Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Образ Базарова в романе Тургенева "Отцы и дети".




 

Роман И.С.Тургенева отразил борьбу двух социально-политических лаге-

рей, сложившихся в России к 60-м годам XIX века. И.С.Тургенев отразил

в романе типичный конфликт эпохи и поставил ряд актуальных проблем, в

частности, вопрос о характере и роли "нового человека", деятеля в пе-

риод революционной ситуации в Европе 60-х годов.

 

Выразителем идей революционной демократии стал Евгений База-

ров, герой, который противопоставлен в романе либеральному дворянству.

 

Образ Базарова занимает центральное место в композиции романа.

Из 28 глав лишь в двух не появляется Базаров, в остальных - он главное

действующее лицо. Все основные лица романа группируются вокруг него,

раскрываются во взаимоотношениях с ним, резче и ярче оттеняют те или

иные черты его личности, подчеркивают его превосходство, ум, душевную

силу, свидетельствуют о его одиночестве в среде уездных аристократов.

Напомним, что герой эпохи 60-х годов был разночинец-демократ, убежден-

ный противник дворянско-крепостнического строя, материалист по своему

мировоззрению, прошедший школу труда и лишений, самостоятельно мысля-

щий и независимый. Именно таков Базаров в изображении автора.

 

Сюжет романа строится на столкновении Базарова с миром арис-

тократов. Тургенев сразу же показывает, что Базаров - демократ, разно-

чинец, человек труда, чужд аристократическому этикету и условностям. В

столкновении с "барчуками проклятыми" его облик раскрывается пол-

ностью. В романе широко используется прием контраста: Базаров противо-

поставлен Павлу Петровичу, аристократия одного демократизму другого.

Последовательность, убежденность, воля и целеустремленность Базарова

контрастируют с раздвоенностью Аркадия, с его случайными убеждениями,

мягкотелостью и отсутствием осознанной цели.

 

Именно в столкновении с различными персонажами, противопостав-

ленными ему, раскрываются замечательные черты Базарова: в спорах с

Павлом Петровичем - зрелость ума, глубина суждений и непримиримая не-

нависть к барству и рабству; во взаимоотношениях с Аркадием - способ-

ность привлекать на свою сторону молодежь, быть учителем, воспитате-

лем, честность и непримиримость в дружбе; в отношении с Одинцовой -

умение глубоко и по-настоящему любить, цельность натуры, сила воли и

чувство собственного достоинства.

 

Главное место в композиции романа занимают сцены споров. Герои

Тургенева раскрывают свое мировоззрение в прямых высказываниях, в

столкновениях со своими идейными противниками. Базаров - натура неза-

висимая, не склоняющаяся ни перед какими аристократами, а подвергающа-

яся суду мысли. Типичен для шестидесятников и интерес Базарова к ес-

тественным наукам, хотя ни карьера ученого, ни карьера врача не яви-

лась бы его уделом.

 

Тургенев проводит своего героя через ряд испытаний (а это во-

обще типично для романов Тургенева). Он испытывает Базарова сначала

любовью, затем и смертью. Тургенев как бы событи стороны наблюдает за

тем, как ведет себя его герой в этих ситуациях. И если любовь к Один-

цовой, женщине умной, гордой, сильной, под стать самому Базарову, по-

беждает принципы нигилизма. (Ведь Базаров называл любовь "белибердой",

презрительно относился к идеальным, романтическим чувствам, признавал

любовь только физиологическую: "Нравится тебе женщина, так возьми

ее!". Сам же, влюбившись, вдруг почувствовал романтика в самом себе).

То в предсмертной сцене Базаров верен своим идеалам до конца, он не

сломлен, гордо смотрит смерти в глаза. Многие критики считают эту сце-

ну самой сильной, живой и трогательной. Потому что именно здесь раск-

рывается это "грешное, бунтующее сердце" до конца.

 

Смерть Базарова оправданна по-своему. Как в любви нельзя было

доводить Базарова до "тишины блаженства", так и в его предполагаемом

деле он должен был остаться на уровне еще не реализуемых, вынашивае-

мых, и потому безграничных стремлений. Базаров должен был умереть,

чтобы остаться Базаровым.

 

Сколько бы ни было критических статей по поводу героя "Отцов и

детей", и как бы ни трактовался образ Базарова, лучше всего сказал о

своем "самом любимом детище" сам автор: "Я хотел сделать из него лицо

трагическое... Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, наполо-

вину выросшая из почвы, сильная, злобная, честная, - и все-таки обре-

ченная на погибель, потому что она все-таки стоит еще в преддверии бу-

дущего".

 

И.С.Тургенев.

Аркадий и Базаров.

 

После выхода в свет в 1862 году роман Тургенева "Отцы и дети"

вызвал буквально шквал критических статей. Ни один из общественных ла-

герей не принял новое творение Тургенева. Либеральная критика не могла

простить писателю того, что представители аристократии, потомственные

дворяне изображены иронически, что "плебей" Базаров все время издева-

ется над ними и морально оказывается выше их. Демократы восприняли

главного героя романа как злую пародию. Критик Антонович, сотрудничав-

ший в журнале "Современник", назвал Базарова "асмодеем нашего време-

ни".

 

Но все эти факты, как мне кажется, как раз и говорят в пользу

И.С.Тургенева. Как настоящий художник, творец, он сумел угадать веяния

эпохи, появление нового типа, типа демократа-разночинца, который при-

шел на смену передовому дворянству.

 

Главная проблема, поставленная писателем в романе, уже звучит

в его названии: "Отцы и дети". Это название имеет двойной смысл. С од-

ной стороны, это проблема поколений - вечная проблема классической ли-

тературы, с другой, - конфликт двух социально-политических сил, дейс-

твовавших в России в 60-е годы: либералов и демократов.

 

Действующие лица романа группируются в зависимости от того, к

какой из социально-политических группировок мы можем их отнести.

 

Но дело в том, что главный герой Евгений Базаров оказывается

единственным представителем лагеря "детей", лагеря демократов-разно-

чинцев. Все остальные герои находятся во враждебном лагере.

 

Центральное место в романе занимает фигура нового человека -

Евгения Базарова. Он представлен как один из тех молодых деятелей, ко-

торые "драться хотят". Другие - люди старшего поколения, которые не

разделяют революционно-демократических убеждений Базарова. Они изобра-

жены мелкими, слабовольными людьми, с узкими, ограниченными интереса-

ми. В романе представлены дворяне и разночинцы 2-х поколений - "отцов"

и "детей". Тургенев показывает, как действует демократ-разночинец в

чужой ему среде.

 

В Марьине Базаров - гость, который отличается своим демократи-

ческим обликом от хозяев-помещиков. И с Аркадием он расходится в глав-

ном - в представлении о жизни, хотя поначалу они считаются друзьями.

Но их взаимоотношения все-таки нельзя назвать дружбой, потому что

дружба невозможна без взаимопонимания, дружба не может быть основана

на подчинении одного другому. На протяжении всего романа наблюдается

подчинение слабой натуры более сильной: Аркадия - Базарову. Но все-та-

ки Аркадий постепенно приобретал свое мнение и уже переставал повто-

рять слепо за Базаровым суждения и мнения нигилиста. В спорах он не

выдерживает и выражает свои мысли. Однажды их спор дошел чуть ли не до

драки. Разница между героями видна в их поведении в "империи" Кирсано-

ва. Базаров занимается работой, изучением природы, а Аркадий сибаритс-

твует, ничего не делает. То, что Базаров человек дела, видно сразу по

его красной обнаженной руке. Да, действительно, он в любой обстановке,

в любом доме старается заниматься делом. Главное его дело - естествен-

ные науки, изучение природы и проверка теоретических открытий на прак-

тике. Увлечение науками является типичной чертой культурной жизни Рос-

сии 60-х годов, значит,Базаров идет в ногу со временем. Аркадий - со-

вершенная противоположность. Он ничем не занимается, из серьезных дел

его ни одно по-настоящему не увлекает. Для него главное - уют и покой,

а для Базарова - не сидеть сложа рук, трудиться, двигаться.

 

Совершенно разные суждения складываются у них в отношении к

искусству. Базаров отрицает Пушкина, причем необоснованно. Аркадий пы-

тается доказать ему величие поэта. Аркадий всегда аккуратен, опрятен,

хорошо одет, у него аристократические манеры. Базаров же не считает

нужным соблюдать правила хорошего тона, столь важные в дворянском бы-

ту. Это сказывается во всех его поступках, привычках, манерах, речах,

внешнем виде.

 

Крупное разногласие возникло между "друзьями" в разговоре о

роли природы в жизни человека. Здесь уже видно сопротивление Аркадия

взглядам Базарова, постепенно "ученик" выходит из-под власти "учите-

ля". Базаров ненавидит многих, а у Аркадия нет врагов. "Ты, нежная ду-

ша, размазня", - говорит Базаров, понимая, что Аркадий уже не может

быть его сподвижником. "Ученик" не может жить без принципов. Этим он

очень близок к своему либеральному отцу и Павлу Петровичу. Зато База-

ров предстает перед нами как человек нового поколения, которое пришло

на смену "отцам", не способным решить основные проблемы эпохи. Аркадий

- человек, принадлежащий старому поколению, поколению "отцов".

 

Писарев очень точно оценивает причины разногласий между "уче-

ником" и "учителем", между Аркадием и Базаровым: "Отношение Базарова к

его товарищу бросает яркую полосу света на его характер; у Базарова

нет друга, потому что он не встретил еще человека, который бы не спа-

совал перед ним. Личность Базарова замыкается в самой себе, потому что

вне ее и вокруг нее почти нет вовсе родственных ей элементов".

 

Аркадий хочет быть сыном своего века и напяливает на себя идеи

Базарова, которые решительно не могут с ним срастись. Он принадлежит к

разряду людей, вечно опекаемых и вечно не замечающих над собой опеки.

Базаров относится к нему покровительственно и почти всегда насмешливо,

он понимает, что их пути разойдутся.

 

Н.А.Некрасов.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных