, языковой и культурной само­стоятельности, упрочение национально-государственной целостности;

  • межэтническую интеграцию, которая заключается в расширении и углублении сотрудничества народов во всех сферах жизни ради наиболее полного удовлетворения их потребностей как в настоящее время, так и в будущем [1,c.162].


4.Этноцентризм

В ходе межнационального взаимодействия, особенно если оно длится долгие годы и происходит регулярно, обязательно возника­ют какие-то трения, конфликты, предубеждения и неприязнь. Это как бы издержки межэтнических отношений. Когда все идет хоро­шо, то о них не вспоминают. Но они превращаются в научную проблему, как только отношения обостряются. Причиной обостре­ния часто выступает так называемый этноцентризм.
Этноцентризм — уверенность в правоте сббственной культуры, склонность либо тенденция отвергать стандарты другой культуры как неправильные, низкие, неэстетичные.
Люди зачастую склонны относиться с пренебрежением или высокомерно к народам, обычаи которых им кажутся странными или непонятными. Племена, которые украшают носы кольцами, представляются им дикарями, мужья, имеющие десять жен, счита­ются безнравственными, блюда из насекомых или человечьего мяса носителям европейской культуры представляются обычаями вар­варов. Они считают правильным только западный образ жизни. Склонность судить о других культурах с позиций превосходства своей собственной культуры называется этноцентризмом. Он тес­но связан с другим явлением, именуемым ксенофобией — страхом и неприязнью к чужим взглядам и обычаям.
Само по себе слово «этноцентризм», состоящее из двух поло­вин: этнос — нация, народность и центризм — схождение к сере­дине, — предполагает, что в основе всех других групповых конф­ликтов лежит конфликт между разными национальными ценнос­тями. Этноцентризм порождает массу предрассудков в отношении представителей других культур, служит основой возникновения враждебности к другим нациям и расам, выступает причиной круп­номасштабных конфликтов и войн. На индивидуальном уровне он создает затруднения при общении представителей разных культур и народов [4, c.165].
Расовая и национальная нетерпимость представляет бытовую раз­новидность этноцентризма. Она не закрепляется законом страны, не поддерживается судебными и карательными органами, но воз­никает стихийно в массовом сознании и поведении людей.
Межнациональные конфликты — это крайнее обострение противоречий между нациями (народами), возникающих в ходе решения политических, территориальных, экономических, языковых, культурных, религиозных проблем. Речь идет о конфликтах между целыми этносами и их от­дельными представителями. Они могут возникать и действовать на социально-психологическом и идеологическом уровнях на­ционально-этнического сознания народов, а также на уровне деятельности национально-государственных институтов зако­нодательной и исполнительной власти[1,c.166].
Наибольшей остроты национальные конфликты достигают именно тогда, когда они происходят на межгосударственном уровне, куда их выводят некоторые политики, преследуя свои цели. Не поняв этих целей, народы дают втянуть себя в эти конфликты и в итоге сами становятся жертвами.
Разумеется, межнациональные конфликты имеют свои объ­ективные причины, нередко коренящиеся в исторически сло­жившихся условиях жизни народов. Иногда они связаны со справедливой борьбой за свои права. Как бы там ни было, всегда надо исходить из интересов всей нации, всего народа, а не из интересов своекорыстных националистических или шо­винистских групп и отдельных личностей. К тому же необхо­димо стремиться к разрешению межнациональных конфликтов демократическим способом. Свою роль здесь может сыграть и этническая социология, если она поможет обнаружить причи­ны и предотвратить развитие тех или иных межнациональных конфликтов, предложив рациональные способы их разрешения.
Способность многонационального общества вовремя пред­видеть и разрешать цивилизованными способами межнацио­нальные конфликты — важный показатель его гражданской зрелости и демократизма. Этому способствует и правовое регу­лирование межнациональных отношений, составляющее важ­нейшую сферу деятельности правового государства. Всесторон­нее развитие гражданского общества, демократизация полити­ческой системы и создание правового государства — важней­шие социальные предпосылки цивилизованного решения на­ционального вопроса в современных условиях.

Заключение

Таким образом, нация — тип этноса; исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни, культуры и характера, развития национального самосознания. Возникновение наций исторически связано с развитием производственных отношений, преодолением национальной замкнутости и раздробленности, с образованием общей системы хозяйства, в частности общего рынка, созданием и распространением общего литературного языка, общих элементов культуры и т.д. Обычно нации возникают из народностей и сохраняют их названия.
На современном этапе развития человечества есть целый ряд национальных проблем, которые обострились во многих странах. Хотя, безусловно, имеются особенности проявления национальных и этнических отношений в разных странах, тем не менее есть общее, интересующее этносоциологию, — социальное положение человека как представителя нации, его национальное самосознание, национальная культура, язык, т.е. все то, что определяет национальную самобытность людей. Но особую значимость эти процессы приобрели для России и всех бывших союзных республик, ныне независимых государств, ибо обострение межнациональных и этнических противоречий грозит обернуться серьезными социальными потрясениями.
Рассматривая национальные и межнациональные отношения, следует отметить, что в духовной сфере нет незначительных вопросов. Игнорирование даже небольших, на первый взгляд, проблем способно при определенных обстоятельствах превратить их в серьезную конфликтную ситуацию. Локальность этих конфликтов несоизмерима с их значением в идеологическом аспекте: они быстро становятся достоянием всего общественного сознания и оказывают влияние на функционирование всей общественной жизни.


 

 


Список использованной литературы


1.
Лавриненко В.Н., Нартов Н.А., Шабанов О.А., Лукашова Г.С., Социология: учебник для вузов/ под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 407с.;

2.
Волков Ю.Г., Мостовская И.В., Социология: Учебник для вузов / под ред. проф. В.И. Добренькова. – М.: Гардарики, 2001 – 432с.;

3.
Кондауров В.Н., Страданченкова А.С., Социология: Курс лекций. – М.: ИНФРА-М, 2001.-144с – (Серия «Высшее образование»);

4.
Кравченко А.И., Общая социология: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 479с.;

5.
Нигматуллина И.В., Семенова А.Н., Социология: Учебное пособие для студентов ВЗФЭИ, 2-ое издание испр. и допол., Уфа.: Издательство «Печатный домъ» - 2006. – 159с.;

6.
Эфендиев А.Г., Общая социология: учеб. пособие – М.: ИНФРА-М, 2007. – 654с. – (Высшее образование);

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Краткая характеристика автомобилей | Поняття і види природних енергоресурсів


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных