Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






П.8 Структурная редукция означающих как метод консультирования.




Метод структурной редукции означающих (СТРЕОЗ) представляет собой метод доступа к неявному, скрытому или потенциальному содержанию психотерапевтического дискурса. За основу этого метода взяты несколько концептуальных положений из структурного психоанализа Ж.Лакана. Эти положения раскрывают как природу, так и техническую сторону метода.

Первое концептуальное положение состоит в признании наличия скрытых содержаний и латентных смыслов в любом фрагменте дискурса и речи, когда учитывается, что дискурс содержит в себе одновременно ряд содержательных пластов, допускающих несколько различных уровней прочтения. Некоторые из этих пластов находятся в тексте сообщения, другие – в его контексте, а третьи – между, с одной стороны, текстом и контекстом, а, с другой стороны, сложившимися в терапевтическом поле отношениями между терапевтом и клиентом.

В свете сказанного, понять содержание сообщения клиента – это значит прояснить содержание всех трёх обозначенных уровней, раскрыть весь спектр вложенных смыслов. Работа только на одном уровне, а тем более только с пластом сознательно предъявляемой проблемы, оказывается недостаточной и далеко не исчерпывающей.

По сути своей, первое положение обязывает психотерапевта отказаться от того, будто он знает, о чём говорит клиент. Терапевту необходимо специальным образом толковать дискурс клиента. Усилия, связанные с толкованием, направляются психотерапевтом, в первую очередь, на усмотрение бессознательной логики предъявления клиентом на сеансе отдельных фрагментов своей проблемы. Терапевту необходимо учитывать такие компоненты, как содержание проблемы, форму и последовательность, в которой она была предъявлена, а также саму психотерапевтическую ситуацию (включающую в себя актуальные взаимоотношения между консультантом и клиентом) и собственный отклик (отклик группы) на сообщаемое клиентом. Только тогда терапевт сможет правильно понять бессознательные значения и вытесненные смыслы клиента.

Соотнесение отмеченных компонентов позволяет терапевту редуцировать первоначальное сообщение клиента (означающее) к некоторым бессознательным структурам (означаемое). Причём, значимые, с точки зрения проблемы клиента, эквиваленты в бессознательном существуют не ко всему проговоренному им тексту, а лишь к некоторым фрагментам его речи, образующим в основном тексте определённую структуру. Раскрыть эту структуру в тексте клиента, и есть основная задача метода СТРЕОЗ.

Вернусь ещё к одному концептуальному положению, определившему описываемый метод. Оно состоит в том, что автором дискурса могут быть не только осознаваемые аспекты личности говорящего, но и целиком бессознательные, или, словами Ж.Лакана, в авторстве текста участвуют как Субъект сознательного (Субъект), так и Субъект бессознательного (Другой). Получается, что само авторство конкретного дискурса – вещь достаточно сомнительная, в смысле принадлежности одному субъекту говорения. В качестве такого субъекта может выступать и Субъект сознательного (в большей степени отвечает за содержание – что говориться) и Другой (отвечает за оформление этого содержания – как говориться).

То есть, речевые и невербальные аспекты дискурса определяются в качестве равнодействующей сразу двух субъектов говорения. Или, другими словами, дискурс всегда является результирующей системой вкладов Субъекта и его Другого. Доминирование Субъекта влечёт не только вытеснение Другого в латентные, неявно проговариваемые и скрытые аспекты дискурса, но и порождает сопротивление Субъекта проникновению Другого в пласты явного содержания. В крайнем варианте это представлено как дозированная речь. Субъекту бессознательного остаётся только трансформировать форму, структуру речи, проявлять себя в интонационных, невербальных аспектах либо других смещениях дискурса. Влияние Другого приводит к возникновению множества вторичных, сопутствующих смыслов, анализ которых позволяет этого Другого раскрыть, а, следовательно, понять Бессознательное.

Обращу внимание и на оборотную сторону описанного процесса. Возможна такая ситуация, когда функция авторства переходит от Субъекта к Другому. Например, это проявляется в ситуации речи психотика или человека в состоянии алкогольного/наркотического опьянения/дистресса, когда сознательный контроль за речью снижен или отсутствует совсем. В этом случае в функции авторства доминирует Другой, а Субъект представлен во вторичных смыслах. Теперь уже сам Субъект смещен в сопутствующие пласты смыслов. Таким образом, Субъект и Другой конкурируют за право быть авторами конкретного высказывания. Кто из них вносит больший вклад в речь, тот формирует содержание, другой в таком тексте присутствует лишь неявно.

В норме, при отсутствии у говорящего изменённых состояний сознания, он говорит от имени Субъекта, проговариваясь от имени Другого. Идентифицировать Другого можно за счёт редукции означающих в одной либо нескольких выделенныхтерапевтом структурах в дискурсе клиента и/или целостном дискурсе терапии.

Тогда, когда в построении подобных структур, в их расстановке и порядке предъявления начинает участвовать бессознательное клиента, происходит изменение стиля или формы выражения. Это является основным маркёром присутствия в дискурсе Субъекта бессознательного. Различение принадлежности фрагментов дискурса сознательному или бессознательному производится именно по изменению стиля выражения, по смещениям в стиле. На этом основании терапевт производит реконструкцию структур бессознательного. Затем он осуществляет анализ и толкование этих реконструированных структур.

Техническое осуществление метода СТРЕОЗ несколько отличается в зависимости от типа самой структуры, хотя принцип, заложенный в процедуру редукции означающих, каждый раз остаётся неизменным. Принцип состоит в выделении некоторых обобщённых структур в тексте терапевтического сеанса и в поиске структур им эквивалентных в бессознательном клиента. Эквиваленты в бессознательном выступают в качестве означаемых, задающих при взаимодействии с означающими смысл выявленным структурам.

С точки зрения метода СТРЕОЗ различают четыре типа структур.

1. Морфологическая структура слова. В этом случае структурная редукция означающих сводится к интерпретациям различных оговорок, неологизмов, “слов-бумажников” (Делёз, 1998), “чемоданных слов” (Мамардашвили, 1994) и др., выступающих в качестве носителей множественных смыслов. По Ж.Лакану, смещения в морфологии слова отражают либо конкретную симптоматику клиента, либо его бессознательные желания. Как правило, оговорки легко различимы в тексте рассказа клиента, часто прозрачны для интерпретации, хотя и не всегда могут быть однозначно истолкованы. Терапевтический опыт позволяет говорить, что оговорки никогда нельзя интерпретировать непосредственно, «в лоб». Психотерапевту необходимо их отмечать и классифицировать по темам (семейные отношения, аспекты сексуальной жизни, взаимоотношения на работе и т.п.). Если одна из тем начинает повторяться чаще остальных, то она явно проблемная, болезненная. Здесь работает принцип, давно отмеченный в народной мудрости: «у кого что болит, тот о том и говорит». Особенность работы с оговорками и смещениями в морфологии конкретных слов состоит в том, что мгновенная интерпретация, как правило, всегда является преждевременной для клиента. Она порождает процессы сопротивления принятию вытесненного материала. Клиент стремится поправить сказанное, отказывается от собственных слов, делает вид, что не расслышал сказанное или, что он этого вообще не говорил. Поэтому лучше «накопить» несколько оговорок, а затем спросить клиента, что он сам думает по их поводу.

2. Синтаксическая и семантическая структура предложения (смысловой и морфологический порядок слов в предложении). Метод СТРЕОЗ при работе со структурами конкретных предложений состоит в анализе и истолковании различных оборотов речи, преимущественно метафор и метонимий. “Ведь хотим мы себе в этом сознаться или нет, но симптом – это действительно метафора, а желание – это и в самом деле метонимия” (Лакан, 1997, с.84).

Метафора – троп/литературный оборот речи, указывающий на сходство по подобию/контрасту, «что на что похоже/не похоже». Например, выражение «устал, как собака» является метафорой и в то же время отражает симптом человека, его «животную» усталость. Метонимия – троп/литературный оборот, характеризующий сходство по смежности, по близости (временной, пространственной, либо смысловой). Для иллюстрации можно привести примеры: «съел тарелку», «выпил кружку», «бунтует страна», «волнуется город», «прут эмоции», «поет душа» и др.

В современном языковом консультировании, наверное, не осталось психотерапевтов, не пользующихся возможностями этих и других литературных оборотов. Именно литературные тропы позволяют лучше понять состояние клиента, а главное, «прочитать» его проблему «между строк», увидеть задаваемый этой проблемой контекст, понять проговоренное помимо сознательного желания и воли.

Психоаналитическое направление было первым, где открыли возможности и потенциалы литературных тропов для проникновения в бессознательное. Более того, ещё З.Фрейд обнаружил, что забывание негативных, фрустрирующих событий также строится по законам временной и пространственной смежности (т.е. метонимически). На ряду с негативом мы забываем близкие по времени осуществления, рядом идущие нейтральные и позитивные события. Они вытесняются из Эго вместе с травматическим опытом и образуют вокруг этого опыта оболочку с травмой в центре. Для подобного феномена существует даже специальное название – патогенное ядро.

Задача терапевта, работающего по методу СТРЕОЗ с различными литературными тропами, состоит в семантическом и/или синтаксическом взаимосоотнесении означающих (слов предложения), представленных в том или ином высказывании клиента. Терапевт интерпретирует различные смысловые и/или лингвистические несоответствия, неточности и неправильности, составляющие одно предложение (либо находящиеся на стыке двух соседних высказываний). Эти неправильности порождаются, в основном, из семантического несовпадения того, что говорящий хочет сказать и того, что он говорит на самом деле. Такие несовпадения можно рассматривать в качестве указателей, расставленных бессознательным и свидетельствующих о наличии вторичных смыслов. Анализируя лингвистические неправильности, достраивая их до корректных в плане синтаксиса и семантики конструкций, терапевт восстанавливает вторые/третьи и т.д. смыслы конкретного высказывания клиента.

3. Семантическая структура дискурса, образуемая его целостными смысловыми фрагментами. На этом уровне метод СТРЕОЗ представлен анализом более глобальных, в сравнении с предшествующими, единиц дискурса. В качестве таких единиц выступают целостные, законченные фрагменты речи клиента. Редукция позволяет сводить отдельные фрагменты клиентского дискурса к эквивалентам бессознательных отношений, бывших ранее или возникающих прямо на сеансе, что приводит к осмысливанию этих фрагментов в новом качестве. Важным является распознавание самих целостных фрагментов дискурса, частоты и последовательности их смены. Также, при использовании метода СТРЕОЗ на этом уровне, необходимо учитывать наличие семантического единства и смысловой связанности между различными фрагментами речи клиента, либо отсутствие между этими фрагментами преемственности и видимой логики. Техника осуществления метода СТРЕОЗ при работе с целостными фрагментами дискурса структурно совпадает с техникой предыдущего уровня. То есть, как и в предшествующем случае, отдельные целостные фрагменты речи клиента можно рассматривать по отношению друг к другу как метафоры или метонимии.

Другими словами, как бы клиент не менял в процессе психотерапии темы своего рассказа, о чем бы он ни говорил, он всегда говорит об одном и том же – о своей проблеме. Последующая речь клиента, даже не-смотря на видимую «несвязанность» и «рассогласованность», является конкретизацией ранее сказанного.

Иногда же верно обратное. То, что было сказано в начале, позволяет выбрать верный ракурс при рассмотрении всего последующего. Меняя тему рассказа, клиент лишь иллюстрирует свою проблемную область более безопасными вариантами рассказа. Даже радикальная смена темы повествования призвана только уточнить и более образно проиллюстрировать сказанное раньше. В случае же, когда более ранние высказывания клиента задают контекст, смысловую рамку к восприятию последующего материала (а в особенности показательно в этом плане начало сеанса и те слова, которые сопровождают это начало), то эти ранние высказывания являются ключом, дешифратором дальнейших речевых сообщений.

Навык терапевта состоит в данном случае в умении распознать, какая тема метафорически конкретизирует остальные, что является означающим, а что означаемым из отдельных целостных фрагментов. Здесь терапевт должен задействовать и интуицию, и весь свой опыт, и «свободное внимание», которым он обладает. Именно от всех перечисленных составляющих зависит способность психотерапевта правильно расставлять акценты и глубже проникать в бессознательное клиента.

Особенно примечательно при работе со структурами целостных фрагментов речи клиента то, что тематическую подачу материала практически невозможно отследить и проконтролировать сознательно. Это находится вне возможностей Субъекта, а значит в подаче тем для рассказа, в порядке смены этих тем Другому (Субъекту бессознательного) отводится центральная роль. Данный факт позволяет утверждать, что анализ целостных фрагментов речи клиента, как метафор по отношению друг к другу, является наиболее надежным способом проникновения во внутренний мир клиента.

4. Семантическая структура совокупного дискурса, образуемого всеми участниками терапевтического процесса. На последнем, самом высоком уровне метод СТРЕОЗ (названный для этого уровня обобщенной редукцией) представляет собой сведение совокупного дискурса всех участников психотерапевтического процесса к некоторым бессознательным смыслам клиента, связанным, как правило, с его актуальными неосознаваемыми отношениями в терапевтической группе.

Метод обобщённой редукции задаёт дополнительный взгляд на всю систему психотерапевтических взаимодействий в рамках конкретного сеанса. Взгляд этот состоит в том, что в некоторых случаях проблему клиента и особенности подачи этой проблемы можно рассматривать не саму по себе, а как стремление клиента повлиять на групповые терапевтические отношения. Например, занять привычную для себя позицию в группе, спровоцировать определенные реакции, перераспределить ролевую структуру группы и т.п. То есть, иногда клиент сознательно либо бессознательно манипулирует темой, содержанием или формой подачи своей проблемы с целью оказать то или иное влияние на группу, либо отдельных её членов. Такие манипуляции, как правило, активно моделируют групповую динамику на сеансе, что и приводит к перераспределению всей системы отношений в группе.

Как же работать с помощью метода СТРЕОЗ в данном случае? Принцип редукции означающих позволяет сводить целостный дискурс, произведенный всеми участниками группы, к отдельным аспектам неосознаваемых взаимоотношений клиента. Для этого необходимо учитывать: а) переживания членов группы, связанные с проблемой клиента и с особенностями её подачи; б) внутригрупповую динамику, а также специфические реакции на клиента отдельных участников; в) контрперенос и эмоциональные состояния (а также динамику их смены) самого терапевта.

Если психотерапевт фиксирует все сказанное и не закрыт по отношению к собственным контрпереносам на клиента, то он в состоянии понять, что «говорит» сейчас клиент. Действительно ли он переживает свою проблему, находится внутри неё, либо он недоволен своим местом в группе, собственным статусом, ему не хватает внимания либо привычных для него эмоциональных реакций. Если речь идет о последнем, то терапевтическая стратегия должна строится иначе, чем в случае терапевтического решения проблем клиента.

И ещё несколько слов в заключение. Процедура третьего и четвертого уровней метода СТРЕОЗ основывается на феноменологической стратегии анализа групповых переживаний. В силу этого, эти два уровня можно рассматривать, как феноменологическую стратегию работы психотерапевта, в то время как первый и второй уровни – как структурно-лингвистическую стратегию. Использование в рамках одного метода сразу двух терапевтических стратегий позволяет системно подходить к проблеме клиента и работать как с его семантикой/смыслами, так и с субъективными переживаниями/чувствами.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных