Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Социально-значимый проект как способ воспитания гражданской позиции студенческой молодежи




В последнее время становится актуальным привлечение студенческой молодежи к разработке и реализации социально-значимых проектов. Проект (от лат. projectus - «брошенный вперед», «выступающий», «выдающийся впе­ред») - это ограниченное во времени, целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными рамками расхода средств и ресурсов и специфической организацией. Он синтезирует в себе черты научного исследования (анализа, предвидения, прогнозирования, моделирования, конструирования) и управленческих функций (целеполагания, планирования, мотивации, контроля) и одновременно не сводится ни к одному из перечисленных явлений.

Исследователи молодежных проблем считают важным соединение процессов социального проектирования и молодежных проблем.

В широком смысле социальный проект это модель самой человеческой деятельности, направленной на изменение социальной ситуации.

По В. И. Курбатову, потребность в социальных проектах возникает при совпадении трех условий: наличии сложной социальной проблемы; необходимости предварительного моделирования способов ее решения; наличия в распоряжении частичных ресурсов (средств) для решения социальной проблемы.

Социально-значимый проект существует в двух формах: как составная часть программы, представляющей собой форму конкретизации и содержательного наполнения приоритетных направлений развития социокультурной жизни территории; как самостоятельный вариант решения локальной проблемы, адресованной конкретной аудитории.

Социальный проект - это «цель проектной деятельности как вида социального творчества. Основной конечной стратегической целью социального проекта является создание оптимальной общности организованных коллек­тивных отношений с опытом объективных условий и жизнедеятельности различных социальных групп».

Социальные проекты среди молодежи являются продуктом инновационного проектирования в молодежной среде, направленным на решение какой-либо конкретной задачи, на выявление социальных факторов, на применение новых технологий, модернизирующих разнообразные формы молодежной деятельности.

Они включают в себя проблемы социального предвидения, прогнозирования, планирования, конструирования и моделирования.

Социально-значимый проект диктует потребность в групповой принадлежности и имеет самоценное значение, он моделирует социальные явления, вырабатывает дискуссионные навыки проектантов, расширяет кругозор участников в решении молодежных проблем.

В Российском государстве приоритетными являются проекты, направленные на поддержку общественно полезной деятельности в области:

· образования и науки, культуры и просвещения;

· здравоохранения, социальной поддержки больных, инвалидов, ветеранов, престарелых, малоимущих граждан, защиты детства и материнства, отцовства;

· массовой физической культуры и спорта;

· охраны окружающей среды;

· решения проблем преступности, наркомании и алкоголизма, беспризорности, правовой культуры, содействия охране общественного порядка, защиты прав человека;

· самореализации молодежи, развития детского и молодежного творчества, обучения одаренных детей и детей с трудностями в развитии и т. п.

Приведем пример студенческих инновационных проектов. Нетрадиционную методику борьбы с наркотической зависимостью предложили студенты Российского государственного социального университета (РГСУ) из Москвы. Их проект предполагает лечение экстремальными видами спорта. Более трех месяцев подростки, страдающие тяжелым недугом, поднимались в горы и прыгали с парашютом под присмотром инструкторов. В семидесяти пяти процентах случаев молодым людям удалось избавиться от наркотической зависимости, что превышает показатели традиционных методик. В рамках проекта «Программа поддержки детей-сирот «Подари ребенку чудо» студенты РГСУ организовывают для воспитанников различные культурные и развлекательные мероприятия, которые становятся настоящим праздником.

Филиал РГСУ в г. Воронеже реализует проект «Служба скорой социальной помощи (СССП)». В рамках СССП осуществляется прием незащищенных категорий населения по различным юридическим, психологическим и другим проблемам, кроме того, распространяются информационные листы по актуальным правовым вопросам. СССП предусматривает и выездную работу.

Студенты Российского государственного университета им. Канта в своем проекте «Создание молодежных туристических троп в Калининградской области» попытались заложить основы нового для региона вида туризма - молодежных туристических троп. Уже создано и опробовано два маршрута, которые получили одобрение «первопроходцев». Сегодня идет работа по созданию первой в регионе тропы для молодых людей с ограниченными возможностями.

Проект Тюменского государственного университета «Молодежное общество защиты прав потребителей «Северный стандарт» направлен на преодоление правовой безграмотности населения, оказание оперативной помо­щи гражданам по защите их потребительских прав. В рамках проекта уже оказана помощь более чем 600 человек, преимущественно молодежи. По мнению авторов проекта, это позволяет говорить о начале успешной деятельности по формированию адекватной культуры потребительского поведения у населения Тюмени.

Студенты Сургутского государственного педагогического университета обратили внимание на серьезную проблему, связанную с омоложением преступности. В рамках проекта «Мы нужны друг другу» его авторы взялись обеспечить профилактику девиантного поведения среди школьников. Причем довести нормы социализации до сознания воспитанников специальной общеобразовательной школы закрытого типа студенты намерены силой сво­его личного примера.

Таким образом, участие в социальном проектировании - важная составляющая социальной адаптации молодежи. Так как общество обеспокоено проблемами молодежи в целом, важно нацелить работу инноваторов на активизацию деятельности молодежных и детских общественных организаций и всей молодежи по внедрению социальных проектов в практику жизни.

Список литературы и интернет источников

Основная литература:

1. Симонов В.П. Психология и педагогика высшей школы. Инновационный курс для подготовки магистров: учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2015.

2. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И., Столяренко В.Е. Педагогика и психология высшей школы. – М.: Академия, 2010.

Дополнительная литература:

1. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: активное обучение: учебное пособие. – М.: Академия, 2009.

2. Попков В.А. Дидактика высшей школы: учебное пособие для студентов высших пед. учебных заведений. – М.: Академия, 2008.

3. Развитие профессионализма преподавателя высшей школы / Под ред. А.А. Деркач. – М., 2010 – 316 с.

4. Сорокопуд Ю.В. Педагогика высшей школы. – Ростов н/Д.: Феникс, 2011.

5. Трайнев В.А., Мкртчян С.С., Савельев А.Я. Повышение качества высшего образования и болонский процесс. – М., 2010.

Интернет-ресурсы:

1. http://www.pedlib.ru Электронная педагогическая библиотека. На сайте представлены собственно библиотека, новостная лента по педагогике, законодательные материалы в сфере образования и семейного воспитания, краткий психологический словарь.

2. http://www.internt - biblioteka.ru/pedagogy Интернет-библиотека. На сайте можно найти книги, статьи, словари по педагогике; материалы по педагогической практике, методологии науки, теории образования

3. http://www.ioso.ru Институт содержания и методов обучения Российской академии образования.

4. http://www.aboutstudy.ru Обучение. ру: образовательный портал.

5. http://www.e-joe.ru/Открытое образование. Научно-практический журнал по информационным технологиям в образовании. На сайте можно узнать о свежем номере журнала (отдельные статьи доступны в электронном виде); информацию о конференциях, семинарах и выставках по ИТ; познакомиться со списком журналов по ИТ и информацией о ИТ в интернете.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных