ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Тема 16. ХХ век – «золотой век» психологической наукиОсобенности духовной и социо-культурной ситуации ХХ столетия. Утверждение антропоцентрической парадигмы, кризис новоевропейского рационализма и сциентизма. Превращение религиозности в «слишком сокровенное» (в частное дело и собственность) а материализма и атеизма в повседневность. Апофеоз и потрясение антропоцентризма в мировых войнах и тоталитаризм. Душа человека наедине с собой как основная экзистенциальная ситуация и ее отражение в культуре. Психологическая литература ХХ века – Гессе, Кафка, Джойс, Пруст. Психологическая живопись импрессионистов, концептуалистов, авангардистов. Психологическая музыка от Шостаковича до психоделического рока. Психологизм как стиль культуры и пафос цивилизации. Итерсубъективизм и психологизм культуры как питательная среда психологии. Психологическая наука как «знание – сила». Психология как самопознание и инструмент сотворения новой действительности. Методика успеха и влияния, практика врачевания и самоврачевания. Невысказанная, но деятельная претенция на лидерство в кругу гуманитарных наук.
Тема 17. Основные школы психологии в их связи с духовными исканиями и идейными течениями европейской культуры ХХ века. Структурная школа и ее связь со структурализмом и постструктурализмом. Вюрцбургская школа (К.Бюлер, Мессер), психология безóбразного мышления. Социально-деятельная концепция психики и сознания в Советской России (Рубинштейн, Выготский), с опорой на интеллектуализированный марксизм (Библер, Ильенков). Бихевиоризм (Торндайк, Уотсон) в его отношении к позитивизму и англо-американскому прагматизму. Гештальт-психология (Вертгеймер, Келер, Коффка) и его связь с немецким классическим идеализмом. Операциональная концепция интеллекта Ж. Пиаже. Психоанализ – теория, вера, практика и профессия. Сверх-школьный статус психоанализа в современной культуре, несравнимость его влияния с иными школами. Основные идеи Фрейда. Религиозные, философские, естественнонаучные и социальные источники его доктрины. Эволюция взглядов Фрейда. Фундаментальный пессимизм: сильна как любовь смерть. Развитие психоанализа в неофрейдизме. Н. Хорни, Г. Салливан, Э. Фромм. Коллективное бессознательное. Ницшеанские мотивы «воли к власти» и неизживаемой агрессии. Трактовка неврозов. Индивидуалистическая психология Адлера. Структурный психоанализ Ж. Лакана. Глубинная психология. Концепция Юнга. Преодоление пансексуализма. Трансцендентальный идеализм Канта и Шеллинга в учении об архетипической структуре психики. Кризис психологии как самостоятельной науки, религиозные основания человеческой субъективности. Юнг и христианство. Психосинтез. Гуманистическая психология и ее связь с экзистенциализмом. Попытка творческого ответа на катаклизмы ХХ века. Самосознание и самоконструирование на путях оптимистического антропоцентризма. Развитие глубинной психологии. С. Грофом. Психодинамическая теория: вперед – к истокам: от науки к магии. Магичность новой техники экспериментирования. Расширение бессознательного до дособытийноличного. Открытие подобности религиозной, естественнонаучной и психологической мифологий (картин мира). Кризис «мужской» культуры.
Тема 18. Понимание души в русской религиозной культуре XIX – ХХ столетий. Источники: святоотеческая концепция человека, реальная практика Русской Православной Церкви, учения о психическом, воспринятые из западной философско-психологической мысли. Основные темы: душа России, ее женственность, восприимчивость и открытость. Национальный характер как «коллективное бессознательное» индивидуальной личности. Человек как целостное духовно-душевно-телесное существо. Критика абстрактного психологизма новоевропейской культуры. Особенность православного учения о душе: космичность, соотношение природы и благодати, идея обожения. Душа в амартологическом горизонте: онтологизм против психологизма, душа человека и духи. Роль Церкви. Идея и образы соборности. Свобода и покаяние, личный характер исповеди. Особенности русского Православия Эстетический характер литургики. Эмоциональный характер веры, отношение к чадородию (белое и черное духовенство). Их отражение в воззрениях на природу психологического. Добротолюбие. Феномен двоеверия.
Тема 19. Основные линии концептуальной разработки учений о душе. Научная антропология в лоне православной церковности от В. Несмелова до свящ. П. Флоренского. Синтез святоотеческого предания, церковного опыта и современной психологии в «Науке о человеке» В.Несмелова. Влияние В.Несмелова на Вл.Соловьева и его последователей. Свящ. П.Флоренский: душа, рассудок, вера. Учение о памяти как основе психического. Осмысление психологии и психиатрии с церковной точки зрения. Образы души в линии метафизики всеединства. Вл. Соловьев: София и индивидуальная душа. Грехопадение и путь спасения. Гностические мотивы. Душа в контексте идеи мировой эволюции. «Оправдание добра». Смысл любви. Спор с В.Розановым о природе пола. Итоги метафизики всеединства в системе С.Франка. «Душа человека», «Реальность и человек». Душа в линии русского космизма. Федоров, Чижевский, Циолковский. Воззрения на душу в линии спиритуалистической монадологии. Козлов, Лопатин, Аскольдов, Н.Лосский. Интуитивизм, организмизм, волюнтаризм в учении о душе Н.Лосского. Критика субъективного идеализма и феноменологии. Неолейбницианство в версии Лосского. Персоналистическая линия. Душа «между духом и телом». Мистичексий реализм Гоголя: морды и хари как архетипы национального русского характера. Ф.Достоевский – «тайновидец духа». Л.Толстой – «ясновидец плоти». Тема души в персоналистической историософии и культурологии Н.Бердяева. Душа России в столкновениях и катастрофах войны и революции. Развитие персонализма Б.Вышеславцевым, анализ западноевропейских концепций. «Этика преображенного эроса». Отсутствие развитых условий и предпосылок для формирования самобытной психологической науки в дореволюционной России и их односторонность в России Советской. Психология в постсоветском обществе: «из забытых газет», западничество, эклектизм, поиск.
Литература * (* если не указаны выходные данные источника, то можно использовать любое издание)
Тема 2 - 3
Тема 4 - 5
Тема 6 - 8
Тема 9 - 11
Тема 12
Тема 13
Тема 14
Тема 16
Тема 17
Тема 18 - 19
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|