Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






СВОЙ» И «ЧУЖОЙ» В СМИ




 

Антропоцентризм современной лингвистической парадигмы способствует обращению к динамическому аспекту языка, предполагающему событийную концептуализацию действительности, а не статичное её рассмотрение. Деятельностный принцип понимания языковых явлений приводит к выявлению когнитивной структуры языковой личности, типов коммуникативных ситуаций, стратегий говорящего и слушающего. Подобный подход мотивирует выделение и рассмотрение категориальных, семантических образований, которые до определённого времени не были объектом изучения: «долженствования», «обусловленности», «соответствия» и т.д.

В ряду подобных образований выделяется и оппозиция «своё - чужое», онтологический статус которой лингвисты определяют как «семантическая, понятийная, семиотическая, когнитивная категория», «семантическая, понятийная, семиотическая оппозиция», «ментальный, этнический стереотип», концепт «своё – чужое». Языковеды сегодня решают вопросы, связанные с внутренней организацией данной группировки, семантической общностью, характером экспликации и особенностями функционирования (Е.С.Яковлева, Т.В.Цивьян, Р.Н.Порядина, З.И. Резанова, И.В.Тубалова, А.Н.Серебренникова, М.Н.Петроченко и др.). Сущностные признаки «своего - чужого» раскрываются на самом разнообразном материале: фольклорных, диалектных текстах, текстах художественной литературы.

В последнее время активизировались исследования, посвящённые рассмотрению концептов «свой» - «чужой» в средствах массовой информации. При этом, обращаясь к проблеме функционирования «своего - чужого» в публицистике, исследователи отмечают ведущую роль данной оппозиции в смысловой организации политических дискурсов. Сущностные признаки текстов политической коммуникации наделяют сферы «своё - чужое» ярко социологизированным и регулятивным характером. Воздействующий потенциал «свойственности - чуждости» предопределён ядерной семантикой дихотомии: интеграции / сплочённости – разъединения / отчуждения. Семантика «свойственности – чуждости» становится базовым языковым механизмом в реализации стратегий и тактик, направленных на моделирование общественного сознания и корреляцию социальных действий.

Категориальная организованность политических дискурсов по принципу «своё - чужое» позволяет реализовать ведущие коммуникативные стратегии адресантов, понятийным ядром которых является оппозиция «своё - чужое», - стратегию уничижения и стратегию возвеличивания. Реализация стратегий мотивирует использование определённого набора языковых средств, имплицирующих иллокутивную силу политических дискурсов.

Так, стратегия уничижения, понятийным ядром которой является сфера «чужое», воплощается широким набором приёмов речевого воздействия на избирателей: дискредитации личности, прямого и косвенного оскорбления, навешивания ярлыков, мотивированных и немотивированных обвинений и т.д. При этом наряду с корректными приёмами речевого воздействия на избирателей (приём сравнения, «бумеранга», переформулировки, условного согласия, видимой поддержки) широко используются неэтичные с позиции социального поведения формы речевого давления - оскорбления, дискредитации личности, навешивания ярлыков, преувеличения и т.д.

Реализация стратегии уничижения чуждых субъектов политической деятельности осуществляется за счёт актуализации таких лексических маркёров «чуждости», как:






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных