Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Виды и объемы учебной работы, график изучения дисциплины




Введение

Социальная психология – это отрасль психологической науки, которая изучает закономерности поведения и деятельности личности в социальных группах, а также психологические особенности этих групп. Как самостоятельная научная дисциплина социальная психология существует с 1908 г. Тесная связь с философией и социологией привела к тому, что отечественная социальная психология, основывающаяся на марксистко-ленинской философии, долгое время считалась собственно наукой, зарубежная же психология рассматривалась псевдонаучной и требовала «бескомпромиссной методологической критики». Повышенная критичность к зарубежной социальной психологии, чрезмерная идеологизация отечественной отрицательно сказались на ее развитии.

Учебная дисциплина «Социальная психология» занимает важное место в психолого-педагогической подготовке студентов.

Социальная психология помогает адекватно отражать общественно-политические события и понимать социальные явления. Овладение системой понятий и категорий, объясняющих реальность человеческих взаимоотношений, позволит использовать их для осмысления социальной ситуации и поведения личности. Без социально-психологических знаний и умений невозможно осуществлять профессиональную деятельность, взаимодействовать с людьми – обучать и воспитывать, повышать квалификацию, управлять и руководить.

Социальная психология вооружает человека умениями и качествами, необходимыми для общения с другими людьми и самим собой.

Наконец, социальная психология позволяет прогнозировать поведение людей в группах и вносить коррективы в намечающиеся иррациональные тенденции.

Целью курса является повышение социально-психологической компетенции будущих специалистов: расширение психологической компетенции, формирование способов решения социально-психологических задач, развитие профессионально-психологических умений и качеств.

Задачи курса:

• дать систему профессионально-психологических знаний и умений поведения личности в группе, особенностях и закономерностях функционирования групп, феноменах межличностных отношений, психологии общества;

• сформировать психологические умения и качества, необходимые для профессионального взаимодействия с окружающими, коллегами, подчиненными, учащимися и другими людьми;

• развить способности психологического самоанализа, самопознания и коррекции взаимоотношений с другими людьми и собой;

Воспитательной целью курса является привитие навыков психологически грамотного взаимодействия с окружающими, бесконфликтного общения, развитие качеств толерантности и эмпатии. Изучение социальной психологии основывается на курсах «Психология», разделы «Методы исследования», «Личность» и «Межличностные отношение в группах», «Философия», раздел «Человек в системе социальных отношений», «Профессиональная педагогика», разделы «Педагогика взаимоотношений» и «Педагогика профессионального образования».

Программа разработана в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования специальность 050706.65 Педагогика и психология, включающим в себя следующие основные разделы дисциплины «Социальная психология»: Предмет и методы социальной психологии, основные области исследования, краткий исторический очерк. Психология общения. Содержание, цели и средства общения. Формы, функции, виды и уровни общения. Основные закономерности общения. Воздействие в процессе общения. Конфликт, функции, структура и динамика конфликта. Методы разрешения конфликтов. Малая группа: основные параметры и структуры. Групповая совместимость, групповая сплоченность, принятие группового решения, эффективность групповой деятельности. Феномены межгруппового взаимодействия. Механизмы развития группы, проблема группового давления, конформизм. Модели развития групп. Управление малой группой. Феномены больших социальных групп. Проблема группового сознания. Психология массовидных явлений. Социально-психологическая характеристика личности. Понятие гендерной роли. Идеалы. Социализация и адаптация. Социальные установки личности. Социально-психологическая диагностика и прогнозирование социального поведения человека.

Названия дидактических единиц, представленных в содержании рабочей программы, выделены курсивом.


Виды и объемы учебной работы, график изучения дисциплины

Таблица 1

Виды и объемы учебной работы, график изучения дисциплины
«Социальная психология»
специальности 050706.65 Педагогика и психология

Объемы учебной работы, перечень и срок контрольных мероприятий Форма обучения
Очная Заочная с полным сроком обучения Заочная с сокращенным сроком обучения Заочная с применением дистанционных технологии с полным сроком обучения Заочная с применением дистанционных технологии с сокращенным сроком обучения
1. Виды и объем учебной работы, в ч.
1.1. Общая трудоемкость дисциплины          
1.2. Аудиторные занятия:          
1.2.1. Лекции          
1.2.2. Практические (семинарские) занятия          
1.2.3. Лабораторные работы
1.2.4. Текущие консультации    
1.3. Самостоятельная работа:          
1.3.1. Курсовой проект (работа)          
1.3.2. Контрольная работа
1.3.3. Расчетно-графическая работа
1.3.4. Другие виды самостоятельной работы (выполнение домашних заданий, подготовка к занятиям, чтение дополнительной литературы, подготовка к экзамену)          
2. График изучения дисциплины
2.1. Курс          
2.2. Семестр          
2.3. Экзамен (семестр)          
2.4. Зачет (семестр)
2.5. Курсовой проект          
2.6. Контрольная работа (семестр)

Тематический план изучения дисциплины

Таблица 2

Тематический план изучения дисциплины «Социальная психология»

по очной форме обучения

Наименование темы (раздела) дисциплины Специальность
050706.65
Количество аудиторных часов
Лекции Практические занятия
Тема 1. Предмет социальной психологии, ее место в системе наук о человеке и обществе  
Тема 2. История формирования социально-психологических идей  
Тема 3. Первые социально-психологические теории    
Тема 4. Психология общения    
Тема 5. Психология малой группы    
Тема 6. Психологические особенности больших социальных общностей  
Тема 7. Социально-психологическая характеристика личности    
Тема 8. Социализация и адаптация    
Тема 9. Социальная установка. Аттитюд    
Тема 10. Проблемы личности и группы    
Тема 11. Практические приложения социальной психологии. Социально-психологическая диагностика и прогнозирование социального поведения человека    
ИТОГО по видам занятий    
ВСЕГО по дисциплине  

Содержание дисциплины

Тема 1. Предмет и методы социальной психологии

Общая психология и общая социология как дисциплины – «прародительницы» социальной психологии. Отсутствие единой трактовки предмета социальной психологии в современной психологической и социологической литературе. Эволюция представлений о предмете социальной психологии. Определение круга проблем, изучаемых социальной психологией, основные точки зрения на ее предмет. Место социальной психологии в системе гуманитарного знания, ее взаимосвязь с другими дисциплинами. Методы исследования социальной психологии. Основные области исследования.

 

Тема 2. История формирования социально-психологических идей

История формирования социально-психологических идей. Краткий исторический очерк. «Социально-психологическое мышление» древнего человека. Зарождение социально-психологических идей в античной философии, в различных течениях классической философии. Социально-психологические идеи в рамках философских и социологических учений. Социальные и теоретические предпосылки выделения социальной психологии в самостоятельную дисциплину.

 

Тема 3. Первые социально-психологические теории

Первые социально-психологические теории. Социально-психологические теории второй половины XIX – начала XX вв. Теоретические основы и задачи «психологии народов» М. Лацаруса, Г. Штейнталя, развитие идей «психологии народов» В. Вундтом. Концепция подражания Г. Тарда, «психология масс» Г. Лебона. Теория «инстинктов социального поведения» В. Мак-Дугалла.

Период экспериментального развития социальной психологии в XX веке. Развитие социальной психологии в России. Школа рефлексологии В.М. Бехтерева, социальная психология как наука о поведении П.П. Блонского.

Тема 4. Психология общения

Психология общения. Содержание, цели и средства общения. Формы, функции, виды и уровни общения. Основные закономерности общения.

Общение как коммуникация. Специфика коммуникативного процесса между людьми: обогащение и развитие информации в ходе ее «движения», активная позиция партнеров в коммуникативном процессе, смысловая интерпретация информации и др. Виды коммуникации.

Структура речевого поведения. Языковые характеристики говорящего и слушающего как фактора эффективности коммуникативного процесса. Социально-психологические закономерности понимания речевого сообщения. Типы коммуникативных барьеров.

Понятие невербальной коммуникации. Общая характеристика основных структур (видов) невербального поведения. Просодика, экстралингвистика и их роль в регуляции речевого поведения. Кинесика и ее компоненты (мимика, жесты, поза, походка, контакт глаз, авербальные действия) как факторы коммуникативного процесса. Пространственно-временная организация общения. Такесическая и ольфакторная структуры невербального поведения. Полифункциональность невербального поведения в межличностном общении.

Специфика анализа перцептивных процессов в социальной психологии. Роль межличностного восприятия и взаимодействия в процессе общения. Основные направления экспериментальных исследований межличностного восприятия. Свойства субъекта, объекта восприятия, характер и контекст межличностных взаимосвязей как факторы перцептивных процессов. Механизмы и эффекты восприятия. Содержание и значение явления стереотипизации. Интерпретация причин поведения – феномен «каузальной атрибуции». Структура атрибутивного процесса. Виды и формы атрибуции. Проблема точности межличностного восприятия.

Воздействие в процессе общения. Структура и механизмы взаимопонимания. Понятие рефлексии. Феномен эмпатии. Формы и этапы развития эмпатии. Явление децентрации и его функции в процессе взаимопонимания. Социально-психологические исследования межличностной идентификации.

Межличностное взаимодействие (интеракция) как предмет социально-психологических исследований. Специфика решения проблемы взаимодействия в символическом интеракционизме.

Отличительные признаки межличностного взаимодействия как формы общения. Сотрудничество (кооперация) и соперничество (конкуренция) как виды взаимодействия. Взаимодействие в структуре совместной деятельности. Функционально-ролевая дифференциация и формы организации совместной деятельности. Общая цель как фактор внутригруппового взаимодействия. Сравнительный анализ эффективности индивидуальной и групповой деятельности. Сработанность как показатель оптимальности взаимодействия. Взаимодействие и взаимоотношения его участников.

Конфликт. Функции, структура и динамика конфликта. Методы разрешения конфликтов.

 

Тема 5. Психология малой группы

Психология группы. Социально-исторические и конкретно-научные предпосылки разработки психологической проблематики малых групп. Направленность и результаты первых эмпирических исследований малых групп. Ведущие подходы к изучению групповых феноменов в 30-е – 40-е годы. Общая характеристика психологического анализа малых групп в послевоенные десятилетия. Современное состояние и перспективы исследований.

Малая группа: основные параметры и структуры. Дефиниции малой группы. Классификация малых групп. Основные теоретические ориентации исследования психологии малых групп (теория подкрепления, интеракционизм, теория поля, психоаналитическая ориентация, социометрический подход, деятельный подход, теория систем). Общая характеристика методов исследования групповых феноменов.

Структурные и динамические характеристики малой группы. Группа как развивающаяся система. Механизмы развития группы, проблема группового давления, конформизм. Модели развития групп (Б. Такмен, Г. Стенфорд, А.В. Петровский, Л.И. Уманский и др.). Внешние и внутренние противоречия жизнедеятельности группы как источник ее развития. Понятие психологической целостности группы (А.И. Донцов). Механизмы групповой динамики: «идиосинкразический кредит» (Е. Холландер и др.); «психологический обмен» (И. Олтмен, Д. Тейлор, Р.Л. Кричевский, Е.М. Дубовская). Процессы интеграции и дифференциации в группе. Закономерности и формы групповой интеграции как процесса психологической стабилизации группы. Соотношения понятий «интеграция», «сплоченность», «совместимость», «организованность», «ценностно-ориентационное единство». Внутригрупповая дифференциация. Социометрия как метод изучения групповой дифференциации.

Проблема пределов существования малой группы. Стадии развития группы. Проблема коллектива в отечественной социальной психологии.

Группа как субъект совместной деятельности (Г.М. Андреева, А.В. Петровский и др.). Отличительные признаки, структура, динамика совместной деятельности и социально-психологические характеристики группы как ее совокупного субъекта. Групповая совместимость, групповая сплоченность, принятие группового решения, эффективность групповой деятельности. Феномены межгруппового взаимодействия. Управление малой группой.

Процесс принятия группового решения. Явления «поляризации группы». Проблема соотношения группового и индивидуального решения. Феномен «сдвига риска» и его роль в объяснении природы группового решения. Групповая дискуссия, «брейнсторминг» как метод повышения эффективности групповых решений.

 

Тема 6. Психологические особенности больших социальных общностей

Феномены больших социальных групп. Общая характеристика «большой социальной группы». Большая группа как объект междисциплинарного исследования. Проблематика, теоретические и методические принципы исследования больших социальных групп в социальной психологии. Классификация больших социальных групп. Психологические аспекты жизнедеятельности стихийных неорганизованных (толпа, демонстрация и т.п.) и временных полуорганизованных (публика, митинг, аудитория и т.п.) больших групп. Структура психологии устойчивых организованных больших групп (социальные классы, слои, этносы, профессиональные группы, политические партии и т.п.).

Принадлежность к большим социальным группам как фактор детерминации индивидуального сознания, потребностей, интересов, ценностей, норм поведения. Понятие «социальный тип личности». Изменения в социальной структуре общества и динамика психологических особенностей устойчивых и стихийных больших групп.

Проблема группового сознания. Образ жизни и специфика национального самосознания личности. Этнокультурная вариантность социального поведения. Социально-психологические аспекты этноцентризма и межэтнических конфликтов.

Психологические проблемы политической социализации и поведения масс в ситуации выборов.

Психологические характеристики религиозных общностей и организаций.

Психология массовидных явлений. Социально-психологические механизмы возникновения и динамики толпы. Поведение личности в толпе. Понятие паники. Значение изучения процессов заражения, внушения, подражания для понимания закономерностей массового поведения.

 

Тема 7. Феномен межгруппового взаимодействия. Управление малой группой. Социально-психологическая характеристика личности.

Феномен межгруппового взаимодействия. Управление малой группой. Социально-психологическая характеристика личности. Проблемы личности в социальной психологии. Взаимосвязь личности и общества как ключевая проблема социальной психологии. Специфика социально-психологического подхода к пониманию личности, его отличие от понимания личности в общей психологии и социологии.

Характеристики, отражающие положение личности в группе: социальная роль, социальный статус, социальные экспектации. Соотношение понятий «статус» и «роль». Ролевые конфликты личности. Понятие гендерной роли. Идеалы.

Социально-психологические закономерности адаптации личности в группе. Понятие межличностной совместимости. Уровни совместимости. Социально-психологический климат в группе. Факторы, влияющие на формирование психологического климата.

Методы диагностики и коррекции положения личности в группе.

 

Тема 8. Социализация и адаптация личности

Социализация и адаптация. Необходимость комплексного подхода к исследованию процесса социализации. Понятие социализации. Общая характеристика институтов и механизмов социализации. Процесс социализации. Подходы к определению основных этапов социализации. Модель развития личности и понятие идентичности в концепции Э. Эриксона. Трактовка закономерностей социализации в транзактном анализе Э. Берна.

Процесс социализации в отрочестве: особенности детско-родительских отношений, половых ролей, дружеских привязанностей в группах сверстников. Проблема подросткового кризиса. Сферы и динамика социализации в зрелом возрасте. Социально-психологические проблемы адаптации пожилых людей к статусу пенсионера. Социально-психологические особенности процесса старения. Общая характеристика методов психодиагностики и коррекции личности на различных этапах социализации.

 

Тема 9. Социальная установка. Аттитюд

Социальные установки личности. Аттитюды и ценности как оценка человеком социальных объектов. Функции и строение аттитюдов: когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты аттитюда. Измерение аттитюдов: Шкалы Тэрстоуна, Богардуса и др. Система аттитюдов и ее структура. Иерархия аттитюдов. Теория когнитивного диссонанса. Соотношение между аттитюдами и ценностями с одной стороны, и реальными действиями и поступками – с другой. Парадокс Р. Лапьера. Дискуссия о причинах рассогласования между оценками и реальными и действиями.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных