Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Механизм государственного управления собственностью в РФ




САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт экономики, менеджмента и информационных технологий

Факультет государственного и муниципального управления

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «основы государственного и муниципального управления»

Организация государственного и муниципального управления по решению проблем эффективности использования собственности

Выполнила:

студентка группы 141-2

Григорьева Вероника Валерьевна

 

Научный руководитель:

Замараева Анна Сергеевна

 

 

Санкт-Петербург

СОДЕРЖАНИЕ:

 

 

1. Введение  
2.1 Механизм государственного управления собственностью в РФ  
2.2 Исторический опыт государственного управления собственностью в России  
3.1 Проблемы в управлении государственной собственностью  
3.2 Проблемы в управлении муниципальной собственностью  
4. Зарубежный опыт эффективного управления государственной и муниципальной собственностью. Возможность его применения в России  
5. Заключение  
6. Список использованных источников и литературы  

 

Введение

 

Одно из первоочередных требований, предъявляемых обществом к избранной государственной власти — это эффективное использование собственности.

В условиях российской действительности оно имеет определенную специфику и большое значение. В первую очередь, это обусловлено тем, что при наличии крупнейших в мире ресурсов, уровень жизни населения, развитие инфраструктуры обширных территорий страны и многих ее регионов, находится на достаточно низком уровне, не удовлетворяющем требованиям населения. Так же это обусловлено менталитетом россиян в отношении собственности, формировавшемся на протяжении многих десятилетий.

Если рассматривать собственность как экономическую категорию, то можно сказать, что это отношения между людьми по поводу материальной основы хозяйственной деятельности.

Управление государственной и муниципальной собственностью заключается в целенаправленной деятельности наделенных соответствующими полномочиями чиновников различных разрядов по эффективному распределению ресурсов для максимизации результатов владения, пользования и распоряжения объектами собственности в рамках законодательно установленных ограничений.

При исследовании проблемы эффективности использования государственной и муниципальной собственности, необходимо учитывать особенности государственного управления и специфические качества рассматриваемого объекта управления.

Освещаемая нами тема была и остается актуальной по сей день (более того — актуальность данной темы возрастает с каждым годом) именно из-за неравномерного развития регионов Российской Федерации, неэффективности использования обширных и перспективных территорий и районов субъектов нашего государства.

Мы рассмотрим эффективное и успешное применение различных моделей управления собственностью за рубежом и возможность их применения к нашей стране в условиях объективной действительности или формирования на их основе новой модели управления собственностью в России.

Таким образом, главными целя нашей работы является: рассмотрение развития системы управления собственностью в историческом контексте; выявление проблем использования государственной и муниципальной собственности в Российской Федерации и причин их возникновения; рассмотрение успешного исторического опыта организации управления государственной и муниципальной собственности в России и за рубежом; возможность применения зарубежного опыта управления государственной и муниципальной собственностью с учетом территориальных особенностей страны и менталитета населения.

Объектом исследования данной работы являются управленческие отношения в сфере государственной и муниципальной собственности.

В роли субъектов данного исследования будут выступать российский народ и, непосредственно, государственная собственность.

Задача же нашего исследования состоит в том, чтобы оценить насколько объективны причины проблемы в управлении государственной и муниципальной собственностью, насколько сильны исторические предпосылки нынешней системы управления и какими способами эту систему возможно усовершенствовать.

 

Механизм государственного управления собственностью в РФ

Сфера земельно-имущественных отношений своеобразна и нуждается в государственном регулировании и правовой регламентации. Она представляет собой взаимодействие в социальной, правовой, экономической и информационной областях.1

Государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации). Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью. 6

Государственная собственность является важнейшим инструментом проведения политики государства. Поэтому первоочередное значение приобретает проблема эффективного управления государственной собственностью.5

А. В. Венедиктов понимал под «управлением, возложенным на госорган в отношении предоставленного ему государством имущества, всю совокупность функций и соответственно обязанностей, прав, осуществляемых им в отношении этого имущества, и всю совокупность правовых действий совершаемых госорганом по поводу этого имущества», а не только административно-правовые функции и административно-правовые акты управления. При этом, имея в виду непосредственно деятельность государственных предприятий, ученый утверждал, что вышестоящие органы совершают по отношению к имуществу лишь акты административно-правового характера. 3

В Российской федерации управление собственностью усложняется тем, что формирование собственности происходит на различных уровнях: федеральном, региональном и муниципальном. При этом на различных уровнях (как Федерация, так и входящие в ее состав субъекты) не отвечают по обязательствам друг друга и независимы как собственники принадлежащего им имущества. Наиболее полными и широкими полномочиями по управлению и распоряжению объектами федеральной собственности обладает Правительство РФ.1

Согласно статьей 8 п.2 Конституции Российской Федерации «В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.» 2

А так же Конституция закрепляет тот факт, что «Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.»2

Если говорить более конкретно о видах государственной собственности, то к ней относятся природные ресурсы и объекты культурно-исторического наследия; объекты, обеспечивающие функционирование федеральных органов, военное производство; объекты, обеспечивающие жизнедеятельность народного хозяйства и федеральные автодороги.

Специальным государственным органом, осуществляющим управление

федеральной собственностью, является Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации. В состав Министерства входит Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом. Оно является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника.1

В административно-правовой науке принято выделять две группы методов государственного управления различающихся по механизму воздействия на сознание, волю, деятельность участников общественных отношений: методы прямого воздействия и методы косвенного (опосредованного) воздействия.3

В основе прямых методов управления лежат способы и приемы

непосредственного и обязательного определения деятельности исполнителей со стороны соответствующих субъектов управления, а косвенные методы позволяют воздействовать на деятельность управляемых субъектов путем создания стимулов и побуждений действовать определенным образом.3

Как правило, процесс формирования государственной собственности осуществляется на основе:

1. национализации государством объектов, находящихся в частной или смешанной собственности;

2. создания новых объектов за счет средств государственного бюджета;

3. выкупа государством объектов у частного капитала.

Соответственно, выделяют собственность государства, находящуюся под его прямым контролем; государственную акционерную собственность со 100%-ным участием государства в акционерном капитале; смешанную государственно-частную собственность с контрольным пакетом акций в руках государства; участие государства в капитале частных фирм.4

Основные цели, задачи и принципы в области управления государственным имуществом, а так же механизм управления и способы контроля за эффективностью управления были установлены Постановлением Правительства РФ от 9 сентября 1999 г. N 1024 "О Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации".5

Согласно данному постановлению, основными целями государства в сфере управления имуществом является:

· увеличение доходов федерального бюджета на основе эффективного управления государственной собственностью;

· оптимизация структуры собственности (с точки зрения пропорций на макро- и микроуровне) в интересах обеспечения устойчивых предпосылок для экономического роста;

· вовлечение максимального количества объектов государственной собственности в процесс совершенствования управления;

· использование государственных активов в качестве инструмента для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики;

· повышение конкурентоспособности коммерческих организаций, улучшение финансово-экономических показателей их деятельности путем содействия внутренним преобразованиям в них и прекращению выполнения несвойственных им функций.5

В этой же Концепции устанавливается и то, что способ достижения цели определяется в рамках установленной (как правило, конкурсной) процедуры назначения управляющего и утверждается уполномоченным государственным органом.5

Ответственность за осуществление утвержденного способа достижения цели государства возлагается на управляющего и должна не только стимулировать его надлежащую деятельность, но и сводить к минимуму риски государства при недостижении запланированного качественного результата управления.5

Помимо указанной Концепции, 15 апреля 2014 года, Правительством РФ, в целях совершенствования управления федеральным имуществом была утверждена программа «Управления федеральным имуществом» №327. Конкретными целями данной программы являются: создание условий для эффективного управления федеральным имуществом, необходимым для выполнения государственных функций органами государственной власти Российской Федерации, и отчуждения федерального имущества, востребованного в коммерческом обороте; совершенствование системы государственного материального резерва, повышение ее роли в позитивных востребованного в коммерческом обороте; совершенствование системы государственного материального резерва, повышение ее роли в позитивных

процессах, происходящих в экономике и политике Российской Федерации и направленных на укрепление экономической независимости и национальной безопасности государства. 7

Достижение поставленных целей разделено на два этапа и в общей сложности программа рассчитана на шесть лет: I этап - 1 января 2013 г. - 31 декабря 2015 г.; II этап - 1 января 2016 г. - 31 декабря 2018 г. [8 стр.5]

Программа разделена на две подпрограммы, в каждой из которых четко определены цели и задачи на конкретном этапе и план по их реализации.

В оценке эффективности государственной собственности существуют два подхода: с учетом критерия рентабельности (как для любого предприятия) и с учетом полезности для всего народного хозяйства.1

В первом случае предприятие руководствуется рыночными критериями прибыли, рентабельности, срока окупаемости капитальных затрат. Во втором случае критерием является удовлетворение ряда общественных потребностей, создание и использование необходимых общественных благ. Такую эффективность принято называть социальной. Она не зависит непосредственно

от окупаемости затрат и в большей степени связана с возможностями государства удовлетворять общественные потребности. Критерием эффективности деятельности государственного сектора служит также его вклад в снижение издержек частного предпринимательства и повышение его конкурентоспособности. 1

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных