Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Психология людей пожилого возраста




Пожилой возраст — заключительный период человеческой жизни, условное начало которого связано с отходом от непосредственного участия в производительной жизни общества. Хронологические границы весьма условны из-за огромных индивидуальных различий в появлении признаков снижения возможностей или вообще невозможности участия в производительной деятельности.

Помимо ослабления здоровья, уменьшения физических сил этот период старения возникает и психологически — при интеллектуальном, эмоциональном «уходе» в свой внутренний мир, в личностные переживания, осмысление прожитой жизни. Однако пожилой возраст может рассматриваться и как период продолжающегося развития личности. В случае позитивного прохождения предшествующих возрастных стадий пожилой возраст есть достижение мудрости, чувства удовлетворенности, исполненного долга и возникновения новых интересов, новых социальных ролей (например, всем известных — дедушки, бабушки и др.), новых проявлений идентификации включением в решение посильных, но полезных для себя и других задач, при решении которых возрастные личностные достоинства обеспечивают более высокие достижения, чем это могут сделать молодые, не обладающие ими.

Широко известны факты высокой творческой активности и продуктивности ученых, представителей искусства и других профессий в пожилом возрасте. К числу характерных особенностей творческих людей относятся широта и разнообразие их интересов. Активные устремления творческих личностей выходят за пределы их семейных и узкопрофессиональных интересов. И часто выражаются в их участии в педагогической, общественно-политической и иных видах деятельности.

Поэтому можно рассматривать пожилой возраст и как высший, своеобразный уровень личностной интеграции.

Если главнейшие задачи предшествующих возрастных этапов не были реализованы, пожилой возраст сопровождается разочарованием и ощущением бесполезности прожитой жизни, отчаянием. Проявляется весьма неоднозначная картина изменений в области интеллекта, памяти и других психических функций.

Важным фактором жизнеспособности пожилого человека является род его занятий. Лица пенсионного возраста характеризуются высокой сохранностью тех функций, которые были активно включены в их профессиональную деятельность. Особо значимой чертой пожилых людей, занимающихся творчеством, являются сильно выраженные деятельностные мотивы, целеустремленность и направленность на реализацию, и воплощение своих замыслов и идей на практике. Высокоразвитая самоорганизация и критичность по отношению к результатам своей работы, а также гибкость ума присущи творческому человеку на протяжении всей жизни. Непосредственный интерес к процессу творчества сочетается с включенностью личности в жизнь общества, что определяет личностный смысл самого творчества. Чем масштабнее личность, тем в большей степени выражена ее ориентация на будущее, на социальный прогресс. Творческая деятельность выступает в качестве фактора психологического и биологического долголетия. Самоорганизация жизнедеятельности имеет первостепенное значение как одно из важнейших условий долголетия. Активной жизни пожилого человека способствует развитие его как социально активной личности и как субъекта творческой деятельности. Это, как правило, способствует и сохранению здоровья.

Поэтому социальная и социально-психологическая проблема пожилого возраста заключается не в «уходе на покой», не в ожидании конца жизни, а в продолжении ее и уместном для возраста проявлении того неоценимого, что приобретается только долгими годами жизни. Проблема же общества — дать пожилым возможность продолжать чувствовать себя нужными, продуктивными, самовыражающимися и уместно полностью использовать возможности этих людей с пользой для решения проблем.

Во многих странах так и поступают: создают условия для работы на дому, на телефонах недалеко от места жительства, помогают в овладении новыми идами труда (создаются специальные краткосрочные курсы обучения) _ работы на компьютерах, проведении консультирований, ректорской работе, участию в народных промыслах, выращиванию цветов, рассады, обучают научным прикладным основам построения взаимоотношений в семье, с создавшими свою семью детьми, воспитания внуков, педагогической помощи им в учебе или преодолении трудностей переходного возраста. Есть специальные курсы и кружки по индивидуальным интересам — занятия живописью, аранжировкой, музыкой, поэзией, туризмом, коллекционированием и пр.

Лекция 20. Девиантное и делинквентное поведение: причины и

виды

H. Понятие «девиантное поведение»

Девиантное поведение (от лат. deviatio — отклонение) - это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся социальной дезадаптацией.

Девиантное поведение - это поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам или стандартам.

Девиантное поведение — это социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам или стандартам.

Исходным для понимания девиантного поведения служит понятие социальной нормы - предел, мера допустимого (дозволенного или обязательного) в поведении или деятельности людей, обеспечивающие сохранение социальной системы.

Отклонения от социальных норм могут быть: позитивные, направленные на преодоление устаревших норм или стандартов и связанные с социальным творчеством, способствующие качественным изменениям социальной системы; — негативные — дисфункциональные, дезорганизующие социальную систему и ведущие ее к разрушению, приводящие к девиантному поведению.

Девиантное поведение — своего рода социальный выбор, когда цели социального поведения несоизмеримы с реальными возможностями их достижения, индивиды могут использовать иные средства, чтобы добиться своих целей. Например, некоторые индивиды в погоне за иллюзорным успехом, богатством или властью выбирают социально запрещенные средства, а иногда и противозаконные и становятся либо правонарушителями, либо преступниками. Другим видом отклонения от норм является открытое неповиновение и протест, демонстративное неприятие принятых в обществе ценностей и стандартов, свойственные революционерам, террористам, религиозным экстремистам и другим подобным группам людей, активно борющихся против общества, внутри которого находятся.

Во всех этих случаях девиация выступает результатом неспособности или нежелания индивидов адаптироваться к обществу и его требованиям, иначе говоря, свидетельствует о полном или относительном провале социализации.

Девиантное, т.е. отклоняющееся от норм, поведение охватывает огромный спектр человеческих поступков. В зависимости от амплитуды отклонения, а также от характера нарушаемых норм можно выделить три его степени:

1) незначительно отступление от норм морали и этикета называется собственно девиантным;

2) нарушения норм права, но не столь значительные, чтобы за них наступала уголовная ответственность, называются в социологии делинквентным поведением. Понятие «делинквентное поведение» охватывает довольно широкий спектр нарушений правовых и социальных норм. А в криминологии оно определяется как типично молодежное (юношеское) правонарушение, что указывает на довольно высокий уровень подлежащих судебному или административному преследованию правонарушений, совершаемых молодыми людьми в возрасте между двенадцатью и двадцатью годами;

3) серьезные нарушения норм уголовного права, именуемые преступлениями, можно было бы назвать криминальным поведением.

2. Объяснение девиаций

Причины девиантного поведения ранее пытались объяснить исходя из

1. биологических особенностей нарушителей норм:

— специфическими физическими чертами,

— генетическими отклонениями;

2. на основе психологических особенностей:

— умственной отсталости,

— различных проблем психического характера.

При этом психологическим механизмом формирования большинства девиаций объявлялось аддиктивное поведение (аддикция — пагубное пристрастие), когда человек стремится убежать от сложностей реальной жизни, используя для этого алкоголь, наркотики, азартные игры. Итогом аддикции является разрушение личности.

Объяснение девиантного поведения в теории навешивания ярлыков

В теории навешивания ярлыков (теория стигматизации) девиантное поведение трактуется не как продукт индивидуальной психологии или генетической наследственности, а как последствия воздействия социальной структуры и социального контроля. Стигма - это социальный признак, дискредитирующий индивида или даже целую группу. Бывают стигмы тела (дефект или уродство), индивидуального характера (гомосексуальность) и социальных коллективностей (раса или племя).

Согласно теории стигматизации все люди склонны к нарушению норм, но девиантами становятся те, на кого «наклеен» ярлык девианта. Например, бывший преступник может отказаться от своего преступного прошлого, но окружающие будут воспринимать его как преступника, избегать общения с ним, отказывать в приеме на работу и т.д. В итоге у него остается только один вариант — вернуться на криминальный путь.

Теория навешивания ярлыков, или теория стигматизации основана на двух положениях:

1. Девиантным именуется не просто нарушение нормы, а фактически любое поведение, которое с успехом определяется как таковое, если на него может быть навешен ярлык, относящий его к категории девиантных. Девиация содержится не столько в самом действии, сколько в реакции других на это действие.

2. Навешивание ярлыков продуцирует или распространяет девиацию. Ответ девианта на социальную реакцию ведет к повторной девиации, благодаря которой девиант приходит к принятию самоимиджа или определения как человека, который перманентно заключен в рамки де-виантности своей роли.

Особенность подхода здесь состоит в том, что он привлекает внимание к девиации как к результату социальных обвинений и проявления контроля со стороны общества за поступками своих членов.

Другими словами, девиация - это своего рода клеймо, которое социальные группы, обладающие властью, ставят на поведение других, менее защищенных групп.

Американский социолог Роберт Мертон (1910-2003) считал, что причиной девиаций является не отсутствие норм, а невозможность им следовать. Аномия

- это разрыв между предписанными культурой целями и доступностью социально одобряемых средств для их достижения.

В современной культуре ведущими целями считаются успех и богатство. Но общество не предоставляет всем людям законных средств для достижения этих целей. Поэтому человеку приходится или выбирать незаконные средства, или отказываться от цели, заменив ее иллюзиями благополучия (наркотиками, алкоголем и т.д.). Еще один вариант девиантного поведения в такой ситуации

— бунт против культуры, общества и установленных целей и средств.

В современном мире девиантное поведение наиболее характерно для особо нестабильной и наиболее уязвимой социальной общности - молодежи. В нашей стране особую тревогу вызывают молодежный алкоголизм, наркомания, преступность. Для борьбы с этими и другими девиациями требуются комплексные меры социального контроля.

3. Делинквентное поведение

Делинквентное поведение (противоправное, антиобщественное) — действия конкретной личности, отклоняющиеся от установленных в данном обществе и в данное время законов, угрожающие благополучию других людей или социальному порядку и уголовно наказуемые в крайних своих проявлениях.

Делинквентная личность (делинквент) - личность, проявляющая противозаконное поведение.

Деликты - противозаконные действия.

Криминальное поведение является утрированной формой делинквентного поведения. В целом делинквентное поведение непосредственно направленно против существующих норм государственной жизни, четко выраженных в правилах (законах) общества.

Особенности делинквентного поведения:

1). Это один из наименее определенных видов отклоняющегося поведения личности.

Например, круг деяний, признаваемых преступными, различен для разных государств, в разное время. Сами законы неоднозначны, и в силу их несовершенства большая часть взрослого населения может быть подведена под категорию «преступников», например по таким статьям, как уклонение от уплаты налогов или причинение кому-либо физической боли. Аналогично этому, все знают, что лгать нельзя. Но человек, говорящий правду всегда и везде, невзирая на обстоятельства, будет выглядеть более неадекватным, чем тот, кто лжет уместно

2) Делинквентное поведение регулируется преимущественно правовыми нормами — законами, нормативными актами, дисциплинарными правилами.

3) Противоправное поведение признается одной из наиболее опасных форм девиаций, поскольку угрожает самим основам социального устройства — общественному порядку.

4) Поведение личности активно осуждается и наказывается в любом обществе. Основной функцией любого государства является создание законов и осуществление контроля за их исполнением, поэтому в отличие от иных видов девиаций, делинквентное поведение регулируется специальными социальными институтами: судами, следственными органами, местами лишения свободы.

5) Противоправное поведение по своей сути означает наличие конфликта между личностью и обществом — между индивидуальными стремлениями и общественными интересами.

4. Девиантное поведение в подростковом возрасте, его причины

Особенности эмоционально-волевой сферы девиантных подростков:

— повышенная тревожность,

— дефектность ценностной системы, особенно в области целей и смысла жизни,

— импульсивность,

— раздражительность,

— вспыльчивость,

— агрессивность,

— конфликтность.

Эти особенности затрудняютЬ И;р://р8уега.ш/4322/оЬ8ЬсЬете общение таких подростков с окружающими и создает значительные сложности при их воспитании.

Для полноценного существования подросток нуждается в постоянном сопротивлении (средовых факторов, внутренних условий) его стремлениям к удовлетворению собственных потребностей, поскольку такое сопротивление обеспечивает феномен актуального самочувствия и создает возможности для развития.

С другой стороны, преодоление сопротивления удовлетворению той или иной потребности всегда вызывает напряжение, что при отсутствии соответствующего эмоционально-волевого ресурса приводит к деструктивным

эффектам:
— конфликтам,  
— стрессу,  
— агрессии,  
— девиациям.  

 

Отличия подростковых девиаций:

1. высокая личностная включенность,

2. заниженная критика к совершенному проступку,

3. возможность рецидива,

4. самим подростком проступок оценивается как выражение самостоятельности и проявление некоего «геройства».

Наиболее часто несовершеннолетними совершаются правонарушения в отношении сверстников или других лиц, которые характеризуются как нарушение прав и безопасности личности, то есть подростки в отношении этих лиц применяют агрессию.

Отличия подростков с асоциальной агрессией от социально более успешных сверстников:

1. Чаще и более непосредственно выражают свою агрессию.

2. Не доверяют окружающим, избегают ситуаций, в которых они могут оказаться в эмоциональной зависимости.

3. Менее доброжелательно относятся к сверстникам, часто смешивают секс и агрессию,

4. Практически не чувствуют вины за агрессивное поведение,

5. Подчиняются больше внешним, а не внутренним ограничениям.

6. Действуют практически во вред себе, так как в результате своих действий лишаются привязанностей и попадают под жесткий контроль представителей власти, к которым не испытывают ни доверия, ни уважения.

Наиболее распространенные цели агрессивного поведения:

- причинение боли жертве;

- месть за перенесенное страдание;

- причинение ущерба;

- доминирование, власть над другим человеком;

- получение материальных благ;

- аффективная разрядка, разрешение внутриличностного конфликта;

- самоутверждение, повышение самооценки, сохранение самоуважения;

- защита от реальной или воображаемой угрозы и страдания;

- отстаивание личностной автономии и свободы;

- завоевание авторитета в группе сверстников;

- удаление препятствий на пути к удовлетворению потребностей;

- привлечение внимания.

Специфической особенностью агрессивного поведения в подростковом возрасте является зависимость подростка от группы сверстников на фоне крушения авторитета взрослых. В этом возрасте умение быть агрессивным друзьями часто воспринимается как наличие силы. Любая подростковая группа имеет свои ритуалы и мифы, поддерживаемые лидером. Например, широко распространены ритуалы посвящения в члены группы или испытания новичков. Ритуалы усиливают чувство принадлежности к группе и дают подросткам http://psyera.ru/4590/chto-takoe-oshchushchenie безопасности, а мифы становятся идейной основой ее жизнедеятельности. Последние широко используются группой для оправдания ее внутригрупповой и внешней агрессии. Насилие, «одухотворенное» групповым мифом, переживается подростками как утверждение своей силы, как героизм и преданность группе.

В отдельных случаях инициаторами агрессивного поведения могут быть отдельные подростки-аутсайдеры, дезадаптированные в силу различных причин и предпринимающие попытки самоутвердиться с помощью агрессии. Проявление агрессивности определяется статусом подростка в группе. Наиболее высокий уровень агрессии наблюдается у лидеров и «отверженных». Лидеры с помощью агрессивных действий укрепляют свое первенство, а отверженные группой посредством агрессии показывают неудовлетворенность своим положением.

Уровень вовлеченности в противоправную деятельность зависит от многих личностных особенностей подростка и от семейных установок и микроклимата, в котором он воспитывается, от уровня терпимости социума, от законодательной базы, предусматривающей ответственность

несовершеннолетних за правонарушения.

По детерминации поведения можно выделить несколько групп агрессивно- девиантных подростков:

1. Ситуативный нарушитель. Противоправные действия преимущественно спровоцированы ситуацией.

2. Субкультурный нарушитель. Идентифицирует себя с групповыми антисоциальными ценностями.

3. Невротический нарушитель. Асоциальные действия выступают следствием внутриличностного конфликта и тревоги.

4. «Органический» нарушитель. Совершает противоправные действия вследствие мозговых повреждений с преобладанием импульсивности, интеллектуальной недостаточности и эффективности.

5. Психотический нарушитель. Девиантные действия возникают по причине тяжелого психического расстройства, психоза, помрачения сознания.

6. Антисоциальная личность. Антиобщественные действия вызваны специфическим сочетанием личностных черт- враждебностью, недоразвитостью высших чувств, неспособностью к близким доверительным отношениям.

Таким образом, агрессивное поведение подростков является не однородным феноменом, а имеет различные внутренние и внешние причины и зависит от возрастных особенностей, индивидуальных целей, причин, обусловливающих его возникновение.

Исследования, проводимые во многих регионах России, показывают, что ярко выраженные девиации в поведении наблюдаются у несовершеннолетних, находящихся на воспитании в интернатных учебных учреждениях и детских домах. Почти в 90 % случаев несовершеннолетние правонарушители являлись

— социальными сиротами,

— воспитывающимися в семьях группы риска, ведущих аморальный и асоциальный образ жизни,

— в семьях, где родители уклонялись от своих обязанностей по воспитанию детей, жестоко обращались с ними, употребляли алкоголь и наркотики,

— в семьях, где дети с самого раннего возраста были предоставлены сами себе и познали тяготы взрослой жизни.

Наблюдения и исследования показывают, насколько тяжелы аномалии развития личности детей, оставшихся без родительской любви и ласки в раннем детстве. По данным российских исследователей, эти дети регулярно «пополняют» преступный мир:

40 % воспитанников учреждений интернатного типа склонны к совершению преступлений,

— 40 % - уже совершили их,

— 10 % склонны к суициду,

— только 10 % имеют позитивную мотивацию на будущую жизнь.

Раздел 4. Возрастные закономерности и психологические особенности пожилого возраста и старости

Лекция 21. Геронтопсихология как область научного знания

1. Общие положения геронтопсихологии

Одним из разделов возрастной психологии является геронтопсихология (греч. (gerontos) — старец, старик), основанная на геронтологии — разделе медико-биологической науки, изучающий процессы старения живых организмов, в том числе и человека.

Данный раздел появился во второй половине 20-го века и основателем его явился Стенли Холл. В этот период было отмечено большое число лиц пожилого возраста в общей численности населения планеты, что наложило свой отпечаток на состояние общества. Такой феномен называется «постарение населения». Возраст накладывает свой отпечаток на изменения не только физического тела, но и психики, поскольку меняется образ жизни, мышление, привычки. С выходом на пенсию, у человека появляется свободное время, которое он не всегда знает, как заполнить. Процесс адаптации к новым условиям не редко проходит очень тяжело. Также уменьшается круг общения, человек начинает чувствовать себя не нужным, забытым. Ища контакт с посторонними людьми, они могут натолкнуться на непонимание, что приводит к огорчениям.

С возрастом происходит переосмысление жизни, ценностей, чувства притупляются, и человек начинает задумываться о своем предназначении, о своей дальнейшей жизни, исходя из полученного опыта и знаний.

Геронтопсихология (греч. geron (gerontos) - старец, старик) - раздел возрастной психологии, изучающий особенности психических процессов, поведения и динамику личностных изменений у лиц пожилого и старческого возраста.

Геронтопсихология занимается разработкой методов и средств психологической помощи людям преклонного возраста, помогающих быстро адаптироваться к новым условиям жизни. Геронтопсихология изучает взаимосвязь при старении общих физиологических и психофизических характеристик и психологических особенностей поведения, а также личностные сдвиги, порождаемые изменением характера деятельности и ценностных ориентаций. Работает геронтопсихология и с профилактикой депрессий старческого возраста, тем самым помогая предотвратить ранее старение и устанавливая психологическое долголетие.

2. Общие характеристики старости

Старение - биологическое явление, присущее всем формам живой материи и сопровождающееся участием жизненных функций организма.

В словаре С.И.Ожегова содержатся следующие определения:

— «пожилой» - начинающий стареть,

— «старость» - период жизни после зрелости, в который происходит ослабление организма,

— «старый» - достигший старости.

Такие определения наводят на мысль, что где-то в нашем подсознании чётко зафиксирована норма, мы примерно знаем, как должен выглядеть человек в пожилом и старческом возрасте.

В самом общем виде под старением понимают динамические явления, связанные с преобладанием темпов деструктивных процессов над реконструктивными, а старость - достижение некоторого предела этих изменений. Причём эти изменения происходят на разных уровнях:

1. биологическом, когда организм становится более уязвим, возрастает вероятность смерти;

2. социальном - человек выходит на пенсию, меняется социальный статус, социальная роль, паттерны поведения;

3. психологическом, когда человек осознаёт происходящие изменения и приспосабливается к ним.

В настоящее время существуют различные определения старения. Например, старение - это снижение поведенческих, физиологических и биохимических приспособлений к внутренней и внешней среде. Или, старение - это изменение поведения организма с возрастом, которое приводит к снижению выживания и приспособления.

Характеристики старения:

— универсальность,

— эндогенность - старение возникает, развивается вследствие внутренних причин. (Термин «эндогенность» применяется для характеристики источников возникновения психических заболеваний и причин индивидуального своеобразия их протекания),

— постепенность,

— разрушительность.

Как считают специалисты, старение - неизбежно возникающий, закономерно развивающийся разрушительный процесс ограничения адаптационных возможностей организма, увеличения вероятности смерти, сокращения продолжительности жизни, способствующий развитию возрастной патологии.

Старение - процесс разрушительный. Он приводит к уменьшению адаптационных возможностей организма, развитию возрастной патологии и гибели. Причиной снижения адаптации стареющего организма является ослабление функций всех систем - нервной, эндокринной, иммунной, сердечно­сосудистой, дыхательной, пищеварительной и др.

Вместе с общим регрессом, тем не менее, наблюдаются положительные адаптивные сдвиги. Адаптационно-регуляторная теория, развиваемая геронтологами, утверждает, что в ходе возрастного развития мобилизуются механизмы, направленные на:

— сохранение и совершенствование жизнедеятельности организма,

— поддержание его гомеостаза,

— увеличение продолжительности жизни,

— поддержание стабильного уровня жизнеспособности.

В.В. Фролькис определяет эти явления как процесс витаукта (от vita-жизнь, auctum-увеличивать).

Со времён И.И. Мечникова принято различать:

1. преждевременное или патологическое старение,

2. естественное или физиологическое старение.

И.И. Мечников опроверг взгляд на старость как на болезнь, ибо она может и не быть обременённой заболеваниями. При физиологическом (естественном) старении в организме наблюдается последовательное снижение интенсивности процессов обмена веществ, а также атрофические изменения, постепенно развивающиеся во всех системах органов и приводящие к понижению функциональных и реактивных способностей организма. Однако наряду с этим происходит приспособление организма к этим изменениям, что и является одним из условий долголетия.

Известный американский психолог Э.Эриксон считал старость стадией развития личности, на которой возможно либо обретение такого качества, как интегративность - целостность личности, либо переживание отчаяния от того, что жизнь почти кончена, но прожита она не так, как хотелось и планировалось.

Эриксон описывал кризис, переживаемый во время старения. Этот кризис знаменует собой завершение предшествующего жизненного пути, а разрешение его зависит от того, как этот путь был пройден с точки зрения человека, переживающего кризис. По мнению Эриксона, основная задача старости - достижение ценности, осознание и принятие прожитой жизни и людей, с которыми она себя свела, как внутренне необходимой и единственно возможной.

Процесс старения в каждом человеке протекает индивидуально. Но важно осознать, что пожилые люди - это возрастная группа, которая имеет социально специфические особенности и потребности.

Здоровый старый человек должен развивать, в соответствии со своими интересами, привязанностями и потребностями. В этом возрасте возможен широкий диапазон различных форм активности: культурной, профессиональной, общественной, художественной, спортивной.

Окружение должно оказать ему в этом помощь, не создавать барьеров между ним и собой. Старость ни в коем случае не должна быть пассивной вегетацией, она должна стать дальнейшим этапом реализации стремлений человека, удовлетворения его потребности быть значимым и самостоятельным.

Широкое включение старых людей в жизнь общества позволило бы молодым освободиться от страха перед старостью и видеть в ней естественную форму своей будущей жизни.

Лекция 22. Особенности психологии пожилого и старческого возраста

1. Физические возрастные изменения

По мере того как люди становятся старше, происходят заметные изменения в их внешнем виде, а также в общем физическом состоянии. Часто можно довольно точно определить возраст человека по его виду, но иногда внешность может ввести в заблуждение. Мы все знаем, что возраст, в котором начинают седеть волосы или покрываться морщинами кожа, значительно варьирует у разных людей. Кроме того, иногда разные показатели возраста не согласуются между собой: человек может выглядеть «старым» из-за того, что у него седые волосы, однако его слух и зрение могут быть не хуже, чем у молодого: наоборот, физически дряхлый человек может совсем не иметь седых волос.

Старение - процесс очень сложный. Его проявление наблюдается на всех уровнях строения организма (макро- и микроуровень).

1. Прежде всего, это уровень всего организма в целом - то, что мы наблюдаем визуально, общаясь с человеком. Со старением волосы редеют, кожа становится морщинистой и теряет эластичность, появляется сутулость и уменьшается рост, ухудшается зрение и слух, голос «садится», становится хриплым, теряет звонкие верхние частоты, изменяется форма грудной клетки.

2. Так же старению подвержены межклеточное вещество и различного вида волокна. Именно от них зависит эластичность кровеносных сосудов, внутренних органов и кожи. Со временем волокна перерождаются, теряют эластичность, становятся грубыми, изменяют структуру, перестают впитывать влагу и набухать. Как раз изменения волокон больше всего и сказываются на внешности человека, воспринимаются как наиболее заметные признаки старения.

Возрастные изменения структуры тела:

— уменьшается жизненный объём лёгких,

— теряется эластичность кровеносных сосудов,

— грубеют и снижают чувствительность все составляющие органа слуха,

— сокращается объём необходимого для пищеварения желудочного сока,

— в костях появляется много извести, делающей их более хрупкими,

— уменьшается объём мышечной массы,

— отмирающие в органах клетки уже не заменяются новыми, имеющими такие же свойства.

В результате этих изменений в мышечной, сердечно-сосудистой и дыхательной функциях способность индивидуума выполнять работу в стрессовой ситуации снижается с возрастом. Максимальная физическая активность уменьшается примерно на 1,5% в год. Наиболее значительные снижения активности проявляются в кратковременных действиях, требующих «подобных взрыву» усилий мышечной массы или пролонгированных действиях, таких как бег.

2. Возрастные изменения, влияющие на психологию пожилых

Перестройка в органах чувств существенно влияет на индивидуальную работоспособность пожилого человека, особенности восприятия и мышления.

1. Зрение претерпевает значительные изменения, связанные с возрастом:

— Учащаются конъюнктивиты.

— Постепенно стойко понижается острота зрения.

— Понижается динамическая визуальная острота зрения - способность выделить детали движущегося предмета.

— Потеря способности к адаптации при переходе из света в темноту.

— Пожилым требуется на 50-70% больше света, чем молодым, для распознавания объекта вблизи источника яркого света.

2. Слух также изменяется с возрастом:

Анатомические изменения в наружном слуховом проходе, барабанной перепонке, суставах слуховых косточек и внутреннем ухе вызывают двустороннюю потерю слуха в отношении чистых высоких тонов. Эти потери в слуховой сфере и в способности различать высоту тона часто вызывают значительное ухудшение способности правильно формулировать речь.

3. Возрастные изменения нервной системы:

Различные связанные с возрастом изменения в нервной системе могут влиять на работоспособность, и, таким образом, корректировка темпа работы необходима, если пожилые рабочие должны работать наиболее продуктивно.

Скорость передачи информации обычно замедляется у пожилых людей. Большинство замедленных движений происходит благодаря перестройке в механизмах центральной нервной системы, включающих изменения в интерпретации вводимой информации для получения правильных или неправильных ответов. Однако, хотя пожилые реагируют значительно медленнее, они, очевидно, отвечают более правильно.

У пожилых отмечаются более значительные трудности с развитием концепций и абстрактного мышления, чем у молодых.

У них имеются также связанные с возрастом изменения в пополнении, усвоении и восстановлении информации. Пожилым требуется больше времени и усилий для «кодирования» информации в нервной системе. Однако когда информация закодирована в равной степени хорошо как молодыми, так и пожилыми, величина ёмкости памяти одинакова.

Среди задач памяти изъятие из неё ранее имевших место событий (поиск и восстановление информации) более ухудшается с возрастом, чем осознание (соотношение накопленной информации среды обитания). У пожилых наблюдаются значительные трудности с осознанием задач, когда приходится выбирать ответ из множества данных.

Первичная или кратковременная память, удерживающая информацию на протяжении нескольких секунд, снижается с возрастом. Изменения во вторичной или долговременной памяти реже наблюдается с возрастом, и пожилой человек может успешно адаптироваться к ним.

В психологии, характере, поведении человека появляются свои изменения.

1. Интересы становятся более однообразными и не связанными с необходимостью значительных затрат времени и сил на мышечную или умственную работу.

2. Недостатки, такие, как скупость, завистливость, недоверчивость, неуживчивость, которые если и проявлялись в молодости, но были вполне

терпимыми для окружающих, теперь разрастаются, делаются невыносимыми.

3. Внимание пожилого человека всё больше заостряется на его собственных недомоганиях и переживаниях, и он старается заинтересовать ими всех остальных. Он с трудом и недоверием воспринимает те идеи и сведения, которые были ему не известны раньше, причём значение их, как правило, занижается.

После 60 лет постепенно приходит осознание социального отчуждения стариков от последующих поколений, которое переживается болезненно, особенно в обществах, где нет необходимой социальной поддержки старости. Психологическая неудовлетворённость своим положением нередко влечёт за собой быстрое наступление физического одряхления, сопровождающегося иногда психическим расстройством.

Применительно к позднему возрасту следует различать такие понятия, как «психическая старость» и «физическая немощность».

1. Понятие «психическая старость» связано с особенностями изменения структуры личности старого человека.

2. Понятие «физическая немощность» связано с протеканием биологических процессов в организме (их замедлением).

Нельзя рассматривать биологическое одряхление как жестко связанное с личностными изменениями. Нередко можно видеть молодых людей, психически преждевременно постаревших, и других, которые, несмотря на свой преклонный возраст, мало отмечены психологическим старением, поскольку их личность остается способной к развитию.

На ранних этапах старения человек остро переживает любые признаки старческих изменений, а в позднем возрасте часто утрачивается критическое отношение к возрастным изменениям, себе, окружающим.

Лекция 23: Типология старости

1. Негативные типы старости

Чаще всего психологический портрет старого человека складывается для многих из негативных, отрицательных характеристик. Снижение самооценки, неуверенность в себе, недовольство собой; опасение одиночества, беспомощности, обнищания, смерти; угрюмость, раздражительность, пессимизм; снижение интереса к новому - отсюда брюзжание, ворчливость; замыкание интересов на себе - эгоистичность, эгоцентричность, повышение внимания к своему телу; неуверенность в завтрашнем дне - все это делает стариков мелочными, скупыми, сверхосторожными, педантичными, консервативными, малоинициативными.

Психологически неблагополучные типы старости:

1) ворчуны, недовольные состоянием окружающего мира, критикующие всех, кроме самих себя, всех поучающие и терроризирующие окружающих бесконечными претензиями.

2) разочарованные в себе и собственной жизни одинокие и грустные неудачники. Они винят себя за свои действительные и мнимые упущенные возможности, не способны прогнать прочь мрачные воспоминания о жизненных ошибках, что делает их глубоко несчастными.

2. Позитивные типы старости

Фундаментальные исследования отечественных и зарубежных ученых свидетельствуют (при всей сложности этого периода) о многообразных проявлениях положительного отношения старого человека к жизни, к людям, к себе.

Характеризуя симптомы психического упадка и психических болезней, расстройств, «представление о психическом старении не может оказаться полным и цельным без учета благоприятных случаев, которые лучше, чем какие-либо другие варианты, характеризуют старение, присущее только человеку. Эти варианты, будь они обозначены как удачные, успешные, благоприятные, и, наконец, счастливые, отражают их выгодное положение в сравнении с другими формами психического старения».

Психическое старение многообразно, диапазон его проявлений весьма широк.

Основные типы психического старения (по Ф. Гизе):

— старик-негативист, отрицающий у себя какие-либо признаки старости;

— старик-экстравертированный, признающий наступление старости через внешние влияния и путем наблюдений за изменениями: выросла молодежь, расхождение с нею во взглядах, смерть близких, изменения своего положения в семье, изменения в области техники, социальной жизни и другие.

интровертированный тип, для которого характерно острое переживание процесса старения. Человек не проявляет интереса к новому, погружается в воспоминания о прошлом, малоподвижен, стремиться к покою. Социально-психологические типы старости (по И.С. Кону):

1. активная творческая старость, когда ветераны, уходя на заслуженный отдых, продолжают участвовать в общественной жизни, в воспитании молодежи и так далее, живут полнокровной жизнью, не испытывая никакой ущербности;

2. второй тип характеризуется тем, что пенсионеры занимаются делами, на которые раньше у них просто не было времени: самообразованием, отдыхом, развлечениями и так далее. То есть для этого типа стариков характерна также хорошая социальная и психологическая приспособляемость, гибкость, адаптация, но энергия направлена главным образом на себя;

3. третий тип, который преимущественно составляют женщины, находят главное приложение своих сил в семье. А поскольку домашняя работа неисчерпаема, то женщинам, занимающимся ею, просто некогда хандрить, скучать. Однако психологи отмечают, что удовлетворенность жизнью у этой группы людей ниже, чем у первых двух.

4. четвертый тип - это люди, смыслом жизни которых становится забота о собственном здоровье. С этим связаны и разнообразные формы активности, и моральное удовлетворение. Вместе с тем обнаруживается склонность (чаще у мужчин) к преувеличению своих действительных и мнимых болезней, повышенная тревожность.

3. Смешанная классификация старости

Довольно широко в мировой психологической литературе поддерживается классификация, предложенная Д.Б. Бромлей, в которой выделено пять типов приспособления личности к старости:

1. Конструктивное отношение человека к старости, при котором пожилые и старые люди внутренне уравновешенны, имеют хорошее настроение, удовлетворены эмоциональными контактами с окружающими людьми. Они в меру критичны по отношению к себе и вместе с тем весьма терпимо относятся к другим, к их возможным недостаткам. Они не драматизируют окончание профессиональной деятельности, оптимистически относятся к жизни, а возможность смерти трактуют как естественное событие. Не пережив в прошлом слишком много травм и потрясений, они не проявляют ни агрессии, ни подавленности, имеют живые интересы. Благодаря положительному жизненному балансу с уверенностью рассчитывают на помощь окружающих. Самооценка этих людей довольно высока.

2. Отношение зависимости. Зависимая личность - человек, подчиненный кому-либо, зависимый от своего супружеского партнера или ребенка, не имеющий слишком высоких жизненных претензий и благодаря этому охотно уходящий из профессиональной среды. Семейная среда дает ему ощущение безопасности.

3. Оборонительное отношение, для которого характерны преувеличенная эмоциональная сдержанность, некоторая прямолинейность в своих поступках и привычках, стремление к «самообеспеченности» и неохотному принятию помощи от других людей. Люди данного типа приспособления к старости избегают высказывать собственное мнение, с трудом делятся своими сомнениями, проблемами. Защитный механизм против страха смерти и обездоленности является их активность «через силу». Такие люди с большой неохотой и только под давлением окружающих оставляют свою профессиональную работу.

4. Отношение враждебности к окружающим. Люди с таким отношением агрессивны, взрывчаты и подозрительны, стремяться переложить на других вину и ответственность за собственные неудачи, не совсем адекватно оценивают действительность. И-за недоверия они замыкаются в себе, избегают контактов с людьми. Жизненный путь таких людей, как правило, сопровождался могочисленными стрессами и неудачами. Они склонны к острым реакциям страха, не воспринимают старость, с отчаянием думают о прогрессирующей утрате сил, сочетающиеся с сильным страхом смерти. Часто такие люди враждебно относятся к молодым, иногда и ко всему новому миру.

5. Отношение враждебности человека к самому себе. Люди такого типа избегают воспоминаний, потому что в их жизни было много неудач и трудностей. Они пассивны, бунтуют против собственной старости, лишь безропотно принимают то, что посылает им судьба. Неудовлетворённость в любви является причиной депрессий, претензий к себе и печали, соединенные с чувством одиночества. Собственное старение оценивается реалистично, смерть трактуется как избавление от страданий.

Итак, творческой старости сопутствует чувство равновесия и духовной гармонии. Типичны для этого состояния склонность к прощению, благожелательность, мягкость, доброта.

Эти типы старости и отношения к ней не исчерпывают всего многообразия проявлений поведения, общения, деятельности стареющего человека, многообразие индивидуальностей. Классификации носят ориентировочный характер, с тем, чтобы составить базу для конкретной практической работы с людьми пожилого и старческого возраста.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных