Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Психо-консультационный процесс




Стадии

1. Стадия установления контакта и заключения контракта

Цель:

· установить контакт

· принять решение о совместной работе.

По времени это первая встреча

Результат:

· установлены специфические отношения клиент-консультант

· создание ощущения безопасности, комфорта,

· заключение контракта

Создание атмосферы доверия. Что для этого нужно

· «снять маску» и предстать пред клиентом таким, какой вы есть на самом деле

· сокращение внутреннего одиночества клиента, т.е. показать, что вы заинтересованы в решении его проблемы

· определенность (быть понятным для клиента, нет задачи произвести впечатление)

Правила установления контакта:

· зрительный контакт, в то же время снять напряжение, объяснением, того что вы заинтересованы в разрешении проблемы, но в случае сильного напряжения «взглядом не буравить», смотреть в зону «третьего глаза»

· доброжелательное выражение лица (улыбка, мимическое отражение того, что говорит клиент)

· работа должна происходить на одном физическом уровне (предполагает, что клиент и психолог сидят, если клиент встал, то психолог встает)

· выработка формы обращения (единая: либо по имени отчеству, либо по имени)

· соблюдение дистанции (в процессе общения, личностных отношениях)

· приветствие лучше физическое (особенно первый раз – это возможность узнать готовность клиента к физическому контакту).

Техники

· Техника «встречи». Внимание внешнему виду в зависимости от того, кто придет. Помнить, что никогда не будет второй возможности произвести первое впечатление

· Техника «приветствия». Должны проговорить, что рады тому, что человек пришел.

· Техника «проведения клиента на место» Может создать атмосферу доверия, а так же диагностическим инструментарием. Встретить до входа в кабинет (квартиру), когда встречаем в фойе, идем впереди. Когда подходите к кабинету, открываете дверь и предлагаете пройти первым и выбрать место. Исходя из того, какое место занял клиент можно предположить как будут стоиться отношения с ним. Если клиент сел на место, для него предназначенное, значит он готов к взаимодействию, если сел в отдалении – он закрепощен (спросить был ли у него опыт общения с клиентом). Если клиент садиться на место консультанта, сгонять или нет выбор психолога. Если человек авторитарен, лучше вежливо попросить освободить место. В первую встречу не рекомендуется пересаживать клиента. Дальше ориентироваться по ситуации. Если еще в фойе клиент демонстрирует свою авторитарность, либо чрезмерную застенчивость лучше усадить самому

· Техника «знакомства». Договор с клиентом о том, как мы будем обращаться друг к другу.

· Техника снятия психологических барьеров:

a) познакомившись с клиентом, оставьте его одного

 

b) предложить совместное дело (вы мне не поможете поставить книги, закрыть штору, переставить стул…)

 

c) предложить чай, воду, кофе

 

d) предложить, подушку, игрушку

 

· Техника «переключения внимания». Применяется, когда клиент не может найти слов для объяснения проблемы.

- Предложить другую тему разговора, чтобы его отпустстило (любимый журнал, фильм…).

- Либо открыто сказать о своих чувствах: «Я вижу, что вы волнуетесь, я тоже…, но у нас все получится»

· Техника предварительного интервью с клиентом. Блоки вопросов.

 

a) соматический, неврологический статус клиента (уточнить, что человек чувстует в данный момент, били ли обращения к психологу (если не спросил раньше), как раньше он решал проблемы, было ли это осознанное решение или кто настоял?).

b) Ожидание клиента (запрос), его установки (знают ли родственники, что он обратился за помощью, либо они настояли, чем мотивировали).

c) опросы, сконцентрированные вокруг личности клиента.

d) О себе глазами других (позитивно или больше негатива)

e) Вопросы, направленные на отношение мира в целом.

 

· Консультант должен обратить внимание при проведении первичного интервью на

 

a) на рефлексивные навыки клиента

b) на степень самостоятельности суждений о себе (мнение других высказывается или свое собственное)

c) степень целостности самовосприятия/самопринятия. Легче работать с человеком, который собой удовлетворен

· психолог производит оценку клиента, на основе которой может быть принято решение об отказе в работе. Причины отказа:

 

a) если клиенту нужен другой вид помощи, а вы не в состоянии его оказать

b) контрперенос, т.е. проблема клиента затрагивает вашу неразрешенную проблему.

 

· Контракт.

Два смысла:

a) юридический смысл

b) психологический смысл. Контракт обязывает клиента быть активным.

Может быть устным или письменным.

Что должно быть в контракте?

a) сумма и время оплаты

a) место, время и частота встреч (не реже одного раза в неделю)

b) предполагаете ли вы возможность встречи или звонка с клиентом между сессиями

c) форс мажорные обстоятельства, вопросы неявки или опоздания.

d) уговаривание последней возможности встречи (не рекомендуется повторность консультации данного клиента во избежание шаблонности). Возможен вариант отложения последней встрече. Обговорить: телефонный звонок или встреча через …

2. Изложение проблемы и уточнение запросов (исповедь клиента)

· Цель: выяснить

a) субъективную теорию клиента

b) определить качества клиента, его особенности, которые станут ресурсом решения

· На этой стадии актиность психолога минимальна, он выступает в роли слушателя либо сораскасчика (задающего вопросы: наводящие, уточняющие). Главное умение консультанта на этой стадии – умение слушать. Метод свободных ассоциаций. Блокнот, пометки. Не нужно догадываться о том, что говорит клиент – слушать, спрашивать, уточнять..

· Три уровня эмпатического слушания

a) базисное эмпатическое слушание и понимание (консльтантант отключает собственный анализ и входит в мир клиента/его глазами)

b) опережающее эмапатическое слушание и понимание (включаем собственный анализ, входим в проблему клиента «своими глазами»)

c) слушание и понимание реальности (не субъективной реальности, а того, как это выглядит на самом деле)

 

· На этом этапе обратить внимание на следующее:

 

a) опыт клиента – описание фактов, событий, которые происходят с клиентом

ü внешний. Внешняя атрибуция – это факты, которые субъект описывает;

ü внутренний. Внутренняя атрибуция – это то, что зависит от клиента (клиент считает, что это зависит от него)

b) поведение клиента, т.е. то, как ведет себя клиент во время информации

ü внешнее поведение – это то, что можно наблюдать. Обратить внимание: глаза, ритмы (движение тела, дыхание), само тело (позу, жесты, мимика), тембр, ритм голоса;

ü внутреннее поведение. Внутреннее поведение находит отражение во внешнем

c) чувства. Тесно связаны с опытом и поведением. Могут быть следствием, а могут вызывать (опыт и поведение). Помнить, что чувства многогранны, не универсальны (напр. злость: обида, боль, страх, одиночество)

 

· Структура

a) Процедура первая – диагностика личности клиента

Техники

ü Беседа – целенаправленно организованная деятельность по сбору информации в виде вопросов и ответов

ü Интервью – способ получения социально-психологической информации в виде опроса

§ свободнее (наиболее оптимальное)

§ стандартизированное

ü наблюдение. Минус – субъектвизм, но можно задавать уточняющие вопросы

ü тесты

b) Прояснение сути проблемы

ü Диалог. Основная форма – вопросно-ответная.

ü Слушание и слышание. Два аспект

§ вербальный (слова, выражения, метафоры, сравнения)

§ невербальный (позы, жесты, мимика; физиологические реакции: изменение цвета кожи, частота дыхания; голосовые характеристики) Истинность предположений, сделанных на основе невербальных характеристик нужно подтверждать вместе с клиентом

Приемы активного слушания:

§ кивание головой и использование разного рода междометий

§ вопрос «Эхо», когда дословно повторяется последнее предложение клиента, НО главное не переборщить, только когда нужно обратить внимание клиента, на то, что он сказа;

§ дословное повторение основных мыслей клиента, напр.: «Вы только, что сказали что…» При этом важно уточнить, что это мысль клиента

§ прием уточнение, когда просите клиента уточнить сделанное клиентом высказывание или фразу

§ прием переформулирование, когда возвращается клиенту смысл сказанной им фразы, но другими словами

§ отражение эмоций, когда прямо описываются те эмоции, которые испытывает человек: «Вы расстроены?»…

c) Активация памяти клиента

Техники

ü помощь клиенту в определении истинных чувств. Определить критерии и ценности, которые есть у человека с помощью слушания

Ценности

§ отсутствие тревог и проблем

§ престиж

§ следование традициям

§ получение комфорта, удобства, комфорта, удовольствия

§ хорошие отношение с окружающими (признание)

ü техника психологической поддержки

§ вербально

§ не вербально

ü техника насыщенных пауз. Если клиент замолчал и вы не задали ему вопрос, то рекомендуется, чтобы тишину прервал клиент

ü техника провоцирования. Цель: заставить клиента посмотреть на проблему с другой стороны. Довести мысль клиента до абсурда, гиперболизировать.

Обращать внимание на

§ возраст

§ образование

§ статус

§ личностные особенности

Нельзя сообщать клиенту, что его провоцировали, иначе не будет эффекта;

ü техника усиления. Напр.: «НИКТО, НИКТО не любит?»

· Качества клиента, которые важны для консультанта

a) способность к самоанализу

b) искренность. Сообщить, что искренность – это залог успешной работы

c) вербальные способности

d) конкретность

e) экстроверсия и интроверсия

f) поведенческий репертуар (неумение выражать свои эмоции)

g) устойчивость к психотерапевтическим нагрузкам

· Ошибки, которые может совершить консультант

ü не разделение себя и клиента

ü не эмпатичсное слушание (все, что говорит клиент важно). Фильтрующее слушание применять нельзя

· При получении информации о клиенте консультанту важно работать со своими чувствами.

Схема самоанализа в процессе исповеди клиента

a) Читаю ли я невербальные сообщения клиента или только слушаю речь

ü как они модифицируются или клиент говорит на одной эмоции

ü сочитаются ли вербальные и невербальные высказывания клиента

b) Умею ли я различать опыт, чувства и поведение?

c) Внимательно ли я отношусь к точки зрения клиента, даже если я не согласен (чувствую, что нужно изменить)?

d) способен ли я выйти за пределы базового эмпатического слушания (чувствую ли искаженную ил противоречивую информацию клиента

e) распознаю ли я свое собственное состояния при взаимодействии с клиентом

f) что мне мешает слышать клиента и что я могу сделать, чтобы это исправить?

 

3. Анализа проблемы

· Цель расширение субъективной теории клиента и перевод ее в объективную

· Техника – беседы. Прием – вопросы.

· Схема анализа проблемы

a) Условия появления проблемы в настоящий момент

ü как часто или как долго проявляется проблема

ü бывают ли периоды, когда проблема беспокоит

ü в каких ситуациях проявляется

ü места или люди, которые заставляют проявиться проблему

ü какие мысли, чувства, реакции проявляются, когда возникает проблем

b) История проблемы

ü когда проблема возникла

ü что произошло потом

ü были ли сопутствующие проблемы

c) Функциональное значение проблемы (на сколько проблема ограничивает личное пространство клиента)

ü что больше положительного или отрицательного в этой проблеме

Для работы по этому блоку можно использовать «техники биполярности» (что я могу, что я хочу…)

4. Стратегический этап

· Цель: поиск способов решения проблемы. Вместе с клиентом выработка алгоритма решения проблемы (пошагово). Хорошо, чтобы алгаритм был записан в двух вариантах (один у клиента, другой у психолога)

· Процедуры

d) Определение возможных решений. Техники:

ü техника информирования (чтобы снять напряжение и сопротивление клиента)

§ информация должна быть объективной

§ информация должна быть конкретной (правильно понята клиентом; задайте вопросы)

§ должна быть доступной

ü техника совета (мнение, которое высказывает человек по поводу того, как нужно поступить или что нужно сделать). Дается в косвенной форме (за прямой совет придется нести отвественность)

§ использование психотерапевтические метафоры

§ в форме вопросов

ü техника убеждения (логическая аргументация какой либо позиции) (напр. терапия Элиса)

ü техника разъяснения (развернутое, аргументированное изложение своей позиции по какому либо вопросу). Изспользуется при технике косвенных советов

e) Согласование плана действий. Техники

ü техника множественности решений. Методика Дилтса «20 самых невероятных способов решения» (записываются), потом выбрать самые желанные, потом реально осуществимые. На пересечении желанных и реально осуществимых и будет способ решения проблемы

ü стимулирующие вопросы. Вопросы подталкивают клиента к активности (а как вы считаете, что лучше было бы для вас, как бы поступил кто-то из референтных людей, как бы вы поступили 15 лет назад или спустя)

f) Алгоритм решения проблемы (детальное описание дальнейших действий клиента). Позоволит обсудить непонятные клиенту моменты, к тому, сможет побудить к поиску новых способов решения проблемы. Алгоритм сделать письменно, заверить подписью клиента и психолога. Два экземпляра: один у клиента, другой у психолога

g) Конкретизация ожидаемого результата (критерии эффективности). Проговорить что будет критерием успешности деятельности. То, что покажет клиенту, что он движется в правильном направлении. Вдохновить тем, что перемены бывают не сразу.

· Определение способов контроля.

a) По звонку. Договориться, что

ü через определенный срок

ü или тогда, когда добьется результата

ü или если ничего не получиться

ü звонок на каждом шаге

b) Встреча (дополнительная консультация)

c) Клиент полностью берет ответственность на себя и с психологом полностью расстаются.

Обязательно хвалить клиента

· Реализация плана действий. Проводится клиентом самостоятельно, без помощи психолога, кроме случая когда клиент желает контакта с психологом при каждом следующем шаге.

 

Задача: помочь клиенту найти его проблему, не решать!!! Это не психокоррекция

 

Три универсальных способа решения проблем клиента

1. дать клиенту то, что он хочет (дать возможность выговориться)

2. изменить цель прихода (не потому, что не замечал, а не был готов себе в этом признаться)

3. изменить отношение к ситуации (например потеря)

4.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных