Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Понятие и категории профессиональной этики социального работника




Этика (греч. ethika, от ethos —обычай) — философская на­ука, объектом изучения которой является мораль, ее развитие, нормы и роль в обществе.

Социальная работа, как особый вид профессиональной дея­тельности, обладает специфической, только ей присущей со­вокупностью идеалов и ценностей, сложившихся в процессе становления принципов и норм поведения специалистов.

Объектом изучения профессиональной этики социальной рабо­ты является профессиональная мораль специалистов, а пред­метом— возникающие в процессе работы этические отноше­ния, этическое сознание и этические действия социальных ра­ботников.

Целью этики социальной работы является обеспечение и под­держание социально одобряемых содержания и сущности про­фессиональной деятельности, а задачей —нормативная регла­ментация отношений, поведения и действий отдельных пред­ставителей профессиональной группы и их объединений, фор­мирование соответствующего этического сознания специалис­тов социальной сферы.

Основными категориями этики социальной работы являются профессиональные этические отношения, этическое сознание, этические действия и профессиональный долг специалистов.

Социальная работа, как и любая де­ятельность, характеризуется определенными структурными элементами, которые могут быть оценены с позиций морали и нравственности. Социальный работник действует в ценностно-ориентированном мире, где каждое действие, цель, мотив, сред­ство достижения цели или даже намерение может получить оценку с точки зрения соответствия его моральным нормам, т. е. представлениям общества или микросоциума о добре и зле.

Цели. Высшей целью и мерилом нравственности, деятель­ности может быть только благо клиента и общества. Цель, которую ставит перед собой соци­альный работник, приступая к действиям, в общем виде мо­жет быть выражена формулой: «способствовать решению про­блем и улучшению условий жизнедеятельности клиента».

Мотивация. Действия социального работника включают в себя специфически нравственные мотивы его профессиональ­ной деятельности: стремление делать добро, оказывать помощь нуждающимся, подчиненность чувству долга— человеческого и профессионального, потребность в достижении определенных идеалов, реализация ценностных ориентации. Для социального работника в силу его профессиональных обязанностей главным содержанием его профессии и значимым конечным результа­том является достижение блага клиента, решение его проблем.

Социальный работник должен предвидеть, к каким последстви­ям может привести не только достижение поставленной им цели, но и применение избранных им средств достижения цели — «использование деструктивных средств приводит к трансфор­мации и самой цели». Несмотря на то что цель, поставленная социальным работником, может быть высокоморальной, несо­ответствие ей средств, их аморальность может зачеркнуть все результаты деятельности.

Решение социального работника приступить к действиям должно базироваться на понимании и знании того, какую пользу эти действия принесут клиенту и обществу.Действия должны осуществляться на основе уважения к кли­енту и к лицам из его социального окружения,заботы об их достоинстве и подлинном благополучии.Этика требует,чтобы специалист всегда информи­ровал своего клиента обо всех этапах предпринимаемых им дей­ствий и разъяснял их сущность, рассказывал обо всех суще­ственных моментах, которые могут повлиять на достижение цели, а также на желание клиента достигнуть данной конкрет­ной цели.

Конечный результат. Результат —это естественный ожи­даемый продукт деятельности. Приступая к работе, социальный работник уже на этапе целеполагания представляет, что имен­но он хочет и может получить по завершении работы. Однако, как правило, реальный конечный результат отличается от ре­зультата планируемого, т. е. от поставленной цели, поскольку цель — это идеальный вариант ожидаемого результата. Насколь­ко отличается реальное от идеального— зависит и от объектив­ных,и от субъективных причин. В любом случае социальный работник должен принять меры к тому, чтобы максимально нейтрализовать негативное действие субъективного фактора, т. е.мобилизовать себя и клиента,привлечь все необходимые ресурсы общества для выполнения поставленной задачи. Он так­же должен хорошо знать о возможных объективных препят­ствиях на пути к достижению цели и своевременно,в ходе раз­работки плана деятельности,предусмотреть варианты действий при их возникновении. [4, стр.15-22]

 

2. Основные функции и принципы профессиональной этики социального работника

 

Основными функциями этики социальной работы можно счи­тать следующие:

- оценочная— дает возможность оценивать с точки зрения соответствия моральным нормам и принципам поведение и дей­ствия работников;

- регулятивная— вытекает из потребности регулировать пове­дение и действия социального работника в различных формаль­ных и неформальных ситуациях;

- организационная— служит улучшению организации соци­альной работы, требуя от участников процесса деятельности творческого выполнения своих обязанностей и профессиональ­ного долга;

- управляющая— служит средством социального управления поведением и действиями социального работника в ходе про­цесса в интересах дела;

- мотивационная— служит средством формирования социаль­но и профессионально одобряемых мотивов деятельности;

- координирующая— обеспечивает сотрудничество всех участ­ников процесса оказания социальной помощи клиенту,осно­ванное на доверии и взаимной помощи;

- регламентирующая— направляет и обусловливает выбор социальным работником или социальной службой целей,мето­дов и средств оказания помощи клиенту;

-воспроизводственная— позволяет воспроизводить действия со­циальных работников и отношения социальных работников между собой и с клиентами на основах морали и нравственности;

- воспитательная— служит средством воспитания и совершен­ствования личности как социального работника, так и его кли­ента и социального окружения клиента;

- коммуникативная— служит средством коммуникации меж­ду специалистами и их клиентами;

- оптимизирующая— способствует повышению эффективно­сти и качества социальной работы, повышению статуса про­фессии в обществе,уровня его моральности;

- стабилизирующая— способствует стабилизации отношений среди социальных работников,между социальными работни­ками и клиентами и их близкими,между социальными ра­ботниками и представителями различных учреждений;

- рационализирующая— облегчает социальному работнику выбор целей, методов и средств воздействия,выбор наиболее эффективного и приемлемого с точки зрения профессиональ­ной морали решения;

- превентивная— предохраняет,предостерегает социально­го работника от поступков и действий, наносящих вред кли­енту и обществу;

- прогностическая— позволяет прогнозировать действия и поведение отдельных социальных работников и их коллекти­вов,их этическое развитие;

- информационная— приобщает социальных работников к системе ценностей профессиональной социальной работы и профессиональной морали;

- социальная— способствует созданию условий,благоприят­ных для осуществления социальной работы в обществе;

- социализирующая— служит делу приобщения социально­го работника к господствующей в обществе системе ценностей и морали.

Многообразие функций профессиональной морали социального работника обусловлено ее высокой социальной значимостью.[7,стр.42-44]

Социальный работник в своей деятельности должен руководствоваться следующими принципами:

- соблюдение разумных интересов клиента;

- личная ответственность социального работника за неже­лательные для клиента и общества последствия его действий;

- уважение права клиента на принятие самостоятельного решения на любом этапе совместных действий;

- принятие клиента таким,каков он есть;

-конфиденциальность;

-доброжелательность;

- бескорыстие;

- честность и открытость;

- полнота информирования клиента. [1, стр.103]

Несмотря на вышесказанное,на практике социальным работникам приходится сталкиваться с разнообразными этическими проблемами и дилеммами вследствие их обязательств по отношению к клиентам,коллегам, собственной профессии, обществу в целом. Эти проблемы нередко расплывчаты,неопределенны и порождают неуверенность,стремление не замечать и уклоняться от них. Легко на словах, абстрактно придерживаться величественных ценностей,изложенных в монографиях и учебниках,и таким образом проявлять свою ответственность.Но применять для руководства в повседневной работе вышеозвученные ценности не всегда легко.[2,стр.56]

Заключение

 

В силу специфики профессии социального работника существует острая необходимость в профессиональной этике, в единых нормах и правилах, которыми мог бы руководствоваться каждый сотрудник.

Профессиональная этика выполняет множество функций, способствующих качественному выполнению социальным работником своих обязанностей.А существующие провозглашенные этические принципы задают ориентиры в деятельности каждого социального работника.

Тем не менее, данные нормы применимы не во всех ситуациях,с которыми сталкивается работник социальной сферы. Большинство затруднений для социального работника обусловлено необходимостью выбора между двумя или более противоречивыми обязательствами.Проблемные области и этические дилеммы далеко не всегда являются общими для разных стран из-за различий в культуре и государственном управлении.Каждая национальная ассоциация социальных работников должна поощрять дискуссии с целью выяснения важнейших вопросов и проблем, характерных для данной страны. И социальный работник всегда должен быть подготовлен к неоднозначным моментам и ситуациям, в которых ему придется руководствоваться своими собственными моральными принципами и ценностями.

 

Вопросы для подготовки к экзамену

по МДК 01.02 Психология социально-правовой деятельности

1. Методологические основы психологии в социальном обеспечении.

2. Понятие социальной перцепции.

3. Применение психологических механизмов восприятия: рефлексии и аттракции в повседневном общении с клиентом.

4. Применение психологических механизмов восприятия: идентификации и эмпатии в повседневном общении с клиентом.

5. Как возникающие в процессе межличностного общения «эффекты» помогают прогнозировать ситуацию?

6. Понятие структуры личности. Характер как способ адаптации к жизненным условиям, его связь с темпераментом.

7. Особенности проявления свойств темперамента у лиц пожилого возраста.

8. Изменение способностей у инвалидов и лиц пожилого возраста.

9. Аномалии характера при болезни, инвалидности, уходе на пенсию. Акцентуации характера.

10. Анализ стратегий взаимодействия с лицами, имеющими высокую самооценку.

11. Анализ стратегии взаимодействия с лицами, имеющими низкую самооценку.

12. Основные теории формирования личности.

13. Социально-психологическая адаптация личности.

14. Социально-психологические механизмы социализации. Институты социализации.

15. Физиологические, социальные и психологические аспекты старения.

16. Типы старения.

17. Нарушения внимания у инвалидов и лиц пожилого возраста.

18. Изменение памяти у инвалидов и лиц пожилого возраста. Основные факторы забывания.

19. Расстройства мышления. Нарушения мотивационного, личностного компонента мышления.

20. Изменение интеллекта у инвалидов и лиц пожилого возраста.

21. Изменение в эмоциональной сфере у людей пожилого возраста.

22. Шизофрения. Виды. Маниакально-депрессивный психоз. Алкоголизм. Неврозы.

23. Болезнь Альцгеймера. Болезнь Пика. Сенильная деменция.

24. Классификация типов инвалидов.

25. Возрастные и психологические кризисы.

26. Причины, виды и формы девиаций.

27. Деонтология.

28. Этические принципы и правила в деятельности представителей юридических профессий.

29. Основные правила профессиональной этики юриста.

30. Этикет делового человека.

31. Как правильно организовать психологический контакт с клиентом в ситуации знакомства.

32. Как правильно организовать психологический контакт с клиентом в ситуации постоянного общения.

33. Как правильно организовать психологический контакт с клиентом в медицинском учреждении.

34. Как правильно организовать психологический контакт с социальным окружением клиента.

35. Как правильно организовать психологический контакт с представителями учреждений и организаций.

36. Как правильно организовать психологический контакт с клиентом в ситуации консультирования.

37. Как правильно организовать психологический контакт со спонсорами.

38. Телефонный разговор как неотъемлемая часть профессиональной деятельности.

39. Составить социально-психологический портрет подростка, юноши с асоциальным типом поведения.

40. Составить социально-психологический портрет «конфликтной личности».

41. Стили конфликтного поведения: компромисс, избегание, приспособление, сотрудничество, соперничество

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных