Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Технологии оказания экстренной социально-психологической помощи в экстремальных и кризисных ситуациях




 

Любая крупная катастрофа оставляет после себя огромное ко­личество пострадавших (физически, финансово и психологически). По словам специалистов, в критический момент инцидента до 80% участников впадает в травматическую стадию стресса (Никитина Т., 2002). Естественно, возникает вопрос, экстренной, психологической помощи.

Чрезвычайная социально-психологическая помощь — это система краткосрочных мероприятий, которые оказываются пострадавшим в очаге чрезвычайной ситуации или в ближайшее время после травматического события. Они касаются:

- предоставление помощи человека, группы людей или большого количества пострадавших после экстремального или события;

- регулирование текущего психологического состояния и негативных эмоциональных переживаний, связанных с этим событием, при помощи профессиональных методов, которые соответствуют требованиям ситуации.

Основной целью экстренной психо — предупреждение патологической эволюции личности человека, по воле судьбы, участвующих в аварийной ситуации. Содержание и методы экстренной психологической помощи существенно зависят от характера чрезвычайной ситуации, от эффекта ее травматического воздействия на психику человека. Однако, независимо от характера травматического воздействия (аварии, техногенных или природных катастроф, террористические акты, вооруженные конфликты) должны принимать во внимание общие условия, в которых оказывается экстренной психологической помощи. Чтобы обеспечить эти условия.

Во-первых, внезапность возникновения события, решительным образом воздействовавшего на эмоциональном, ментальном, плане личной человека, "дует" его внутренний мир, ставит перед лицом смерти (Тарабрина Н. в., 2001).

Во-вторых, ограничения, связанные с тем, психологической помощи.

Действовать следует, ориентируясь на ситуацию "здесь и сейчас". Как врач скорой помощи, психолог обязан действовать, ориентируясь на ситуацию "здесь и сейчас". Поскольку пострадавших в случае чрезвычайной ситуации находится в остром состоянии и необыкновенно восприимчивы к воздействию, то помощь (так называемый кризис, вмешательство, или интервенция), рекомендуется оказывать как можно быстрее, непосредственно после события. Для этого необходимо знать особенности типичных в чрезвычайных ситуациях психических состояний, потому что в этот момент автоматически включаются механизмы психологической защиты и индивидуальные особенности личности у большинства пострадавших как бы "стираются".

Ну, подход в кризисной интервенции — прослушивание и опытом, чтобы помочь "нормализации чувства". Как правило, такая поддержка сразу же приносит облегчение. Однако, с сильным или многократным травматизации краткосрочные методы не дадут результатов, а иногда может показаться, что они ухудшили состояние человека.

Экстренной социально-психологической помощи предполагает поддержание психического и психофизиологического самочувствия человека и рабочих мест с тяжелыми эмоциональных переживаниях, которые возникли в результате психологической травмы.

Конечно, ни о какой диагностике в обычном смысле этого слова, здесь не может быть и речи. Психолог необходим анализ ситуации (особенности травматических воздействий, количество людей, которые нуждаются в помощи, и др.), а также ознакомление с информацией об условиях предполагаемой работы (дислокации пострадавших и их родственников; место, где можно работать с жертвами, информацию о том, как таких организационных действий, как размещение пострадавших, порядок выплаты компенсаций, в местах, где расположены пункты питания, где сосредоточены сведения о жертвах и так далее).

Кому оказывать помощь в первую очередь? Как правило, на месте чрезвычайной ситуации оказывается много людей, которые считаются пострадавших: в случае, если они не пострадали непосредственно, то могли пострадать их близкие; есть и "вторично пострадавшие" (Никитина, T. I., 2002), то есть лицо серьезные психические переживания, "заражающиеся" состоянием окружающих. Таким образом, необходимо выделить различные группы людей, которые нуждаются в психологической помощи.

К первой группе относятся жертвы, т. е. люди, которые непосредственно в очаге ситуации (например, под завалами). Главная опасность во время спасения жертв заключается в том, что эти люди часто совершают действия, которые могут привести к повреждению, поэтому необходимо постоянно говорить с человеком. Это помогает ему поддерживать связь с внешним миром, и действуют жизненно важных ресурсов, необходимых для выживания.

Вторая группа — пострадавшие непосредственно (физический или материальный), а также тех, кто потерял своих близких или не имеет информации об их судьбе. Потому что в аварийных ситуациях не происходит, так что почти в каждом жертв может оказаться психолог, среди жертв необходимо выделить группу риска — тех, кто нуждается в предоставлении психологической помощи, в первую очередь. В группу риска входят:

- лиц, находящихся в состоянии шока, ступора;

- те, которые не имеют родственников, которые могли бы оказывать им поддержку;

- матери, которые потеряли детей;

- люди потеряли почти и, которые страдают от серьезных заболеваний, которые могут вызвать приступ (сердечные и психосоматические заболевания).

Особого внимания требует еще одна группа пострадавших — так называемые свидетели (люди, которые находились в непосредственной близости от места трагедии, но сами не пострадали). В результате идентификации с жертвой возможны аффективные реакции, проявления вырос речи и физической активности. Часто именно свидетели "заразить" окружающих своим состоянием, стимулируют "поиски виновных" и другие реакции агрессивные. Задача специалиста в условиях большой — выявить этих людей, а затем "канализировать" их деятельность, направив ее в другую сторону (посильная деятельность). Если это не удается, необходимо под любым предлогом удалить их из людных мест.

Помощь родственникам пострадавших:

Экстренной социально-психологической реабилитации должно обеспечить не только потерпевшим, но и их близких, которые находятся рядом с ними. Для этого в системе экстренной психологической помощи включают консультации родственников о правилах поведения с человеком, перенесшим потерю. Их информирует о том, что, если человек находится в стадии шока, не может остаться один, так как при выходе из шока возможны острые реактивные состояния.

В фазе шока у человека нарушены контакты с внешним миром, таким образом, говорить с ним или пытаться ему бесполезно. Если необходимо, чтобы человек совершил какое-либо простое действие (ушел с опасного места, ели и др.), вы должны говорить с ним четко, голос, употреблять короткие фразы, что да, с интонацией. В этом случае следует избегать глаголов с частицей "не". Психологи объясняют это требование следующим образом: в состоянии шока сознание человека, в результате "внутреннего землетрясение" (метафора Е. Т. Соколова), например, "отключен", "не здесь и не сейчас"; в силу этого текущая информация может поступать только в бессознательное, которое "не понимает" сложных речевых конструктов и игнорирует их.

В частности, по словам представителей нейролингвистического программирования (НЛП), не воспринимает частицы "не" (говорят, "не" встань", может получить противоположный результат, так как бессознательное распознает лишь глагол "вставай").

Однако, независимо от того, как была нарушена у человека, находящегося в шоке, от общения с миром, он сохраняет возможность тактильной связи с ним. И если это так, можно использовать тактильный контакт (прикосновение, поглаживание по спине, голове). Иногда этого достаточно, чтобы вывести из шока.

Если фаза шока длится довольно долго (его продолжительность может быть от нескольких минут, до девяти дней), необходимо, чтобы близкие смотрели приема пищи, помогла принять необходимые решения (Крюкова М. А. и др., 2001).

Вывести человека из шока помочь какие-то сильные чувства. Если он может вызвать у человека слезы, значит, что начинает выходить из фазы шока и проходит в следующий этап. В это время возможны острые реакции (коллапс, двигательное возбуждение, нервная дрожь, агрессия и др.), которые, как правило, пугают близких, но и для чрезвычайных ситуаций являются вполне адекватными.

Если человек может плакать, необходимо установить физический контакт с ним (взять за руку, положить руку на плечо или спину, положить руки на запястье). Все эти наивные приемы на бессознательном уровне, чтобы помочь человеку, чтобы чувствовать присутствие друг друга, забота, что способствует нормализации физиологического состояния, помогает расслабиться и выплакаться (так отреагировать, но брызги-пившиеся боль и отчаяние).

На этом этапе полезными становятся активные методы, которые ориентированы на сферу эмоциональных переживаний, а не когниций. Например, лучше употребить фразу: "Я чувствую, как внутри вас все сжимается от страха", чем: "Я вас понимаю" (в конце концов, слово "понимаю" относится к сфере когниций). Следует избегать излишне настойчивыми тему-сов, и тем более советы. Главное — просто слушать и дать возможность "выйти из боли". Говоря о целительности слезы, сделаем небольшое дополнение. Непрофессиональному помощник, вы должны знать две вещи. Во-первых, не нужно стремиться, чтобы человек перестал плакать. Ибо слезы — это выход внутренней боли на твердых уровне, они приносят некоторое облегчение. Объяснение этого явления лежит в области физиологии, в плаче в организме вырабатываются определенные вещества, которые способствуют успокоению.

К сожалению, в некоторых культурах считается, слезы, слабость (особенно для мужчин), что затрудняет отреагирование, и, следовательно, продлевает и осложняет посттравматический стресс. Так считает психолог Ф. Коньков (Konkov F., 1989), работал в оказании скорой помощи после землетрясения в Армении в 1988 году Он выделил те культурные факторы, которые оказывают негативное влияние на стрессовые реакции взрослых и детей, пострадавших от землетрясения:

- акцент на молчаливое героическое страдание;

- альтруистическая стойкость в преодолении каждодневных лишений; запрет на жалобы;

- отрицание боли и слабости;

- чрезмерная фиксация взрослых на своих детях как защита от своих собственных чувств;

- отказ взрослых, чтобы сообщить детям о смерти близких из-за страха вызвать враждебное отношение ребенка к себе; это приводит к тому, что дети остаются наедине с неотреагированным стрессом (интуитивно, дети все еще чувствую потери, но лишены возможности разделить ее со взрослым, вместе с ним пережить горе).

Во-вторых, очень важно различать плач и истерическую реакцию (внешне очень похожи). Основное отличие истерики от плача в том, что истерика идет значительно быстрее; она может сопровождаться криками, угрозами в свой адрес или в адрес других.

Так как истерика — это демонстративная реакция, первое, что нужно сделать, — удалить зрителей и создать спокойную обстановку. Известный прием, который помогает остановить истерику, — совершить какое-либо неожиданное действие, которое выходит за рамки "привычной" для данной ситуации (например, падение теме резко кричать, а в некоторых случаях даже дать пощечину). Вам нужно поговорить, короче говоря, важно фразы, уверенным тоном ("Пейте воду!", "Дышать глубоко и медленно!"). Потому что, как правило, после завершения истерической реакции людей страдают от усталости, необходимо положить спать.

Может возникнуть вопрос, что делать при агрессивной реакции. Если агрессия выражается только в устной форме, не заслуживает того, чтобы его остановить. Если гнев становится излишне активный характер, главная задача не в том, чтобы "раздавить" (это может вызвать физические симптомы или аутоагрессию), и отправить в безопасное русло.

Неконтролируемая нервная дрожь — другой реакции возможно во время острой фазы. Человек не может держать в руках мелкие предметы, зажечь сигарету. Часто "непрофессиональных помощников", видя такую реакцию, пытается согреть человека и успокоить его (прижать к себе, укрыть и др.). Не стоит этого делать.

Помощник должен знать, что такая дрожь-это способ, которым организм пытается "сбросить напряжение". Таким образом, психологическое образование здесь будут абсолютно противоположные действия: нужна помощь жертвы, чтобы усилить дрожь. Например, вы можете взять его за плечи и сильно, резко встряхнуть в течение 10 — 15 минут. Одновременно, необходимо поговорить с человеком, чтобы понять смысл ваших действий и не воспринимал их как нападение.


15. Социально-психологические приемы первичной помощи пострадавшим в экстремальных ситуациях

 

Поскольку первичной помощи жертвам и пострадавшим из группы риска и представителями социальных и экстренных служб, и психологи, и волонтеры, вот рекомендации, которыми следует руководствоваться при непосредственной работе в местах массовых бедствий.

1. Да я знаю, жертвы, что вы уже рядом и что уже принимаются все меры, чтобы его сохранить.

Пациент должен чувствовать, что в создавшейся ситуации он не одинок. Иди в травму и скажите примерно следующее: "Я буду с вами, пока не приедет "скорая помощь". Пациент такж должны быть проинформированы о том, что сейчас происходит: "скорая помощь на дороге".

2. Попробуйте избавить жертву от посторонних глаз.

Любопытные взгляды очень неприятны человеку в кризисной ситуации.

Если зеваки не пойти, дать им какое-либо поручение, например, отогнать любопытных от места происшествия.

3. Установить, внимательно физического контакта.

Простой физический контакт, как правило, успокаивает пострадавших. Итак, возьмите пострадавшего за руку или похлопайте по плечу. Коснитесь головы или других частей тела не рекомендуется. Займите положение на том же уровне, что и пациент. Даже оказывая медицинскую помощь, старайтесь находиться на одном уровне с жертвой.

4. Говорить и слушать.

Слушайте внимательно, не перебивайте, будьте терпеливы, выполнять свои обязанности. Говорите и вы, желательно спокойным тоном, даже если пациент теряет сознание. Не проявляйте нервозность. Избегайте упреков! Спрашивает пациент: "Могу ли я что-нибудь для вас сделать?". Если вы испытываете чувство сострадания, не стесняйтесь, говорите.

В конце параграфа да те правила, которые необходимо соблюдать каждый психолог, аппараты с жертвами в условиях и чрезвычайных ситуациях.

Правила первой социально-психологической помощи

Правило 1. В условиях кризиса и в экстремальной ситуации пострадавший всегда находится в состоянии психического возбуждения. Это нормально. Оптимальным является средний уровень возбуждения. Сразу скажите пациенту, что вы ожидаете от терапии и как скоро можно ожидать успеха. Надежда на успех лучше, чем страх неудачи.

Правило 2. Не переходите к действию немедленно. Посмотрите и решите, какой помощи (социальной, медицинской, психологической, правовой) необходимости, которые страдают в большей степени нужна помощь. Принимать по 30 секунд, с области около пяти минут, когда больше жертв.

Правило 3. Точно сказать мне, кто вы и какие функции выполняете. Уз-найте имена, которые нуждаются в помощи. Скажите пострадавшим, что помощь скоро прибудет, что вы об этом позаботились.

Правило 4. Установите физический контакт с жертвой. Возьмите пострадавшего за руку или похлопайте по плечу. Коснитесь головы или других частей тела не рекомендуется. Займите положение на том же уровне, что и пациент. Не включайте спиной жертвы.

Правило 5. Не вините жертву. Расскажите, какие меры необходимо принять, чтобы помочь в его случае.

Правило 6. Профессиональная компетентность успокаивает. Расска указать о квалификации и опыт.

Правило 7. Да жертвы, верить в свою ком-петентность. Дайте ему мандат, с которым можно будет справиться. Используйте этот факт, чтобы убедить его в его собственных способностей, страдавшего возникло чувство самоконтроля.

Правило 8. Дайте пострадавшему выговориться. Слушайте его активно, обратите внимание на ваши чувства и мысли. Пересказывайте позитивное.

Правило 9. Говорит жертве, что останется с ним. При расставании найдите себе заместителя и проинструктировать его о том, что нужно сделать с жертвой.

Правило 10. Привлекайте людей, близких жертве для оказания помощи. Инструктируйте их, и давайте им простые поручения. Избегайте любых слов, которые могут вызвать кого-то чувство вины.

Правило 11. Постарайтесь оградить пострадавшего от излишнего вни-мания и вопросы. Давайте любопытным конкретные задания.

Правило 12. Если стресс-это то, что постоянно работает психолог, то он может негативно сказаться и на нем. Возникает в ходе такой работы напряжение имеет смысл снимать с релаксационных упражнений и профессиональной супервизии. Группа супервизии должен вести профессионально подготовленный модератор.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных