Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Образ кошки в литературе

C давних пор кошки – частые герои литературных произведений. Образ кошки в литературе разных жанров и эпох занимает особое место. Подобно художникам, для которых кошка была одним из воплощений изящества и совершенства, писатели и поэты всех времен и народов проявляли к этим стройным и грациозным животным самый неподдельный интерес. В кошке их привлекала, прежде всего, ее загадочность и независимость – именно то, что писатель и ценит больше всего.

Впервые кошка упоминается в китайских письменных источниках шестого века. В тексте говорится, что она очень похожа на тигра, только значительно меньше, живет в доме и ловит мышей. Не остались незамеченными положительные качества кошек и их с удовольствием пустили в сказки, в которых, как и в жизни, эти удивительные существа изображены верными помощниками человека.

Приписываемые кошкам волшебные способности, их девять жизней, связь с миром духов, умение предвидеть будущее и избавлять от недугов, открывали для писательского воображения самые широкие просторы. С детских лет каждый из нас помнит ученого Кота Александра Сергеевича Пушкина, отважного Кота в сапогах Шарля Перро или Кота Котофеича из русского фольклора, кота из сказки Евгения Шварца «Два клена».

Несколько отличается от них кот из романа Эрнста Теодора Амадея Гофмана «Житейские воззрения кота Мурра», в котором Гофман описал в образе героя своего кота. Гофман изображает Мурра, как своенравного, наделенного недюжинным умом кота, уверенного – и не без основания! – в собственном величии. И действительно, в этом сатирическом шедевре выдающегося немецкого писателя многие человеческие персонажи выглядят на фоне величественной фигуры Мурра ограниченными и недалекими. Гофман в этом романе высказал высокое знание не только человеческой, но и кошачьей натуры. Гофмановский Мурр, вероятно, лучшее изображение кота, который привык гулять сам по себе.

Так же интересен и независим знаменитый Чеширский кот из «Алисы в стране чудес» Льюиса Кэрролла. Кажется, что его поступки недоступны человеческой логике, точно так же, как и удивительная способность исчезать всякий раз не вовремя, оставляя после себя обворожительную улыбку. Коты – герои произведений Гофмана и Кэрролла – философски оценивают мир и всё, что в нём происходит. Порой они рассуждают логически и мыслят лучше, чем люди; дают им советы, заставляют о многом задуматься и найти ответы на множество вопросов.

Вы хотите знать «куда идти»? Чеширский кот Л. Кэрролла ответит вам: «Смотря куда ты хочешь попасть… Куда-нибудь да обязательно попадёшь. Нужно только достаточно долго идти». Загадка улыбки Чеширского кота не менее привлекательна, чем улыбка Моны Лизы. Во времена Л. Кэрролла часто говорили: «Улыбается, как чеширский кот». Существуют две теории, пытающиеся это объяснить. Согласно первой из них: в графстве Чешир, где родился Кэрролл, некий неизвестный маляр рисовал ухмыляющихся львов над дверьми таверн. Согласно второй, чеширским сырам придавали одно время вид улыбающихся котов.

Считается, что у кошки девять жизней. Однако в мировой художественной литературе она прожила гораздо больше перевоплощений. К хитрецам можно причислить кота Базилио из «Приключений Пиноккио» Карло Коллоди. У Джанни Родари есть философские сказки – «Про мышонка из книжонки», где встретились книжная мышка и книжная кошка, не знающие жизнь и умеющие общаться только друг с другом. Кошки всё больше утверждаются как существа особенные, со своим внутренним миром, с чувством собственного достоинства и удивительной проницательностью. Такова «Кошка, которая гуляла сама по себе» Р. Киплинга.

Тесная связь кошек со всем мистическим также не оставляла писателей равнодушными. В одном из своих лучших рассказов «Черный кот» Эдгар По изображает кота зловещим существом, неким воплощением судьбы или, скорее, злого рока – в этом рассказе кот помогает разоблачить страшное преступление, которое главный герой рассказа скрывал много лет. Лирическому герою поэмы «Сфинкс» Оскара Уайльда в глазах кошки чудится разгадка главной тайны жизни, а сама поэма превращается в гимн всему кошачьему племени.

В повестях Н.В. Гоголя «Вечер накануне Ивана Купала» и «Майская ночь, или Утопленница» нечистая сила сама перевоплощается в кошку для нанесения вреда другим. В другой гоголевской повести «Старосветские помещики» кошка не является самостоятельным носителем зла, но она предвещает смерть тем, кто привязан к ней. Идиллическая картина поместного быта, споры Пульхерии Ивановны и Афанасия Ивановича о достоинствах животных, казалось бы, не предвещают драмы. Н.В. Гоголь подытоживает спор стариков развёрнутой справкой о хищниках-котах, заманивших серенькую кошечку. Возвратившись к старушке, «бегляночка» уже «набралась романтических правил», и недолго остаётся при хозяйке. Символическое значение кошечки связано с мотивом смерти.

Несомненно, что знаменитый Кот Бегемот Булгакова – тоже из породы этих мистических существ. Образ кошки получил в романе «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова сильнейшее развитие. Булгаков дает понять, что за образом сравнительно невинного шута стоит сила, куда более могущественная. Бегемот (в конце романа он и заявлен как паж, развлекающий Воланда) в «Мастере и Маргарите» только шутит, паясничает, скоморошничает. Этот кот-оборотень и любимый шут сатаны, пожалуй, самый забавный и запоминающийся из свиты Воланда.

В разное время многие известные писатели обращались к теме, где одним из главных героев были эти домашние любимцы. Среди таких произведений есть и просто рассказы (К. Паустовский — «Кот ворюга», А. Куприн «Ю-ю», Е. Лукин «Дело прошлое», К. Чапек «С точки зрения кошки», Кортасар «Пространственное чутьё кошек», Э. Хемингуэй «Кошка под дождём», Ричард Бах «Кот», Рэй Брэдбери «Кошкина пижама»), есть и романы (В. Кунин «Кыся»), произведения известных авторов фантастики и фэнтези (Сергей Лукьяненко «Купи кота», Роберт Хайнлайн «Дверь в лето», Роберт Шекли «Беличье колeсо»). Кир Булычёв в «Разуме для кота» заставляет читателей задуматься, становится ли существо лучше, если его наделить разумом.

Не обходятся без котов и кошек и детективы – М. Гордон «Таинственный кот идёт на дело», М. Ширли Руссо – серия «Серый Джо», В. Корнев «Тайны рыжего кота», А. Качановский «Три трупа и фиолетовый кот»… Серия Лилиан Джексон Браун «Кот, который…», в которой каждая книга так и называется: «Кот, который выследил вора», «Кот, который знал Шекспира», «Кот, который там не был»…

Можно еще много и много перечислять произведения «кошачьей» тематики. Основное, что художественные произведения о кошках – это животный мир глазами людей и мир человеческий глазами животных. В сущности, мы похожи больше, чем кажется на первый взгляд.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
РАСПИСАНИЕ ОБЗОРНЫХ ЛЕКЦИЙ К ГОСУДАРСТВЕННЫМ ЭКЗАМЕНАМ | Поля работы, конечно, можно изменить, но только в разумных пределах. Никто с линейкой проверять не будет, если это только не бросается в глаза.


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных