Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ. ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Аллегория развернутый троп, иносказание; изображение отвлеченной идеи посредством конкретного

ПРИЛОЖЕНИЕ 4.

Аллегория развернутый троп, иносказание; изображение отвлеченной идеи посредством конкретного, отчетливо представляемого образа. Например, стихотворение А. Пушкина «Телега жизни».
Аллитерация стилистическая фигура: повторение одинаковых или однородных согласных звуков в отрезке текста. Основной элемент фоники. Наполнен молоком опал, Залиловел и пал бесславно, И плачет вдаль с унылых скал Кельтическая Ярославна. (М.Кузьмин.)
Аллюзия соотнесение описываемого в речи с устойчивым литературным, мифологическим или историческим понятием с целью охарактеризовать предмет речи: наполеоновские замашки. Стрельбе, азарту - все цвета, Все возрасты покорны: И стар и млад, и тот и та, И... желтый, белый, черный. (Высоцкий.)
Алогизм стилистический прием, намеренное нарушение в литературном произведении логических связей с целью подчеркнуть внутреннее противоречие данного положения (драматического или комического). Видами алогизма являются оксюморон и перевернутая гипербола. … Иван Торопыжкин пошел на охоту, С ним пудель в реке провалился в забор, Иван, как бревно, перепрыгнул болото, А пудель вприпрыжку попал на топор. (Д. Хармс.)
Амфибрахий трехсложный размер, где ударения падают преимущественно на 2,5,8,11 и т.д. слоги.
Анадиплосис контактный повтор, связующий конец речевого ряда с началом следующего. Так связаны колоны в строках С.Надсона Только утро любви хорошо: И хороши только первые, робкие речи, так связаны стихи Блока О, весна без конца и без краю - / Без конца и без краю мечта.
Анапест трехсложный размер, где ударение падает преимущественно на 3,6,9,12 и т.д. слоги.
Анафора (единоначатие) стилистическая фигура, состоящая в повторении начального слова в каждом параллельном элементе речи. Фигура, обратная эпифоре. Например: Клянусь я первым днем творенья, Клянусь его последним днем, Клянусь позором преступленья... (М. Лермонтов). Все стояло, все молчало, все выжидало (Ф. Достоевский).
Аннотация краткое, обобщенное описание (характеристика) текста книги, статьи.
   
Антитеза семантическая фигура речи, состоящая в сопоставлении логически противоположных понятий или образов, подчиненных одной идее или единой точке зрения. Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень Не столь различны меж собой. (А. Пушкин.)
Антонимы разные слова, относящиеся к одной части речи, но имеющие противоположные значения. Антонимы постоянно используются в антитезе. Одна другую углубляет, Как зеркало, а человек Их съединяет, разделяет Своею волею навек. (Д. Мережковский.)
Антономазия употребление собственного имени для обозначения лица, наделенного свойствами известного носителя этого имени (донжуан в значении «искатель любовных приключений»).
Аргументация приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой-либо мысли перед слушателями (читателями) или собеседником.
Аргументы доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения – словом, все, что может подтвердить тезис.
Асиндетон (бессоюзие) синтаксическая фигура, состоящая в опущении союзов при соединении однородных членов или нескольких предложений в целях усиления изобразительности речи. Джон Донн уснул, уснуло все вокруг, уснули стены, пол, постель, картины, уснули стол, ковры, засовы, крюк, весь гардероб, свеча, буфет, гардины. (И. Бродский.)
Ассонанс стилистическая фигура: основной элемент фоники, состоящий в повторении одинаковых (преимущественно ударных) гласных звуков в отрезке текста. Небо этого дня ясное, Но теперь в нем броня лязгает, А по нашей земле гул стоит И деревья в смоле, грустно им. Дым и пепел встают, как кресты, Гнезд по крышам не вьют аисты. (Высоцкий.)
Белый стих нерифмованный, книжный (в отличие от фольклорного, тоже, как правило, не имеющего рифмы) стих. Название произошло от того, что его окончания, где обычно помещается созвучие (рифма), остаются в звуковом отношении незаполненными («белыми»).
Верлибр (свободный стих) система стихотворной речи, где вся идейно-художественная структура, поэтическая форма основывается лишь на организующем движении лирической интонации. Здесь необязательны внешние традиционные признаки стихосложения: нет строгого ритмического построения, особенностей, свойственных количественно слого- и ударно-упорядоченным системам стихосложения, могут отсутствовать клаузулы и рифмы, нарушена соразмерность стихотворных строк. По словам В. Брюсова, «отдельные стихи могут быть произвольного метра и произвольной длины».
Восхождение подхват в каждом последующем элементе конструкции последнего слова предшествующего элемента, образуя таким образом цепочку связанных и последовательно развертывающих друг друга частей. Вот пример из речи митрополита Платона: И нас, чад своих, призвала прославить имя Твое; а в имени Твоем прославить добродетель; а в добродетели прославить самого Бога.
Гипербола прием, при котором образ создается посредством художественного преувеличения. Гиперболу не всегда включают в свод тропов, но по характеру использования слова в переносном значении для создания образа гипербола очень близка тропам. Я никогда не знал, что столько тысяч тонн в моей позорно легкомыслой головенке. (Маяковский.)
Градация семантическая фигура речи: расположение элементов высказывания (текста) в порядке их возрастающей или убывающей семантической и/или эмоциональной значимости. И где ж Мазепа? Где злодей? Куда бежал Иуда в страхе? (А.Пушкин.)
Дольник вид русского и немецкого стихосложения, являющийся своеобразной промежуточной формой между силлабо-тоническим (главным образом, трехсложным) стихом и чисто тоническим. Строки его, совпадая по числу ударений, сравнительно свободно располагают безударные слоги. Сочетания ударных и безударных слогов образуют уже не стопы, а «доли», где количество безударных колеблется от 1 до 3-4.
Драма один из трех литературных родов (наряду с эпосом и лирикой), где воссоздаются событийные ряды, поступки людей, их взаимоотношения. Однако, в отличие от эпоса, развернутое повествовательно-описательное изображение в драме отсутствует, а собственно авторская речь играет в большинстве случаев вспомогательную и эпизодическую роль.
Жанр формы, в которых проявляются литературные роды.
Женская рифма ударение падает на второй от конца строки слог (даром - пожаром).
Звукопись выполняющее заранее заданные стилистические функции применение в стихотворном или прозаическом тексте определенных элементов звукового состава языка: согласных и гласных звуков, ударных и безударных слогов, пауз, различных видов интонации, одинаковых синтаксических оборотов, повторений слов («Сухие листья» Брюсова).
Зевгма семантическая фигура речи, разновидность эллиптической конструкции, последовательность одинаково организованных высказываний, где общий для всех член предложения употребляется только один раз – в начале, в середине и в конце высказывания. Зевгма создает юмористический эффект, или эффект обманутого ожидания. Она принуждена была встать со своего ложа в негодовании и папильотках (Ф.М. Достоевский). Он имел два вставных зуба и доброе сердце (О' Генри).
Идея выражение основной мысли произведения, а также передача какого-либо чувства, настроения, состояния.
Инверсия синтаксическая фигура, отклонение от обычного (так называемого прямого) порядка слов в предложении, в результате чего переставленный элемент предложения оказывается стилистически маркированным. Роняет лес багряный свой убор, Сребрит мороз увянувшее поле… (А. Пушкин.)
Ирония насмешливое употребление слова в смысле, обратном буквальному. То же, что антифразис. У ребят серьезный разговор - Например, о том, кто пьет сильнее. У ребят широкий кругозор - От ларька до нашей бакалеи. (Высоцкий)
   
Кольцевая рифма рифмуются первая и четвертая, вторая и третья строки (по схеме абба).
Композиция одна из формальных сторон литературного произведения: соответствующее расположение деталей в крупных частях текста и их взаимное соотношение.
Конспект краткое изложение или запись содержания чего-либо (статьи, лекции и т.п.).
Лексический повтор родовое обозначение анафоры, эпифоры, анадиплосиса, симплоки, повторение одной и той же словоформы на обозримом участке текста. Мне опостылели слова, слова, слова (А. Тарковский).
Лирика один из трех основных родов литературы, в котором изображаются мысли, чувства, переживания лирического героя.
Лирический герой образ того героя в лирическом произведении, переживания, мысли и чувства которого отражены в нем. Не идентичен образу автору, хотя и отражает его личные переживания.
Лирическое отступление особая форма авторской речи, слово автора-повествователя, выпадающее из общего сюжетного описания событий для их «субъективного» комментирования и оценки «по поводу», чаще всего прямо не связанному с действием произведения.
Литота троп слова, употребляющийся в двух значениях: 1) троп, близкий к иронии и выражающийся путем двойного отрицания (отрицания противоположного), например: небезызвестный тип; 2) троп, представляющий собой нарочитое преуменьшение свойств или размеров объекта, процесса или явления. Например: лилипуты Дж. Свифта, мальчик с пальчик Ш.Перро. Троп, противоположный гиперболе.
Метафора вид так называемого сложного тропа, речевой оборот, при котором свойства одного явления (предмета, понятия) переносятся на другое. Метафора содержит скрытое сравнение, образное уподобление явлений с помощью использования переносного значения слов: то, с чем сравнивается предмет, лишь подразумевается автором. Исчезал сонный небосвод, опять одевало весь морозный мир синим шелком неба, продырявленного черным и губительным хоботом орудия. (М.Булгаков. «Белая гвардия».)
Метонимия вид тропа: образное обозначение предмета по одному из его признаков. Вы здесь встретите бакенбарды, единственные, пропущенные с необыкновенным и изумительным искусством под галстук (...) Здесь вы встретите усы чудные, никаким пером, никакой кистью не изобразимые (...) Здесь вы встретите дамские рукава на Невском проспекте! (...) Здесь вы встретите улыбку единственную, улыбку верх искусства, иногда такую, что можно растаять от удовольствия. (Н.Гоголь. «Невский проспект».)
Многосоюзие (полисиндетон) такое построение предложения, когда все (или почти все) однородные члены связаны между собой одним и тем же союзом (и пращ, и стрела, и лукавый кинжал). Наиболее распространенным является вариант многосоюзия, основанный на повторе соединительных союзов. Например: И сердце бьется в упоенье, и для него воскресли вновь и божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь (А. Пушкин. А.П.Керн).
Мотив устойчивый смысловой элемент художественного текста.
Мужская рифма ударение падает на последний слог строки (окно – давно).
Неологизмы благодаря своей новизне позволяют создавать определенные художественные эффекты, выражать авторский взгляд на проблему: Как бы нам самим следить, чтобы наши права не поширялись за счет прав других? (Солженицын.)
Образ совокупность определенных, ярко выраженных, значимых примет, характерных для конкретного человека, какого-либо явления природы или материальных предметов, облеченная в словесно-художественную форму.
Оксюморон семантическая фигура речи, сочетание слов, противоречащих друг другу по значению, в результате чего рождается новый концепт, новое значение. Жар холодных чисел (А. Блок). Чужбина, родина моя! (М. Цветаева) Покорный энтузиазм толпы (П. Чаадаев). Горизонты вертикальные (В. Соловьев).
Олицетворение художественный прием (троп), при котором неодушевленному предмету, явлению или понятию придаются человеческие свойства (не перепутайте, именно человеческие!). Олицетворение может использоваться узко, в одной строке, в небольшом фрагменте, но может быть приемом, на котором построено все произведение («Край ты мой заброшенный» С.Есенина, «Мама и убитый немцами вечер», «Скрипка и немножко нервно» В.Маяковского и др.). Олицетворение считается одним из видов метафоры.
Омонимы совпадающие в звучании и написании, но совершенно различные по значению слова: ключ — «родник» и ключ — «отмычка». Разные типы омонимов (омофоны, омографы, омоформы) также являются источником выразительности речи: Вы, щенки! За мной ступайте! Будет вам по калачу! Да смотрите ж, не болтайте, А не то поколочу! (А Пушкин)
Параллелизм синтаксическая фигура, то же, что и синтаксические анафора и эпифора, одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи. В мыслях - планы. В сердце - решимость. В кармане - перо и партбилет. (Маяковский.)
Парная (смежная) рифма связывает соседние строки (по схеме аа, бб).
Парономазия (парономасия) стилистическая фигура, основанная на употреблении паронимов. Тех, кто был особо боек, прикрутили к спинкам коек. Бился в пене параноик, как ведьмак на шабаше: «Развяжите полотенцы, иноверы, изуверцы. Нам бермуторно на сердце и бермутно на душе». (Высоцкий.)
Парцелляция прием расчленения фразы на части или даже на отдельные слова. Ее цель – придать речи интонационную экспрессию путем ее отрывистого произнесения: Поэт внезапно встал. Побледнел.
Перекрестная рифма связывает первую и третью, вторую и четвертую строки (по схеме абаб).
Перифраза использование описания вместо собственного имени или названия, описательное выражение. Используется для украшения речи, замены повтора: Город на Неве приютил Гоголя.
Пиррихий пропуск ударения среди стоп ямба или хорея, образуется за счет длинных многосложных слов, в которых ударный слог оказывается в окружении многих безударных.
Плеоназм разновидность повтора: избыточность лексических средств, используемых для выражения смысла высказывания. Мария Годунова и сын ее Федор отравили себя ядом. Мы видели их мертвые трупы (А. Пушкин).
Подтекст скрытый, невнятный смысл высказывания, не совпадающий с прямым смыслом текста, вытекающий из соотношения значений слова с контекстом и особенно – речевой ситуацией.
Позиция автора текста вывод, к которому приходит автор, рассуждая по поводу той или иной проблемы.
Проблематика исходного текста круг тех вопросов, которые поднимает автор текста.
Рецензия письменный разбор, предполагающий, во-первых, комментирование основных положений (толкование авторской мысли; собственное дополнение к мысли, высказанной автором; выражение своего отношения к постановке проблемы и т.п.); во-вторых, обобщенную аргументированную оценку и, в-третьих, выводы о значимости работы.
Риторические фигуры обороты речи, которые не вносят никакой дополнительной информации в предложение, но изменяют его эмоциональную окраску, служат для передачи настроения или усиления эффекта от фразы.
Риторический вопрос синтаксическая фигура: утверждение или отрицание в форме вопроса; усиливает эмоциональность речи и привлекает внимание слушателя. Что пользы в том, что он живет? Разве жизнь сумасшедшего приятна его родственникам и друзьям, некогда его любившим? (Н. Гоголь)
Риторическое восклицание синтаксическая фигура, выражающая особую экспрессию и усиливающая напряженность речи. Когда-то будет мне веселее! А до сей минуты все грустно (Н. Карамзин).
Риторическое обращение обращение к какому-либо лицу, предмету или даже явлению. Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужною Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники, С милого севера в сторону южную. (Лермонтов.)
Рифма повтор звуков, связывающих окончания двух и более строк.
Род литературный одна из групп произведений, выделяемых по признакам общности тематики, месту, роли и основным формам авторской речи и речи персонажей, границ между миром героев и реальной действительностью. Таковыми являются традиционно эпос, лирика и драма.
Силлабо-тоническая система стихосложения система построения стиха, основанная на правильном чередовании ударных и безударных слогов, была предложена В. Тредиаковским («Новый и краткий способ к сложению российских стихов», 1735) и разработана М.В. Ломоносовым («Письмо о правилах российского стихотворства», 1739). Сущность силлабо-тонической системы состоит в том, что в стихотворной строке ударные и безударные слоги чередуются по определенной системе и образуют двусложные и трехсложные размеры.
Символ по словам А.П. Квятковского, «многозначный предметный образ, соединяющий (связующий) собой разные планы воспроизводимой художником действительности на основе их существенной общности, родственности». Символом могут быть предметы, животные, природные явления, различные признаки предметов, недосказанные действия, полупрозрачные намеки, личностное восприятие деталей окружающего мира.
Симплока совместная встречаемость двух стилистических фигур - анафоры и эпифоры. Август - астры, Август - звезды, Август - грозди Винограда и рябины Ржавой - август! (М. Цветаева.)
Синекдоха результат метонимического переноса, в основе которого лежит отношение части к целому. Эй, борода! а как проехать отсюда к Плюшкину? (Н. Гоголь) Мне чья-то желтая спина Ответила бесстрастно: «А ваша подпись не нужна - Нам без нее все ясно». (Высоцкий.)
Синонимы слова, обозначающие одно и то же понятие, но различающиеся дополнительными смысловыми оттенками или стилистической окраской. Синонимы позволяют разнообразить речь, избежать употребления одних и тех же слов. Писатели умело ими пользуются, не механически замещая повторяющееся слово, а учитывая смысловые и экспрессивные оттенки используемых слов. И понял я, что клятвы не нарушу, А захочу нарушить — не смогу, Что я вовеки не сбрешу, не струшу, Не сдрейфлю, не совру и не солгу. (Б. Слуцкий.)
Спондей в противоположность пиррихию лишнее, сверхсхемное ударение в стихотворной строке, как правило, за счет значимых односложных слов.
Сравнение художественный прием (троп), при котором образ создается посредством сравнения одного объекта с другим. Сравнение отличается от других художественных сопоставлений, например, уподоблений, тем, что всегда имеет строгий формальный признак: сравнительную конструкцию или оборот со сравнительными союзами как, будто, словно, точно, как будто и подобными. Выражения типа он был похож на … нельзя считать сравнением в качестве тропа. И стройных жниц короткие подолы, Как флаги в праздник, по ветру летят. (А.Ахматова.)
Стилизация литературная умышленная или явная имитация характерных особенностей другой речевой манеры для определения поставленной художественной цели.
Стиль речи тип функционирования языка, исторически сложившийся и отложившийся в сознании людей, говорящих на языке, т.е. это вероятно-статистическая модель использования в языке (речи) общеязыковых и специализированных средств, организованная под действием доминанты стиля речевая система.
Стопа условная единица, при помощи которой определяется стихотворный размер силлабо-тонического стихосложения.
Строфа сочетание стихов, образующее единство. Объединенные рифмой в строфу стихи представляют ритмическое и синтаксическое целое. Строфа отделена от смежных сочетаний стихов большой паузой, завершением рифменного ряда и иными признаками.
Тезис главная мысль текста, выраженная словами, главное утверждение оратора, которое он старается обосновать.
Текст произведение речи (высказывание), воссозданное на письме или в печатной форме. Это единица, образующая единое целое и составляющая предмет исследования особой науки – лингвистики текста.
Тема события, впечатления, ассоциации, нравственно-эстетические вопросы, положенные в основу произведения.
Типы речи обычно различают повествование, рассуждение и описание.
Топонимы слова, обозначающие место действия (лес, дом, пещера, храм, горы и мн. др.).
Троп слово или выражение, употребляемое в переносном значении для создания художественного образа и достижения большей выразительности. К тропам относятся такие приемы, как эпитет, сравнение, олицетворение, метафора, метонимия, иногда к ним относят гиперболы и литоты.
Умолчание сознательная незавершенность высказывания, которая порождает неопределенность смысла и ведет к усилению выразительности. Но слушай: если я должна Тебе… Кинжалом я владею, Я близ Кавказа рождена… (А.Пушкин.)
Хиазм перекрестное расположение параллельных членов в двух смежных словосочетаниях или предложениях, антитеза с двойным лексическим повтором в виде хиазма. Рассудку вопреки, наперекор стихиям (А. Грибоедов). Здесь Пушкина изгнанье началось, и Лермонтова кончилось изгнанье (А. Ахматова). Вдруг перед нею очутился г. Голядкин. Г. Голядкин был бледен (Ф. Достоевский). Нет низких истин и высоких обманов, есть только низкие обманы и высокие истины (М. Цветаева).
Хорей двусложный размер, где ударение приходится на нечетные – 1,3,5,7 и т.д. – слоги, хотя часто встречаются пиррихии.
Хронотоп время и пространство, изображенное в произведении.
Цезура внутристиховая пауза, разделяющая стиховую строку на два полустишия – равные или неравные.
Эллипсис синтаксическая фигура, состоящая в том, что один из компонентов высказывания не упоминается, опускается с целью придания тексту большей выразительности, динамичности. Ты - вот, ты - юн, ты - молод, ты - муж... Тебя уж нет: ты был: и канул в холод, в немую бездну лет. (А.Белый. Смерть.) Я - по полю вдоль реки: Света - тьма, нет Бога! В чистом поле - васильки, Дальняя дорога. (Высоцкий.)
Эпитет один из тропов, являющийся художественным, образным определением. В качестве эпитета могут выступать: o прилагательные: кроткий лик (С.Есенин); эти бедные селенья, эта скудная природа…(Ф.Тютчев); прозрачная дева (А.Блок); o причастия: край заброшенный (С.Есенин); исступленный дракон (А.Блок); взлет осиянный (М.Цветаева); o существительные, иногда вместе с окружающим их контекстом: Вот он, вождь без дружин (М.Цветаева); Молодость моя! Моя голубка смуглая! (М.Цветаева).
Эпифора разновидность параллелизма, повторение последних частей предложения, усиливающее эмфатическую интонацию. У меня было сорок фамилий, У меня было семь паспортов, Меня семьдесят женщин любили, У меня было двести врагов, Но я не жалею. (Высоцкий.)
Эпос один из трех родов литературы. Как и драма, эпос воспроизводит действие (происходящие события в жизни персонажей), разворачивающееся в пространстве и времени. Повествование в эпосе ведется от лица, называемого повествователем, который выступает своеобразным посредником между автором и читателем.
Эссе сочинение небольшого объема, свободного построения, в котором зафиксирован субъективный взгляд автора по поводу какого-либо вопроса, ни в коей мере не претендующий на определенную и исчерпывающую характеристику или трактовку.
Ямб двусложный размер, где ударение приходится на четные – 2,4,6,8 и т.д. – слоги, хотя часто встречаются пиррихии.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Подробнее о материалах изготовления декоративных фигурок | Острая кишечная непроходимость


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных