Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Цель и задачи освоения дисциплины. Утверждено Ученый совет ГБОУ ВПО Первый МГМУ им.И.М.Сеченова Минздрава России «______»_____________________20____ протокол № ______________________

ПЕРВЫЙ МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И.М.СЕЧЕНОВА

 

Утверждено Ученый совет ГБОУ ВПО Первый МГМУ им.И.М.Сеченова Минздрава России «______»_____________________20____ протокол № ______________________

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

_______________________________Педиатрия_____________________________________

основная профессиональная образовательная программа высшего образования - специалитета

31.05.01 Лечебное дело

 

Трудоемкость дисциплины __9__ зачетных единиц

 


 

Цель и задачи освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины: формирование у обучающихся теоретических и практических знаний, умений и навыков диагностики, лечебной тактики, диспансеризации, профилактики наиболее часто встречающихся заболеваний у детей раннего и старшего возраста и оказание неотложной помощи в зависимости от нозологии заболевания.

Задачидисциплины:

Знать:

Ÿ анатомо-физиологические особенности органов и систем здорового ребенка, нормальные темпы роста и развития (физического и психомоторного), особенности иммунитета, метаболизма, гомеостаза детского организма;

Ÿ принципы рационального вскармливания здорового и больного ребенка первого года жизни, особенности питания детей старше года

Ÿ особенности этиологии, патогенеза, клинической картины и течения болезней детского возраста, включая факторы, способствующие хронизации болезни и развития осложнений;

Ÿ принципы экстренной и первой помощи при неотложных состояниях на догоспитальном этапе.

Ÿ принципы организации и работы ЛПУ педиатрического профиля, профилактики внутрибольничных инфекций, создания благоприятных условий пребывания больных и условий труда медицинского персонала;

Ÿ принципы организации и направленность работы по формированию здорового образа жизни ребенка и его семьи;

Ÿ мероприятия по охране труда и технике безопасности, профилактике детских заболеваний, осуществления контроля за соблюдением и обеспечением экологической безопасности;

Уметь:

· определить статус ребенка: собрать анамнез, провести опрос ребенка и/или его родителей, провести физикальное обследование ребенка; оценить состояние ребенка для принятия решения о необходимости оказания ему медицинской помощи;

· установить приоритеты для решения проблем здоровья ребенка: состояние с болевым синдромом, состояние с хроническим заболеванием, состояние с инфекционным заболеванием, инвалидность;

· оценить факторы, влияющие на состояние физического и психологического здоровья ребенка: индивидуальные, семейные, социальные факторы риска (насилие, болезнь и смерть родственников и пр.); поставить предварительный диагноз – систематизировать информацию о ребенке с целью определения патологии и причин, ее вызывающих;

· наметить объем исследований для уточнения диагноза и получения достоверного результата;

· подобрать индивидуальный вид оказания помощи для лечения ребенка в соответствии с ситуацией: первичная помощь, скорая помощь, госпитализация;

· сформулировать клинический диагноз;

· разработать план терапевтических действий, с учетом протекания болезни и ее лечения;

· сформулировать показания к избранному методу лечения с учетом этиотропных и патогенетических средств, обосновать фармакотерапию у конкретного ребенка при основных патологических синдромах и неотложных состояниях, определить путь введения, режим и дозу лекарственных препаратов, оценить эффективность и безопасность проводимого лечения;

· выявлять состояния, требующие госпитализации, и своевременно направлять больных к соответствующим специалистам;

· оказать помощь при неотложных состояниях у детей

 

Владеть:

· методами общеклинического исследования ребенка в зависимости от возраста;

· интерпретацией результатов лабораторных, инструментальных методов диагностики с учетом возрастных особенностей детей;

· алгоритмом постановки диагноза

· основными врачебными диагностическими и лечебными мероприятиями по оказанию первой врачебной помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях у детей

· правильным ведением медицинской документации.

 

2. Место дисциплины в структуре ОПОП ВО Университета.

 

2.1. Дисциплина «Педиатрия» относится к базовой части ОПОП ВО Университета.

2.2. Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами/практиками:

Дисциплины: Биоэтика, медицинское право.

  • Знать: основы современного медицинского законодательства, обязанности врача, права врача и пациента, морально-этические нормы, правила и принципы профессионального врачебного поведения, влияние среды обитания на здоровье человека, учение о здоровом образе жизни.
  • Уметь: выстраивать и поддерживать рабочие отношения с другими членами коллектива.
  • Владеть: навыками изложения морально-этической аргументации, принципами врачебной деонтологии и медицинской этики.

Дисциплина: история медицины

  • Знать: выдающиеся медицинские открытия, влияние гуманистических идей на медицину.

Дисциплины: латинский и иностранный языки

· Знать: основную медицинскую и фармацевтическую терминологию на латинском и иностранном языках.

· Уметь: использовать медицинскую и фармацевтическую терминологию

· Владеть: навыками чтения на латинском языке клинических и фармацевтических терминов и рецептов.

 

Дисциплины: Анатомия человека, нормальная физиология, биохимия, биофизика, гистология, микробиология, вирусология, фармакология, патофизиология, клиническая патофизиология, медицинская информатика

· Знать:

- механизм действия буферных систем организма, их взаимосвязь, электролитный баланс организма человека, основы химии гемоглобина, его участие в газообмене и поддержании кислотно-основного состояния;

- классификацию, морфологию и физиологию микроорганизмов, их влияние на здоровье человека, методы микробиологической диагностики;

- анатомию и физиологию человека, возрастные, половые и индивидуальные особенности строения и развития здорового и больного организма;

- строение и функцию тканей, органов и систем организма человека, их регуляцию в норме и при патологии;

- понятия этиологии, патогенеза, морфогенеза, патоморфоза болезни, принципы классификации болезней, основные понятия общей нозологии;

- классификацию, характеристики лекарственных средств, фармакодинамику и фармакокинетику, показания и противопоказания к применению лекарственных средств, побочные эффекты.

· Уметь:

- пользоваться учебной, научной литературой, электронными образовательными и информационными ресурсами для профессиональной деятельности;

- объяснить причины отклонений от нормы показателей лабораторных, инструментальных исследований;

- обосновывать принципы этиологической, патогенетической терапии заболеваний;

- применять лекарственные препараты.

· Владеть:

- базовыми технологиями поиска профессиональной информации

Дисциплины: пропедевтика внутренних болезней, гигиена, генетика, лучевая диагностика, факультетская терапия, акушерство и гинекология.

· Знать:

- закономерности наследственности и изменчивости в индивидуальном развитии как основы понимания патогенеза и этиологии наследственных и мультифакториальных заболеваний человека;

- социальные факторы, влияющие на состояние физического и психического здоровья человека;

- методы обследования пациента для определения состояния его здоровья;

- этиологию, патогенез, клиническую картину, осложнения, профилактику наиболее распространенных заболеваний, современную классификацию болезней человека;

- современные методы лабораторного, инструментального обследования больных;

- критерии диагноза наиболее распространенных заболеваний.

· Уметь:

- определить статус пациента: собрать анамнез; провести опрос пациента и/или его родственников, провести физикальное обследование пациента (осмотр, пальпация, аускультация, измерение АД, определение свойств артериального пульса и т.п.); оценить состояние пациента для принятия решения о необходимости оказания ему медицинской помощи;

- установить приоритеты для решения проблем здоровья пациента: критическое

(терминальное) состояние, состояние с болевым синдромом, состояние с хроническим

заболеванием, состояние с инфекционным заболеванием;

- поставить предварительный диагноз, наметить объем дополнительных исследований

в соответствии с прогнозом болезни для уточнения диагноза и получения достоверного

результата, сформулировать клинический диагноз;

- подобрать индивидуальный вид оказания помощи для лечения пациента в

соответствии с ситуацией (первичная помощь, скорая помощь, госпитализация) и

разработать план терапевтических действий с учетом течения болезни и ее лечения

· Владеть:

- методами общеклинического обследования;

- интерпретацией результатов лабораторных, инструментальных методов диагностики;

- алгоритмом постановки диагноза.

 

2.3. Изучение дисциплины необходимо для знаний, умений и навыков, формируемых последующими дисциплинами/практиками:

Дисциплины: терапия, акушерство, хирургия, эндокринология, отоларингология, фтизиатрия.

· Знать:

- анатомо-физиологические особенности органов и систем здорового ребенка, нормальные темпы роста и развития (физического и психомоторного), особенности иммунитета, метаболизма, гомеостаза детского организма;

- особенности этиологии, патогенеза, клинической картины, течения, лечения,

профилактики болезней детского возраста, включая факторы, способствующие

хронизации болезни и развития осложнений;

- принципы экстренной и первой помощи детям при неотложных состояниях на

догоспитальном этапе;

- принципы профилактики внутрибольничных инфекций;

- принципы организации и направленность работы по формированию здорового

образа жизни ребенка и его семьи.

· Уметь:

- определить статус ребенка: собрать анамнез, провести опрос ребенка и/или его родителей, провести физикальное обследование ребенка; оценить состояние ребенка для принятия решения о необходимости оказания ему медицинской помощи;

- установить приоритеты для решения проблем здоровья ребенка: состояние с болевым синдромом, состояние с хроническим заболеванием, состояние с инфекционным заболеванием, инвалидность;

- оценить факторы, влияющие на состояние физического и психологического здоровья ребенка: индивидуальные, семейные, социальные факторы риска (насилие, болезнь и смерть родственников и пр.); поставить предварительный диагноз – систематизировать информацию о ребенке с целью определения патологии и причин, ее вызывающих;

- наметить объем исследований для уточнения диагноза и получения достоверного результата;

- подобрать индивидуальный вид оказания помощи для лечения ребенка в соответствии с ситуацией: первичная помощь, скорая помощь, госпитализация;

- сформулировать клинический диагноз;

- разработать план терапевтических действий, с учетом протекания болезни и ее лечения;

- сформулировать показания к избранному методу лечения с учетом этиотропных и патогенетических средств, обосновать фармакотерапию у конкретного ребенка при основных патологических синдромах и неотложных состояниях, определить путь введения, режим и дозу лекарственных препаратов, оценить эффективность и безопасность проводимого лечения;

- выявлять состояния, требующие госпитализации, и своевременно направлять больных к соответствующим специалистам;

- оказать помощь при неотложных состояниях у детей.

· Владеть:

- методами общеклинического исследования ребенка в зависимости от возраста;

- интерпретацией результатов лабораторных, инструментальных методов диагностики с учетом возрастных особенностей детей;

- алгоритмом постановки диагноза

- основными врачебными диагностическими и лечебными мероприятиями по оказанию первой врачебной помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях у детей

 

3. Требования к результатам освоения дисциплины.

Изучение дисциплины направлено на формирование у обучающихся следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций:

 

п/№ Шифр компетенции Содержание компетенции (или ее части) В результате изучения дисциплины обучающиеся должны:
Знать Уметь Владеть Оценочные средства
1. ОК-4 способностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения основы медицинской и врачебной этики и деонтологии при работе с пациентами, медицинским персо-налом, коллегами по работе   основными врачебными диагностичес-кими и лечеб-ными меро-приятиями по оказанию пер-вой врачебной помощи при неотложных и угрожающих жизни состоя-ниях Тестирование Ситуационные задачи
2. ОПК-8 готовностью к медицинскому применению лекарственных препаратов и иных веществ и их комбинаций при решении профессиональных задач основные принципы лечения детей с наиболее часто встречающимися заболеваниями, рациональный выбор лекарственных средств сформулиро-вать показания к избранному методу лече-ния с учетом этиотропных и патогенетичес-ких средств, обосновать фармакотера-пию у конкретного ребенка при основных па-тологических синдромах и неотложных состояниях, определить путь введения, режим и дозу лекарственных препаратов, оценить эф-фективность и безопасность проводимого лечения основными врачебными диагностичес-кими и лечеб-ными меро-приятиями по оказанию пер-вой врачебной помощи при неотложных и угрожающих жизни состоя-ниях Тестирование Ситуационные задачи
3. ПК-1 способностью и готовностью к осуществлению комплекса мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннюю диагностику, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания     проводить ме-роприятия по первичной и вторичной профилактике наиболее час-то встречаю-щихся заболе-ваний у детей, осуществлять профилакти-ческие меро-приятия по повышению сопротивляемости организма к неблагопри-ятным факто-рам внешней среды с использова-нием различ-ных методов физической культуры и спорта, зака-ливания, про-пагандировать здоровый образ жизни   Тестирование Ситуационные задачи
4. ПК-5 готовностью к сбору и анализу жалоб пациента, данных его анамнеза, результатов осмотра, лабораторных, инструментальных, патолого анатомических и иных исследований в целях распознавания состояния или установления факта наличия или отсутствия заболевания анатомо-физиологи-ческие особенности органов и систем ребенка, темпы роста и развития, особен-ности иммунитета, метаболизма, гомео-стаза детского орга-низма; особенности этиологии, патоге-неза, клинической картины и течения болезней детского возраста, основные методы лабора-торной и инстру-ментальной диаг-ностики заболеваний у детей определить статус ребен-ка: собрать анамнез, про-вести опрос ребенка и его родителей, провести фи-зиикальное обследование, оценить сос-тояние ребен-ка для приня-тия решения о необходимос-ти оказания ему медицинс-кой помощи методами физикального обследования ребенка, ин-терпретацией результатов лабораторных, инструмен-тальных мето-дов диагнос-тики, алго-ритмом пос-тановки пред-варительного диагноза Тестирование Ситуационные задачи Контрольная работа (учебная история болезни)
5. ПК-6 способностью к определению у пациента основных патологических состояний, симптомов, синдромов заболеваний, нозологических форм в соответствии с Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ) патологические симптомы и синд-ромы; патогенез, особенности клинической картины и течения болезней детского возраста современную классификацию болезней и проблем, связанных со здоровьем   уметь провес-ти физикаль-ное обследо-вание, оценить состояние ребенка методами фи-зикального обследования ребенка, ин-терпретацией результатов лабораторных, инструментальных методов диагностики Тестирование Ситуационные задачи Контрольная работа (учебная история болезни)
6. ПК-8 способностью к определению тактики ведения пациентов с различными нозологическими формами особенности этиологии, патогенеза, клинической картины и течения болезней детского возраста, включая факторы, способствующие хронизации болезни и развития осложнений установить приорететы для решения проблем здоровья ребенка: состояние с болевым синдромом, состояние с хроническим заболеванием, состояние с инфекционным заболеванием, инвалидность; основными врачебными диагностическими и лечебными мероприятиями Тестирование Ситуационные задачи Контрольная работа (учебная история болезни)
7. ПК-9 готовностью к ведению и лечению пациентов с различными нозологическими формами в амбулаторных условиях и условиях дневного стационара особенности этиологии, патогенеза, клинической картины и течения болезней детского возраста, включая факторы, способствующие хронизации болезни и развития осложнений, принципы рационального вскармливания здорового и больного ребенка первого года жизни, особенности питания детей старше года; принципы организации и направленность работы по формированию здорового образа жизни ребенка и его семьи   установить приорететы для решения проблем здоровья ребенка: состояние с болевым синдромом, состояние с хроническим заболеванием, состояние с инфекционным заболеванием, инвалидность; оценить факторы, влияющие на состояние физического и психологического здоровья ребенка; сформулировать диагноз; наметить объем исследований для уточнения диагноза и получения достоверного результата    
8. ПК-10 готовностью к оказанию медицинской помощи при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, не сопровождающихся угрозой жизни пациента и не требующих экстренной медицинской помощи особенности этиологии, патогенеза, клинической картины и течения болезней детского возраста, включая факторы, способствующие хронизации болезни и развития осложнений, современную классификацию болезней и проблем, связанных со здоровьем; основные методы лабора-торной и инстру-ментальной диаг-ностики заболеваний у детей   установить приорететы для решения проблем здоровья ребенка: состояние с болевым синдромом, состояние с хроническим заболеванием, состояние с инфекционным заболеванием, инвалидность сформулировать диагноз; наметить объем исследований для уточнения диагноза и получения достоверного результата основными врачебными диагностическими и лечебными мероприятиями  
9. ПК-11 готовностью к участию в оказании скорой медицинской помощи при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства     основными врачебными диагностическими и лечебными мероприятиям и по оказанию первой врачебной помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях  

 

4. Разделы дисциплины и компетенции, которые формируются при их изучении:

п/№ Шифр компетенции Наименование раздела дисциплины Содержание раздела в дидактических единицах
1. ПК-1 Общие вопросы педиатрии История педиатрии. Принципы организации медико-социальной помощи детям. Роль врача общей практики в оздоровлении детского населения, в предупреждении заболеваемости и снижении младенческой смертности, в формировании здорового образа жизни. Социально значимые болезни. Знакомство с организацией и принципами работы детских лечебно-профилактических учреждений. Вопросы этики и деонтологии в педиатрии. Особенности сбора анамнеза в детском возрасте.
2. ПК-1 Вакцинопрофилактика Плановая активная иммунизация (национальный календарь прививок), показания и противопоказания к вакцинации, вакцинация по эпидемическим показаниям.  
3. ПК-5 ПК-6 Анатомо-физиологические особенности органов и систем в детском возрасте. Пропедевтика. Периоды детского возраста. Физическое развитие детей. Анатомо-физиологические особенности и методика исследования кожи, жировой клетчатки, костной, мышечной, дыхательной, сердечно-сосудистой, пищеварительной, мочевыводящей, эдокринной, нервной систем. Иммунитет у детей. Нормативы лабораторных показателей периферической крови у детей разного возраста.
4. ПК-1 Питание здорового ребенка Вскармливание ребенка первого года жизни: виды вскармливания, преимущества и принципы естественного вскармливания. Прикормы. Принципы питания детей старше 1 года. Роль питания в профилактике различных заболеваний у детей.
5. ОПК-8 ПК-1 ПК-6 ПК-8 ПК-9 ПК-10 Неонатология Особенностипериода новорожденности. Скриниг новорожденных. Задержка внутриутробного развития плода. Морфо-функциональные критерии доношенного, недоношенного, переношенного, незрелого ребенка. Перинатальное поражение центральной нервной системы. Внутриутробные инфекции, сепсис, локализованные гнойно-септические заболевания. Неонатальные желтухи: транзиторная желтуха, гемолитическая болезнь новорожденных. Респираторные нарушения (респираторный дистресс- синдром, бронхо-легочная дисплазия). Этиология, патогенез, клиническая картина, диагностика, дифференциальная диагностика, лечение, прогноз. Принципы реанимации новорожденных.
6. ОПК-8 ПК-1 ПК-6 ПК-8 ПК-9 ПК-10 Патология детей раннего возраста   Расстройства питания: классификация, виды, этиология, патогенез, клиническая диагностика, лечение, прогноз, профилактика. Органические и функциональные расстройства пищеварения: диагностика, дифференциальная диагностика, лечение. Синдром мальабсорбции. Анемии: виды, диагностика, дифференциальная диагностика, лечение, профилактика. Рахит: этиология, патогенез, классификация. клиническая картина, диагностика, дифференциальная диагностика рахита и рахитоподобных заболеваний, принципы лечения и профилактики, прогноз, гипервитаминоз Д.
7. ОПК-8 ПК-1 ПК-6 ПК-8 ПК-9 ПК-10 Пульмонология Острые и хронические болезни органов дыхания: риносинусит, ларингит, бронхит, бронхиолит, пневмония, бронхоэктатическая болезнь. Инородные тела дыхательных путей. Муковисцидоз. Вопросы этиологии, механизмы развития, классификация, клинические варианты, особенности клинической картины у детей, осложнения, диагностика, дифференциальная диагностика, принципы лечения и профилактики, прогноз.
8. ОПК-8 ПК-1 ПК-6 ПК-8 ПК-9 ПК-10 Аллергические заболевания Атопический дерматит, крапивница, аллергический ринит, поллиноз, отек Квинке, анафилактический шок. Бронхиальная астма. Этиология, особенности патогенеза, клинической картины и течения у детей разного возраста, диагностика и дифференциальная диагностика, принципы лечения, профилактики, прогноз.
9. ОПК-8 ПК-1 ПК-6 ПК-8 ПК-9 ПК-10 Кардиология Врожденные пороки сердца и магистральных сосудов (дефект межжелудочковой перегородки, дефект межпредсердной перегородки, открытый артериальный проток, коарктация аорты, тетрада Фалло). Неревматические кардиты. Ювенильная артериальная гипертензия. Малые аномалии развития сердца. Этиология, патогенез, клиника, диагностика и дифференциальная диагностика, лечение, профилактика, прогноз.
10. ОПК-8 ПК-1 ПК-6 ПК-8 ПК-9 ПК-10 Ревматология Ювенильные артриты (ревматоидный артрит, реактивный артрит). Системные поражения соединительной ткани (системная красная волчанка, ювенильный дерматомиозит). Системные васкулиты (болезнь Шенлейна-Геноха, синдром Кавасаки). Острая ревматическая лихорадка. Современные концепции этиологии, патогенеза, особенности клинической картины и течения ювенильных форм, диагностика, дифференциальная диагностика, принципы лечения
11. ОПК-8 ПК-1 ПК-6 ПК-8 ПК-9 ПК-10 Гематология Анемии. Тромбоцитопении, тромбоцитопатии, коагулопатии (гемофилия, тромбофилия). этиология, патогенез, клиническая картина, осложнения, диагностика, дифференциальная диагностика, особенности течения у детей, лечение, профилактика, прогноз. Острый лейкоз: этиология, патогенез, клиника, диагностика, дифференциальная диагностика, принципы лечения.
12. ОПК-8 ПК-1 ПК-6 ПК-8 ПК-9 ПК-10 Гастроэнтерология Хронические болезни органов пищеварения: эзофагит, гастрит, гастродуоденит, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, панкреатит, функциональные нарушения желчного пузыря, холецистит, синдром раздраженной кишки, болезнь Крона, язвенный колит. Этиология, патогенез, особенности клинической картины и течения у детей, методы лабораторной диагностики и инструментальной диагностики, дифференциальная диагностика, лечение, профилактика, прогноз.
13. ОПК-8 ПК-1 ПК-6 ПК-8 ПК-9 ПК-10 Нефрология Инфекция мочевой системы (пиелонефрит, цистит). Пузырно-мочеточниковый рефлюкс, рефлюкс-нефропатия. Дисфункция мочевого пузыря. Гломерулонефрит. Идиопатический нефротический синдром. Этиология, патогенез, клиническая картина, диагностика, дифференциальная диагностика, лечение, профилактика, прогноз. Острая и хроническая почечная недостаточность, патогенез, клиническая картина, диагностика, принципы терапии.
14. ОПК-8 ПК-1 ПК-6 ПК-8 ПК-9 ПК-10 Эндокринология Сахарный диабет типа1. Болезни щитовидной железы (гипотиреоз, диффузный токсический зоб, хронический аутоиммунный тиреоидит). Врожденная дисфункция коры надпочечников. Нарушения роста и полового развития. Ожирение. Этиология, патогенез, клинические проявления, диагностика, дифференциальная диагностика, лечение, профилактика, прогноз.
15. ОПК-8 ПК-1 ПК-6 ПК-8 ПК-9 ПК-10 Инфекционные и паразитарные болезни Туберкулез у детей Острые респираторные вирусные инфекции, герпетическая инфекция, ВИЧ-инфекция, корь, краснуха, скарлатина, эпидемический паротит, энтеровирусные инфекции, дифтерия, коклюш и паракоклюш, менингококковая инфекция, острые кишечные инфекции, острые и хронические вирусные гепатиты, гельминтозы. Туберкулез у детей. Этиология, эпидемиология, патогенез, классификация, клиническая картина, особенности течения у детей, осложнения, диагностика, методы раннего выявления, дифференциальная диагностика, лечение, профилактика, прогноз.
16. ОК-4 ОПК-8 ПК-6 ПК-11 Неотложные состояния Температурные реакции, судорожный синдром, острая обструкция дыхательных путей, дегидратация, острые аллергические реакции (анафилактический шок, отек Квинке): клинические проявления, врачебная помощь на догоспитальном этапе, тактика дальнейшего ведения больного. Основные принципы догоспитальной сердечно-легочной реанимации.  

 

5. Распределение трудоемкости дисциплины.

5.1. Распределение трудоемкости дисциплины и видов учебной работы по семестрам:

Вид учебной работы Трудоемкость Трудоемкость по семестрам (АЧ)  
объем в зачетных единицах (ЗЕ) объем в академических часах (АЧ)  
     
Аудиторная работа, в том числе          
Лекции (Л)          
Лабораторные практикумы (ЛП) - - - -  
Практические занятия (ПЗ) - - - -  
Клинические практические занятия (КПЗ)          
Семинары (С)          
Самостоятельная работа студента (СРС)          
Промежуточная аттестация          
экзамен     -    
ИТОГО          

 

5.2. Разделы дисциплины, виды учебной работы и формы текущего контроля:

п/№ № Се-мест-ра Наименование раздела дисциплины Виды учебной работы (в АЧ) Оценочные средства
      Л ЛП ПЗ КПЗ С СРС всего  
    Анатомо-физио-логические осо-бенности органов и систем в детском возрасте. Пропе-девтика.   - -   -     Тестирование Контрольная работа (учебная история болезни) Ситуационные задачи
    Неонатология. Патология детей раннего возраста.   - -   -     Тестирование Ситуационные задачи
    Патология детей старшего возраста. 10,5 - -   -     Тестирование Ситуационные задачи
    Неотложные состояния   - -   -     Тестирование Ситуационные задачи
    Инфекционные и паразитарные болезни. Туберку-лез у детей. 13,5 - -   -     Тестирование Ситуационные задачи
    ИТОГО                

5.3. Распределение лекций по семестрам:

п/№ Наименование тем лекций Объем в АЧ
    Семестр Семестр
       
  Актуальные проблемы педиатрии    
  Перинатальное поражение центральной нервной системы    
  Внутриутробные инфекции    
  Вскармливание    
  Расстройства питания    
  Рахит, рахитоподобные заболевания    
  Нарушения роста и развития детей    
  Анемии    
  Острые заболевания органов дыхания    
  Аллергические заболевания. Бронхиальная астма    
  Неотложные состояния у детей    
  Хронические заболевания легких    
  Заболевания сердечно-сосудистой системы 1,5  
  Болезни желудочно-кишечного тракта 1,5  
  Инфекция мочевой системы    
  Гломерулонефрит    
  Ревматические болезни   1,5
  Болезни крови 1,5  
  Заболевания эндокринной системы 1,5  
  Нейроинфекции    
22. Стрептококковая инфекция    
23. Герпетическая инфекция    
24. Дифтерия. Инфекционный мононуклеоз.    
25. Корь. Краснуха.    
26. Эпидемический паротит. Коклюш.    
27. Острые кишечные инфекции   1,5
28. Гепатиты у детей    
29. ВИЧ у детей    
30. Туберкулез у детей    
31. Паразитарные заболевания    
32. Вакцинопрофилактика    
  ИТОГО (всего - АЧ)    

 

5.4. Распределение лабораторных практикумов по семестрам:

п/№ Наименование лабораторных практикумов Объем в АЧ
  Не предусмотрены Семестр Семестр
       
       
       
  ИТОГО (всего - АЧ)    

5.5. Распределение тем практических занятий по семестрам:

п/№ Наименование тем практических занятий Объем в АЧ
  Не предусмотрены Семестр Семестр
       
       
       
  ИТОГО (всего - АЧ)    

 

5.6. Распределение тем клинических практических занятий по семестрам:

п/№ Наименование тем клинических практических занятий Объем в АЧ
       
  Общие вопросы педиатрии. Периоды детского возраста. Физическое развитие детей.    
  Анатомо-физиологические особенности и методика исследования кожи, жировой клетчатки, костной, мышечной систем.    
  Анатомо-физиологические особенности и методика исследования дыхательной системы.    
  Анатомо-физиологические особенности и методика исследования сердечно-сосудистой системы.    
  Анатомо-физиологические особенности и методика исследования пищеварительной системы.    
  Анатомо-физиологические особенности и методика исследования мочевыводящей системы.    
  Анатомо-физиологические особенности и методика исследования эдокринной системы.    
  Анатомо-физиологические особенности и методика исследования нервной системы.    
  Иммунитет у детей    
  Нормативы лабораторных показателей периферической крови у детей разного возраста.    
  Питание здорового ребенка    
  Перинатальное поражение центральной нервной системы    
  Внутриутробные инфекции, сепсис, локализованные гнойно-септические заболевания    
  Неонатальные желтухи    
  Скриниг новорожденных. Задержка внутриутробного развития плода. Респираторные нарушения (респираторный дистресс- синдром, бронхо-легочная дисплазия). Принципы реанимации новорожденных.    
  Расстройства питания. Органические и функциональные расстройства пищеварения.    
  Анемии    
  Рахит, рахитоподобные заболевания    
  Аллергические заболевания: атопический дерматит, крапивница, аллергический ринит, поллиноз, отек Квинке, анафилактический шок.    
  Аллергические заболевания: бронхиальная астма.    
  Пульмонология: острые болезни органов дыхания, инородные тела дыхательных путей.    
  Пульмонология: хронические болезни органов дыхания, муковисцидоз.    
  Кардиология: врожденные пороки сердца и магистральных сосудов, неревматические кардиты.    
  Кардиология: ювенильная артериальная гипертензия, малые аномалии развития сердца.    
  Ревматология: системные поражения соединительной ткани системные васкулиты.    
  Ревматология: ювенильные артриты.    
  Гастроэнтерология: хронические болезни желудочно-кишечного тракта.    
  Гастроэнтерология: хронические болезни печени и желчевыводящих путей.    
  Нефрология: инфекция мочевой системы, рефлюкс-нефропатия, дисфункция мочевого пузыря.    
  Нефрология: гломерулонефрит, идиопатический нефротический синдром, острая и хроническая почечная недостаточность.    
  Гематология: тромбоцитопении, тромбоцитопатии, коагулопатии    
  Гематология: острый лейкоз.    
  Эндокринология: сахарный диабет типа1, болезни щитовидной железы, врожденная дисфункция коры надпочечников.    
  Эндокринология: нарушения роста и полового развития, ожирение.    
  Инфекционные болезни у детей    
  Инфекционные болезни у детей    
  Туберкулез у детей.    
  Вакцинопрофилактика    
  Паразитарные болезни у детей    
  Неотложные состояния: температурные реакции, судорожный синдром, острая обструкция дыхательных путей, дегидратация, острые аллергические реакции.    
  Неотложные состояния: основные принципы догоспитальной сердечно-легочной реанимации.    
  ИТОГО (всего - АЧ)    

 

5.7. Распределение тем семинаров по семестрам:

п/№ Наименование тем семинаров Объем в АЧ
  Не предусмотрены Семестр Семестр
       
       
       
  ИТОГО (всего - АЧ)    

 

5.8. Распределение самостоятельной работы студента (СРС) по видам и семестрам:

п/№ Наименование вида СРС* Объем в АЧ
    Семестр Семестр
       
  Написания историй болезни    
  Работа с литературными источниками информации по изучаемому разделу    
  Работа с электронными образовательными ресурсами, размещенными на образовательном портале Университета    
  Выполнение заданий, предусмотренных рабочей программой    
  ИТОГО (всего - 142 АЧ)    

 

6. Оценочные средства для контроля успеваемости и результатов освоения дисциплины.

6.1 Тестовое задание

Патронажная сестра осмотрела доношенного ребенка 8-ми дней на второй день после выписки из родильного отделения. Его массу тела она оценила как соответствующую возрасту. Основанием для указанного заключения послужила следующая масса тела:

А. Равная массе при рождении

В. Потеря на 200,0 г

С. Прибавка на 200,0 г

6.2 Ситуационная задача

У ребенка 2 лет повысилась температура тела до 37,6° С, появилась легкая осиплость голоса, грубый лающий кашель. Мать начала давать ребенку отхаркивающий сбор. На 3-й день от начала заболевания осиплость голоса наросла, кашель стал менее звучным, появилось шумное дыхание с затрудненным вдохом. Обратились к врачу, при осмотре: кожа бледная, слизистая губ с цианотичным оттенком, частота дыханий - 45 в минуту, при дыхании втяжение уступчивых мест грудной клетки, аускультативно в легких непостоянные сухие хрипы. При осмотре отоларинголог обнаружил гнойно-фибринозный налет в гортани.

Вопросы

1) Ваш предположительный диагноз?

2) Какова тактика врача и лечебные мероприятия у данного пациента?

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (печатные, электронные издания, интернет и другие сетевые ресурсы).

7.1. Перечень основной литературы:

Наименование согласно библиографическим требованиям Количество экземпляров
На кафедре В библиотеке
1. Пропедевтика детских болезней + CD (под ред. Геппе Н.А., Подчерняевой Н.С., ГЭОТАР-Медиа, М., 2008      
2. «Детские болезни» под ред. А.А. Баранова. Учебник для ВУЗов. ГЭОТАР-Медиа, М., 2007.      
3. Рахит и рахитоподобные заболевания /Н.А.Геппе и др. – М.,2006      
4. Неонатология /Н.А.Геппе, Е.И.Капранова и др. – М.,2008      
5. Основы вскармливания детей первого года жизни/ Е.И.Капранова и др.-Р. н/Д,      

 

7.2. Перечень дополнительной литературы:

Наименование согласно библиографическим требованиям Количество экземпляров
На кафедре В библиотеке
1. Неонатология (под ред. Н.Н. Володина) ГЭОТАР-Медиа, М., 2008    
2. Детские болезни» 5 или 6-е издание, в 2-х томах, Шабалов Н.П. «Питер», С-Пб., 2009 г.    
3. Учайкин В.Ф., Нисевич Н.И., Шамшева О.В. Инфекционные болезни у детей. Учебник. ГЭОТАР-Медиа, М., 2010    

 

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины.

 

№ п/п Адрес учебного кабинетов, объектов для проведения практических занятий, объектов физической культуры и спорта № помещения Площадь помещения (м2) Наименование оборудованных учебных кабинетов для проведения практических занятий
1 3 4 5 6
1 Б. Пироговская, д. 19, стр 2     Учебная аудитория № 1 Аудиосистема, ноутбук, Мультимедийный проектор
2 Б. Пироговская, д. 19, стр 1     Учебная аудитория № 2 Мультимедийый проектор
3 Б. Пироговская, д. 19, стр 2   22,8 Кабинет отработки практических навыков Манекены тренировочные педиатрические – 5 шт, тренажер педиатрический – 3 шт., интерактивный комплекс (доска, ноутбук, мультимедийный проектор); принтер
  Б. Пироговская, д. 19, стр 2   20,6 Учебный класс
  Б. Пироговская, д. 19, стр 2   18,2 Компьютер, принтер, копировальное устройство
  Б. Пироговская, д. 19, стр 2   18,2 Учебный класс Компьютер, принтер
  Б. Пироговская, д. 19, стр 2   19,1 Учебный класс
  Б. Пироговская, д. 19, стр 2   18,2 Кабинет профессора Компьютер, принтер
  Б. Пироговская, д. 19, стр 2   16,2 Учебный класс
  Б. Пироговская, д. 19, стр 2   16,3 Учебный класс Компьютер, принтер
  Б. Пироговская, д. 19, стр 2   14,1 Кабинет профессора Компьютер, принтер
  Б. Пироговская, д. 19, стр 2   14,5 Кабинет профессора
  Б. Пироговская, д. 19, стр 2   15,3 Кабинет профессора Компьютер, принтер, сканер
  Б. Пироговская, д. 19, стр 2   26,7 Кабинет зав. кафедрой МФУ, ноутбук, факс
  Б. Пироговская, д. 19, стр 2   8,3 Учебный класс
  Б. Пироговская, д. 19, стр 2   23,0 Учебный класс ноутбук
  Б. Пироговская, д. 19, стр 2   23,0 Кабинет профессора Компьютер, принтер
  Б. Пироговская, д. 19, стр 2   22,4 Учебный класс
  Б. Пироговская, д. 19, стр 2   22,8 Кабинет зав. учебной частью; МФУ
  Б. Пироговская, д. 19, стр 2   12,9 Учебный класс
  Б. Пироговская, д. 19, стр 2   17,3 Учебная часть МФУ, компьютер, 2 принтера Мультимедийный проектор
  Б. Пироговская, д. 19, стр 2   19,8 Учебный класс Копировальное устройство
  Б. Пироговская, д. 19, стр 2   20,1 Учебный класс Компьютер, принтер, копировальное устройство
  Б. Пироговская, д. 19, стр 2   21,6 Учебный класс
  Б. Пироговская, д. 19, стр 2   17,4 Кабинет профессора
  Б. Пироговская, д. 19, стр 1     Учебный класс DVD-проигрыватель TV
  Б. Пироговская, д. 19, стр 1     Учебный класс DVD-проигрыватель TV

 

9. Образовательные технологии в интерактивной форме, используемые в процессе преподавания дисциплины:

1. Дискуссия

2. Ситуационная задача (кейс)

3. Лекция

Всего 75% интерактивных занятий от объема аудиторной работы.

9.1. Примеры образовательных технологий в интерактивной форме:

Ситуационная задача

В нефрологическое отделение поступила девочка 5 лет, ранее считавшаяся

здоровой. Заболела три дня назад после перенесенной ОРВИ.

При осмотре: диффузные отеки, кожа бледная, ЧСС 110 в мин., АД 90/50 мм рт.ст. За сутки выделила 500 мл мочи, моча желтого цвета.

Ан.крови: Нb - 135 г/л, эр. - 4,5х1012/л, ЦП - 0,9, лейк. - 8х109/л, п/я - 1%, с/я - 46%, лимф. - 48%, эоз. -2%, мон. - 3%, СОЭ - 46мм/ч.

Ан.мочи: реакция кислая, белок 6,6 г/л, лейкоциты 2-3 в п/зр., эритроциты 0-1 в п/зр, цилиндры гиалиновые 5-6 в п/зр., зернистые 3-4 в п/зр..

Биохимический ан.крови: общий белок – 52 г/л, альбумины - 45%, глобулины a1 - 5%, a2 - 10%, b - 10%, γ - 15%, креатинин - 0,079 ммоль/л (норма до 0,088), мочевина - 5,6 ммоль/л (норма 1,7-8,3), калий - 4,8 ммоль/л (норма 3,5-5,1), холестерин общий - 10,4 ммоль/л (норма до5,2).

Диагностирован: Идиопатический нефротический синдром.

Вопросы:

1. Согласны ли Вы с диагнозом? Обоснуйте ответ.

2. Какое исследование подтвердит диагноз?

3. Какое лечение показано больному?

4. Прогноз.

 

9.2. Электронные образовательные ресурсы, используемые в процессе преподавания дисциплины:

 

№ п/п Наименование и краткая характеристика электронных образовательных и информационных ресурсов (электронных изданий и информационных баз данных) Количество точек доступа
1 3 4
  http://do.1msmu.ru – Единый образовательный портал Первого МГМУ им. И.М.Сеченова  
  http://www.scsml.rssi.ru – Центральная научная медицинская библиотека  
  http://www.medlit.ru/journals - журналы издательства Медицина  
  http://medpro.ru – портал для врачей  
  http://www.med-edu.ru/ медицинский образовательный видеопортал  
  http://emedicine.medscape.com - профессиональная сеть для специалистов здравоохранения  
  http://www.nlm.nih.gov - национальная библиотека медицины США  

 


 

Рабочая программа дисциплины разработана кафедрой детских болезней лечебного факультета

Разработчики:

 

Заведующий кафедрой,

профессор ________________________ Н.А. Геппе

 

Доцент кафедры

зав.учебной частью ________________________ Е.В. Фролкова

 

Принято на заседании кафедры детских болезней лечебного факультета

«_____» ____________2015г., протокол № ______

 

Заведующий кафедрой,

профессор, д.м.н. _________________________ Н.А. Геппе

 

Одобрено Учебно-методическим советом по образовательным программам, закрепленным за факультетом высшего сестринского образования и психолого-социальной работы

«_____»____________2015г., протокол № ______

 

Председатель УМС _______________________ М.А.Кинкулькина

 

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Матрица распределения компетенций по темам дисциплине | Виды и объемы учебной работы, график изучения дисциплины


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных