Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ПСИХОДИАГНОСТИКА ВНИМАНИЯ




Совокупность приемов и методов, направленных на психологическое изучение и измерение качеств внимания (его распределения, концентрации, устойчивости и переключаемости). Исследование внимания имеет большое значение в операторской деятельности, в частности при анализе ошибочных действий оператора, прогнозировании успешной деятельности, проведении профессионального отбора, организации контроля функционального состояния и пр. Это обусловлено тем, что для многих видов операторской деятельности качества внимания относятся к числу профессионально важных качеств оператора. Большинство тестов для оценки качеств внимания являются сравнительно простыми по процедуре проведения тестами скорости (см. Корректурная проба). В психодиагностической практике для исследования внимания применяются такие методики, как тест Бурдона (см. Корректурная проба), таблицы Шульте, красно-черная таблица, тест «Перепутанные линии», методика Мюнстерберга и др. Одной из наиболее распространенных методик являются таблицы Шульте. В них в случайном порядке расположены числа от 1 до 25. Задача испытуемого заключается в том, чтобы отыскать и показать числа в порядке их возрастания. Это он проделывает с пятью различными таблицами. Основной показатель — время выполнения задания. По результатам работы строится «кривая истощаемости»; отражающая устойчивость внимания и динамику работоспособности. Модификацией таблиц Шульте является красночерная таблица Ф. Д. Горбова, которая служит для оценки переключения внимания. Для оценки избирательности и концентрации внимания рекомендуется методика Мюнстерберга, в которой среди случайного буквенного текста имеются слова. Задача испытуемого — как можно скорее просматривая текст, подчеркнуть эти слова. Помимо бланковых тестов для П. в. могут использоваться и аппаратурные методики. Примером ее является прибор «Аттенциометр» (Е. А. Милерян). На его лицевой панели расположена модель самолета, лампочки, счетчики и измерительные приборы. При работе с аппаратом испытуемый должен, действуя одной рукой, непрерывно корректировать положение самолета. Одновременно он должен следить за. лампочками и приборами и, действуя другой рукой, производить заданные переключения органов управления. Успешное решение задачи обусловлено прежде всего способностью испытуемого к распределению и своевременному переключению внимания.

 

 

Структура личности

Основу личности составляет ее структура, т.е. относительно устойчивая связь и взаимодействие всех сторон как целостного образования. Существуют различные подходы к определению структуры личности.

А. Г. Ковалев рассматривал личность как синтез:
- темперамента (структуры природных свойств),
- направленности (система потребностей, интересов, идеалов),
- потребностей – нужда человека в чем-либо (бывает низшая и высшая)

-способности – совокупность интел., волевых и эмоциональных свойств

- характер – синтез отношений и способов поведения
К. К. Платонов предложил "динамическую структуру личности":
- социально обусловленные особенности (направленность, моральные качества),
- личный опыт (объем и качество имеющихся знаний, умений и навыков, привычек),
- индивидуальные особенности различных психических процессов (внимание, память),
- биологически обусловленные особенности (темперамент, задатки, инстинкты и т.п.).

Известная структура - структура личности по З. Фрейду:
- иддо (оно - инстинкты, биологические особенности, подчиняется принципу удовольствия),
- эго (я - сознание, опора на реальность, занимается в том числе улаживанием конфликтов, исходящих из ид),
- суперэго (сверх-я - мораль, ценности, опора на ценности общества, занимается "убеждением" эго в приоритете идеалистических ценностей).
Другая подобная структура личности была разработана К. Г. Юнгом:
- эго (сфера сознания - мысли, чувства, воспоминания, ощущения и т.п.),
- личное бессознательное (когда-то осознававшиеся конфликты, но теперь они подавлены и забыты),
- коллективное бессознательное (хранилище латентных следов памяти человечества - в нем отражены мысли и чувства, общие для всех людей).

Теория интегральной индивид.: автор Мерлин

2 группы индвид. Особенностей:

А) свойства индивида

-темперамент

-индивидуальные качественные особенности психических процессов

Б) Свойства индивидуальности

- мотивы и отношения

- характер

-способности

Мотив- фактор, побуждающий к деятельности

Деятельность – опосредующее звено между всеми подструктурами личности

По Ананию

Состоит из 2х блоков:

А)первичный класс личностных свойств

-статус – положение человека в социуме

- роли

-ценностные ориентации – жизненные ориентиры, которые являются значимыми для человека и которой он руководствуется в своей жизни и к чему стремиться

Б) вторичный класс личностных свойств

- мотивация поведения

- структура общественного поведения

- сознание

По Карлу-Юнга

- эго

- персона

- тень

- личностная бессознательная

По Кеттелу

- поверхностные – сопутствующие друг другу поведенческие характеристики личности, которые имеют единые основы и явл-ся непостоянными

- исходные – факторы, определяющие постоянство поведения человека

По Гилфорду

-сфера способностей

- гармоническая сфера

- сфера темперамента

- класс параметров патологии






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных