Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






На пути к духовному решению




Необходимость бережного отношения к окружающей приро­де понятна всякому. Но вот незадача — люди хотят обога­щаться ценой механизации сельского хозяйства, роста фаб­ричного производства, банковского дела и финансов; судят о силе государства по уровню развития его промышленности; считают, что быть счастливым — значит иметь высокоопла­чиваемую работу и покупать все больше и больше. Однако не­возможно вести потребительский образ жизни и вместе с тем поддерживать в нормальном состоянии окружающую среду.

Разумные люди видят это противоречие и предлагают пу­ти выхода из кризиса, главный из которых — коренные изме­нения в сознании человека, поворот к более простой жизни и поиску духовного удовлетворения.

Для последователей Движения сознания Кришны, в том числе и для авторов книги, такие идеи не новы. Основатель Движения Шрила Прабхупада сказал однажды: «Удовлетворе­ние искусственных потребностей никогда не приносит счас­тья. Счастье приходит к тем, кто живет просто и мыслит воз­вышенно».3

И нас радует, что все больше людей осознают необходи­мость использовать энергию человека на благо «полного цело­го». Пусть нет единодушия по всем вопросам — мы все же на­деемся, что совместными усилиями сможем найти выход из экологического тупика, в котором оказалась наша планета.

Глубинная экология

К числу тех, кто видит необходимость в коренных изменениях человеческого сознания, принадлежат так называемые глу­бинные экологи. Что же такое глубинная экология? — По сло­вам ведущих теоретиков движения, Билла Дивелла и Джор­джа Сэшенса, это «процесс всестороннего и глубокого анализа человеком самого себя, своего мировоззрения, а также поиск смысла существования».6

Глубинные экологи полагают — и мы с ними согласны, — что современная цивилизация отучила человека задаваться подобными вопросами. «Идеология технократического инду-


стриального общества навязывает ложные потребности и де­структивные желания. Делается это с единственной целью — добиться роста производства и потребления, — говорят Ди-велл и Сэшенс. — В итоге мы утрачиваем способность трезво воспринимать окружающий мир и забываем о необходимости „всерьез заняться" своим духовным ростом».7

Глубинные экологи хотели бы вернуть большую часть зем­ного шара к его естественному состоянию. Кроме того, они говорят о «биологическом равенстве»: «Все виды жизни в био­сфере имеют равные права на существование, развитие и са­моосознание в рамках всеобщего Самоосознания».8

Разделяя некоторые взгляды глубинных экологов, члены Международного общества сознания Кришны расходятся с ними в вопросе толкования фразы «самоосознание в рамках всеобщего Самоосознания». Под «всеобщим Самоосознани­ем» глубинные экологи понимают исключительно природные процессы, развитие природы согласно ее законам. А итогом самоосознания человека они считают более смиренное отно­шение к природе и другим видам жизни. Такое холистическое видение мира, безусловно, выше современного потребитель­ства, но тем не менее не может претендовать на подлинную ду­ховность, ибо не учитывает вечную надприродную сущность живых существ. Эта вечная сущность раскрывается не только во взаимоотношениях с природой и другими живыми сущест­вами, но и во взаимоотношениях с Богом. Бог, который при­сутствует внутри и вне материальной природы, является ис­точником и самой природы, и населяющих ее живых существ.

В связи с этим можно сказать, что древнеиндийские муд­рецы, чью точку зрения разделяют в наши дни участники Движения сознания Кришны, преуспели в видении равенства живых существ больше, чем глубинные экологи. В «Бхагавад-гите» (5.18) сказано: «Смиренные мудрецы, обладающие истинным знанием, одинаково смотрят на ученого и благовос­питанного брахмана, корову, слона, собаку и собакоеда [не­прикасаемого]».

«Человек, обладающий сознанием Кришны, не делает раз­граничений между живыми существами, принадлежащими к разным формам жизни, равно как и между представителями разных каст, — комментирует этот стих в „Бхагавад-гите как она есть" Шрила Прабхупада. — Пусть брахман и неприка-


саемый стоят на разных ступенях социальной лестницы, а со­бака, корова и слон относятся к разным видам — для мудреца, познавшего Абсолютную Истину, различия между телами не имеют никакого значения. Он понимает, что все живые суще­ства связаны со Всевышним...»

Живое существо — не просто одна из форм существова­ния материи, которой необходимо найти свое место в окру­жающем мире, а душа, связанная с трансцендентным природе Богом вечными взаимоотношениями. Но, конечно, приро­да — это энергия Господа. Он присутствует в Своей энергии и в то же время находится вне ее. Тот, кто занял правильное положение по отношению ко Всевышнему и душам других су­ществ, сможет должным образом взаимодействовать с мате­риальной энергией Бога и материальными телами. Таков более полный, по сравнению с теорией глубинных экологов, взгляд на самоосознание.

Говоря о равенстве живых существ и их связи с Господом, общество сознания Кришны рассматривает сущность челове­ка и окружающего мира с глубокой философской и духовной точки зрения, а также учит, как достичь гармонии с природой.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных