Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






За I – четверть 2015 – 2016 учебный год




Рефлективный отчет

Учителя третьего базового уровня Дильдабековой Н. Ш.

за I – четверть 2015 – 2016 учебный год

Подходы к преподаванию, основанные на передаче готовых знаний ученикам, где имеет место механически запоминающееся, поверхностное обучение, не способствуют ни успешному их усвоению, ни развитию глубокого их понимания, ни взаимодействию с уже имеющимися. Сегодня наше образование старается приблизиться к научно – гуманной системе, в которой учитель должен создать условия для воспитания социально активной личности и должен научить ребёнка учиться – уметь добывать знания самому.

Стержневой фигурой в совершенствовании деятельности школ и обеспечении успешности обучения учеников конечно является учитель. Задача учителя организовывать уроки так, чтобы способствовать развитию знаний, идей, навыков у учеников; дать им возможность продемонстрировать свои знания по изучаемой теме, подвергнуть сомнению определенные предположения, скорректировать убеждения и сформировать новое понимание. Учитель должен стремиться понять, как отдельными учениками постигается тема и осознать, что отдельными учениками восприятие темы может происходить довольно уникальным способом. В этом учебном году в нашей школе все сертифицированные учителя усиленно продолжают работу по внедрению среди педагогов школы Программы семи модулей, которая основана на конструктивистских взглядах преподавания. Эта Программа направлена на подготовку учителя:

· направляющего, влияющего, проявляющего заботу, с энтузиазмом занимающегося преподаванием и изучением;

· осознающего, что каждый ученик думает и знает как выстраивать понимание предмета;

· знающего цели обучения и критерии успешности урока;

· знающего, что делать для устранения пробела между имеющимися знаниями и эталонами успешности;

· развивающихся от одной идеи до множества идей.

Ожидаемые результаты настоящей программы заключаются в том, чтобы ученики научились тому, как учиться и в результате могли стать независимыми, самомотивированными, увлеченными, уверенными, ответственными учениками с развитым критическим мышлением, умеющими свободно общаться и проявляющими компетентность в цифровых технологиях.

Внедряя постепенно Программу семи модулей на уроках, мне хочется поделиться результатами своей педагогической деятельности. Когда я планировала, что я буду делать в этом учебном году, я все время возвращалась к теме нашей школы. Ведь главное для меня не просто чтобы мои ученики получили знания, но и могли их применять. Цель каждого учителя – это повышение качества знаний учащихся. Поэтому я всегда ориентируюсь на тему школы: «Формирование компетентностной модели современного учителя и ученика на основе собственной мотивации и ответственности за результат».

В этом учебном году я преподаю в 6 – 9 классах. У меня почти все классы – гимназические. Я преподаю в 6 «Г», 7 «Г», 8 «Г», 9 «Г», 9 «Д» и 9 «Е» классах. Всего у меня недельная нагрузка – 24 часа.

Для того чтобы ученики поменялись, учитель тоже должен поменяться. Для этого учитель должен всегда самосовершенствоваться. Поэтому учитель всегда занят своим самообразованием. Я тоже для себя выбрала тему самообразования: «Применение критического мышления на уроках истории». Кроме этого я всегда стараюсь применять на уроках семь модулей программы. Но не всегда получается охватить их все. Я думаю, что каждый учитель должен планировать свою деятельность, так и я стала составлять свой план работы на весь год в начале года. Для того чтобы наша школа применяла новые методы, надо сначала обучить учителей школы. Поэтому я сформировала творческую группу учителей из 9 человек, куда входят учителя не только истории, но и самопознания, географии, биологии, русского и английского языков. Я составила план творческой группы и ознакомила их с дальнейшей работой. Учителя творческой группы стали активными участниками в коучинге «Диалоговое обучение». Учителя стараются внедрять в свои уроки идеи Программы, используя элементы семи модулей. А также на уроках они применяют такие формы как групповая работа, парная работа, методы и приемы критического мышления, диалоговое обучение.

Для того чтобы постепенно внедрить модули программы в работу учителей группы, я выбрала для себя менти учителя географии Сагитову Дину Шавкатовну. Разработала план работы с менти. Дина Шавкатовна пришла в нашу школу в этом году, но она показала себя с хорошей стороны. Это очень ответственный учитель и она всегда интересуется Программой, так как хочет тоже работать по новым технологиям. Я ознакомила Дину Шавкатовну с целями Программы.

Для того чтобы проводить исследования на уроках мне нужно было составить среднесрочное и краткосрочное планирования. При составлении среднесрочного планирования я предусмотрела практическую реализацию в серию последовательных уроков истории Казахстана и всемирной истории концептуальных основ Программы, интегрирующей стратегии и подходы семи модулей: повышение роли диалога между учениками, между учеником и учителем, который помогает учащимся построить и развить свое собственное мышление, понять и принять ответственность за собственное обучение; развитие критического мышления учащихся – способности синтезировать информацию и идеи, судить о ее достоверности и важности, уметь делать выбор в отношении своего обучения и ставить под сомнение идеи других; использование разных видов деятельности, обеспечивающих дополнительные возможности развития талантливых и одаренных детей; эффективное применение оценивания учащихся не только суммативного, но и широкое внедрение формативного оценивания для преподавания и обучения, а также внедрение критериального оценивания – понимание того, чего пытаются достичь учитель и дети; проведение рефлексии – осмысления процесса обучения учащимися; использование заданий в соответствии с возрастными особенностями обучающихся – дифференцированного обучения, направленного на удовлетворение потребностей всех учащихся; применение ИКТ для достижения поставленных целей.

В октябре месяце я провела открытый урок в 7 «Г» классе по истории Казахстана на тему «Кипчакское ханство». Урок соответствовал целям, но были и свои недостатки. Не хватило времени и трудно было составить критерии оценивания. На уроке я использовала диалоговое обучение и различные разноуровневые задания.

Я проводила свои исследования на уроках истории Казахстана и всемирной истории. При проведении уроков я ещё раз убедилась в необходимости создания нравственной атмосферы сотрудничества на уроке, которая позволяет сохранить психическое здоровье учащихся и учителя. На каждом из уроков применила разные виды психологического настроя: «Улыбнитесь!», «Подари комплимент!», «Ассоциации к слову», «Комфорт», «Винегрет». Эти виды настроя не только разнообразили начало уроков, но и формировали у учащихся сплоченность, уравновешенность, собранность, а также позволили мне и всем без исключения учащимся настроиться на дальнейшую работу. А как же дальше организовать обучение так, чтобы оно активизировало каждого отдельного учащегося? Решение этого вопроса всегда было и является одной из основных задач процесса обучения. В психологической литературе приводятся такие данные: обучающиеся удерживают в памяти 10 % того, что читают; 26 % от того, что слышат; 30 % от того, что видят; 50 % от того, что они видят и слышат; 70 % от того, что они обсуждают с другими; 80 % от того, что основано на личном опыте; 90 % от того, что они говорят (проговаривают) в то время как делают и 95 % от того, чему они обучают сами. Исходя из этого, наиболее эффективна работа в группах, где идет обсуждение материала, обучение учениками друг друга является наиболее продуктивной с точки зрения усвоения и запоминания учебного материала. Уже два года я использую работу в парах по изучению нового материала, по оказанию взаимопомощи друг другу на стадии закрепления материала. Много внимания я уделяю индивидуальной работе учащихся на всех этапах уроков. А организовывать работу в больших (по 4 – 5 человек) группах мне приходится только на проводимых открытых уроках. Чтобы научить учащихся активно взаимодействовать в группе, мне учителю необходимо не только знать теоретические аспекты организации данного вида работы, но практически системно внедрить работу в больших группах. Очень тяжело внедрить модули Программы в больших группах, так как я всегда сталкиваюсь с такими проблемами как неприязнь учеников к друг другу. Преодолеть эту проблему мне помогает работа с творческой группой учителей, так как учителя также делятся на группы как ученики. Мы – учителя, работая в группах, составили правила взаимодействия, увидели разные способы деления на группы. Выполняя совместно все задания, у нас была возможность обмениваться опытом и идеями, ценить мнения членов группы, находить способы совместного решения проблем, обучать членов группы и помогать им достигать более высоких коллективных результатов. У нас появилась возможность сравнить себя с другими коллегами и наметить пути совершенствования своих знаний и умений, которые лучше развиты у других.

Я провожу анкетирование среди учащихся и родителей, так как хочу всегда знать, что чувствуют родители и их дети после каждого проведенного мною урока. При проведении анкетирования среди родителей, я узнаю насколько комфортно чувствует себя ученик на уроке и в школе. При проведении уроков я все время наблюдаю какие – то изменения.

Для успешной работы учеников в группах были составлены «Золотые правила», которых постоянно придерживаются учащиеся. Я на уроках постоянно стараюсь менять составы групп и использую для этого разные способы, связанные с темой урока. Работа в группах организована на всех этапах уроков: проверка знаний, определение темы урока и целеполагание, составление флипчартов, их устная защита, выполнение эксперимента, составление синквейнов. Учащиеся самостоятельно работали в группах сменного состава с различными источниками информации, консультировали и обучали друг друга, готовили кластеры и флипчарты, поочередно защищали результаты работы группы и формативно оценивали свои достижения. Для себя я отметила, что дети, работая совместно, чувствовали себя комфортно и уверенно. Они являлись активными участниками на уроках. Особое внимание я обращала на тех трех учеников, которые на начало эксперимента не хотели работать в группе, поэтому предпочитали чаще сидеть молча. Но благодаря обучению через диалог и созданию в течение всего урока атмосферы сотрудничества и взаимопомощи, эти ребята (Игорь, Диас и Саша) не только активно участвовали в составлении кластеров, но и в их защите. Из семи замкнутых и стеснительных учеников, я получила детей, которые начали стремится к развитию своих коммуникативных способностей, избавлению от лишних комплексов, попробовали себя в роли ораторов. И самое главное, я – учитель в течение всего урока выполняла только роль наблюдателя, координатора действий учеников и поощряла их действия и идеи.

Умение мыслить складывается из овладения учащимися умений анализировать, выделять главное, сравнивать, систематизировать, доказывать, объяснять, ставить и разрешать проблемы. На всех уроках я расширила и разнообразила приемы развития критического мышления учащихся:метод «Мозгового штурма» позволил ребятам самостоятельно сформулировать темы уроков и поставить цели к их изучению. У каждого ребенка была возможность высказать свои предложения, выслушать и проанализировать идеи других ребят, прийти к общей идее. При создании флипчартов ребятам пришлось анализировать информацию не только из текста учебников, но и Интернет ресурсов, выбирать ключевые понятия и совместно решать, слушая мнение каждого как графически и творчески это оформить на ватмане бумаги. При составлении кластера ребята делились друг с другом известными знаниями по теме, выясняли, в чем совпали их представления и по поводу чего возникли разногласия. Очень бурно они обсуждали выдвигаемые ими идеи, понятия и предположения. Составленные группами флипчарты и кластеры были использованы на стадии осмысления – для структурирования учебного материала. Навыки критического мышления развивались при оценивании презентаций флипчартов спикерами (которые каждый урок менялись): ученики должны были определить утверждения как верные или неверные и обосновать свои решения. Если ошибались спикеры, то другие высказывали верные предложения, приводя свои доводы. Также другие группы отвечали на вопросы: Вы согласны с? Какой выбор вы сделали бы на их месте? Каково ваше мнение о? Как бы вы доказали? Как вы думаете, почему?






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных