Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1993 ГОДА




Какие принципиально новые положения содержатся в Конституции Российской Федерации 1993 г.?

В процессе изучения данного вопроса определено, что в современной юридической литературе достаточно объемно раскрывается содержание и обоснованность принятия Конституциии Российской Федерации 1993 г.

Новая российская Конституция восприняла структуру, характерную для многих новейших конституций. Первая ее глава устанавливает основы конституционного строя России, составляющие совокупность принципов, основных ее положений, являющихся первичной нормативной базой как для остальных положений конституции, так и для всей системы действующего законодательства и иных нормативно-правовых актов[5]. Нормы первой главы закрепляют принципы народовластия, верховенства права, государственный суверенитет Российской Федерации, признание и утверждение прав и свобод человека и гражданина высшей ценностью, идеологический и политический плюрализм, свободу экономической деятельности, признание и защиту различных форм собственности, гарантии местного самоуправления и др.

Российская Федерация определяется в Конституции как демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления (ч. 1 ст. 1). Демократический характер государства раскрывается прежде всего в положении о том, что единственным источником власти в России является ее многонациональный народ и сам народ эту власть и осуществляет как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Характеристика российского государства в качестве федеративного указывает на форму его территориально-государственного устройства. Определение государства в качестве правового означает, что в организации и деятельности государства превалируют принципы права, а не мотивы политической целесообразности.

Правовое государство связано правом, исходит из признания неотчуждаемости прав и свобод человека. Понятие «республиканская форма правления» характеризует государство, в котором все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются представительными учреждениями. Утверждение, что российское государство является социальным (ч. 1 ст. 7) означает, что оно должно служить обществу, заботиться о человеке. Конституционная характеристика государства как светского (ст. 14) означает отделение церкви от государства, разграничение сфер их деятельности.

Конституция Российской Федерации 1993 г., принятая всенародным голосованием, закрепила новую систему высших органов государственной власти, основанную на весьма четком разделении законодательной (представительной), исполнительной и судебной ветвей государственной власти, главой государства стал Президент Российской Федерации. Парламент стал именоваться Федеральным Собранием Российской Федерации, нижней палатой которого стала Государственная Дума, верхней - Совет Федерации, исполнительную власть стало осуществлять Правительство Российской Федерации, возглавляемое председателем и состоящее из федеральных министров. Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный Суды составили судебную власть Российской Федерации.

Важным предметом конституционно-правового регулирования стало федеративное устройство России. Статьи 5 и 65 Конституции Российской Федерации определили географический состав России, состоящей из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации. Республики получили право иметь свои конституцию и законодательство. Края, области, города федерального значения, автономные области, автономные округа - уставы и законодательство. Продиктована такая асимметричная модель федеративной республики была, прежде всего, начавшимся в тот момент так называемым «парадом суверенитетов» и отсутствием на тот момент эффективной центральной власти. Предоставление отдельным республикам дополнительных конституционных полномочий являлось на тот момент условием сохранения территориальной целостности государства.

Вместе с этим Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении от 07.06.2000 N 10-П[6] определил, что признание за республиками суверенитета, притом что все другие субъекты Российской Федерации им не обладают, нарушило бы конституционное равноправие субъектов Российской Федерации, сделало бы невозможным его осуществление в принципе, поскольку субъект Российской Федерации, не обладающий суверенитетом, по своему статусу не может быть равноправным с суверенным государством. Следовательно, по мнению Конституционного Суда, использование понятия «республика» не означает признания государственного суверенитета этих субъектов Российской Федерации, а лишь отражает определенные особенности их конституционно-правового статуса, связанные с факторами исторического, национального и иного характера.

Вслед за Федеративным договором от 31 марта 1992 г. [7] ст. 71 и 72 Конституции Российской Федерации определили разграничение предметов ведения Российской Федерации и ее субъектов.

Также Конституция Российской Федерации в главе второй закрепила основы правового статуса личности в Российской Федерации; так, человек с его правами и свободами возведен в категорию высшей ценности. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина стало обязанностью государства. Арест в соответствии со ст. 22 Конституции РФ стал возможен лишь на основании судебного решения, таким образом, ушло в прошлое такое основание ареста, как санкция прокурора (ст. 54 Конституции СССР). В ст. 20 Конституции РФ намечена тенденция на отмену смертной казни, которая могла устанавливаться за особо тяжкие преступления в исключительных случаях «впредь до ее отмены». Вместе с этим мораторий на применение высшей меры появился сразу же после принятия Конституции Российской Федерации и продолжает действовать до настоящего времени[8].

Глава вторая Конституции 1993 г. сделала акцент на приоритете государственной политики прав и свобод личности, закрепила как естественные права и свободы человека и гражданина, так и социально-экономические и политические права. Важный упор российская Конституция сделала в ст. ст. 45 - 54 на защиту личности от произвола при осуществлении государством правоохранительной и судебной деятельности, предусмотрев такие гарантии, как право на судебную защиту, включая на рассмотрение уголовного дела судом присяжных, в случаях, когда высшей мерой наказания может являться смертная казнь, на квалифицированную юридическую помощь, презумпцию невиновности, право собственного свидетельского иммунитета, т.е. право не свидетельствовать против самого себя и своих близких. Важным принципом современного конституционализма явился принцип ответственности государства перед личностью; так, применительно к ст. 53 Конституции Российской Федерации каждый получил право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

Если концепция естественных и политических прав, декларируемых российской Конституцией, очевидно была заимствована из зарубежных, прежде всего американской Конституции, и ряда международных правовых актов, таких как Всеобщая декларация прав человека 1948 г. и Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., то установление в Конституции Российской Федерации прав человека в социальной сфере является достоинством национальной Конституции в ее сравнительном анализе с конституциями ряда зарубежных стран, которые не уделяют достаточного внимания блоку социально-экономических прав личности, требующих высоких расходных обязательств государства.

Так, отечественная Конституция возвела в число неотъемлемых прав и свобод человека права на труд и охрану труда с оплатой в размере не ниже установленного федеральным законом минимального размера, социальное обеспечение, право каждого на жилище, на здравоохранение и образование, в том числе бесплатное (ст. ст. 37, 39, 40, 41, 43).

В число основ конституционного строя возведен принцип социального государства (ст. 7 Конституции Российской Федерации). Создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, признано целью государственной политики страны.

Значительные изменения внесены в законодательный процесс. Конституция вводит ранее неизвестный вид законодательного акта — федеральный конституционный закон и устанавливает особый порядок его принятия.

Необходимость принятия этой конституции была обусловлена коренными преобразованиями в жизни Российского общества. Сущность этих преобразований состоит в переходе от социалистической системы хозяйства к рыночной экономике, от авторитарной политической системы к многопартийности, от всевластия советов к разделению властей, к построению демократического правового государства. Многочисленные изменения и дополнения Конституции РСФСР 1978 г. не могли адекватно отразить все изменения в характере общественных отношений.

В.М. Шумилов следующим образом характеризует изменения, вызванные принятием Конституции 1993 года: «Конституция 1993 года приобрела высшую силу и прямое действие. Были признаны и юридически закреплены все права человека и гражданина на основе концепции естественных прав человека. В Конституции воплощена идеология суверенитета народа, правового государства, гражданского общества».[9]

Избирательная система получила демократический характер. Выборы Президента и депутатов одной из палат парламента - Государственной Думы являются прямыми.

Были сформированы общефедеральная правовая система и самостоятельные правовые системы субъектов Федерации. В правовую систему России вошли нормы и принципы международного права.

В стране появились разнообразные партии всего политического спектра - от «левых» до «правых». Оппозиционные партии и организации получили возможность нести свои взгляды в общество различными средствами.

Государство провело приватизацию, избавившись от груза государственной собственности. Появилась частная собственность. Все формы собственности признаны юридически равноправными. Произошло становление частного права.

В стране была ликвидирована государственная монополия внешней торговли; теперь любое предприятие (в том числе частное) имеет право и возможность осуществлять импорт и/или экспорт товаров, услуг. Разрешен свободный обмен рублей на иностранную валюту.

Можно сказать, что в стране во множестве областей запретительный тип правового регулирования был заменен на разрешительный (общедозволительный). Расширилась степень свободы.

Таким образом, в 90-х гг. XX века Российское государство начало движение в сторону демократического, правового[10].

Из вышеизложенного следует вывод, что принятие Конституции 1993 года было продиктовано экономическими и политическими условиями. Конституция закрепила новую систему высших органов государственной власти, основанную на весьма четком разделении законодательной (представительной), исполнительной и судебной ветвей государственной власти, сделала акцент на приоритете государственной политики прав и свобод личности, закрепила как естественные права и свободы человека и гражданина, так и социально-экономические и политические права, а также еще ряд принципов, отраженных далее в главе 2 настоящей работы.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных