Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ЛЮДИ, КОТОРЫЕ ОСМЕЛИЛИСЬ ПОНЯТЬ




 

«Дерзай понимать!» — так немецкий философ Им­мануил Кант определил суть умонастроений своей эпо­хи, которую называли веком Просвещения. После Воз­рождения и Реформации это был третий духовный пе­реворот, практически полностью покончивший со средневековой системой ценностей.

Просвещение было мощным интернациональным идейным движением. Оно зародилось в Англии еще в конце XVII в. — одним из его основоположников был философ Джон Локк (1632—1704), а в XVIII в. достиг­ло наивысшего расцвета во Франции, дав целую пле­яду блестящих мыслителей, среди которых были Ф. Вольтер (1694—1778), Д. Дидро (1713—1784), Ш.Монтескье (1689—1755), Ж.-Ж. Руссо (1712— 1778). Просвещение быстро распространилось по всей Европе.

Теории просветителей распространялись не толь­ко в кругах интеллектуальной элиты. В более или менее упрощенной форме они становились достоянием масс, и особенно ярко это проявилось в бурные годы английской, американской и французской рево­люций.

 

Победы разума

В эпоху Просвещения победу одержал рациона­лизм, развивавшийся в западноевропейской мысли еще в средние века. Однако в те далекие времена раци­ональное отношение к миру, как правило, сосущество­вало с религиозным, сложным образом переплеталось с ним. В XVIII в. возник атеизм, полностью отрицаю­щий веру в Бога. Если же вера в него оставалась, то в «урезанном» виде, подчиняясь требованиям разума.

Знаменитая фраза Вольтера: «Если бы Бога не было, его следовало бы выдумать», — отражает предельно рационалистическое и утилитарное отношение к рели­гии, которое было совершенно чуждо средневековому человеку.

Просвещение — это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине. Несовершеннолетие есть неспо­собность пользоваться своим рассудком без руковод­ства со стороны кого-то другого.

И. Кант

Неудивительно, что религия в той форме, в какой преподносила ее церковь, и религиозное видение мира казались просветителям главными врагами современ­ного человека. Д. Дидро писал по этому поводу: «Если разум — дар неба и если то же самое можно сказать о вере, значит, небо ниспослало нам два дара, которые несовместимы и противоречат друг другу». Ветхий и Новый Завет, содержавшие для средневекового чело­века неоспоримые Божественные откровения, подвер­гались теперь критике с точки зрения обычной челове­ческой логики, и в них находили массу несообраз-ностей.

Поистине наступило время разоблачений, и про­светители, которые осуществляли эти разоблачения, полагали, что они, вооруженные истинным знанием о мире, рассеивают вековые предрассудки человечества.

Как может здравомыслящий человек верить в то, что Ева была создана из ребра Адама, что, зачав Хрис­та, Дева Мария осталась непорочной, а Христос вос­крес через три дня после смерти? Все противоречащее разуму и накопленным знаниям отвергалось. Даже су­ществование Бога многие просветители признавали лишь для того, чтобы объяснить целесообразность уст­ройства мира.

Бог «дал материи главное движение».

Б. Фонтенель, французский просветитель

 

В глазах просветителей-деистов Бог превратился в силу, которая лишь внесла определенный порядок в извечно существовавшую материю. В ту эпоху стало особенно популярным представление о Боге как вели­ком механике и о мире как огромном механизме — идея, возникшая еще в XVII в.

Благодаря достижениям естественных наук воз­никло ощущение, что время чудес и загадок миновало, что все тайны мироздания раскрыты и Вселенная, об­щество, человек подчиняются логичным, доступным разуму законам.

В истории человечества просветителей волновали глобальные проблемы: как появилось государство? Когда и почему возникло неравенство? Что такое про­гресс? И на эти вопросы находились столь же раци­ональные ответы — как и в тех случаях, когда речь шла о «механизме» мироздания.

Еще в годы Английской революции оформилась мысль о том, что государственная власть — результат общественного договора, заключенного между наро­дом и избранными им правителями. Отсюда следова­ло, что неправедных правителей можно свергнуть. Эта теория, разработанная Д. Локком, в XVIII в. была под­хвачена французскими просветителями. Д. Дидро по­лагал, что «общество избирает себе государей только ради более надежной охраны своего счастья и ради са­мосохранения», поэтому на деспотизм властей позво­лительно отвечать насилием. Ж.-Ж. Руссо тоже счи­тал восстания вполне правомерными.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных