Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Консультативная психиатрия




Глава 67. КОНСУЛЬТАЦИЯ ПСИХИАТРА В СТАЦИОНАРЕ

Michael К. Popkin, M.D.

1. Когда показана или желательна консультация психиатра?

Консультация психиатра назначается 3—5% всех поступающих в стационары медико-хи­рургического профиля. Консультации требуются по многим причинам: нарушенное поведе­ние; нарушения восприятия, мышления или настроения; дезадаптивная реакция на сомати­ческое заболевание или госпитализацию; юридические вопросы, такие как дееспособность, получение согласия на лечение, желание покинуть больницу, несмотря на тяжелое соматиче­ское состояние; и проблемы взаимоотношений врача и пациента.

Психические расстройства распространены среди больных, поступающих в стационары: 20—30% всех пациентов соматического профиля имеют транзиторные депрессивные реакции и приблизительно у такого же числа больных можно обнаружить выраженные симптомы тре­воги; у 5—10% всех поступающих больных можно найти признаки бредовых нарушений на момент госпитализации. Суммировав эти цифры, можно прийти к выводу о крайне высокой распространенности психических расстройств у больных в стационарах общего профиля, но лишь части из них назначают консультацию психиатра.

Стандартно консультацию назначают в случаях, когда пациент склонен к насилию или злостно не подчиняется указаниям врача. Часто болезненные взаимоотношения врач—паци­ент играют решающую роль в принятии решения о проведении консультации психиатра. Твердые и ясные правила здесь неприменимы, но консультация желательна, когда:

• Препараты первой линии или стандартные психиатрические лекарства не решают проблем.

• Требуется проведение диагностической экспертизы.

• Врач приемного отделения оказывается «в безвыходном положении», пытаясь справиться
с пациентом.

• Необходим объективный внешний взгляд на предполагаемый лечебный маршрут больного.

2. Какова цель первичной беседы консультирующего психиатра с обратившимся к нему лечащим
врачом или медсестрой?

Прямое общение с лечащим врачом, который обращается за консультацией, абсолютно не­обходимо; очень редко достаточно лишь чтения письменного запроса. При первом разговоре главная цель консультанта — определить свой специальный вопрос или вопросы. Способность консультанта помочь во многом зависит от точности определения того, что же послужило при­чиной его вызова. Удивительно, но врачи общей практики часто не в состоянии объяснить, по­чему же они обратились за консультацией. Консультанту, возможно, нужно спросить: «И что же вы хотите, чтобы я сделал?», и чем менее размыт ответ, тем больше шансов, что вы пришли не зря. (Фраза, вроде: «Пожалуйста, посмотрите больного», — вряд ли вас удовлетворит.)

Затем, психиатр должен убедиться, что запрос на его консультацию обсуждался с боль­ным. Неожиданный приход психиатра обычно встречает враждебный прием.

Наконец, консультант должен информировать лечащего врача о своих предполагаемых действиях, включая общее впечатление и рекомендации для него, в том числе о том, каким образом они собираются в дальнейшем сотрудничать.

3. Как следует проводить клиническое интервью во время консультации?

Вначале консультанту следует узнать, в курсе ли пациент о причинах проведения этой консультации и ее целях. При негативном ответе следует отложить проведение интервью.


458


X. Консультативная психиатрия


 


После того, как лечащий врач проинформирует больного о причинах проведения консульта­ции и ее целях, консультант может продолжить.

Начните с общих вопросов, относительно возраста, места рождения, семьи, образования, семейного положения, числа детей, чтобы получить важную общую информацию. Детально обсудите соматическое состояние больного, стараясь не затрагивать сенситивных для боль­ного тем, чтобы достичь хорошего раппорта. При первой встрече основная цель — создать символический союз с больным, сохранив нейтральную позицию (см. гл. 1). Поощряйте па­циента к тому, чтобы он рассказывал о себе, и обращайте внимание на то, как он это делает. В целом, консультант должен быть дружелюбным и терпимым, но в то же время, если отно­шение к психиатру становится несоответствующим или «без чувства дистанции», необходи­мо дать ясно понять больному, что это неприемлемо.

Интервью должно быть свободным, как по своей форме, так и от временных рамок, даже менее формальным, чем стандартное интервью, проводимое психиатром в своем офисе или

психиатрической клинике. Старайтесь создать приватность беседы; возможно, потребуется

попросить медперсонал выйти и запретить входить в палату до окончания интервью. Скажи­те пациенту с самого начала, что беседа будет длиться столько, сколько ему будет нужно; а в конце интервью сообщите больному свои итоговые соображения и приблизительный план своих действий. Важно узнать реакцию больного на ваши слова.

Хотя цель вашего интервью в основном диагностическая, первое интервью может и долж­но стать хотя бы отчасти терапевтическим. Юмор тоже должен иметь место в этих слишком серьезных обстоятельствах.

4. Что делать с неразговорчивым пациентом?

Часто в ходе проведения консультативного интервью бывает затруднено выявление спе­цифичной информации или данных. Намеренно или невольно больной препятствует или блокирует попытки консультанта получить информацию. Если это случается постоянно и уг­рожает сорвать все интервью, попытайтесь «понизить передачу», обратившись к ходу прове­дения интервью (процессу). Например: «Я пришел, чтобы попытаться оказать вам помощь, но в течение последних 10 минут вы не даете мне понять, что чувствуете или переживаете. Как же я могу быть полезным для вас?». Вопросом обсуждения уже не обязательно становит­ся конфронтация с больным, фокус интервью смещается к процессу создания взаимоотноше­ний консультанта и больного (в отличие от получения информации).

5. Какова роль дополнительной подтверждающей информации в консультировании?

Пожилые люди и больные с расстройствами восприятия составляют значительный про­цент среди всех пациентов, которым необходима психиатрическая консультация. Анамнес­тические данные, которые дают в ходе интервью эти пациенты, могут быть искажены, либо не вызывать доверия в своей достоверности по причине нарушенного сознания и когнитив­ных дисфункций пациентов. Соответственно, дополнительный сбор анамнеза или интервью с окружающими больного людьми жизненно важен в этих условиях. Консультант обязан внимательно рассмотреть доступные ему записи в историях болезни, встретиться с персона­лом, осуществляющим прямой уход за больным. Дополнительная информация от членов се­мьи и близких должна быть собрана после проведения интервью с больным; не следует выхо­дить с ними на контакт до разговора с больным, так как консультант может стать «агентом» семьи и это нарушит общение с пациентом.

6. Что следует включить в консультативное заключение?

Консультативное заключение — это официальный документ, который кратко должен за­трагивать вопросы (и, надеюсь, ответить на них), поставленные перед консультантом. Длин­ные заключения часто не дочитываются до конца; иногда читающий не добирается даже до заключительной его части и рекомендаций. Последнее время наметилась тенденция у ряда консультирующих специалистов — писать выявленный диагноз рекомендации вначале, а за­тем анамнез и психический статус. Консультант должен отразить в заключении восприятие


боль--

еле. след;-. воесс — статочь статус, л

Элемен

• BblCTii.:

посл\-

• Рекоу.

• Одно.

СОС~ ПСИ-Vr-

7. Каюк

Фор».' провел.

на и>* •Дешрн!,

Расстрой
стрессом

Соматоф
расстрой

Данные о р агноза опрелея стрировать на I ской пата1оги шения сна. ша блюдаются у диабета. Четия го вклада соне к настояшеуу \ агностироБ^~з возникшие аса прямую в фар процесс

Часто ля cj

Исследс танта показ! ной терапии ■ полнительныи тившийся за а ние психиатр! в дальнейшем

Таким своих рекомея рее к долговри сты в бол: лю


Глава 67. Консультация психиатра в стационаре



 


-лшсульта-

азования, Детально лля боль-- создать;ряйте па--то делает, ели отно-чеобходи-

-мок, даже офисе или потребуется). Скажи-|6узет нужно; пительный

кет и долж-слишком

1ление спе-■тствует или воянно и уг- гходу прове-помощь, ■греживаете. i становит- юше-

про-

Анамнес-I, либо г ж огнитив-лнтервью обязан tc персона-чжновсе- гг>гт выхо-■ агентом»

> должен за- >м. Длин-гс я даже до хия у ряда -^чале, а за-эосприятие


больным своего основного соматического/хирургического заболевания, но не обязательно следовать полной хронологии подробностей истории болезни. При написании заключения следует сконцентрироваться на истории настоящего заболевания, уделяя меньше внимания воссозданию события раннего детского и подросткового периода. В большинстве случаев до­статочно одностраничного описания анамнеза больного и его проблем плюс психический статус, дифференциальный диагноз и рекомендации.

Элементы консультативного заключения и предлагаемая последовательность их представления

Выставленные психиатрические диагнозы (диагноз) (в DSM-IV), перечисленные в порядке причин,
послуживших целью проведения консультации.

• Рекомендации, первостепенные и дополнительные.

• Одностраничное описание анамнеза жизни и заболевания, включая:

жалобы на настоящий момент;

соответствующий ситуации психиатрический анамнез, включая краткий анамнез жизни;

психический статус;

психиатрический дифференциальный диагноз.

7. Какие психические расстройства чаще всего встречаются при проведении консультаций?

Формальное исследование распределения психических расстройств, выявленных в ходе проведения консультаций могут быть представлены в виде относительно небольшого списка:

• Аффективные расстройства (первичные или вторичные в ответ

на изменение соматического состояния) 25%

• Делирий, деменция, амнезия, другие расстройства восприятия 25%

• Расстройства адаптации (дезадаптивное поведение на определенные

стрессовые ситуации, включая соматическое заболевание) 15%

• Соматоформные расстройства, тревожные расстройства,

расстройство личности каждое < 10%

Данные о распределении расстройств второй оси, т.е. соответствия психиатрического ди­агноза определенному соматическому заболеванию недостаточны. Легче всего это продемон­стрировать на примере депрессивного состояния, возникающего на фоне тяжелой соматиче­ской патологии. Обычные критерии диагностики депрессивного состояния включают нару­шения сна, аппетита, снижение энергии и либидо; такие «вегетативные» признаки часто на­блюдаются у пациентов с диссеминированной раковой опухолью или тяжелыми формами диабета. Четкое и ясное распределение критериев и направлений диагностики относительно­го вклада соматических и психических аспектов заболеваний в общее состояние больного к настоящему времени не полностью согласовано. В DSM-IV, однако, клиницисты могут ди­агностировать как депрессивное состояние, так и психотические и тревожные расстройства, возникшие вследствие соматических заболеваний, помещая, таким образом, третью ось на­прямую в формулировку диагноза первой оси (в американской традиции диагностический процесс формализован по трем осям Axis I, Axis II, Axis III.Примеч. пер.).

8. Часто ли следуют рекомендациям консультанта?

Исследования специфики соответствия последующей терапии и рекомендаций консуль­танта показывают, что более двух третей рекомендованного психиатром в части психотроп­ной терапии выполняется, но лишь половина рекомендаций, касающихся проведения до­полнительных диагностических процедур, принимается во внимание лечащим врачом. Обра­тившийся за консультацией клиницист довольно редко демонстрирует интерес или понима­ние психиатрического диагноза: менее чем в половине случаев эти диагнозы отражаются в дальнейшем в медицинской документации при выписке больного.

Таким образом, консультант-психиатр может ожидать удовлетворительного выполнения своих рекомендаций по непосредственному ведению больного и значительно меньший инте­рес к долговременным шагам по оценке и диагностике. Данные подтверждают, что клиници­сты в большей степени заинтересованы в практических или эмпирических шагах по контро­лю поведения и/или настроения больных. В условиях высокой занятости врачей соматиче-


460


X. Консультативная психиатрия


 


ского стационара мероприятия по подтверждению и уточнению психиатрического диагноза, предлагаемые консультантом, часто игнорируются. Но хуже всего то, что, по данным некото­рых исследований, медицинский персонал часто уделяет значительно меньше внимания па­циентам с психическими нарушениями, чем психически здоровым больными.

9. Какие факторы увеличивают вероятность следования рекомендациям консультанта?

Когда предпринимались попытки такого рода исследований, т.е. определения что же вли­яет на исполнение рекомендаций психиатра, исследователи ожидали, что это должны быть, в первую очередь, личностные качества консультанта. Так, некоторые консультанты, имею­щие более высокий профессиональный уровень, лучше доносят свою точку зрения до леча­щего врача, чем остальные. При этом казалось весьма логичным, что личностные качества консультанта и, в особенности, способность работать в паре с клиницистом играют решаю­щую роль в исполнении его рекомендаций. Однако оказалось, что личность консультанта не играет значительной роли. К тому же обнаружилось, что исполнение рекомендаций в части назначения психотропных препаратов или диагностических процедур не зависит от того, что же конкретно было назначено: какие классы препаратов (антипсихотические, анксиолитиче-ские или антидепрессанты), диагностические мероприятия (лабораторные тесты, дополни­тельные консультации с другими специалистами).

Что же определяет исполняемость? Лучше всего выполнялись рекомендации, которые бы­ли короткими, императивными и безусловными. Условные рекомендации (например, делай «А», если случится то-то) часто воспринимались как признак неуверенности или некомпетентно­сти консультанта. Большинство консультируемых клиницистов хотят простого прагматично­го набора инструкций, а не длинного академичного обсуждения различных возможностей.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных