ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Конституционно-правовой статус краев, областей, городов федерального значенияВ составе РФ 6 краев, 49 областей и два города федерального значения − Москва и Санкт-Петербург. Они являются государственно-территориальными образованиями в составе Федерации и имеют статус ее субъектов (ст. 65 Конституции РФ). Их статус определяетсяКонституцией РФ (гл. 3), Федеративным договором от 31 марта 1992 г., включающим в себя Договор о разграничении предметов ведения и полномочий; другими федеральными актами. Края, области и города федерального значения обладают определенной учредительной властью. Они вправе принимать свои уставы, законы и иные нормативные правовые акты. Устав закрепляет: · конституционно-правовой статус края, области, города федерального значения; · организацию государственной власти; · порядок нормотворческой деятельности; · административно-территориальное деление; · организацию местного самоуправления. Края, области, города федерального значения располагают своей территорией, которая, как и ее граница, не может быть изменена без их согласия. Каждый субъект образует органы законодательной, исполнительной и судебной власти, которые действуют на основе Конституции РФ, а также уставов края, области, города федерального значения. Следует отметить, что органы власти краев, областей, городов республиканского значения являются органами государственной власти субъектовФедерации (раньше относились к органам местной власти). Каждый субъект вправе иметь свою символику (герб и флаг в Иркутской области). Порядок использования символики области определяется ее законом. Все субъекты являются самостоятельными участниками международных и внешнеэкономических связей, соглашений с другими субъектами РФ, если это не противоречит Конституции и законам РФ. Координация международных и внешнеполитических связей осуществляется федеральными органами государственной власти РФ совместно с органами власти субъектов. Статус края, области, города федерального значения может быть изменен только по взаимному согласию РФ и соответствующего субъекта, согласно ФКЗ (путем референдума в Краснодарском крае). Конституция РФ обеспечивает участие представителей краев, областей, городов федерального значения в решении вопросов, отнесенных к компетенции РФ (депутаты в Государственной Думе и по два представителя в Совете Федерации). Представительные органы власти краев, областей и городов федерального значения обладают правом законодательной инициативы в федеральном парламенте. Кроме того, представительные органы и администрация края, области, города федерального значения вправе вносить на рассмотрениепроекты актов, принятие которых относится к компетенции Президента и Правительства РФ. Края, области имеют свои административные центры. Конституция РФ, Федеративный договор и уставы краев, областей и городов федерального значения определяют их предметы ведения (совместного ведения и находящиеся в исключительном ведении субъектов). В совместном ведении в сфере государственного строительства находятся: · обеспечение соответствия уставов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Конституции РФ и федеральным законам; · защита прав и свобод человека и гражданина; · защита прав национальных меньшинств; · обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; · режим пограничных зон. · широкий круг вопросов законодательного регулирования (административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды). · кадры судебных и правоохранительных органов; · адвокатура и нотариат; · установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления. В области экономического и социально-культурного строительства в совместное ведение входят вопросы: · владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; · разграничение государственной собственности; · природопользование; · охрана окружающей среды и обеспечение экономической безопасности; · особо охраняемые природные территории; · установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ. Вопросы владения, пользования и распоряжения регулируются законами РФ и правовыми актами субъектов. По взаимной договоренности определяется статус федеральных природных ресурсов. К совместному ведению также отнесены: · общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта; · охрана памятников истории и культуры; · защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей; · координация вопросов здравоохранения; · защита семьи, материнства, отцовства и детства; · социальная защита, включая социальное обеспечение; · осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидацией их последствий. Согласно Конституции РФ (ст. 76) по предметам совместного ведения издаются ФЗ, в соответствии с которыми субъекты принимают свои нормативные правовые акты. Законопроекты по предметам совместного ведения направляются субъектам для обсуждения и представления предложений. Все полномочия, не относящиеся к ведению федеральных органов государственной власти и к совместному ведению осуществляются субъектами самостоятельно в соответствии с Конституцией РФ. Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов могут передавать часть своих полномочий субъектам, и наоборот, если это не противоречит Конституции. Определенными особенностями характеризуется статус г. Москва (Закон РФ от 15 апреля 1993 г. "О статусе столицы РФ") в связи с осуществлением городом Москвой функций столицы РФ органы государственной власти города Москвы: · предоставляют в установленном законом порядке федеральным органам государственной власти, представительствам субъектов РФ, дипломатическим представительствам иностранных государств земельные участки, здания, строения, сооружения и помещения, жилищный фонд, жилищно-коммунальные, транспортные и иные услуги; · обеспечивают необходимые условия для проведения общегосударственных и международных мероприятий; · участвуют в разработке и осуществлении целевых федеральных программ развития города Москвы; · участвуют в содержании и развитии систем связи, федеральных автомобильных дорог общего пользования и иных транспортных систем на территории города Москвы; · согласовывают проект генерального плана развития города Москвы с федеральными органами государственной власти РФ. Затраты города Москвы должны полностью компенсироваться за счет субвенций из республиканского бюджета, платежей за услуги, вносимых федеральными органами, представительствами субъектов, дипломатическими представительствами иностранных государств в РФ. Земельные участки приобретаются федеральными органами в федеральную собственность или предоставляются им в аренду. Здания, строения, сооружения и помещения предоставляются федеральным органам, представительствам субъектов Федерации в аренду. В таком же порядке решается этот вопрос и с дипломатическими представительствами иностранных государств, если иное не установлено международными договорами.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|