Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА




Аверин В.А.

А 19 Психология детей и подростков: Учёб. пособие. - 2-е изд., перераб. -СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998. - 379 с.


Содержание

ОТ АВТОРА............................................................................ 7

Глава 1

Психология развития ребенка.............................................. 9

,1. Из истории развития науки о детях............................. 9

.2. О методологии последующего изложения................. 12

.3. Детство в жизни взрослого......................................... 15

.4. Принципы психического развития............................ 17

.5. Факторы психического развития............................... 25

.6. Механизм психического развития ребенка............... 29

.7. Теории психического развития ребенка.................... 36

.8. Гипотеза психического развития ребенка

Д. Б. Эльконина........................................................... 43

.9. О диагностике возрастного развития........................ 49

.10. Показатели психического развития ребенка и

методы их изучения..................................................... 52

Глава 2

Психическое развитие младенца........................................ 62

2.1. Врожденные способности младенца.......................... 63

2.1.1. Врожденные перцептивные способности

младенца............................................................ 71

2.1.2. Врожденные психомоторные способности

младенца............................................................ 79

2.2. Психическое развитие новорожденного.................... 85

2.3. Психическая жизнь младенца..................................... 93

2.4. Начало развития языка и речи.................................. 100

2.5. Эмоциональная жизнь младенца.............................. 108

2.6. Непосредственно-эмоциональное общение -

ведущий вид деятельности младенца........................ 119

Заключение........................................................................ 123


Приложения............................................................................. l zs

Приложение 1

Развитие хватания и владения рукой........................ 128

Приложение 2

Развитие органов чувств и поведения в игре........... 129

Приложение 3

Развитие речи (говорения и понимания).................. 130

Приложение 4

Социальное развитие ребенка...................................132

Глава 3

Психология раннего детства.............................................133

3.1. Особенности развития ребенка в раннем

детском возрасте........................................................ 134

3.2. Факторы становления предметно-манипулятивной деятельности ребенка................................................. 134

3.3. Освоение ходьбы........................................................ 135

3.4. Предметные действия и условия их развития.......... 138

3.5. Освоение речи.............................................................140

3.6. Эмоциональное развитие ребенка............................ 153

3.6.1. Общие особенности эмоциональной

сферы ребенка...................................................153

3.6.2. Эмоциональная жизнь ребенка раннего

возраста............................................................154

3.7. Кризис 3-х лет и центральное новообразование

раннего возраста........................................................ 163

3.8. Становление личности ребенка, его системы «Я»... 166

3.8. 1. Что усваивают дети, общаясь с

родителями?.......;.............................................. 176

3.8.2. Почему и каким образом ребенок

усваивает воздействия родителей?.................. 176

3.9. Становления образа себя и полоролевая

идентификация........................................................... 182

Глава 4

Психология развития детей дошкольного возраста........ 186

4.1. Игра и ее роль в развитии ребенка...........................188

4.1.1. Изобразительная деятельность ребенка......... 194

4.2. Развитие воображения............................................... 199


4.3. Психоэмоциональное развитие дошкольников.......206

4.4. Развитие восприятия, внимания, памяти и

мышления дошкольника............................................214

4.5. Развитие общения в дошкольном возрасте.............. 223

4.6. Кризис 7 лет и психологические новообразования

дошкольного возраста............................................... 229

4.7. Готовность ребенка к школе..................................... 232

Глава 5

Психическое развитие детей младшего школьного возраста..............................................................................243

5.1. Краткая психологическая характеристика

возраста......................................................................243

5.2. Адаптация первоклассникам школе......................... 245

5.3. Учебная деятельность - ведущая в младшем

школьном возрасте.................................................... 249

5.4. Основные психологические новообразования и

их влияние на познавательное развитие ребенка..... 254

5.5. Теория развития интеллекта Ж.Пиаже..................... 261

5.6. Эмоциональная сфера младшего школьника.......... 281

5.6.1. Страхи детей в младшем школьном

возрасте............................................................. 281

5.6.2. Эмоции интереса и радости и их роль

в учебной деятельности.................................... 284

5.7. Развитие личности младшего школьника................288

5.8. Психологическая характеристика трудностей

обучения в начальной школе..................................... 293

Глава б

Психическое развитие подростка.....................................304

6.1. Мифы и реальности подросткового возраста.......... 304

6.2. Специфические особенности подросткового

периода....................................................................... 305

6.3. Ведущая деятельность и психологические

новообразования возраста........................................311

6.4. Психологическая характеристика

подросткового возраста............................................314

6.5. Основные сферы психического развития подростка 317 6.5.1. Половое развитие подростка..........................318


6 ________.______________-____

6.5.2. Познавательное развитие подростка..............327

6.5.3. Социализация личности подростка как

этап становления самосознания......................339

6.5.3.1. Становление «Я» и психоэмоцио­нальные состояния подростка.................... 350

6.5.4. Нравственное развитие подростка.................352

6.6. Агрессивность и агрессивное поведение

подростка..............—....——......................•.-••—..........361

6.7. Акцентуации характера и нарушения

поведения подростка..............................—..........—....372


ОТ АВТОРА

Дети, как и взрослые, очень разные. Нам, взрослым, хорошо известны порой отчаянные попытки, предприни­маемые нами, чтобы лучше понять друг друга. В этом нам помогает жизненный опыт и специальная литература, раскрывающая психологию взрослого и его поведения. Сейчас такой литературы появилось довольно много. И хотя качество ее разнообразно, дефицит психологических знаний перекрывает возможные изъяны.

Потребность в понимании наших собственных де­тей у нас ничуть не меньше, чем в понимании взрослых. И удовлетворение ее за счет набивания шишек в рамках жизненного опыта - слишком большая плата за приобре­тенные знания. Путь расширения своего кругозора за счет научных знаний, пожалуй, единственно приемлемый для нас и наших детей. В то же время психологической литера­туры о детях немного.

В этой книге мы предприняли попытку системати­зации известных психологических фактов жизни ребенка от его рождения по подростковый возраст с целью выяв­ления и демонстрации читателю логики психического раз­вития ребенка, другими словами, механизма его психичес­кого развития.

Смотреть - это еще не значит видеть, так же как слу­шать - не значит слышать. Но даже тогда, когда человек и видит и слышит, он не всегда может объяснить себе, что происходит на самом деле. Психологическая картина дет­ства и отрочества столь сложна, запутана и противоречива, что разобраться в ней без четких ориентиров для анализа


8 Аверин В.А. Психология детей и подростков _______•

просто невозможно. Именно поэтому основной акцент в книге сделан на анализе механизма психического разви­тия ребенка и интерпретации всего многообразия фактов в контексте этого механизма.

Эта книга обращена:

к вдумчивым и нравственным родителям. Она помо­жет им выбрать адекватные способы взаимодействия с ребенком, создать необходимые условия для его жизни и развития его способностей;

врачам и другим медицинским работникам. Мне, проработавшему в педиатрической медицинской акаде­мии более 20 лет, достаточно хорошо известны типичные психологические трудности, с которыми сталкиваются врачи в своей профессиональной деятельности. Матери­алы этой книги могут помочь врачам-педиатрам соста­вить более полный и системный портрет своих малень­ких пациентов, а порою избежать и диагностических оши­бок особенно в так называемые кризисные периоды развития ребенка, а также при выборе лечения и назначе­нии профилактических мероприятий;

работникам дошкольных детских учреждений, учи­телям, социальным работникам для создания условий нор­мального психического развития ребенка и проведении психодиагностических и коррекционных мероприятий.

С уважением В. Аверин


ГЛАВА 1

ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных