Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Власть и христианский гуманизм




Составитель одного из первых произведений древ­нерусской литературы — «Изборника» (1076), на­зывавший себя Иоанном Грешным, писал, что «не­брежение о властях — небрежение о самом Боге»; испытывая страх перед князем, человек учится и Бога бояться. Более того, мирская власть представ­лялась Иоанну Грешному орудием Божественной во­ли, с ее помощью осуществляется высшая справедли­вость на земле, ибо «князем наказываются согрешаю­щие».

Идеал сильной власти в эпоху раздробленности (XIII в.) выдвигал Даниил Заточник, написавший «Моление», обращенное к некоему князю: «женам глава муж, а мужемкнязь, а князем — Бог».

Но идея единоличной власти была нераздельно связана с требованиями, чтобы власть эта была гуман­ной и4 мудрой. Интересно в этом отношении «По­учение» Владимира Мономаха, прославленного поли­тического деятеля и яркого писателя. Мономах со­здал в своем «Поучении», посвященном, очевидно, наследнику, образ идеального князя. Он стремился к тому, чтобы власть была нравственной и основы­валась на соблюдении евангельских заповедей. Поэто­му она должна защищать слабых, осуществлять спра­ведливость. Известно, что сам Мономах отказывался казнить даже злейших преступников, аргументируя это тем, что срок жизни человека определяет только Бог. Кроме того, князь, с его точки зрения, должен постоянно учиться: «что умеете, того добра не забы­вайте, а чего не умеете, тому учитесь». Считалось важным, чтобы князь окружал себя мудрыми со­ветчиками, независимо от их социального положе­ния. Так, Даниил Заточник писал: «Не лишай хлеба мудрого нищего, не возвышай до облаков богатого глупца».

Разумеется, между этими рекомендациями и ре­альной жизнью была огромная разница. В ожесточен­ной борьбе за власть князья совершали и клятвопрес­тупления, и убийства, но само по себе существование такого рода идеала давало возможность оценки и кри­тики действий власти.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных