Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ИЗОБРАЖЕНИЕ "ПОШЛОСТИ ПОШЛОГО ЧЕЛОВЕКА" В РАССКАЗАХ А.П. ЧЕХОВА




В пору самого высшего творческого расцвета Чехов пишет ряд

рассказов на тему интеллигенции. Вслед за Горьким, который боролся в

своих произведениях с "интеллигентами", ничего не оставившими после

себя на земле, кроме мусора, Чехов бьет тревогу в своих рассказах, что

люди, призванные вести за собой народ, превращаются в.обывателей,

деградируют под влиянием среды, в которую попадают. Самым

сильным, на мой взгляд, является рассказ "Ионыч" (1898 г.). Сюжет

рассказа прост: молодой, умный человек попадает в серый, затхлый

городишко С. Много работает, живет отшельником, презирает

обывателя, с которым не о чем говорить. Интересы жителей города

ничтожны: вино, карты, нажива, сплетни. Проходит время, Дмитрий

Старцев опускается и становится таким же. Казалось бы, ну что тут

особенного, вокруг видишь это на каждом шагу. Время меняет людей.

Но та страшная правда, так талантливо показанная Чеховым, открывает

на многое глаза. Если человеку дано больше, чем другим, а он сам себя

утопил и стал похожим на обывателя, то это духовная смерть. Ничего

больше в жизни не остается, как есть, пить, копить деньги, неизвестно

зачем, быть "живым трупом". Накопительство разрушает личность, если

нет внутреннего противоядия, если нет большой жизненной силы, цели

жизни. Старцев мало сопротивлялся, любовь его к К. Туркиной тоже

была мала, уже тогда он в уме подсчитывал деньги, которые получит,

если женится на ней. Мужики, и больница уже не интересуют

Старцева, он растерял все свои идеалы, пошлость захлестнула его.

Герой ненавидит и презирает жизнь окружающих его обывателей, но

это не мешает ему в конечном итоге и самому умножить их число. Вся

история превращения молодого доктора Дмитрия Старцева в

заплывающего жиром стяжателя, которого все зовут теперь только

Ионычем, занимает У Чехова менее двадцати страниц, но страшно

другое: в жизни со многими происходит эта метаморфоза. В юности

почти все имеют идеалы, желание принести пользу обществу, в

зрелости у многих прослеживается стремление к сытости, к

благополучию, к почестям и "теплым" местам. Все прикрываются

пышными фразами о долге, чести, пользе, но внутри у каждого, как

бацилла, сидит, спрятавшись, все тот же "Ионыч". Чехов своим

рассказом предупреждает: "Не поддавайтесь губительному влиянию

среды, не предавайте своих идеалов, берегите в себе человека".

Та же тема пошлости и корысти звучит в рассказе "Крыжовник". В

"Крыжовнике" символом уродливой жизни, подчиненной узкой,

нелепой цели, становится страсть героя приобрести имение, где бы рос

свой крыжовник. Всю жизнь он копил, во всем себе отказывал, его

жизнь была просто унизительной и жалкой. Он мог унижаться из-за

каждой копейки, но вот, наконец, мечта его осуществилась - он ел

свои, а его усадьбе собранные ягоды, он был счастлив. Да разве это

счастье? Разве для этого живет человек? Чехов рисует портретные

характеристики того и другого: постарел, располнел, обрюзг. Абсолютно

животная жизнь, лишенная смысла. Чехов негодует и протестует против

такого назначения человека. Просто быть сытым и счастливым -этого

человеку мало. Должна же быть какая-то высшая цель. Чехов каждым

своим произведением говорит: "Нет, больше жить так невозможно". В

рассказах "Учитель словесности", "Попрыгунья", "Человек в футляре"

звучит грустная нота обиды за человека, обиды за его никчемность,

приземленность и нежелание изменить жизнь. Л. Толстой высоко

оценил рассказ "Учитель словесности". Краткий сюжет: учитель

Никитин живет в небольшом городе, работает в гимназии. Он

образован, умен, вроде бы счастлив, женат на любимой женщине.

Казалось бы в его жизни все хорошо. Но пошлость города, пошлость

безликой женщины с ее горшками, пошлость коллег в гимназии душат

Никитина. Учитель географии Ипполит Ипполитыч ограничен, говорит

только то, что всем давно известно, "что Волга впадает в Каспийское

море, а лошади кушают овес". Он туп, скучен, олицетворяет собой

многих учителей. Жена Никитина, Манюся, развела кувшины и

горшочки со сметаной, окружила его пошлостью со всех сторон в своем

маленьком уютном мирке, в котором так спокойно и сладко живется

Никитину. Работа в гимназии ему тоже кажется однообразной и

утомительной. Никитин, боясь сойти с ума, решает бежать из этого

города, от жены, от пошлости, но можно уверенно сказать, что все это

только порыв, минутная вспышка. Он останется и постепенно станет

вторым видоизмененным Ионычем. Чехов устами Никитина

восклицает. "Нет ничего страшнее, оскорбительнее, тоскливее

пошлости". И опять звучит та же тема. Ведь есть другой мир! Мир, где

люди творят, страдают; ошибаются, создают, сочиняют, мучаются, но

они живут в полную силу, а не прозябают. Только там есть жизнь, где

есть великая цель, где в работе люди находят удовлетворение, где

человек живет не для себя, а для людей.

Мне очень близок Чехов, и я ценю его выше других классиков.

И мне, вслед за Чеховым, хотелось бы повторить его слова: "Если бы

каждый человек сделал на земле все, что мог, как прекрасна была бы

наша земля!"

 

92. ИДЕЙНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПЬЕСЫ "ВИШНЕВЫЙ САД"

Пьеса "Вишневый сад" - последнее произведение Чехова. В

восьмидесятые годы Чехов передавал трагическое положение людей,

утративших смысл своей жизни. Пьеса была поставлена на сцене

Художественного театра в 1904 году. Наступает двадцатый век, и Россия

становится окончательно капиталистической страной, страной фабрик,

заводов и железных дорог. Этот процесс ускорился с освобождением

крестьянства Александром II. Черты нового относятся не только к

экономике, но и к обществу, меняются представления и взгляды людей,

утрачивается прежняя система ценностей.

Действие пьесы происходит в имении помещицы Любови Андреевны

Раневской. Социальный' конфликт пьесы - это конфликт уходящего

дворянства с пришедшей ему на смену буржуазией. Другая сюжетная

линия - социально-романтическая. "Вся Россия - наш сад" - так устами

своих героев говорит сам Чехов. Но мечта Ани и Пети Трофимова

разбивается о практицизм Лопахина, по воле Которого вырубается

вишневый сад.

Любовь Андреевна Раневская - это уже не Николай Петрович Кирсанов

из романа Тургенева "Отцы и дети", которым пытается приспособиться

к новому своему положению и делает попытки перестроить хозяйство в

своем поместье. К концу девятнадцатого века большая часть

помещиков после отмены крепостного права разорилась. Дворянство,

привыкшее праздно жить, тратить, но не наживать, не сумело

перестроиться в новых условиях. Любовь Андреевна давно уже

"спустила" все свое состояние, ее имение заложено и перезаложено, но

она, в силу привычки, не может изменить свой расточительный образ

жизни. Раневская не понимает, что наступившее время требует от нее

постоянных усилий, необходимых для материального выживания.

Любовь Андреевна живет эмоциями, воспоминаниями о прошлом, она

растеряна, сломлена всем происходящим и, я думаю, что скорее всего

она просто боится думать о настоящем, уходя в какие - то

малозначительные миражи. И если ее можно понять, потому что она

всего лишь женщина, избалованная многолетней праздной привычкой

просто порхать по жизни, то ее брат Гаев - это смесь тупого

самомнения о своей значительности и полнейшей ничтожности во

всем. В таком-то возрасте старый лакей Фирс одевает ему штаны! Это

важная деталь в обрисовке его характера.

Чехов в дневнике писал: "Вся Россия - страна каких-то жадных и

ленивых людей. Они ужасно много едят, пьют, любят спать днем и

ужасно храпят...". Гаев заявляет, что все свое состояние он "проел на

леденцах". Гаев завершает галерею "лишних людей" в русской

классической литературе. Гаев, произносящий длинные речи, - это

всего лишь пародия на культурного и образованного дворянина.

Конфликт с жизнью разрешается в пользу торжествующего Лопахина,

"хищного зверя" по определению Пети Трофимова. Лопахин - явная

противоположность владельцам вишневого сада.

Беспечности и непрактичности старых хозяев вишневого сада

противопоставлены энергия и хозяйственная целеустремленность

Лопахина..Он прямой потомок тех, "чьи лица глядят с каждого

вишневого дерева в саду". Лопахин - потомок крепостных, которые

работали на Раневских. Он ликует, купив имение. Трофимов говорит о

Лопахине: "Как в смысле обмена веществ нужен хищный зверь,

который съедает все, что попадается на пути, так и ты нужен".

Чехов ясно видел хищническую природу капитала. Приобретательство

калечит человека, становясь его второй натурой. Тонкая, нежная душа

Лопахина рано или поздно загрубеет, потому что "коммерсант" в нем

всегда будет брать верх. Эмоции и нажива - это абсолютно

несовместимые понятия.

Лопахина потрясают слезы Раневской, он умен и понимает, что не все

можно купить и продать, но практицизм "мужика" побеждает в нем. Но

какую новую жизнь можно построить, загубив прекрасный вишневый

сад и отдав землю под дачи? Жизнь и красота разрушена. Дачники

дополнят то, что начал Лопахин.

Чехов четко показал полную деградацию и моральное оскудение

дворянства, разложение его как класса. Распад дворянской культуры

завершает их экономическое разложение. Но, по мнению Чехова,

капитализм тоже временное явление, потому что несет с собой

разрушение. Петя советует Лопахину "не размахивать руками". Что это

значит? В эти слова Чехов вкладывает большое сомнение в

целесообразности действий Лопахина. Трофимов говорит: "Строить

дачи, рассчитывать, что из дачников со временем выйдут отдельные

хозяева, - это тоже значит размахивать руками".

Герои по-разному видят свое будущее. Раневская считает, что ее жизнь

кончена, Трофимов и Аня даже где-то рады продаже сада, потому что

это дает им шанс начать новую жизнь и вырастить свой сад.

Вишневый сад - это символ прожитого, и с ним уходят Фирс и

Раневская. Старого лакея Фирса забывают, он остается в пустом,

заколоченном доме, где, вероятно, умрет не от старости, а от голода и

жажды. Фирс, я думаю, покорно примет смерть, понимая, что свое уже

прожил и в его годы смешно цепляться за жизнь.

Чехов показал Россию на перепутье, Россию, в которой еще не изжито

до конца прошлое, где еще не наступило окончательно настоящее, но

уже проглядывает будущее. Петя Трофимов, этот пассивный мечтатель

и идеалист, представляется Чехову человеком, который уничтожит

власть и сможет изменить жизнь. Его мечты о равенстве, братстве,

справедливости, по моему мнению, всего лишь мечты. У Раневских его

зовут "облезлым барином" не только из-за внешности, но и из-за того,

что он остается юношей в своих мечтах. Аня верит Трофимову и

согласна уехать с ним в Москву. Скорее всего, она поступит на курсы

или станет революционеркой.

Пьеса кончается возгласом: "Здравствуй, новая жизнь". Чехов не

показал, какой она будет, да он и не мог показать, потому что это был

1904 год.

Трофимов и Аня полны надежд, испытывая прилив сил и неудержимое

желание трудится на благо людей. Петя, по мнению Чехова, должен

сменить Лопахина, потому что именно в его уста автор вкладывает

ценную мысль о том, что "вся Россия - наш сад".

Чехов был глубоко убежден, что человеку, чтобы быть свободным,

нужен весь земной шар. Близилась буря. Чехов предвидел и.ждал ее. В

каждом произведении Чехова ясно выражен протест против

бессмысленности и пошлости человеческого существования.

Пьеса "Вишневый сад" - это прошлое, настоящее и будущее России.

Дали высокую оценку Чехову многие писатели. Алексей Толстой писал:

"Чехов - это Пушкин в прозе". Я думаю, что с этим утверждением

сложно не согласится.

"Вишневый сад" - итог творческого пути писателя. Этой пьесой Чехов

завершил идейное развенчание дворянства, начатое романом Тургенева

"Отцы и дети". За сорок лет, прошедших после отмены крепостного

права, дворянство в значительной степени утратило свои

экономические позиции, оно постепенно сходило с арены

господствующего класса.

В "Вишневом саде" Чехов впервые дал развернутый бой дворянству как

классу. Паразитизм дворянства, пустозвонство, привычка к

незаслуженной роскоши - все глубоко омерзительно писателю.

Сменяющий их новый владелец вишневого сада тоже не является

положительным героем. Он более жизнеспособен, обладает крепкой

хваткой, но в погоне за прибылью буржуазия, несомненно, уничтожит

духовные ценности.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных