МДК.02.01. ПСИХОЛОГИЯ ТВОРЧЕСТВА И СПЕЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА
| Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
|
Тема 1.1Психология
творчества
| Содержание учебного материала
|
1.
| Предмет и задачи курса «Психология художественного творчества»
|
2.
| Исторические этапы становления психологии художественного творчества. Возникновение понятия «искусство»
|
3.
| Психология творчества в работах античных философов
|
4.
| Проблема художественного творчества в психоанализе. Коллективное бессознательное и его архетипы
|
5.
| Проблема творчества в современной гуманистической психологии
|
6.
| Проблема творчества в отечественной психологии.
|
7.
| Функции искусства и художественного творчества в обществе
|
8.
| Творчество. Объективное и субъективное в творчестве. Жизнь как процесс творчества
|
9.
| Проблемы творчества в современных исследованиях (зарубежных и отечественных)
|
10.
| Знания, умения и навыки в творческом процессе.
|
11.
| Психологические особенности творческой личности. Развитие творческих способностей
|
12.
| Художественное творчество. Фрейд о природе художественного творчества Катарсическая теория искусства
|
13.
| Музыкальное творчество. Особенности творчества композитора, исполнителя. Режим и гигиена работы музыканта. Приёмы и способы оздоровления организма Психическая саморегуляция
|
14.
| Эстетические потребности и их роль в общественной жизни. Эстетические потребности
|
15.
| Эстетическое воспитание и его рол в развитии личности ребёнка
|
16.
| Эстетическое и художественное. Эстетическое и умственное. Эстетическое и нравственное. Категории. Характеристика. Использование современных методов эстетического воспитания в современной школе
|
17.
| Современные методы эстетического воспитания. Характеристика методов. Эстетическое воспитание в СОШ и ДОД
|
18.
| Основные положения психологии художественного творчества. Виды творчества и его источники. Характеристика видов творчества
|
| Индуктивное и дедуктивное творчество
|
20.
| Внешние и внутренние источники творчества. Творчество и социальная среда. Характеристика социальной среды, адаптированной к занятиями видами искусств
|
21.
| Творчество, игра, импровизация. Понятие, характеристика, особенности деятельности. Использование игры в учебном процессе системы художественного образования детей
|
22.
| Психологические модели отражения действительности в искусстве. Препятствия в творческом процессе.
|
23.
| Психология музыкально-творческой деятельности. Роль музыкальной психологии в организации учебно-воспитательного процесса в музыкальном образовании. Социологические исследования в области музыкального образования
|
24.
| Игра как вид деятельности. Способ деятельности, овладение техникой игры на музыкальном инструменте. Самосознание музыканта. Техника игровых движений. Мышечные зажимы. Слуховой и двигательный метод в освоении техники игровых движений.
|
25.
| Принципы построения рационального движения в работах отечественных физиологов. Условия двигательных навыков
|
26.
| Психология личности творца и художника. Биогенетические особенности творческой личности. Эмоции в жизни человека. Причина возникновения и динамика развития эмоций. Эмоции радости, страха и др., чувствительность к оценкам окружающих
|
27.
| Интеллект и его влияние на творческий процесс. Темперамент и характер в творчестве. Научное подходы к понятию способности. Интроверсия и экстраверсия. Низкореактивные и высокореактивные типы. Классификация К. Леонгарда.
|
28.
| Личность творца. Особенности личности музыканта. Признаки музыкальности. Художественный результат в творчестве и искусстве. Роль развития личности музыканта в становлении подлинного творца. Движущие силы творчества
|
29.
| Личность художника. Особенности личности художника. Признаки художника. Художественный результат в творчестве и искусстве. Роль развития личности художника в становлении подлинного творца. Движущие силы творчества
|
30.
| Познавательные процессы в деятельности музыканта. Внимание и контроль. Переключаемость внимания. Внимание в деятельности музыканта-исполнителя. Решение психолого-педагогических задач и ситуаций. Музыкально-слуховые представления.
|
31.
| Ощущения. Понятие «ощущение». Взаимодействие ощущений. Виды слуховых ощущений. Мелодический. Гармонический, полифонический и темброво-динамический слух. Развитие данных видов слуха. Особенности возникновения ощущений во время концертного выступления.
|
32.
| Восприятие как процесс категоризации. Социально-психологические факторы восприятия. Восприятие «серьёзной» и «легкой» музыки. Восприятие музыки и проекция личности.
|
33.
| Память. Основные виды памяти. Логические приемы заучивания музыкального произведения, литературного текста, движения и т.д. Проблемы забывания во время публичного выступления.
|
34.
| Мышление. Структура музыкального мышления. Особенности развития музыкального мышления композитора, исполнителя, слушателя. Динамика мыслительного процесса у детей разного возраста. Диагностика музыкального мышления. Приемы развития ассоциативного и образного мышления
|
35.
| Воображение. Связь художественного произведения с жизненным опытом слушателя, зрителя. Приемы развития ассоциативного и образного мышления. Использование воображения для преодоления сценического волнения. Развитие музыкального воображения в процессе обучения детей разного возраста.
|
36.
| Воля и воображение в творческом процессе. Волевые качества личности. Оптимальное концертное состояние. Психологическая адаптация к ситуации публичного выступления.
|
37.
| Катарсическая теория искусства. Фрейд о природе художественного творчества. Психологические особенности творческой личности. Бессознательное начало в творчестве. Особенности творчества исполнителя (музыканта, хореографа, актера).
|
38.
| Знания, умения и навыки в творческом процессе. Развитие творческих способностей обучающихся в системе дополнительного образования детей.
|
39.
| Знания, умения и навыки в творческом процессе. Развитие творческих способностей участников детских любительских творческих коллективов
|
40.
| Процесс общения в учебном процессе. Учитель и его ученики. Особенности личности учителя. Принципы руководства учителя учеником на уроке (музыки. МХК, хореографии, актерского мастерства, изобразительного творчества)
|
41.
| Формирование мотивации в обучении. Учебно-воспитательный процесс в исполнительском классе. Развитие познавательных интересов. Роль личности учителя в формировании мотивации. Развитие творческой личности на уроке (по видам искусств)
|
42.
| Творческий коллектив и его руководитель. Этапы становления. Особенности групповой творческой деятельности. Методы общения и развития творческого коллектива
|
43.
| Психические познавательные процессы в художественном творчестве и их развитие в условиях музыкального образования. Психологические механизмы, участвующие в восприятии и понимании другого человека. Мотивация и память. Методы развития познавательных процессов в художественном творчестве.
|
| ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
|
Практическое занятия №1 – 10Проблема творчества в отечественной психологии.
1. Подготовка сообщения на тему «Проблема творчества в отечественной психологии».
|
Практическое занятия №11– 20
1. Подготовить сообщение по теме: Функции искусства и художественного творчества (ПО ВЫБОРУ)
1) «Воспитательная функция»
2). «Коммуникативная функция»
3). «Компенсаторная функция»
|
Практическое занятия №21– 30
1). Составление библиографического списка по теме «Современные методы эстетического воспитания, анализ литературы»
2). Анализ методов эстетического образования на примере разных возрастных групп СОШ по теме «Особенности эстетического воспитания младших школьников».
|
Практическое занятия №31– 40
1) Составить таблицу «Основные положения психологии художественного творчества. Виды творчества и его источники»
2) Подготовить библиографический список и анализ литературы по темам: «Основные положения психологии художественного творчества», «Основные направления психологических исследований художественного творчества по проблеме педагогической направленности».
|
Практическое занятия №41-45
1) на примере анализа посещаемых уроков по видам искусств, выполнить сравнительный анализ – «Индуктивное и дедуктивное творчество»
|
Практическое занятия №46– 50
1) Перечислить внешние и внутренние источники творчества, дать им характеристику.
2). Составить схему «Творчество и социальная среда (по выбору обучающегося)
|
| Практическое занятия №51-54
1) Подобрать методический материал по теме: «Творчество, игра, импровизация»
2) На примере наблюдаемых занятий и уроков, подобрать пример развития одного из предложенных компонентов развития творческих способностей детей разного возраста.
|
Практическое занятия №55-60
1) Подготовить материал по теме: «Катарсическая теория искусства». Проанализировать препятствия в творческом процессе (на примере педагогической практики).
|
| Практическое занятия №61-66
1.Подготовить сообщение по теме: «Социологические исследования в области музыкального образования», с использованием периодической литературы последних лет.
|
| Практическое занятия №67-76
1.Проанализировать результаты контрольных прослушиваний (на базе практики) по теме: Техника игровых движений. Мышечные зажимы. Слуховой и двигательный метод в освоении техники игровых движений.
|
| Практическое занятие №77-86
1) Проанализировать результаты контрольных просмотров работ (на базе практики) по теме: «Основы рисунка», «Основы композиции».
|
| Практическое занятие №87-96
1) Проанализировать результаты контрольных работ (концертных номеров) (на базе практики) по теме: «Основы классического танца», «Историко-бытовой танец».
|
| Практическое занятие №97-130
1) Анализ литературы по теме«Процесс общения в учебном процессе»
|
| Практическое занятие №131-140
1). Подбор диагностических методик по изучению особенностей развития творческих способностей личности в младшем возрасте детей. Провести исследование, проанализировать данные.
|
| Практическое занятие №141-150
1) Анализ тестирования по теме: Особенности творчества исполнителя (музыканта, хореографа, актера) (по выбору)
|
| Практическое занятие №151-160
1) Составление библиографического списка по теме и подготовка сообщения по теме: Этапы становления. Особенности групповой творческой деятельности. Методы общения и развития творческого коллектива (анализ деятельности любого творческого коллектива)
|
| Практическое занятие №161-190
1) Анализ литературы по теме, составление опорного конспекта по теме: Восприятие «серьёзной» и «легкой» музыки. Восприятие музыки и проекция личности.
|
| Практическое занятие №191-206
1)Диагностика музыкального мышления. Приемы развития ассоциативного и образного мышления
2)Подбор диагностики для исследований уровня мышления у детей разного возраста
|
| Практическое занятие №207-250
1) Анализ литературы по теме: Принципы руководства учителя учеником на уроке (музыки, МХК, хореографии, актерского мастерства, изобразительного творчества)
|
| Практическое занятие №2551-260
1) Семинар по теме: Познавательные процессы в деятельности музыканта.
|
| Практическое занятие №261-271
1) Изучение и подбор литературы их опыта работы педагогов ДОД и СОШ по теме: Развитие творческой личности на уроке (по видам искусств)
|
| Практическое занятие №272-290
1) Изучение и подбор литературы их опыта работы педагогов ДОД и СОШ, детских творческих коллективов по теме: Методы развития познавательных процессов в художественном творчестве.
|