Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тема 6. Понимание природы душевного в эпоху Средневековья




Средневековье – культура нового типа, ее источники, идентифицирующие архетипы-категории-мифологемы. Западное и Восточное Средневековье, типологические особенности и их отражение в психологических концепциях. Историчность, психологичность, волюнтаристичность Запада. Космологичность, онтологичность и созерцательность Востока. Понимание сущности Богочеловека и природы богочеловечества, тенденции «слишком человеческого» на Западе и «слишком божественного» на Востоке. Халкидонсткий догмат «неслиянности, нераздельности», дохалкидонские церкви и предпосылки гуманизма. Душа в лоне Церкви: первородный грех и искупительная жертва; грех – покаяние – освобождение; исповедь и молитва – от личности к Личности. Открытие внутреннего времени и внутреннего пространства. Интерсубъективность в горизонте категорий собственности и свободы.

 

Тема 7. Понятие о душевном в богословско-философской мысли западного

Средневековья.

Апологеты и мужи апостольские, учение о спасении, смерти и бессмертии, воскресении души. Критика гностического учения о душе. Тертуллиан, критика язычества и платонизма, концепция души, которая «по природе христианка».

Бл. Августин – духовный отец западно-европейской психологии. Жизненный и творческий путь бл. Августина как прообраз формирования методоллогии наук о душе. Теоретический синтез платонизма и христианства, вытеснение манихейства и комплекс вечных адских мук. Личность как индивидуальная душа. Тело как плоть. Психологизация теологии. Благодать, свобода воли и предопределение. Прямое и косвенное влияние бл. Августина.

Душа в мистической практике католического средневековья: невеста, ждущая Жениха. Св. Бонавентура. «Путеводитель души к Богу». Мистический индивидуализм, психологизм и волюнтаризм – субъективная основа готической культуры. Учение о Душе в схоластике. Реанимация Аристотеля. Томизм – официальная позиция римо-католичества. Эмпирическая версия аристотелизма. Взгляды на Душу Иоанна Дунса Скота и Уильяма Оккама. Земная и загробная судьба души в «Божественной комедии» Данте.

Душа в протореформационной мистике Экхарта, Сузо, Таулера: искорка в пучине Божества. Идея Вечного человека и ее последующее развитие гуманистами. Индивидуализм, Бог как самое близкое.

 

Тема 8. Понимание душевного восточно-христианским сознанием.

Особенности восточного мышления и их проявления в культуре Христианского Востока. Вторичность индивидуального и абсолютность Абсолютного. Роль греческого наследия: интеллектуализм и эстетизм. Религиозный идеализм Оригена. Происхождение души, ее строение и итоговая участь. Восприятие и критика взглядов Оригена Церковью.

Восточная патристика: душа в космическом и теологическом горизонтах. Целостность и статичность миросозерцания. Учение о душе Св. Григория Нисского, человек как микрокосм и микротеос, пути спасения и обожения. Св. Максим Исповедник: человек как макрокосм, самобытность человеческой природы, борьба с монофелитством. Завершение восточно-христианской средневековой антропологии у Св. Григория Паламы. Паламизм и исихазм, особенности мистической практики восточного христианства. Душа в горизонте умного делания. Душа в отношении к духу и телу: преображение и обожение. Влияние психолого-сотериологических идей византийского христианства на Западную Европу и Русь.

 

Тема 9. Душа в концепциях периода смены культурно-исторической

Формации.

Кризис средневековой культуры: падение Византии и трансформация теоцентричной парадигмы на Западе. Предантропоцентризм эпохи Возрождения. Душа в магическом горизонте ренессанстного пантеизма: Парацельс, Телезио, Патрицы, Бруно. Панвитализм и панпсихизм. Новое отношение к телу и плоти. Флорентийские платоники: душа мировая и индивидуальная. Психосоматический характер ренессансной культуры. Синтез Леонардо.

Человек как субъект истории и своей судьбы: Помпонацци, Пико, Эразм. Реформация – разложение католичества и реакция на гуманизм. Лютер о рабстве воли. Кальвин о предопределении. Земная и загробная участь души в контексте протестантской этики и духа капитализма. Влияние новой церковности на структуру психического.

От натуральной магии к естествознанию и технической цивилизации. Формирование естественнонаучного горизонта интерпретации психического: Бэкон и Декарт. Развитие секулярной культуры, инквизиция и религиозные войны – предпосылки атеизации и маргинализации религиозного горизонта понимания души.

 

Тема 10. Психология в век разума

Генезис и начало антропоцентричной культуры. Идеология и мифология Просвещения. Cogito ergo sum. Декарт – родоначальник новоевропейского естествознания, философии и психологии. Религиозно-культурологические предпосылки картезианской психологии. Дуализм субстанций, понятие рефлекса, психофизиологическая проблема, ее экзистенциальный смысл и историческая судьба. Картезианство как корень троякого основания: - материализма, субъективного идеализма и теологического субстанционализма в учениях о душе. Формирование материализма: душа как проблема. Гоббс, английские материалисты. Последовательный материализм французов. Дидро, сознание как взбесившееся пианино. Гельвеций, роль среды в воспитании души. Учение о душе в системе природы барона Гольбаха. От понятий к жизни: маркиз де Сад – первый практикующий психолог-материалист.

Душа как модус субстанции – учение Спинозы о счастье, аффектах, свободе, познании, смерти и бессмертии души. Истощение теологического горизонта психологии в спинозизме.

Учение о душе Лейбница – матрица формирования психологии как положительной науки. Понятие монады, иерархичность, панвитализм, стремление и напряжение монады, концепция бессмертия. Критика сенсуалистических и материалистических концепций души. Нехристианские мотивы у «самого христианского» новоевропейского философа. Влияние Лейбница. Рациональная психология Христиана Вольфа и ее доминирование в академической Европе до Канта.

 

Тема 11. Метафизические предпосылки формирования психологии как






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных