Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫХ НОРМ




Принципы Конституции Российской Федерации релизуются в конституционно-правовых нормах. При изучении юридической литературы выявлено, что на практике реализация конституционно-правовых норм соприкоснулась с рядом проблем. Так, большинство декларативных положений, определенных преимущественно в главе второй Конституции Российской Федерации, не находили своей реализации в федеральном законодательстве. Примером может служить право граждан на обращение в органы государственной власти и местного самоуправления, как одна из важнейших форм диалога граждан с властью, определенной в ст. 33 Конституции Российской Федерации. Федеральный закон, регулирующий порядок рассмотрения обращений граждан Российской Федерации, был принят лишь в 2006 г.[24] О реализации положений ст. 34 Конституции Российской Федерации о недопустимости экономической деятельности, связанной с монополизацией и недобросовестной конкуренцией, говорить преждевременно даже в настоящее время.

Таким образом, сложность реализации конституционных положений обусловлена необходимостью принятия качественных федеральных законов и подзаконных актов.

Начиная с 2000-х гг., с приходом к власти на пост Президента Российской Федерации В.В. Путина, началась активная работа законодательной власти по воплощению в жизнь заложенных в Конституции Российской Федерации нормативных положений. Так, 25.12.2000 были приняты Федеральные конституционные законы о Государственном флаге, гербе и гимне, установившие в соответствии со ст. 70 Конституции Российской Федерации основные государственные символы Российской Федерации и порядок их официального использования. Были обновлены основные кодифицированные федеральные законы, прежде всего Налоговый, Трудовой, Земельный кодексы Российской Федерации. Особую важность представляют принятые в это время Гражданский и Уголовно-процессуальный кодексы. Так, вновь принятый УПК РФ ввел обязательное получение судебного решения на производство обыска в жилище, что служило реализацией ст. 25 Конституции Российской Федерации, ранее вопреки одной из конституционных основ правового статуса личности - неприкосновенности жилища - решение о разрешении ограничения конституционных прав человека принимал прокурор, то же самое касалось и ограничения тайны переписки и тайны банковских вкладов [25].

Поскольку, в отличие от Конституции Российской Федерации, нормы которой носят фундаментальный характер, текущие федеральные законы, предметом которых являются конкретизация и реализация в реальной жизни основных ее положений, подлежат регулярному обновлению и совершенствованию в соответствии с реалиями современности, от своевременности модернизации такого законодательства не в меньшей степени, чем от правоприменительной практики, зависит эффективность регулирующего воздействия норм самой Конституции.

Если постоянная модернизация федерального законодательства является бесспорным и необходимым условием существования и развития отечественной правовой системы, то вопросы, связанные с модернизацией самой Конституции, вызывают весьма противоречивые дискуссии в среде как политиков, так и юристов. Оно и понятно, ведь Конституция является по своей сути общественным договором, о котором писали в свое время Ж.Ж. Руссо и Дж. Локк. Всякий пересмотр договорных отношений, пересмотр первичного источника права вызывает обоснованное опасение широких масс.

Проблема модернизации Конституции фактически всегда была в центре научных дискуссий. Центром проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования при Отделении общественных наук РАН в форме научной монографии подготовлен «научный макет» (т.е. проект) новой Конституции России. Авторы проекта, выявив особенности Конституции Российской Федерации, которые, по их мнению, системно ответственны за проблемы, тормозящие развитие России, предложили логико-математизированный алгоритм успешности, применимый для каждой страны, на основе которого и попытались построить проект новой Конституции России[26].

По мнению большинства исследователей, объективная потребность в модернизации российской Конституции, а следовательно, и в конституционной реформе, действительно существует[27].

Бесспорным представляется то, что Конституция Российской Федерации не лишена недостатков. Так, глава четвертая содержит весомый перевес полномочий Президента Российской Федерации по контролю за судебной властью, касательно назначения судей (п. «е» ст. 83), принятия решений об отставке Правительства Российской Федерации (п. «в» ст. 83), роспуске Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (п. "б" ст. 84), последнее из полномочий Президента Российской Федерации делает Российскую Федерацию «суперпрезидентской республикой». Кроме того, Конституция Российской Федерации, устанавливая принцип федерализма (разделения власти по вертикали), не закладывает механизма наделения полномочиями глав субъектов Российской Федерации. Также Конституция Российской Федерации не содержит, в отличие от предыдущих Конституций Союза ССР и РСФСР, главы, посвященной избирательной системе Российской Федерации, регулирующей такие важные общественные отношения, как наделение полномочиями высших органов государственной власти, включая Президента Российской Федерации.

По порядку внесения изменений Конституция Российской Федерации является «жесткой», что делает относительно сложным порядок внесения изменений в данный документ.

Глава 9 «Конституционные поправки и пересмотр Конституции» определяет, что положения глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием (ст. 135, ч. 1). Данные главы определяют основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина и собственно порядок внесения конституционных поправок и пересмотра Конституции РФ. Если предложение о пересмотре Российской Конституции поступит и будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание. Однако до настоящего времени ни конституционно-правовой статус, ни порядок созыва, ни его состав и порядок формирования не определены. Федеральный конституционный закон, собственно говоря, последний из конституционных законов, определенных в ст. 108 Конституции РФ, до сих пор не принят.

Таким образом, Конституция Российской Федерации за период своего существования сумела вывести страну сквозь весьма тернистый путь перестройки на путь стабильного развития.

Россия с ее политико-правовой ментальностью успела «вырасти» для эффективной реализации заложенных в Основном Законе страны институтов. Однако ориентация Конституции России «на будущее» требует нас новых планов модернизации российской государственности.

Таким образом, при изучении юридической литературы выявлено, что на практике реализация конституционно-правовых норм соприкоснулась с рядом проблем, например при реализации положений ст. 34 Конституции Российской Федерации о недопустимости экономической деятельности, связанной с монополизацией и недобросовестной конкуренцией. В данном направлении от законодателя требуется дополнительная проработка внесения изменений в нормативно-правовые акты.

Юристы также отмечаю, что Конституция РФ устанавливая принцип федерализма (разделения власти по вертикали), не закладывает механизма наделения полномочиями глав субъектов Российской Федерации..

По мнению большинства исследователей, объективная потребность в модернизации российской Конституции, а следовательно, и в конституционной реформе, действительно существует.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в данной курсовой работе автором раскрыты основные принципы Конституции Российской Федерации, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.

Принятие Конституции 1993 года было продиктовано экономическими и политическими условиями. В Конституции 1993 года закреплена новая система высших органов государственной власти, основанная на весьма четком разделении законодательной (представительной), исполнительной и судебной ветвей государственной власти. Также отражены такие принципы как: приоритет государственной политики в защите прав и свобод личности, закрепление как естественных прав и свобод человека и гражданина, так и социально-экономических и политических прав, равноправия и полноправия граждан, демократизма и полновластия народа; государственного суверенитета; федерализма; экономической свободы; многообразия форм собственности; единства экономического пространства; гарантирования местного самоуправления и других. Это означает, что принципы определяют содержание, главный смысл не только Конституции, но и устройство общества и государства в целом.

При изучении юридической литературы выявлено, что на практике реализация конституционно-правовых норм соприкоснулась с рядом проблем, например при реализации положений ст. 34 Конституции Российской Федерации о недопустимости экономической деятельности, связанной с монополизацией и недобросовестной конкуренцией.

Юристы также отмечаю, что Конституция РФ устанавливая принцип федерализма (разделения власти по вертикали), не закладывает механизма наделения полномочиями глав субъектов Российской Федерации..

По мнению большинства исследователей, объективная потребность в модернизации российской Конституции, а следовательно, и в конституционной реформе, действительно существует.

.


[1] Тарабан Н.А. Конституция Российской Федерации: двадцать лет в Российской истории, Из истории создания Конституции Российской Федерации, Конституционная комиссия: стенограммы, материалы, документы (1990 - 1993 гг.): В 6 т. / Под общ. ред. О.Г. Румянцева.- М.: 2007 - 2008.С.325, Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. - 3-е изд., изм. и доп. М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА • М), 2002. С.76-78

[2] Институты конституционного права / Под ред. А.Е. Постникова, Л.В. Андриченко. Монография. М.: Юриспруденция, 2013. С.15.

 

 

Тарабан Н.А. Конституция Российской Федерации: двадцать лет в Российской истории, Из истории создания Конституции Российской Федерации, Конституционная комиссия: стенограммы, материалы, документы (1990 - 1993 гг.): В 6 т. / Под общ. ред. О.Г. Румянцева.- М.: 2007 - 2008.С.326.

 

[4] Югов А. А. Сущность, содержание и форма Конституции РФ: вариант осмысления социального предназначения Основного Закона // Актуальные проблемы права: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). М.: Буки-Веди, 2015. С. 43-49.

 

[5] Конституционное право: Учебник/ Отв. ред. А. Е. Козлов — М.: Издательство БЕК, 1997.:сайт портал «юристъ». URL: http://pravo.news/page/kozlovp/ist/ist-1--idz-ax267--nf-15.html(дата обращения 01.03.2016)

[6] Постановление Конституционного Суда РФ от 07.06.2000 N 10-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" // Вестник Конституционного Суда РФ. N 5. 2000. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».

[7] Федеративный договор от 31.03.1992 "О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации" // Федеративный договор: Документы. Комментарий. -М.: 1994. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».

 

[8] Берлявский Л.Г., Тарабан Н.А. Право на жизнь и проблема смертной казни: конституционно-правовые аспекты // Юридический мир, 2013. N 1. С. 19 - 24.

 

[9] Шумилов В.М. Правоведение: учебник. М.: Проспект, 2009. С.97.

[10] Там же.С 97 с.

 

[11] Бошно С.В. Правоведение Основные проблемы современного понимания права: сайт Юридический репозитории URL: http://зачётка.рф/book/4412/191977.html /(дата обращения 01.03.2016)

 

[12] Бошно С.В. Учебное пособие для студентов неюридических вузов М.: Право и закон, 2002.С. 217

[13] Добрынин Н.М. Основы конституционного (государственного) права Российской Федерации: 100 вопросов и ответов. Практическое руководство. Современная версия новейшей истории государства / Н.М. Добрынин. 2-е изд., доп. Новосибирск: Наука, 2010, С. 51-52

[14] Соколов И.А. Конституционное право Российской Федерации. Учебное пособие. М.: МГИУ, 2010., С.48

[15] Самигуллин В.К. СП Конституционное право России: Курс лекций. - 3-е издание, дополненное и переработанное. Уфа: РИО БашГУ, 2004. С.218-219

 

[16] Комарова В.В. «Конституционное право России: вопросы и ответы»: Москва: Директ‑Медиа; 2014.С.3

[17] Учебн. пособие для средних специальных учебных заведений. 2-е изд., перераб. и доп./ Под ред. В.В. Ла­зарева. М: Юристъ, 2001. С. 14

 

[18] Хачатуров Р.Л. Липинский Д.А. Общая теория юридической ответственности: Монография.СПб.: Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2007.С. 315

[19] Голубок CA.. Конституционное право России: Учеб. пособие. 5-е изд. М.: РИОР, 2008.С. 29-30

[20] Учебник для студентов, обучающихся по направлению подготовки обучающихся «Юриспруденция» (квалификация «Бакалавр» Ответственный редактор доктор юридических наук, профессор С.И. Носов. [Электронный ресурс] Доступ из справ.-правовой системы «Консультант плюс»

[21] Никулин. В.В. Конституционное право Российской Федерации: учебное пособие / В.В. Никулин. 2-е изд., перераб. и доп. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2006. С.20

См. Конституционное закрепление форм собственности в РФ [Электронный ресурс]. URL: http://newinspire.ru/l/3/31/104-konstitutsionnoe-zakreplenie-form-sobstvennosti-v-rf.html (дата обращения 01.03.2016).

 

[23] Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / под ред. Окунькова Л.А. М.: Юрид литература, 1997. С. 25-26

 

[24] Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 N 59-ФЗ (в актуальной редакции) // Собрание законодательства РФ. 2006. N 19. Ст. 2060.

[25] Федеральный закон «О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» от 18.12.2001 N 177-ФЗ (в актуальной редакции) // Собрание законодательства РФ. 2001. N 52. Ст. 4924.

[26] Бутусова Н.В. О модернизации российской Конституции (цели, задачи, пути осуществления) // Конституционное и муниципальное право. 2013. N 1. С. 5 - 11.

[27] См., напр.: Митюков М.А. Об оптимальном варианте развития Конституции Российской Федерации // В кн.: Законодательство России в XXI веке. М.: 2002. С. 29.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных