Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Традиции Гоголя и Салтыкова-Щедрина в сатире Маяковского. Сатира Мая-




Ковского.

 

Поэт Маяковский вошел в наше сознание, в нашу культуру как "агитатор,

горлан, главарь". Он действительно шагнул к нам "через лирические то-

мики, как живой с живыми говоря". Его поэзия громка, неуемна, неисто-

ва. Ритм, рифма, шаг, марш - все эти слова ассоциируются и выражают

творчество поэта. Это, действительно, поэт-гигант. И истинная оценка

его творчества еще впереди, потому что он слишком крупен,объемен, его

поэзия никак не вмещается в узкий и тесный мир наших мыслей и забот.

 

Маяковский - поэт разносторонний. Он мог писать обо всем в

равной степени талантливо и необычно. Поэтому его поэзия так многоли-

ка: от плакатов РОСТА с краткими и меткими подписями - до поэмы о це-

лой стране ("Хорошо!); от антивоенных стихов 10-х годов - до нежных,

возвышенных поэм про любовь ("Облако в штанах", "Флейта - позвоноч-

ник").

 

Не исключением является и тема, обличающая пошлость, мещанс-

тво, быт, обывательщину, волокиту и бюрократизм. В этих произведениях

Маяковский верен традициям русской литературы, так как продолжает те-

му, начатую еще Фонвизиным, Грибоедовым, Гоголем и Салтыковым-Щедри-

ным. Если рассмотреть стихотворения Маяковского "О дряни" и "Прозасе-

давшиеся", то можно заметить, что поэт широко использует целый спектр

комических приемов для описания бюрократов и мещан, чьи желания не

простираются дальше "тихоокеанских галифищ" и стремления "фигурять" в

новом платье "на балу в Реввоенсовете". Поэт использует и разящие эпи-

теты, и яркие сравнения, и неожиданные аллегории, но особенно ярко

вскрывает суть порока гипербола, сарказм и гротеск.

 

Для примера проведем параллель между "Прозаседавшимися" и "Ре-

визором". И то и другое являются законченными литературными произведе-

ниями, обладающими завязкой, кульминацией и развязкой. Начало обоих

произведений гиперьболично: безнадежные попытки чиновников попасть на

несколько заседаний сразу, где обсуждается "покупка склянки чернил", а

в другом произведении от ужаса чиновники признают в Хлестакове ревизо-

ра. Кульминация представляет собой гротеск. В "Прозаседавшихся:

 

И вижу,

 

Сидят людей половины,

 

О, дъявольщина!

 

Где же половина другая?

 

В нескольких строках Маяковский довел ситуацию до абсурда. Бо-

лее плавен переход к кульминации в "Ревизоре", но по своей абсурдности

она не уступает "Прозаседавшимся" и характеризуется,например, такими

ситуациями, как сама себя высекшая унтер-офицерша, Бобчинский, прося-

щий довести до сведения его императорского величества, что в "таком-то

городе живет Петр Иванович Бобчинский".

 

В развитии "Ревизора" Гоголь отразил свою веру в силу и спра-

ведливость высшей власти, в неотвратимость наказания. Развязка "Проза-

седавшихся" иронична, что, вероятно, говорит о том, что Маяковский по-

нимал живучесть, неистребимость бюрократизма.

 

Если говомить о стихотворении Маяковского "О дряни", то здесь

мы найдем и гротеск в образе ожившего Маркса, призывающего свернуть

головы мещанским канарейкам, и гиперболический эпитет "тихоокеанские

галифища, и саркастическое выражение "мурло мещанина", и сравнение

"зады, крепкие как умывальники". Поэт без стеснения употребляет эти

тропы и стилистические фигуры, рассматривая обывательский быт, который

"страшнее Врангеля".

 

Это стихотворение можно соотнести с пафосом творчества Салты-

кова-Щебрина. В его произведениях сарказм, гротеск и гипербола встре-

чаются буквально на каждой странице, особенно в "Диком помещике", "По-

вести о том, как один мужик двух генералов прокормил", "Истории одного

города". В своих произведениях Салтыков-Щедрин часто использовал прием

фантастики. Подобный прием испрльзовал и Маяковский в пьесе "Клоп", в

которой Пьер Скрипкин переносится в будущее.

 

В.В. Маяковский следовал традициям Гоголя и Салтыкова-Щедрина

не только в использовании литературных приемов, но и в самой тематике

своих сатирических произведений, направленных против косности мышле-

ния, бюрократического мещанского бытия и обывательской пошлости. Тра-

диции русской сатиры были продолжены и развиты такими мастерами слова,

как Булгаков, Ильф и Петров, Фазиль Искандер.

 

М. Булгаков.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных