Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Федеративное государство. Государственное устройство России основывается на принципе федерализма




Государственное устройство России основывается на принципе федерализма. Государство состоит из нескольких равноправных субъектов (государств, не являющимися независимыми).

Понятию ″федерация″ противостоит понятие ″унитарное государство″.

Унитарными (по своему внутреннему устройству) являются республики − субъекты РФ.

Равноправие субъектов Федерации стало главным условием перестройки федеративных отношений на демократической основе[3].

Конституция 1993 г. закрепила Федерацию, состоявшую к тому времени из 89[4] равноправных субъектов[5], из которых 21 − республики, 1 − автономная область, 10 − автономные округа и 57 − края, области и города (Москва и Санкт-Петербург)[6].

Основы конституционного строя в области государственного устройства, сформулированные в ст. 5 Конституции, следующие:

1) Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов − равноправных субъектов Федерации;

2) республики имеют свою конституцию и законодательство, а другие субъекты − устав и законодательство;

3) федеративное устройство основано на государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и ее субъектов, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации;

4) во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Федерации между собой равноправны.

Содержащиеся в ст. 5 формулировки носят компромиссный характер, отражающий политическую нестабильность в 1990-х гг. Отсюда их некоторая неопределенность.

Так, республика характеризуется через скобки как государство, в то же время она не может выступать в роли субъекта международного права.

Является ли устав субъекта Федерации по своей юридической силе равноценным конституции? Какой смысл вкладывается в термин ″самоопределение народов″? Не совсем ясно также, что означает равноправие субъектов между собой во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти (ч. 4), если до этого в ч. 1 уже было закреплено равноправие субъектов Федерации?

Для того чтобы не порождать конституционные кризисы, потребуется правовое разъяснение этих вопросов через решения Конституционного Суда или принятие федеральных законов, а возможно, они будут отрегулированы путем вошедших в силу обычаев.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных