ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Вторая по значению деятельность - трудв двух характерных для этого возраста формах — в форме самообслуживанияи в форме изготовления поделок.Игры, хотя и утрачивает позиции ведущей деятельности, но занимает много места в жизни младших школьников. Это — продолжающиеся сюжетно-ролевые игры, игры с правилами, игры-драматизации, игры-фантазии, дидактические и соревновательные игры, не говоря уже о компьютерных играх. В них продолжают развиваться воображение, освоение норм жизни взрослых, планирование и т.д. Все виды деятельности способствуют развитию познавательной сферы. Внимание. Преобладающим видом внимания в начале обучения является непроизвольное внимание. Происходит бурный процесс формирования произвольности в целом и произвольного внимания в частности. Но и произвольное внимание младшего школьника еще неустойчиво, так как он еще не имеет внутренних средств саморегуляции. Расширяются объём внимания, способность к его концентрации, распределению, переключению. Восприятие. Восприятие в I—II классах отличается слабой дифференцированностью: часто дети путают похожие и близкие, но не тождественные предметы и их свойства (6 и 9, Э и 3, «зеркальность. Но к концу возраставосприятие становится в целенаправленным, управляемым процессом, становится дифференцированным. Дети становятся более наблюдательными. Память. Память тоже характеризуется непроизвольностью. Но школьная жизнь такова, что с первых же дней требует от ребенка произвольного запоминания материала. Ребенок начинает осознавать особую мнемическую задачу: что-то нужно запомнить буквально, что-то выучить механически, что-то пересказать своими словами и т.п. Новообразование в развитии памяти – переход к опосредованному запоминанию, овладение приёмами запоминания и воспроизведения. Младшие школьники лучше запоминают наглядный материал и значительно хуже — словесный. В словесном материале они лучше запоминают названия предметов и труднее — абстрактные понятия. Дети лучше сохраняют в памяти конкретные сведения: события, лица, предметы, факты, чем определения и объяснения. Они склонны к запоминанию путем механического повторения, без осознания смысловых связей. Они часто заучивают текст дословно. К концу возраста память становится более продуктивной. Ребенок овладевает возможностью сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления (запоминание, воспроизведение, припоминание). Мышление. В развитии мышления младших школьников выделяют две основные стадии. На первой стадии (I—II классы) их мышление во многом похоже на мышление дошкольников: анализ учебного материала производится по преимуществу в наглядно-действенном и наглядно-образном плане. К III-IV классу мышление переходит в качественно новую, вторую стадию, дети овладевают классификацией, начинает формироваться словесно-логическое мышление. Ребёнок начинает осуществлять анализ и синтез на основе представлений, мысленного сопоставления. Исследования В. В. Давыдова показали, что вмладших классах могут быть сформированы элементы теоретического мышления, т.е. мышления в понятиях (исследование природы самих понятий). В первом классе ведущими продолжают оставаться наглядные формы мышления, ко второму – третьему году школьного обучения Ребенок 7–8 лет обычно мыслит конкретными категориями. Затем происходит переход к стадии формальных операций, которая связана с определенным уровнем развития способности к обобщению и абстрагированию. Если учащиеся 1–2-го класса выделяют прежде всего внешние признаки, характеризующие действие объекта (что он делает) или его назначение (для чего он), то к 3–4-му классу школьники уже начинают опираться на знания, представления, сложившиеся в процессе обучения. Младшие школьники начинают осознавать собственные мыслительные процессы и пытаются управлять ими, хотя не всегда успешно Также важным психологическим новообразованием школьного возраста является переход к знаково-символической деятельности. Использование графических схем, символов при решении учебных задач требует достаточно развитого воображения и качественно нового, более высокого уровня мышления. Воображение. В I классе воображение опирается на конкретные предметы(воссоздающее), но с возрастом на первое место выступает слово, дающее простор фантазии (творческое). Речь. Особенностью развития речи в младшем школьном возрасте является формирование письменной речи,хотя она во многом беднее устной, однообразнее, но при этом более развернутая. Развитие личности. Большинство младших школьников доверчивы, исполнительны, склонны к подражанию. Среди них трудно обнаружить злостных нарушителей дисциплины, хулиганов, нежелающих учиться. Они малоконфликтны, требования учителя обычно выполняют без обсуждений и споров, чаще всего послушны и старательны. В 6—7 лет складывается единство личности, «Я», на развитие которого оказывает влияние общение с окружающими (каков характер этого общения, такие именно личностные качества у него сформируются). Ведущие потребности этого возраста — потребности в общении, во взаимопонимании и сопереживании. Наблюдаются и изменения в эмоционально-волевой сфере – нарастание осознанности, сдержанности, устойчивости чувств. Но возможности полного осознания младшим школьником своих чувств и понимания чужих переживаний еще ограничены. Обнаруживаются некоторые импульсивные реакции ребенка (смех на уроке, нарушения дисциплины). Но уже к концу возраста дети становятся более сдержанными в выражении своих эмоций и чувств, контролируют их и могут «сыграть» нужную эмоцию в случае необходимости. В младшем школьном возрасте эмоциональная жизнь усложняется и дифференцируется — появляются сложные высшие чувства: нравственные (чувство долга, любовь к Родине, товарищество, а также гордость, ревность, сопереживание), интеллектуальные (любознательность, удивление, сомнение, интеллектуальное удовольствие, разочарование и т.п.), эстетические (чувство прекрасного, чувство красивого и безобразного, чувство гармонии), праксические чувства (при изготовлении поделок, на занятиях физкультурой или танцами). Воля Волевое поведение в I классе во многом зависит от инструкций и контроля взрослых, но уже ко II—IIIклассу направляется собственными потребностями, интересами и мотивами ребенка. Однако он обладает большой внушаемостью и может совершить какой-либо поступок просто «как все» или потому, что на этом настоял кто-то, имеющий для ребенка авторитет. Во-вторых, в этом возрасте еще сохраняются элементы непроизвольности в поведении и иногда ребенок не может устоять перед удовлетворением какого-либо своего желания. Девочки раньше овладевают волевым поведением, чем мальчики. Школьник 7–8 лет еще не умеет длительно преследовать намеченную цель, упорно преодолевать трудности. Важное место в психических процессах начинают занимать внутренняя саморегуляция и контроль. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|