Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Мировоззрение, его основные типы: мифологическое, религиозное, художественное, научное.




Тема 1. Философия, ее предмет и место в культуре

Вопросы:

Мировоззрение, его основные типы: мифологическое, религиозное, художественное, научное.

2. Философия как специфический способ духовного освоения мира.

3. Предмет философии.

4. Философия в системе культуры.

 

Мировоззрение, его основные типы: мифологическое, религиозное, художественное, научное.

Приступая к изучению философии, мы должны дать себе отчет в том, что философия – научная и учебная дисциплина особого рода. Исток этой особенности философии связан с тем, что она представляет собой способ человеческого самопознания. Че­ловеческая личность – основная цель философии и ее главный результат.

Отличительная черта человека как сознающего себя существа, как ли­ч­ности – наличие мировоззрения. Под мировоззрением понимается со­во­купность наиболее общих представлений человека об окружающем его ми­ре, о человеке и о месте человека в ми­ре. Знания о мире – это, в первую оче­редь, естествознание; знание о человеке – био­ло­гия, медицина, психология и цикл гуманитарных наук. Система знаний о мире и о че­ловеке как части этого мира – научная картина мира, которая и лежит в основе ми­ро­воззрения. Но картина мира для нас – одна, а мировозззрение имеет индивидуальные особенности. У человека в процессе его жизни формируется позиция по отношению к миру, она складывается под влиянием общих (социальных, экономических, ку­ль­­ту­р­ных) условий, в которых живет человек. Но в большей степени на ее формирование ока­зывают личные качества человека и обстоятельства его жизни, то что называется биографией. Эта позиция включает в себя 1) оценку (+, –,0) которую мы даем окружающему нас с точки зрения своих интересов и потребностей, целей и ожиданий, и 2) отношение человека к действительности (активное или пассивное, положительное или отрицательное). Эта оценка и это отношение придают сумме наших знаний и представлений о мире индивидуальную конфигурацию, которую мы называем мировоззрением личности.

В истории известны несколько типов мировоззрения.

Мифологическое мировоззрение (миф) свойственно человеку родового общества и пер­вых ступеней его превращения в классовое – рабовладельческое общество. Для мифа характерны следующие особенности: 1) синкретизм (целостный характер вос­при­ятия, в котором даны в единстве религиозные, научные, практические и худо­же­ст­вен­ные представления); 2) невыделенность личного Я, отсутствие индивидуального от­но­шения и оценки; 3) слит­ность, нераздельность реального и воображаемого; 4) кос­мо­гонизм (рассказ о про­ис­хождении мира). Этот тип мировоззрения в более поздние эпо­хи существует в виде эпических сказаний, легенд, ска­зок, поговорок и пословиц. Он со­ставляет культурную почву, на которой возникают религия, искусство, философия и наука.

Религиозное мировоззрение (религия) – это совокупность верований, сопровож­даемых эмоциональным переживанием мистического сое­ди­нения с Богом. К его хара­к­те­рным признакам относятся: 1) вера в сверхъестественное начало – Бог, абсолют, ко­то­рый выступает как Творец ми­ра; 2) трансцендентность абсолюта (недоступность, вне­мир­ность Бо­га, дан­ного человеку в откровении); 3) сознание личности, Я как прин­цип мо­ральной от­ветственности индивида перед Богом за все поступки и помыслы; 4) дог­матизм (пер­венство веры перед знанием, строгое следование Пи­санию, подчинение че­ловека воле Бога, послушание).

Художественное мировоззрение складывается на основе искусства и представляет собой эстетически-образное отношение к миру. Его отличительными признаками являются: 1) образный, чувственно-конкретный хара­к­тер представлений; 2) творческое преобразование реальности, ее идеализация (“воз­вы­шенный” характер художественного образа); 3) мера (пропорция, гармония, целесообразность) как прин­цип соотношения час­тей = красота, прекрасное; 4) созерцательность (отрешенность и эстетическая неза­ин­­тересованность восприятия, объективирование Я – способность человека преклоня­ть­­ся перед идеалом – прекрасным и возвышенным).

Научное мировоззрение формируется на основе науки и является теоретическим отношением человека к миру. Это – совокупность систематизированных знаний о за­ко­номерностях существования и развития действительности, о сущности человека и за­ко­номерностях его бытия в мире. Оно характеризуется следующими чертами: 1) отражение мира в аб­страктных понятиях; 2) упорядочение знаний о мире и человеке с по­мо­щью принципов историзма, системности, объективности, практики; 3) стре­мление к ис­ти­не; 4) перерастание знаний в убеждения.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных