Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Методы психологической активизации творчества




Группа методов психологической активизации творчества повы­шает эффективность перебора вариантов и активизирует процесс выдвижения новых идей и поиск решения. Среди таких методов сле­дует отметить мозговую атаку (мозговой штур м). Это один из наи­более известных методов коллективного поиска решений начиная с 40-х гг. XX в.

Мозговая атака (мозговой штурм) – это инструмент, которыйиспользуется для идентификации возможных причин неудач и потенциальных возможностей улучшения качества. Задачей является не допустить исключения из поля зрения возможных причин брака или путей улучшения качества. Этот инструмент может быть широко использован не только при построении причинно-следственных диаграмм (диаграмм Исикавы) типа «рыбий скелет», но и в процессе использования большинства «новых» и «новейших» инструментов управления качеством. Процедура мозговой атаки длится 1-1,5 часа, мозгового штурма – 3-4 часа (половина рабочего дня).

Существует несколько десятков его разновидностей, из которых можно выделить обычный и письменный варианты метода. Однако, независимо от разновидности можно сформулировать следу­ющие основные правила, которые необходимо выполнять при его ис­пользовании:

- число идей предпочтительнее качества;

- критика идеи на этапе генерации запрещена;

- нет плохих идей, т. е. приветствуются любые идеи;

- любая идея должна быть развита, даже если она в данный момент кажется неуместной;

- поощрение шуток, фантастических идей;

- оказание поддержки и поощрение участников заседания для освобождения от скованности;

- идеи излагаются кратко;

- при оценке идей заведомо ошибочные и нереальные отбрасы­ваются.

Рекомендации по проведению обычного мозгового штурма:

1) Организатор создает группу людей (порядка 5 – 9 человек), знакомых с той областью, где возникла проблема. Желательно, чтобы в эту группу, наряду со специалистами, глубоко знающими проблему, входили специалисты из смежных (близких) областей знаний.

2) Четко и ясно, но не слишком конкретно (чтобы не сузить область поиска возможных решений), определяется предмет мозгового штурма, на доске или на стенде записывается его название. При этом, полезно обратиться к участникам «мозговой атаки» с просьбой о том, чтобы они, при появлении даже казалось бы самых «бредовых» идей, незамедлительно и не задумываясь сообщали об этих идеях участникам «мозговой атаки», т. к. именно кажущиеся «бредовыми» идеи (которые не могут прийти в голову специалистам, глубоко знающим проблему) во многих случаях позволяют найти неожиданное и наиболее эффективное решение проблемы

Участники высказывают идеи в соответствии с выбранной упорядоченной или свободной схемой, каждому дается возможность высказать свое предложение, независимо от того, уместным или нет оно кажется. По возможности члены коллектива развивают и дополняют идеи, высказанные другими участниками.

3) Записывается каждая высказанная идея, следует стараться изложить ее буквально, т.е. словами автора.

4) В ходе мозгового штурма запрещается вступать в дискуссию, критиковать и оценивать идеи; если оказалось, что высказанная идея недостаточно «прозрачна», могут потребоваться дальнейшие разъяс­нения.

5) Устраивается перерыв или перемена, если поток предложений снова усиливается; когда очевидно, что подаваемые идеи начинают просто переформулировать ранее высказанные, или поток предложе­ний опять ослабевает, процесс прекращают.

6) В заключение все идеи оцениваются; сначала надо выбрать самые лучшие из них, оставшиеся предложения должны быть распре­делены по группам, либо по темам, либо по снижению их потенциала.

Процедура письменного варианта метода мозгового штурма заключается в следующем:

1) Четко определяется предмет штурма, его название записывается на доске или на карточке каждого участник.

2) Нужно стараться дать точную формулировку идеи, иначе при­дется снова обращаться к автору за дополнительными разъяснения­ми.

3) Участникам разрешается делать добавления к идеям других
авторов (в этом случае дополнительный эффект получается от слияния различных идей и от развития ранее высказанной).

4) В заключение высказанные идеи подвергаются устному обсуждению в группе, все идеи желательно распределить на классы.

К одним из методов мозгового штурма (мозговой атаки) относятся мозговая осада, атака разносом, метод номинальных групп. В отличие от мозговой атаки, продолжительность мозговой осады составляет от одного до нескольких рабочих дней. Например, «мозговая осада» может включать в себя шесть «мозговых атак», каждая из которых возможно будет посвящена построению (в соответствии с мнемоническим приемом 6М) одной из шести «больших костей» диаграммы Исикавы, отражающих влияние на качество:

– персонала (Manpower);

– машин, станков и оборудования (Machine);

– сырья, материалов, комплектующих (Material);

– технологий производства (Method);

– средств измерения и методов контроля (Measurement);

– производственной и окружающей среды (Media).

Атака разносом направлена на критический анализ, например, подготовленного проекта. При атаке разносом все внимание коллектива должно быть направлено исключительно на поиск имеющихся недостатков предмета анализа, высказывание положительных отзывов и какая-либо поддержка запрещены. Во избежание психологических срывов и душевных травм, нежелательно присутствие авторов проекта при анализе результатов их работы с применением атаки разносом.

Метод номинальных групп представляет собой один из разновидностей метода мозгового штурма, который позволяет создать такие условия для проведения мозгового штурма, чтобы все члены инициативной группы имели одинаковое право голоса при выработке решения.

Как правило, его применение целесообразно проводить в случаях, когда во время мозгового штурма самый активный член инициативной группы начнет доминировать, что может негативно отразиться на результате исследования: потенциал инициативной группы может не проявиться. Те, кто почувствует себя обойденными, потом просто не станут участвовать в реализации выработанных решений.

Для использования метода номинальных групп выполняются следующие действия:

1) По аналогии с письменным вариантом метода мозгового штурма каждый участник записывает каждую идею на отдельной карточке.

2) Все поданные идеи затем переписываются на большой стенд и кратко обсуждаются. Цель обсуждения - уяснить суть каждой идеи и исключить из рассмотрения повторяющиеся идеи. В заключение каждой идее на стендовом плакате присваивается буквенное обозначение, начиная с буквы А.

3) Следующий шаг — индивидуальная работа, когда участники ранжируют выдвинутые идеи. Из общего списка идей каждый член группы выбирает не более пяти идей и записывает их на свою карту для ранжирования. Каждой идее присваивается буква со стенда. При ранжировании идей участники присваивают этим идеям численные коэффициенты, начиная с 5 — для самой важной идеи до 1 — для наименее важной.

4) Лидер сессии далее собирает все карты с ранжировками и переписывает назначенные идеям веса на плакат. Для каждой идеи веса суммируются. Общая оценка тоже фиксируется на стенде. Если идея набрала наибольший вес, то она считается самой приоритетной идеей группы и принимается за решение группы.

Логично начать с реализации либо одной идеи, набравшей наибольший суммарный вес, либо одновременно с двух-трех самых весомых идей.

Пример

На предприятии работают примерно 400 сотрудников. Они испытывают большие затруднения при общении (обмене информацией) друг с другом лично и с отделами. Сначала был проведен обычный мозговой штурм. В результате было выдвинуто несколько хороших идей. Но далеко не все участники выдвинули какие-либо идеи. Поэтому, было решено провести новый мозговой штурм методом номинальных групп. После сбора предложенных идей на стенде оказались записанными следующие предложения: А - ввести и расширить использование электронной почты; Б - отправитель должен получать подтверждение того, что запрос получен; В - разработать информационную систему для определения места нахождения каждого из сотрудников; Г - разработать телефонную систему приема и передачи сообщений для командировочных; Д - каждую неделю проводить совещания в отделах и совещания представителей различных отделов; Е - автоматизировать сортировку почтовых отправлений; Ж - сделать помещение офиса более привлекательным, например, применить ландшафтную планировку помещения; З - закрепить за каждым сотрудником место, которое он занимает во время обеда.

Карта ранжирования одного из участников мозгового штурма приведена на рисунке 56. Стендовый плакат с результатами анализа представлен на рисунке 57.

 

Проблема: плохое общение внутри. Карта ранжирования. Метод номинальных групп   Метод номинальных групп Проблема плохое общение внутри
идея баллы идея баллы итого
А   А    
Б   Б    
В   В    
Г   Г    
З   Д    
  Е    
Ж    
З    

 

Рисунок 56 – Карта ранжирования Рисунок 57 - Стенд с результатами

 

Результатом проведенного мозгового штурма было внедрение на предприятии электронной почты. Причем доступ к электронной почте получил абсолютно каждый сотрудник и каждый прошел курс обучения по пользованию e-mail.

Кроме методов мозгового штурма, к методам психологической активизации творчества также относятся метод моделирования маленькими человечками, синектика, метод гирлянд ассоциаций и метафор, корабельный совет, приемы аналогий, конференция идей и другие.

Достоинства мозговой атаки (мозгового штурма): легкость освоения и простота в обраще­нии; незначительные затраты времени на проведение; наиболее эффекти­вен при решении организационных проблем, а также технических задач невысокого уровня сложности. Недостатки: решение только простых задач; отсутствие крите­риев, позволяющих определить приори­тетные направления выдвижения идей; нет гарантии нахож­дения сильных идей.

Метод моделирования маленькими человечками – это инст­румент управления психологическими факторами – применяется в различных областях деятельности при решении разных задач. Суть метода состоит в том, чтобы представить объект в виде множества (толпы) маленьких человечков. Такая модель сохраняет достоинства эмпатии (наглядность, простота) и не имеет присущих ей недостатков (неделимость человеческого организма).

При использовании данного метода необходимо выполнять следующие правила:

- изображать в виде «маленьких человечков» следует только изменяемые части модели задачи;

- изменение схемы конфликта часто можно выполнить, совмес­тив на одном рисунке два изображения: плохое и хорошее действия, если события развиваются во времени, целесообразно сдать несколь­ко последовательных рисунков;

- при решении задач методом маленьких человечков рекомендуется вводить «маленьких человечков», не задумываясь, из чего они «сделаны» (материал можно определить позднее).

Достоинства метода моделирования маленькими человечками:наглядность и прос­тота; сохранена сильная сторона эмпатии, и устранены присущие ей недостатки.

Недостатки: решение только простых задач; нет гарантии нахож­дения сильных идей; рисунки дают до­полнительную ин­формацию о физи­ческом противоре­чии, указывая лишь в общем виде пути его устранения.

Пример

Имеется дозатор жидкости, выполненный в виде устройства, показанного на рисунке 58. Жидкость поступает в ковш дозатора, Когда наберется установленное количество жидкости, дозатор наклонится влево, жидкость выливается. Левая часть дозатора становится легче, дозатор возвращается в исходное положение.

К сожалению, дозатор работает неточно. При наклоне влево, как только начинается слив жидкости, левая часть дозатора становится легче, дозатор возвращается в исходное положение, хотя в ковше остается часть жидкости. "Недолив" зависит от многих факторов (разность левой и правой частей дозатора, вязкость жидкости, трение оси дозатора и прочее), поэтому нельзя жидкости просто взять ковш побольше.

Надо устранить описанный недостаток дозатора. Не предлагайте другие дозаторы: суть задачи в усовершенствовании имеющейся конструкции. Помните: надо сохранить присущую ей простоту. Представим описанную конструкцию в виде модели с помощью маленьких человечков (рисунок 59). Анализ данной модели показывает, что человечки противовеса не отвечают необходимым требованиям. Здесь возникает обостренное (физическое) противоречие «Человечки противовеса должны быть справа, чтобы возвращать дозатор в исходное положение, и не должен быть справа, чтобы человечки жидкости могли полностью сойти». Такое противоречие может быть разрешено, если человечки противовеса станут подвижными (рисунок 60).

Рисунок 59 – Модель 1 Рисунок 60 – Модель 2

Технически это можно представить, например, как показано на рисунке 61. Дозатор выполнен в виде корпуса, посаженного на ось, по одну сторону которой расположена мерная емкость, а по другую - каналы с перемещающимся балластом, например шариком.

Рисунок 61 – Техническое представление модели 2

 

Синектика – метод стимулирования творческой активности посредством создания особых условий, стимулирующих выдвижение неожиданных и нестереотипных аналогий и ассоциаций с поставлен­ной задачей. Данный метод применяется при исследовании слож­ных технических и организационных проблем. Синектика – совме­щение разнородных понятий при сохранении принципа перебора ва­риантов.

Согласно этой технике все участники группы должны хорошо знать друг друга, чтобы не чувствовать неловкости, высказывая абсурдные идеи и относиться к разным психотипам, что обеспечит разнообразие подходов и выдвигаемых идей. При этом, сами «генераторы» не обязательно должны обладать разным багажом знаний и на их роль вполне подойдут сотрудники одной компании.

Очень важно исключить любое давление внутри группы и создать максимально раскрепощённую обстановку. Вместе с тем, в отличие от мозгового штурма, это обсуждение - вполне управляемо. Более того, часто оно проводится в присутствии заказчика (если идеи генерируют представители консалтинговой компании или рекламного агентства).

В этом случае, клиент определяет желаемую цель, а руководитель направляет обсуждение. При этом, сам клиент участвует в обсуждении на равных с рядовыми участниками.

Часто обсуждение начинается с доклада специалиста, информирующего: какие шаги были уже предприняты в данном направлении, в чём возникли помехи и на какие вопросы хотелось бы найти ответы.

Так, на основе полученной информации, группа, наконец, формирует список ключевых слов. И дальше начинается собственно сам процесс творчества. По сути, задача синектики это: а) превратить незнакомое в знакомое и определить решение, или б) превратить знакомое в незнакомое, тем самым открыв горизонты развития. Эта цель достигается посредством приемов аналогий.

Приемы аналогий – один из самых универсальных эвристи­ческих приемов, мобилизующих интеллектуальные ресурсы для поис­ка новых идей и решений творческих задач. Вообще аналогия – сходство объектов (явлений, процессов) в каких-либо свойствах.

Выделяют следующие виды аналогий: аналогия, личная аналогия, символическая аналогия, фантастическая аналогия.

С прямой аналогией проще всего. В этом случае участники обсуждения ищут в окружающем мире внешние, структурные или функциональные аналоги. Именно так была изобретена всем нам привычная застежка-липучка. Идея посетила Ж. Деместреля, когда он в очередной раз вытаскивал колючки репейника из шерсти своей собаки (кстати, всем привычная керамическая плитка «под мрамор» тоже, ни что иное, как прямая аналогия).

Личная аналогия требует большей фантазии. Задача не просто представить проблему, но почувствовать себя частью ее. Как с юмором сформулировал когда-то С. Ривкин: «Если бы я был гайкой, в каком месте автомобиля субкомпактного класса я мог бы находиться?».

И, тем не менее, этот метод действует. Хотя бы потому, что позволяет посмотреть на проблему, если можно так выразиться, изнутри.

Со следующим способом (символическая аналогия) все намного сложнее. Здесь требуется парадоксальность мышления и хорошие вербальные навыки, ибо задача символической аналогии в том, чтобы обозначить обсуждаемый предмет или явление двумя словами, имеющими между собой явное противоречие. Примеры из классики: «живой труп», «оптимистическая трагедия» или «человек в футляре».

И наконец, самый легкий и приятный способ - фантастическая аналогия. Вспомните, как мы все в детстве мечтали, чтобы появился добрый волшебник и решил наши проблемы. Давайте попытаемся представить как вмешательство чудесных сил может решать нашу проблему и теперь - тем более что целый арсенал магических предметов, почерпнутых нами из сказок, тоже в нашем распоряжении.

Известный английский физик Максвелл, кстати, именно так и приходил ко многим своим открытиям. Все что требовалось - это представить демона, который решает проблему, а потом придумать чем собственно этого демона заменить.

Итак, суммируя все вышесказанное приведем алгоритм использования техники синектики:

1) Заслушивается имеющаяся информация по обсуждаемой проблеме.

2) Заказчик определяет проблему и желаемую цель.

3) Генерируется перечень ключевых слов, характеризующих проблему.

4) На основе этого списка с применением четырех методов синектики генерируется первый уровень абсурдных идей, непосредственно касающихся желаний заказчика.

5) На основе первого уровня руководитель просит сформировать второе поколение идей, сделав их максимально практичными, но, при этом, без потери оригинальности.

6) Из сформированных вариантов клиентом выбирается наиболее интересная версия, которая совместным обсуждением и доводится до стадии практического воплощения.

Достоинства: выход на нетради­ционные решения; аналогии играют важную роль при выдвижении гипотез, как средство уясне­ния проблемы и на­правления ее реше­ния. Недостатки: длительный срок ос­воения приемов синектики; большая продолжи­тельность решения проблемы; негативное (разру­шающее) влияние на нервную систему.

Метод гирлянд случайностей и ассоциаций (гирлянд ассоциаций и метафор) – метод поиска но­вых идей путем сознательного использования случайностей. Он применяется при поиске оригинальных модификаций известных то­варов, а также для тренировки воображения. Этот метод помогает найти большое число подсказок для новых идей с помощью ассоциа­ций.

Данный метод включает следующие процедуры:

1) Определение синонимов объекта, в результате которого образуется гирлянда синонимов (например, стол-бюро-парта-...).

2) Выбор случайных существительных (объектов), при помощи которых генерируется гирлянда случайных существительных (например, карандаш-стул-...).

3) Комбинирование всех элементов гирлянды синонимов с каждыми элементами гирлянды случайных существительных. Некоторые из комбинаций представляют идеи для решения задачи (например, стол как карандаш-стол в виде стула-...).

4) Составление списка признаков в виде прилагательных для каждого элемента гирлянды случайных существительных (пункт 2). Эти списки являются гирляндами признаков (например, карандаш: деревянный-автоматический-...; стул:...).

5) Комбинирование элементов гирлянды синонимов с элементами гирлянд признаков, в результате чего могут появиться идеи для решения проблемы (например, стол - деревянный (в виде дерева); автоматический (автоматическое увеличение);...).

6) Генерирование гирлянд свободных ассоциаций.
Исходным началом служит каждый элемент гирлянды признаков. Кол-во гирлянд свободных ассоциаций равно числу всех элементов гирлянд признаков. Гирлянды свободных ассоциаций образуются при помощи многократной постановки вопроса "О чем напоминает слово...?". Ответ на вопрос, полученный на основе ассоциации, представляет собой новый элемент гирлянды, к-рый является исходным для повторной постановки вопроса (например: "О чем напоминает слово "зеленый"? - О "траве"; "О чем... "трава"? - О "поле"; "О чем... "поле"? - О "холоде" и т.д.
Гирлянда ассоциаций содержит: трава - поле -холод...).

7) Комбинирование элементов гирлянды синонимов с элементами гирлянд свободных ассоциаций, в результате чего появляются новые идеи решения проблемы.

8) Оценка необходимости продолжения ассоциаций, основанная на анализе всех полученных в пунктах с 1 по 7 идей и определении их достаточности. В последнем случае осуществляется переход к пункту 9, иначе с исходным началом элементов свободных ассоциаций генерируются (посредством свободных ассоциаций) вторичные гирлянды, элементы которых комбинируются с элементами гирлянды синонимов, в результате чего возникают новые идеи;

9) Оценка и выбор рациональных идей. Рекомендуется проводить при помощи классификации всех идей на нерациональные (непригодные, плохие), полурациональные (привлекательные), рациональные (хорошие). Нерациональные идеи отбрасываются; рациональные образуют ядро для выбора оптимального варианта, а полурациональные (которые чем-то привлекательны, но имеют видимые недостатки) снова анализируются, после чего включаются в список нерациональных или рациональных идей.

10) Выбор оптимального варианта. Этап, выполняемый при помощи некоторого метода оптимизации, например, экспертных оценок.

К достоинствам метода гирлянд ассоциаций и метафор относятся: простота освоения и неограниченные воз­можности поиска но­вых подходов к проблеме; нешаблонность выд­вигаемых идей. К недостаткам - образование только простых сочетаний; отсутствие правил отбора и внутренних критериев оценки получаемых идей.

Пример

Для демонстрации метода гирлянд поставим перед собой задачу расширение ассортимента часового завода, поэтому возьмем для модернизации такой объект как часы.

1) На первом шаге мы получим гирлянду синонимов слова часы: часы - будильник - секундомер - хронометр.

2) На втором шаге выберем пять случайных объекта, используя для этого орфографический словарь и генератор случайных чисел. Генератор чисел выдает группу из трех чисел, определяющих страницу, номер столбца и номер слова в столбце. При проведении эксперимента получилась следующая пятерка слов: кассета (82,2,17), подснежник (131,2,18), транспарант (173,1,8), постель (136,1,23), войлок (51,1,27).

3) На третьем шаге получаем следующую комбинацию синонимов и случайных объектов: часы с кассетой, часы с подснежником, часы на транспаранте, часы в постели, часы в войлоке, будильник с кассетой, будильник для постели, будильник с войлоком, секундомер с кассетой и т.д.

4) На четвертом шаге получим таблицу случайных объектов и их признаков (таблица 39).

 

Таблица 39 – Таблица случайных объектов и их признаков

Случайный объект Признаки
Подснежник Голубой, маленький, пахучий.
Уличная реклама Большой, тяжелый, красочный.
Войлок Плотный, колючий, теплый.
Кассета Пластмассовая, хрупкая, музыкальная.
Постель Чистая, мягкая, теплая, широкая.

 

5) Комбинируя модернизируемый предмет и его синоним с признаками случайных объектов получаем: пластмассовые часы, хрупкий будильник, голубые часы, музыкальные часы, маленькие часы, будильник с запахом, большие часы, тяжелый будильник, красочный секундомер чистые часы, мягкий будильник, теплые часы, широкий секундомер, теплый секундомер, плотные часы, колючий будильник и т.д.

6) Далее, будем генерировать гирлянды свободных ассоциаций, основой которых будут признаки случайных объектов (таблица 40).

 

Таблица 40 – Таблица генерации гирлянд свободных ассоциаций

 

Признак Гирлянда ассоциаций
Тяжелый Гиря - спорт - соревнования - призы
Пластмассовый Пластмасса - ручка - бумага - огонь
Красочный Журнал - компьютер - дискеты - программы
Хрупкий Стекло - стакан - вода - дождь
Пахучий Духи - дамы - цветы - весна
Голубой Небо - солнце - лето - жара

 

7) Синтезируя гирлянду ассоциаций и синонимы модернизируемого предмета, получим следующие комбинации: часы в ручке, огненные часы, стеклянные часы, водные часы, солнечные часы, часы в духах, женские часы, цветные часы, спортивные часы, призовые часы, стеклянный будильник, водный будильник, призовой будильник, водный секундомер, компьютерный секундомер.

8) На данном шаге не будем продолжать процесс генерирования идей так как их уже достаточно.

9) Выбирая из многих идей только рациональные и убирая решения, которые уже воплощены в жизнь (будильник с кассетой, часы с музыкой, женские часы, подводные часы, спортивные часы, часы в ручке и т.д.), получим следующие комбинации: будильник с запахом, часы в духах, солнечные часы, теплые часы, стеклянные часы, призовые часы, компьютерный секундомер.

10) На последнем этапе выбор решений должны производить представители производства.

Корабельный совет (совещание пиратов) представляет собой совещание, созываемое руководителем для решения проблемы в условиях дефицита инфор­мации и времени. Может использоваться для поиска решений в различных областях человеческой деятельности.

Цель метода - максимальное использование опыта, знаний и фантазии всех без исключения участников совещания для решения проблемы.

Сутью метода является строгое выполнение каждым участником определенных правил, одним из которых является заранее установленная очередность выступлений от «юнги» до «капитана»: от младшего к старшему. Успех работы совещания зависит главным образом от умения руководителя – «капитана» – создать спокойную деловую обстановку, стимулирующую участников на активный поиск решения проблемы.

К правилам корабельного совета относятся:

- высказываться по проблеме должны все;

- порядок выступлений – от «юнги» до «капитана», от младше­го к старшему;

- вопросы задает только «капитан»;

- критиковать идеи и защищать их можно только после команды «капитана»;

- критиковать, а затем и защищать отобранные идеи должны все;

- итог работы подводит «капитан».

Порядок проведения:

1) Объявить участникам очередность выступлений.

2) Четко сформулировать проблему и представить ее в форме, наиболее удобной для участников.

3) Заслушать каждого участника о путях решения проблемы (этап – "Выдвижение идей").

4) Отобрать 2-3 идеи для проработки.

5) Критика отобранных идей (этап – "Критика идей").

6) Защита и развитие идей, подвергнутых критике (этап – "Защита идей").

7) Выбор руководителем тех предложений, которые помогут лучше решить проблему.

8) Реализация решений.

К достоинствам данного метода относятся: легкость освоения метода и простота в обращении; незначительные затраты времени на проведение; наиболее эффективен при решении организационных проблем, а также технических задач невысокого уровня сложности. К недостаткам относятся:

предназначен для решения сравнительно простых задач; нет гарантии нахождения сильных идей.

Конференция идей – хорошо подготовленное совещание (круг­лый стол), для сбора идей по определенной тематике. Может применяться для поиска подходов к решению сложных проблем в различных областях человеческой деятельности. Наибольший эффект достигается при числе участников 8–12 человек и продолжи­тельности не более 30 – 45 минут.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных