Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Лыжина Людмила Олеговна




КОМИТЕТ ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ МИНГОРИСПОЛКОМА

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 

 

  УТВЕРЖДАЮ СОГЛАСОВАНО
Главный врач УЗ «Гордской клинический наркологический диспансер» _____________С.М.Молочко «_____»_________________2006 г. Председатель по здравоохранению Мингорисполкома   __________________Д.Л.Пиневич «_____»________________2006 г.

 

 

Социально-психологический тренинг, направленный на расширение жизненной компетентности и выработку защитных барьеров к ПАВ у подростков.

Минск 2006

Основное учреждение – разработчик:

УЗ «Городской клинический наркологический диспансер»

Подростковое отделение

Авторы-составители: Кононович Ирина Владимировна

Зам. главврача по амбулаторной

и диспансерной работе

 

Лыжина Людмила Олеговна

психолог подросткового отделения

 

 

Рецензент: Аладин Анатолий Аркадьевич

к.п.н., доцент кафедры психологии

и педагогического мастерства

УО РИВШ

 

Аннотация

 

Методические рекомендации основаны на работе с детьми и подростками с дивиантным поведением. Контрольная группа состояла из подростков средней школы №54 г. Минска. Проведение групповых занятий явилось предпосылкой для разработки тренинга, который основывается на понимании того, что формирование определенных форм поведения подростка, в том числе и аддиктивных, является результатом адаптации его к проблемным и стрессовым ситуациям, возникающим постоянно в процессе жизни.

Для того, чтобы быть успешной личностью, эффективно преодолевающей жизненные проблемы, подросток должен осознавать свои возможности, объективно оценивать себя, стрессовые ситуации и развивать имеющиеся ресурсы.

Методические рекомендации предназначены для психологов и социальных педагогов средних учебных заведений.

 

Введение

Подростковый возраст сложен не только для родителей и педагогов, которые каждый день сталкиваются с новыми причудами в поведении и внешнем облике своих детей и подопечных. Подростковый возраст, прежде всего, сложен для самого подростка, который неожиданно для себя вступил в этот период взросления. Появляется потребность в автономии, повышается критическая оценка наставлений взрослых, происходит некоторое ослабление контактов с учителями и родителями, идет активный поиск своего «Я».

Предпосылка наркотизации подростков – нарушение потребностно-мотивационной сферы, связанное с поиском приемлемого способа разрешения той или иной фрустрированной потребности. Растерянность, страх перед необходимостью решения своих проблем заставляют искать форму «ухода от реальности». Тогда ПАВ «помогают» подростку искусственно изменить свое психическое состояние, знание и восприятие окружающей действительности, всей совокупности проблем и преград. Психологическая готовность к употреблению ПАВ в подростковом возрасте во многом имеет отношение к неспособности адекватного восприятия ситуаций, связанных с необходимостью преодоления жизненных трудностей (учеба, отношения с родителями, друзьями, любимым человеком). По мере нарастания отрицательной информации психологическая защита, временно позволявшая подростку иллюзорно-положительно воспринимать объективное неблагополучие, становится все менее эффективной. В случае ее неэффективности либо недостаточной сформированности, при возникновении угрозы невротического срыва подросток инстинктивно ищет выход и нередко находит его во внешней среде. К внешним способам защиты от травмирующих психику ситуаций относится и употребление ПАВ. Безусловно, вероятные причины начала курения, употребления алкогольных напитков или наркотических веществ в подростковом возрасте не всегда совпадают друг с другом. Но то, что они имеют отношение к характеру межличностных отношений, остается очевидным. В результате каждодневного взаимодействия человека с окружающим миром у него формируются определенные стратегии – способы поведения в той или иной ситуации. В зависимости от используемых способов у человека могут формироваться различные формы поведения, как конструктивные, так и деструктивные.

Подход, основанный на развитии внутренних ресурсов ребенка, базируется на учете того, что зависимость от ПАВ чаще развивается у людей, имеющих низкую самооценку, слабо развитые навыки принятия решения и трудности в определении и выражении эмоций и неспособных адекватно реагировать на стрессовую ситуацию. Соответственно цели работы – повышение самооценки, определение значимых личностных ценностей, развитие навыков распознавания и выражения эмоций, принятия решений, формирование навыков справляться со стрессом.

С этой целью был разработан тренинг, направленный на работу с данной категорией детей и подростков. Актуальность данной работы состоит в том, что работа в режиме тренинга обеспечивает максимальную активность, эмоциональную, когнитивную и поведенческую вовлеченность участников в обсуждаемую проблему, создает условия для открытого, доверительного общения и восприятия информации, способствует выработке навыков безопасного поведения в провоцирующих ситуациях. Умению противостоять давлению окружающей среды, способствует формированию самостоятельности и ответственного принятия решения.

По данным некоторых исследователей выявлено, что усваемость полученного материала в процессе лекций 5%, а при участии в тренинговой работе – 60-80%.

 

Цель тренинга: посредством формирования полноценно функционирующей личности максимально отсрочить употребление алкоголя и добиться отказа от употребления наркотических и токсических веществ.

 

Задачи тренинга:

1. Формирование мотивации к сохранению здоровья, ориентирование на здоровый образ жизни.

2. Формирование правильной самооценки, уверенности в себе.

3. Формирование навыков по преодолению негативных эмоциональных переживаний.

4. Формирование навыков устойчивости к стрессовым ситуациям.

5. Формирование межличностного общения, навыков социального общения.

6. Формирование навыков резистентности к давлению окружающей среды.

 

Требования к организации занятий.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных