Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Контрольные задания. 1. Определите стиль текста (объясните свой выбор); назовите смысловой тип речи.




1. Определите стиль текста (объясните свой выбор); назовите смысловой тип речи.

1. Гостиная с пузатой мебелью красного дерева, с ясно навощённым полом, картинами на стенах и клавикордами действительно блестела чистотою. Дальше были рабочая комната и спальня, а затем курительная с низкой турецкой мебелью, с целой стойкой трубок, оружием по стенам и, наконец, столовая; всё было в таком порядке, что хоть сейчас вводи хозяйку и хвастайся (А. Зорин. Живой мертвец).

 

2. Весною дошли вести, что Ольгерд заключил союз с князем смоленским и уже послал литовскую конницу к городу, мысля, по сказкам, набег на Брянск или, по другим сказкам, на Ржеву. (Д. Балашов. Симеон Гордый).

 

3.– Это спальный вагон? СВ? – оглядывая мрачный тамбур с дверцей, ведущей к отопительному котлу с путаницей ржавых трубок, неуверенно спросил я.

Проводник долго неподвижно смотрел на меня, потом мрачно усмехнулся, ничего не ответил… Несколько странно! Я вошел в вагон… В таком вагоне хорошо ездить в тюрьму – для того, чтобы дальнейшая жизнь не казалась такой уж тяжелой. Облезлые полки, затхлый запах напоминали мне о самых тяжких моментах моей жизни – причем не столько о бывших, сколько о будущих! (В. Попов. Сны на верхней полке).

 

4. Начало ХVШ века ознаменовано реформами Петра I, которые были призваны ликвидировать разрыв в уровне развития России и Европы. Реформы затронули практически все сферы жизни общества. Содержанием их явились решающий сдвиг от средневековья к новому времени и европеизация всех областей жизни. Происходила ломка старых государственных учреждений, замена их новыми, складывался современный административно-бюрократический аппарат. Важное место в преобразованиях Петра I занимала церковная реформа, в результате которой относительно независимая прежде церковь оказалась под властью государства. В итоге всех преобразований в политическом строе Русского государства завершилось оформление абсолютной монархии. (А.А. Радугин. Культорология).

 

5. Вы всё же решили завести кошку? Невзирая на предупреждение тех странных людей, кто это животное не любит? Ну что ж, вы вряд ли пожалеете об этом, особенно если правильно выберете не только породу, но и окрас будущего члена семьи.

Ведь западные учёные провели исследования, которые позволили сделать однозначный вывод: порода, конечно, породой, но масть также играет огромную роль в формировании характера кошки и состоянии её здоровья. (Журнал «Лиза»).

 

2. В каком стиле могут использоваться данные слова и обороты речи?

 

1) Безалаберный, повздорить, втирать очки, прикусить язык;

2) задненёбный согласный, иммуногенетика, из того следует, таким образом;

3) ввиду, в целях, принять участие; поручить выполнение; вследствие того, что; в связи с тем, что;

4) отчизна, бюрократизм, сокращение вооружений, политическое мышление.

 

3.Объясните, в чём заключаются нарушения нейтрального и разговорного стиля в следующих примерах. Исправьте ошибки.

1. В его образовании имеют место большие дефекты. 2. Летом в нашей квартире нужно произвести ремонт. 3. Вчера я с товарищем решил пойти в кино для просмотра новой картины. 4. Мы с подругой вчера совершали покупки в новом магазине. 5. Она весь вечер агитировала меня пойти погулять. 6. Наш завод в течение долгого времени выпускал тушенку. 7. До первых морозов необходимо убрать корнеплоды петрушки, сельдерея, редьки, моркови, бурака, пастернака. 8. Положительные эмоции укрепляют здоровье, расшатанные нервишки. 9. Сорванные плоды нельзя держать на открытом воздухе, тем более на солнышке. 10. Результаты экзаменов показали, что с успеваемостью на втором курсе не все гладко.

 

4. Выберите какой-нибудь предмет и составьте его описание в разных стилях: научном, публицистическом, художественном, разговорном.

 

5.Напишите о себе в разных жанрах:

а) автобиография;

б) заметка в газету;

в) рассказ о детстве.

 

К каким стилям относится каждый из этих текстов?

 

6.Прочтите текст. Определите, элементы каких стилей в нём сочетаются.

Бойтесь пустого красноречия! Язык научной работы должен быть лёгким, незаметным, красивости в нём недопустимы, а красота его – в чувстве меры.

А в целом следует помнить: нет мысли вне её выражения в языке и поиски слова – это, в сущности, поиски мысли. Неточности языка происходят от неточности мысли. Поэтому учёному, инженеру, экономисту – человеку любой профессии следует заботиться, когда пишешь, прежде всего о точности мысли. Строгое соответствие мысли языку и даёт лёгкость стиля. Язык должен быть прост (я говорю сейчас об обычном и научном языке – не о языке художественной литературы).

Лёгкость языка бывает ложная: например, «бойкость пера». «Бойкое перо» – не обязательно хороший язык. Надо воспитывать в себе вкус к языку. Дурной вкус губит даже талантливых авторов. (Д. Лихачёв. Письма о добром и прекрасном).

 

7.Установите основной стиль данного текста и элементы других стилей, которые в нём встречаются.

Вот моя деревня…

Вот мой дом родной…

А вот моя мать… Дважды была замужем, дважды оставалась вдовой. Первый раз овдовела в 22 года, второй раз – в 31 год, в 1942 г. Много сил, собственно, всю жизнь отдала детям. Теперь думает, что сын её вышел в люди, большой человек в городе. Пусть так думает. Я у неё учился писать рассказы.

Вот тётки мои:

Авдотья Сергеевна. Вдова. Вырастила двоих детей.

Анна Сергеевна. Вдова. Вырастила пятерых детей.

Вера Сергеевна. Вдова. Один сын.

Вдовы образца 1941/1945 гг.

Когда-то они хорошо пели. Теперь не могут. Просил – не могут.

Редкого терпенья люди! Я не склонен ни к преувеличениям, ни к преуменьшениям национальных достоинств русского человека, но то, что я видел, что привык видеть с малых лет, заставляет сказать: столько, сколько может вынести русская женщина, сколько она вынесла, вряд ли кто сможет больше, и не приведи судьба никому не земле столько вынести. Не надо.

Они не сознают этого. Да и сам я начал понимать это много лет спустя… (В. Шукшин. Нравственность есть правда).

 

8.Подберите текст любого стиля, спишите его и дайте ему характеристику по схеме:

1. Функциональный стиль (подстиль, жанр).

2. Сфера применения.

3. Цель, которая ставится перед читателем, слушателем.

4. Основные стилевые черты.

5. Характерные особенности данного стиля.

 

Контрольный тест

1.Автоматизм речи, непринуждённость, эмоциональность, обыденность содержания характеризуют________стиль.

а) научный;

б) официально-деловой;

в) публицистический;

г) разговорный.

2.Определите стиль текста и тип речи.

Утро встало пасмурное и трясущееся. Серая мокрая улица прыгала, как резиновая, болтался и брызгал грязью гадкий дождик, подскакивали повозки, и шлёпали, переходя через мостовую, люди в калошах (Б. Пастернак).

а) художественный стиль; описание;

б) научный стиль; рассуждение;

в) разговорный стиль; повествование;

г) публицистический стиль; рассуждение.

 

3.Для текстов научного стиля не характерно (-а)…

а) преимущественное употребление существительных вместо глаголов;

б) логическая последовательность изложения;

в) широкое использование оценочной лексики;

г) насыщенность узкоспециальными терминами.

 

4. В каком ряду все слова имеют разговорную окраску?

а) морковка, бабушка, плестись;

б) языкознание, увеличитель, доброта;

в) подвиг, геройский, искатель;

г) целесообразно, в связи, следовательно.

5. Укажите основные характеристики публицистического стиля:

а) понятийная точность, подчеркнутая логичность, отсутствие чувств и переживаний автора;

б) предельная точность, не допускающая разночтений;

в) социальная оценочность, массовость, демократичность, доступность;

г) минимум требований к форме выражения мыслей.

6.Определите, к какому типу лексических единиц относятся выделенные слова:

а) общеупотребительные;

б) диалектные;

в) просторечные;

г) профессиональные.

 

Печка у меня очень плохая. Вся моя семья завсегда угорает через неё. А чёртов жакт починку производить отказывается. Экономит. Для очередной растраты.

Давеча осматривали мою печку. Вьюшки глядели. Ныряли туда вовнутрь головой.

- Нету, 0 говорят. – Жить можно.

- Товарищи, - говорю, - довольно стыдно такие слова произносить: жить можно. Мы завсегда угораем через нашу печку. Давеча кошка даже угорела. Её тошнило давеча у ведра. А вы говорите – жить можно.

Чёртов жакт говорит:

- Тогда, - говорит, - устроим сейчас опыт и посмотрим, угорает ли ваша печка. Ежели мы сейчас после топки угорим – ваше счастье, переложим. Ежели не угорим – извиняемся за отопление.

Затопили мы печку. Расположились вокруг её. (М. Зощенко).

 

7. Укажите, какая лексика в русском языке преобладает:

а) научная;

б) нейтральная;

в) публицистическая;

г) разговорная.

8. К подстилям научного стиля не относится:

а) учебно-научный;

б) научно-популярный;

в) собственно научный;

г) законодательный.

 

9. К числу важнейших стилевых черт публицистического стиля не относится:

а) отсутствие экспрессивных языковых черт;

б) стандартизированность;

в) документально-фактическая точность;

г) открытая оценочность.

 

10. В научных текстах не используются:

а) страдательные конструкции;

б) экспрессивные модели предложений;

в) неопределённо-личные предложения;

г) безличные конструкции.

 

11. В официально-деловых текстах не употребляются:

а) страдательные конструкции;

б) безличные конструкции;

в) риторические вопросы;

г) риторические обращения.

 

12. Какой из перечисленных жанров не относится к законодательному (юридическому) подстилю?

а) закон;

б) объяснительная записка;

в) постановление;

г) конституция.

13.К деловым бумагам личного характера относится…

а) извещение;

б) докладная записка;

в) отчет;

г) извинение.

14. Внаучных текстах обычно употребляются слова и обороты речи:

а) безалаберный, повздорить, втирать очки, прикусить язык;

б) общество, консенсус, официальные сведения, случайные жертвы;

в) в целях, ввиду, принять участие, поручить выполнение;

г) проблема, система, вакуумные измерения, микропроцессор.

15.К книжно-письменной разновидности русского литературного языка относятся:

а) все тексты, за исключением просторечных и диалектных;

б) только тексты научного и официально-делового стилей;

в) все тексты, существующие в письменной форме;

г) все тексты научного, официально-делового, публицистического стилей и художественной литературы.

 

16.Укажите, какой стиль проблематичен при определении, т.к. во-первых, использует многообразие языковых средств всех стилей, а во-вторых, зависит от особенностей индивидуально-авторского восприятия мира:

а) официально-деловой;

б) публицистический;

в) научный;

г) художественный.

 

17.Укажите, в каких функциональных стилях главная функция сообщения:

а) художественный;

б) разговорный;

в) публицистический;

г) официально-деловой.

 

18.Укажите фигуру речи, которой соответствует определение:

_________ – стилистическая фигура, служащая для усиления выразительности речи путем резкого противопоставления понятий, мыслей, образов.

а) градация;

б) антитеза;

в) анафора;

г) эллипсис.

 

Риторика






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных