Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Приведите определение межличностной (интерперсональной) психотерапии.




Интерперсональная психотерапия была разработана как модель для кратковременного лечения пациентов с депрессией. Она оценивалась эмпирически в серии исследований. Ру­ководство описывает методики и техники терапевтического вмешательства, которое произ­водится последовательными повторяющимися курсами. Интерперсональная психотерапия первично сфокусирована на социальных ролях и межличностных взаимодействиях в прошлом пациента и переживаниях текущей жизни. Хотя весь период жизни скрыт, интерперсональ­ный психотерапевт сосредоточивает особое внимание на текущих факторах, особенно на ра­зочарованности пациента в своих личных ролевых ожиданиях, а также на ссорах и проблемах во взаимоотношениях. Интерперсональный терапевт направляет внимание пациента на од­ну или две проблемные области в текущей жизни, которые в дальнейшем становятся первич­ным фокусом терапии. Примеры включают: горе вследствие утраты, проблемы в браке, семье и на работе; смену роли (например, выход на пенсию или увольнение с работы); а также ут­рату вследствие развода.

Хотя интерперсональный терапевт осознает важность защитных механизмов, он не пыта­ется исследовать внутренний конфликт как источник насущных проблем. Вместо этого по­ведение и эмоции исследуются в рамках их связи с текущими межличностными проблемами.


258 VI. Лечебные подходы в психиатрии

12. Расскажите об отличиях интерперсональной терапии и «раскрывающих» подходов.

Интерперсональная терапия, как поддерживающий подход, помогает скорее улучшать имеющиеся способности к деятельности, чем вскрывать внутренний конфликт. Первич­ный фокус не сосредоточивается на личности и проблемах характера или на ранних пере­живаниях, хотя они и могут играть роль при депрессии. Двойная цель включает: 1) облег­чение симптомов посредством смягчения горя и 2) помощь пациенту в выработке лучших способов борьбы с текущими проблемами, связанных с появлением депрессивных симп­томов.

«Раскрывающие» аналитические
Интерперсональная психотерапия методики психотерапии

Что способствует имеющейся у пациента депрессии? Почему пациент стал тем, кто он есть, и/или

куда он движется?

Что представляют собой имеющиеся стрессоры? На что было похоже детство пациента?

Кто играет ключевую роль в имеющемся стрессе? Что Что представляет собой характер пациента?

представляют собой текущие ссоры и разочарования?

Научается ли пациент справляться с данной проблемой? Излечим ли пациент?

Что представляют собой ценные качества пациента? Каковы защитные механизмы у пациента?

Как я могу помочь пациенту высказать болезненные Каким образом я могу выяснить, почему дан-
эмоции и рассказать о ситуациях, вызывающих чув- ный пациент чувствует вину, стыд или него-
ство вины, стыда и негодования? дование?

Как я могу помочь пациенту выяснить его желания Каким образом я могу понять фантазии па-
и достичь более удовлетворяющих отношений с ок- циента и помочь ему понять причины на-
ружающими? стоящего поведения?

Каким образом я могу исправить неверную информа- Как я могу помочь пациенту обнаружить
цию и предложить альтернативу? ложные или неверные идеи?

(Адапт. из: Klerman G, Weissman M, Rovsanville В, Cherron E: Interpersonal Psychotherapy of Depression/ New York, Basic Books, 1984.)

13. Насколько долго длится психоаналитически ориентированная психотерапия?

Терапевтические подходы варьируют от кратковременных, четко определенных мето­дик, сосредоточенных на конкретном фокусе, которым может потребоваться 2—8 сессий, до психоанализа, требующего 4—5 сессий в неделю на протяжении многих лет. Краткосроч­ные формы терапии сфокусированы на конкретных имеющихся проблемах, приводящих к появлению отдельных симптомов, таких как тревога или сниженное настроение. Долго­срочные формы терапии направлены на источник имеющихся трудностей и, кроме того, представляют собой попытку понять и изменить основные стойкие способы взаимоотноше­ний с окружающими, а также чувства в отношении себя, которые у пациента развились в те­чение жизни. Следовательно, цели каждой конкретной формы терапии напрямую связаны с длительностью лечения.

Более длительные формы терапии включают развитие глубоких межличностных взаимоот­ ношений, толкование множества аспектов данных взаимоотношений и разработку сильных сторон личности и способности по их реализации. Данные взаимоотношения можно считать сходными с другими важными межличностными взаимоотношениями, ускоряющими разви­тие (например, отношения с родителями, братом или сестрой, другом, бабушкой и дедушкой или воспитателем). Следовательно, продолжительность лечения определяется целями тера­пии и степенью направленности первичного фокуса на взаимоотношения между врачом и па­циентом.

Методики поддерживающей психотерапии также значительно варьируют по продолжи­тельности. Поддержка может проводиться во время конкретного жизненного события (смена работы, развод, горе вследствие смерти родителя); кроме того, она может осуществляться в виде длительных терапевтических взаимоотношений, помогающих чувствительным паци­ентам исполнять профессиональные обязанности и избегать суицидальных попыток и доро­гостоящих госпитализаций.


Глава 40. Психоаналитически ориентированная психотерапия 259

14. Расскажите об отличиях динамической психоаналитической и поведенческой психотерапии.

Упрощенно поведенческие методики пытаются изменить наблюдаемое поведение по­средством различных закрепляющих стратегий. Например, если пациент боится змей, пове­денческая терапия может сделать его невосприимчивым к этому страху. Это достигается пу­тем обучения пациента особому методу достижения состояния релаксации. Затем, во время состояния релаксации, пациенту предлагается представить обычного червя. В дальнейшем ему демонстрируют картинку червя, после чего он представляет обычную, неугрожающую змею. После демонстрации изображения змеи пациента постепенно подводят к созерцанию змеи, находящейся в окружающей среде, например в зоопарке. При этом фокус не сосредо­точивается на первопричине или символических отражениях страха.

При психодинамической психотерапии врач фокусирует внимание как на первопричине, так и на объекте страха. Поведенческая психотерапия предлагает стратегию по управлению симптомом без необходимости понимания его значения или первопричины. При психодина­мической психотерапии, стратегии управления разрабатываются вторично.

15. Используются ли психоаналитические принципы где-либо, помимо психотерапии?

Психоаналитический метод, при котором пациент говорит все, что приходит на ум в кон­тексте межличностных взаимоотношений, представляет собой как метод психотерапии, так и инструмент для обучения тому, как функционирует человеческая психика. Основываясь на подобной информации, были разработаны различные теории психической деятельности че­ловека и его нормального развития от младенчества до позднего возраста. Следовательно, данные принципы также представляют собой инструмент для исследования внутренней жиз­ни, теоретическую основу для человеческого развития и механизм наблюдения за деятельно­стью человеческого мозга.

С более практической точки зрения, психоаналитические принципы могут использовать­ся для понимания реакций пациента на соматическое заболевание, комплайенса, проблем с соблюдением режима терапии в амбулаторной соматической и психиатрической практике, а также сложностей человеческого поведения, проявляющихся в любой форме клинической практики. Может оказаться полезным, чтобы психодинамический подход имел самое широ­кое применение для понимания взаимоотношений врач-пациент, нежели чем в качестве особого метода терапии. Вместо этого, клиницисты, использующие психофармакологичес­кий, поведенческий и прочие методы, могут применять данный подход для того, чтобы рас­ширить свое понимание пациента.

ЛИТЕРАТУРА

1. Balint M, Balint E: Psychopherapeutic Techniques in Medicine. London, J.B. Lippincott, 1961.

2. Binder JL: Research findings on short-term psychodynamic therapy technique. In The Hatherleigh Guides Series.

New York, Hatherleigh Press, 1996, pp 79-97.

3. Greenson RR: The Technique and Practice of Psychoanalysis, vol. 1. New York, International University Press, 1967.

4. Jacobson AM, Parmelee DX: Psychoanalysis: Critical Explorations in Contemporary Theory and Practice. New York,

Brunner/Mazel, 1982.

5. Klerman G, Weissman M, Rovsanville B, Chevron E: Interpersonal Psychopherapy of Depression. New York, Basic

Books, 1984.

6. Luborsky L: Theories of cure in psychoanalytic psychotherapies and the evidence for them. Psychoanalytic Inquiry

16(2):257-264, 1996.

7. Mann J: Time-Limited Psychotherapy. Cambridge, MA, Harvard University Press, 1973.

8. Sloane RB, Staples FR, Cristol AH, et al: Psychotherapy Versus Behavior Therapy. Cambridge, MA, Harvard

University Press, 1975.

9. Wachtel PL: Psychoanalysis and Behavioral Therapy. New York, Basic Books, 1977.

10.Stern DN: The Interpersonal World of the Infant. New York, Basic Books, 1985.

11.Rothstein A: Models of the Mind. New York, Interpersonal Universities Press, 1985.

12.Vaillant GE (ed): Ego Mechanisms of Defense: A Guide for Clinicians and Researchers. Washington, DC, American

Psychiatric Press, 1992.


Глава 41. КОГНИТИВНО-ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ТЕРАПИЯ

Jacqueline A. Samson, Ph.D.

1. Что такое когнитивно-поведенческая психотерапия?

Когнитивно-поведенческая (когнитивно-бихевиоральная) терапия (КБТ) объединяет те­рапевтические подходы когнитивной и бихевиоральной терапии. Данные принципы впервые были изложены в руководстве А.Т.Веск и соавт., направленном конкретно на лечение депрес­сии (3).

Основу когнитивной терапии представляет наблюдение, что негативные чувства являют­ся следствием несовершенных когнитивных процессов. Поступающая информация селек­тивно фильтруется таким образом, что восприятия искажаются в сторону негативных выво­дов. Несовершенство когнитивных процессов выявляется при исследовании спонтанных мыслей пациента, отмечающихся в течение дня или после конкретных событий. Подобные «автоматические» мысли представляют собой ключ к пониманию базисной системы предпо­ложений и убеждений пациента в отношении себя самого и окружающего мира. Во-первых, КБТ, помогает пациенту узнать об автоматических мыслях и лежащих в основе их предполо­жениях и убеждениях. Далее пациент научается искать данные, поддерживающие или опро­вергающие его предположения и модифицировать убеждения, основываясь на более сбалан-сированой оценке всей доступной информации.

Бихевиоральные методики интегрированы в когнитивно-бихевиоральную терапию для об­легчения изменения. Конкретные упражнения по остановке мыслей, релаксации и контро­лю над импульсами могут комбинироваться с мониторингом и регулированием дневной де­ятельности в целях повышения навыков пациента и акцентирования на приятных пережива­ниях. Также могут использоваться градуированные задания и систематическая ступенчатая (градуированная) экспозиция.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных