ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Традиции Гоголя и Салтыкова-Щедрина в сатире Маяковского. Сатира Мая-Ковского.
Поэт Маяковский вошел в наше сознание, в нашу культуру как "агитатор, горлан, главарь". Он действительно шагнул к нам "через лирические то- мики, как живой с живыми говоря". Его поэзия громка, неуемна, неисто- ва. Ритм, рифма, шаг, марш - все эти слова ассоциируются и выражают творчество поэта. Это, действительно, поэт-гигант. И истинная оценка его творчества еще впереди, потому что он слишком крупен,объемен, его поэзия никак не вмещается в узкий и тесный мир наших мыслей и забот.
Маяковский - поэт разносторонний. Он мог писать обо всем в равной степени талантливо и необычно. Поэтому его поэзия так многоли- ка: от плакатов РОСТА с краткими и меткими подписями - до поэмы о це- лой стране ("Хорошо!); от антивоенных стихов 10-х годов - до нежных, возвышенных поэм про любовь ("Облако в штанах", "Флейта - позвоноч- ник").
Не исключением является и тема, обличающая пошлость, мещанс- тво, быт, обывательщину, волокиту и бюрократизм. В этих произведениях Маяковский верен традициям русской литературы, так как продолжает те- му, начатую еще Фонвизиным, Грибоедовым, Гоголем и Салтыковым-Щедри- ным. Если рассмотреть стихотворения Маяковского "О дряни" и "Прозасе- давшиеся", то можно заметить, что поэт широко использует целый спектр комических приемов для описания бюрократов и мещан, чьи желания не простираются дальше "тихоокеанских галифищ" и стремления "фигурять" в новом платье "на балу в Реввоенсовете". Поэт использует и разящие эпи- теты, и яркие сравнения, и неожиданные аллегории, но особенно ярко вскрывает суть порока гипербола, сарказм и гротеск.
Для примера проведем параллель между "Прозаседавшимися" и "Ре- визором". И то и другое являются законченными литературными произведе- ниями, обладающими завязкой, кульминацией и развязкой. Начало обоих произведений гиперьболично: безнадежные попытки чиновников попасть на несколько заседаний сразу, где обсуждается "покупка склянки чернил", а в другом произведении от ужаса чиновники признают в Хлестакове ревизо- ра. Кульминация представляет собой гротеск. В "Прозаседавшихся:
И вижу,
Сидят людей половины,
О, дъявольщина!
Где же половина другая?
В нескольких строках Маяковский довел ситуацию до абсурда. Бо- лее плавен переход к кульминации в "Ревизоре", но по своей абсурдности она не уступает "Прозаседавшимся" и характеризуется,например, такими ситуациями, как сама себя высекшая унтер-офицерша, Бобчинский, прося- щий довести до сведения его императорского величества, что в "таком-то городе живет Петр Иванович Бобчинский".
В развитии "Ревизора" Гоголь отразил свою веру в силу и спра- ведливость высшей власти, в неотвратимость наказания. Развязка "Проза- седавшихся" иронична, что, вероятно, говорит о том, что Маяковский по- нимал живучесть, неистребимость бюрократизма.
Если говомить о стихотворении Маяковского "О дряни", то здесь мы найдем и гротеск в образе ожившего Маркса, призывающего свернуть головы мещанским канарейкам, и гиперболический эпитет "тихоокеанские галифища, и саркастическое выражение "мурло мещанина", и сравнение "зады, крепкие как умывальники". Поэт без стеснения употребляет эти тропы и стилистические фигуры, рассматривая обывательский быт, который "страшнее Врангеля".
Это стихотворение можно соотнести с пафосом творчества Салты- кова-Щебрина. В его произведениях сарказм, гротеск и гипербола встре- чаются буквально на каждой странице, особенно в "Диком помещике", "По- вести о том, как один мужик двух генералов прокормил", "Истории одного города". В своих произведениях Салтыков-Щедрин часто использовал прием фантастики. Подобный прием испрльзовал и Маяковский в пьесе "Клоп", в которой Пьер Скрипкин переносится в будущее.
В.В. Маяковский следовал традициям Гоголя и Салтыкова-Щедрина не только в использовании литературных приемов, но и в самой тематике своих сатирических произведений, направленных против косности мышле- ния, бюрократического мещанского бытия и обывательской пошлости. Тра- диции русской сатиры были продолжены и развиты такими мастерами слова, как Булгаков, Ильф и Петров, Фазиль Искандер.
М. Булгаков. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|