Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Основные сферы психического развития подростка




На рис.18 указаны основные сферы психического раз­вития подростка, разнесенные на оси времени.

Лет

Рис. 18. Основные сферы развития подростка.


318 Аверин В.А. Психология детей и подростков 6.5.1. Половое развитие подростка

Прежде чем перейти к характеристике полового раз­вития подростков, несколько слов о состоянии здоровья современного подростка. Знакомство с ним поможет пра­вильнее понять и некоторые аспекты полового, познгава-тельного и социального развития. Долгие годы, здоровье подростка, его физическое развитие ассоциировалось с понятием акселерации. Первые ее признаки стали давать о себе знать еще в 60-е годы, а 70-80-е эта тенденция резко усилилась. К примеру, в 70-е годы первые признаки поло­вого созревания отмечались у девочек в 8-9 лет, а у маль­чиков-в 10 лет.

С начала 90-х годов физическое состояние школьни­ков, в том числе и подростков, стало ухудшаться. Лонги-тюдное исследование, проведенное институтом возрастной физиологии РАО, показало, что в 90-е годы отчетливо ста­ла проявлять себя тенденция затухания акселерации, сни­жаются годичные прибавки в длине тела, существенно по мере взросления увеличивается дефицит массы тела'. Даже у московских школьников, проживающих в условиях от­носительного социального и экономического благополу­чия, имеется отставание нарастания массы тела по отно-шениюк длине: в 7 лет оно составляет 8%, а в 12-14 лет

уже 33%!

Резко возросло число хронических заболеваний и аллергических проявлений: среди младших школьников с 39,4% в 80-е годы до 54,6% в 90-е годы, а среди учеников восьмого класса с 40,2% в 80-е годы до 52% в 90-е годы. За этот же период значительно уменьшилось число здоро­вых детей (I и II группы здоровья). Среди младших школь­ников с 60,8% в 80-е годы до 45,4% в 90-е годы и среди

Антропова М.В. и др. Здоровье школьников: результаты лон-гитюдного исследования.Педагогика, 1995, № 2.


___ Глава 6. Психическое развитие подростка 3'19 восьмиклассников с 59% в 80-е годы до 48% в 90-е годы; За этот же период по мере взросления увеличивается число детей с функциональными нарушениями в опорно-двига­тельной системе, центральной нервной Системе и сердеч­но-сосудистой. Все это снижает физиологический потен­циал подростка и сказывается на ходе полового и психи­ческого развития.

Половое созревание - стержневой процесс в подрос­тковом возрасте. Его примерная длительность составляет 4тода. Не вдаваясь в подробную его характеристику, ос­тановимся на тех сторонах, которые имеют непосредствен­ное отношение к становлению самосознания личности под­ростка.

Значение полового развития с точки зрения станов­ления личности трудно переоценить. Влияние пола как двигателя, стимулирующего процесс психического разви­тия человека чрезвычайно велико. Это признавалось дав­но. Например, в раннем детстве, когда наличие пола еще не осознается ребенком или осознается весьма слабо, тем не менее его действие весьма значительно. 0-Липманн еще в 1917 году установил, что 46% различий по различным психологическим показателям обусловлено действием пола и развиваются они по мере взросления, когда пол еще полностью не осознан ребенком'. Интересно то, что по мере осознания детьми своего пола эти психологические различия начинают ослабевать. Увы, люди все еще далеки от осознания значения этого факта. Зато, это было хоро­шо понято З.Фрейдом, что и послужило точкой отсчета для создания им своей теории психосексуального разви­тия ребенка.

С точки зрения психоаналитиков, начало полового созревания связано с нарушением внутреннего равновесия энергии -«либидо», что приводит к переструктурированию

Цит. по Рыбалко Е.Ф. У к. соч.


320 Аверин В.А. Психология детей и подростков _______

инстинктивного ОНО, реального Я и морального СВЕРХ-Я. Если в детстве объектами сексуальности с точки зрения психоаналитиков были родители, то в подростковом воз­расте начинает действовать ТАБУ (запрет) на влечение к этим объектам. Поэтому происходит отказ от прежних объектов влечения и поиск новых для себя объектов. Та­ким образом, нарушается равновесие, о котором говори­лось выше, и на этой почве возникает конфликт. Отказ от родителей приводит к их неприятию или индифферентно­му к ним отношению, отрицанию их ценности, умалению достоинств, открытой дерзости и бунту. Поведение под­ростков в целом становится инфантильным и одновремен­но агрессивным.

Переход к взрослой генитальности становится одной из главных задач полового созревания. Другой важной задачей становится реконструкция телесного образа «Я» и построение мужской и женской «родовой» идентичнос­ти как одной из составляющих самосознания подростка.

Одним из важных признаков полового созревания, имеющих психологическое значение для подростка, явля­ются новыетелесные ощущения, вызванные бурным проте­канием физического развития. Чем интенсивнее протекает пубертат, тем сильнее противоречие между утрачиваемым привычным образом тела подростка и обретением нового физического «Я». Как отмечают Д.Н.Исаев и В.Е.Каган,это противоречие «проявляется сомнениями в правильности своего развития, боязнью показаться смешным, постоянным и бдительным вниманием к восприятию себя другими. Дли­на тела, полнота, степень развития вторичных половых при­знаков и т.д. подвергаются интенсивной и напряженной пси­хологической переработке»'. Любые отклонения в физи-. ческом и половом развитии вызывают у подростка тревогу, что находит отражение в его повседневном поведении. Все

Исаев Д. Н.. Каган В.Е. У к. соч. С- 91.


Глава 6. Психическое развитие подростка 321

эти коллизии так или иначе переживаются всеми подрост­ками, принимая порой форму пубертатной дисморфофо-бии'. Именно в этот период в качестве нелюбимых черт своего характера они называют физические параметры. Не случайно поэтому 30% американских девочек и 20% маль­чиков испытывают беспокойство по поводу своего роста, проявляют тревогу в связи со своей внешностью. Мальчи­ки и девочки демонстрируют специфическую тревогу, свя­занную с развитием гениталий. У мальчиков частым ис­точником тревоги является недостаточный, по их мнению, рост, с которым часто ассоциируется мужественность, они проявляют живой интерес к развитию половых органов. Девочки больше озабочены ростом груди и запаздывани­ем менархе по сравнению со сверстницами. Показано, что 40% испытывают при этом негативные чувства, 10% про­являют положительные эмоции, а 50% девочек спокойно реагируют на первое появление менструаций.

Формирующийся образ тела по разному сказывает­ся на формировании самосознания девочек и мальчиков. У девочек раньше, чем у мальчиков, возникают сложные формы рефлексии, у них сильнее потребность во взаимо­понимании, раньше и сильнее обнаруживается интерес к внутреннему миру литературных героев, они считают себя в сравнении со сверстниками менее общительными, но более искренними, справедливыми и верными, они в боль­шей степени, чем мальчики, ориентированы на словесное общение, а не совместную деятельность2. Наряду с этим у девочек этот образ более тесно связан с другими психоло­гическими представлениями о себе, а у мальчиков слабее. Так, девочки-подростки, считающие себя внешне мало­привлекательными, негативно оценивают и другие сторо­ны своего «Я». Мальчики могут негативно оценивать свою

Лебединская К.С. Ук. соч. 1 Голод С. И. Цит. по Исаев Д. Н., Каган В.Е. У к. соч.

Зах. 195


322 Аверин В.А. Психология детей и подростков _______

внешность и при этом высоко ценить собственные интел­лектуальные и социальные качества.

О психологии раннего и позднего созревания По данным психологов раннее половое созревание способствует преждевременному принятию социально одобряемого мировоззрения. Позднее половое созревание отрицательно сказывается на психологическом развитии мальчиков; в возрасте 33 лет мужчины испытывают такие же психологические трудности, что и в 16 лет. У девочек с поздним развитием все обстоит иначе. В основном про­блемы концентрируются на физических проблемах, не зат­рагивая психологических.

О некоторых аспектах полового развития подростков В этой области наибольшую известность приобрели исследования Кинзи (США)'. Его выборка испытуемых составила 6200 мужчин и 5800 женщин. Наряду с ним ши­рокую известность приобрели исследования Шоффилда (Англия). В его исследованиях участвовали 934 мальчика и 939 девочек в возрасте от 15 до 19 лет.

Первое, на что следует обратить внимание в поло­вом развитии - это обращение подростков к мастурбации. По данным названных авторов это занятие особенно рас­пространено среди мальчиков. В 12 лет с ней знакомы 20%, в 15 - уже 85%, а в 18 лет - 92%. Резкий скачок происходит спустя 2 года после начала пубертата. В 16 лет среднее число оргазмов при мастурбации составляет 3-4 раза в неделю.

У девочек картина несколько иная. В 12 лет она при­суща 12%, в 15 лет - 20%, а в 20 лет - 33%. В то же время следует заметить, что в семидесятые годы по сравнению с пятидесятыми-шестидесятыми частота занятий мастурба­цией практически удвоилась. Свидетельством тому дан­ные Д.Н.Исаева и В.Е.Кагана, согласно которым в восьми-

Цит. поКонИ.С. Введение в сексологию. М.: Медицина, 1989.


Глава 6. Психическое развитие подростка 323

десятые годы опыт мастурбации имели к 13,5 годам 22%. к 15,5 годам - 37,4%, к 17,5 годам - 50,2%, а к 18,5 годам -65,8% девушек'.

Как относиться к этому? Каковы психологические следствия, сопровождающие мастурбацию?

В западной культуре фактически снят запрет на мас­турбацию. Никто этому там не удивляется в силу распрос­траненности этого явления. У нас отношение пока еще прямо противоположное. Поданным Всероссийского цен­тра общественного мнения, многие россияне считают, что мастурбация хуже, чем внебрачные связи. Распространен­ность такого мнения связана с почти полным отсутствием в общественном сознании сведений о действительных пси­хологических причинах и последствиях мастурбации.

В психологическом плане значительное число под­ростков 45% мальчиков и 57% девочек испытывают при этом чувства вины и тревоги. Если раньше врачи считали мастурбацию виновницей многих органических и психо­логических нарушений, то в настоящее, время по мнению многих, подростковая мастурбация, благодаря фантази­ям, облегчает развитие либидозных влечений. По мнению некоторых психологов, это прелюдия к нормальному ге-теросексуальному поведению. В этой связи интересны дан­ные Г.С.Васильченко, согласно которым мастурбация наи­более часта среди здоровых в будущем мужчин и наибо­лее редка среди страдающих в будущем сексуальными расстройствами2.

Как отмечают Д. Н.Исаев и В.Е.Каган «у подростков с пубертатной мастурбацией связаны сложные, порой дос­тигающие невротического уровня, переживания. Даже под­ростка, не отягощенного традиционными запугиваниями...

' Исаев Д.Н„ Каган Д.Н. Ук. соч.

2 Общая сексопатология: Руководство для врачей/Под ред. Ва-сильченко Г.С. М.: Медицина, 1977.

SSS

Г


324 Аверин В.А. Психология детей и подростков _______

акт мастурбации столько же влечет, сколько отталкивает.... Неизбежное поражение, которое терпит подросток (как впрочем и все поколения до него) в борьбе с «демоном ма­стурбации», может вести к снижению самоуважения, со­мнениям в своей полноценности, опасениям за будущее.... Мастурбация может приобретать оттенок навязчивого влечения: чем больше на ней фиксация и стремление пере­бороть себя, тем больше потребность в разрядке и меньше ее эффект, что может вести к экцессивной мастурбации»'. Психологический фон, на котором протекает мастурбация, и ее психологические последствия дают ключ к психоло­го-педагогическому решению этой проблемы. Во-первых, родителям не следует видеть в этом начало какой-то пато­логии. Во-вторых, нужно отказаться от запугиваний под­ростка мнимыми ужасными последствиями, поскольку ими, как правило, становятся сами запугивания. В-треть­их, следует попытаться снизить уровень психического на­пряжения подростка, поскольку беспокоит его не столько сама мастурбация, сколько связанный с «неизбежным по­ражением» в борьбе с ней душевный конфликт. Этому мо­жет способствовать спокойное обсуждение самой пробле­мы либо с отцом, либо с чужим человеком - к примеру, психологом, лучше мужчиной). Требовать прекращения мастурбации бесполезно, это приведет лишь к конфликту и усилению напряжения. Уже несколько таких бесед мо­гут привести, если и не к снятию мастурбации, то к ее уре-жению. Мастурбация тогда свидетельствует о патологии, когда она закрепляет детские фиксации или имеет прину­дительный характер. А теперь о некоторых особенностях гетеросексуального поведения подростков.

О гетеросексуальном поведении

Несмотря на разговоры о сексуальной революции, сегодняшний 18-летний западный юноша обладает сексу-

' Исаев Д. Н.,Каган В.Е, Ук. соч. С. 99.


Глава 6. Психическое развитие подростка 325

альным опытом 19-летнего в 1940 году. Конечно, нас ин­тересуют прежде всего отечественные подростки и их сек­суальное поведение. Массовое научное исследование дет­ской и юношеской сексуальности было проведено в Рос­сии впервые в 1993 году. Институтом социологии РАН было опрошено более 1600 подростков Москвы и Санкт-Петербурга в возрасте от 12 до 17 лет.

Первый сексуальный опыт в возрасте до 14 лет име­ли 2% опрошенных. В 14-15 лет-уже 13°^ опрошенных, а в 16-17 лет - 36%. Большую активность проявляют маль­чики: так среди 16-летних подростков Санкт-Петербурга подобный опыт есть у 32% мальчиков и 21°'о девочек. В целом по всей выборке наличие сексуального опыта при­знали 22% мальчиков и 21% девочек. Много это или мало? Если сравнивать эти данные с западными, то там к 16 го­дам половую жизнь начинают 50% подростков. Как отме­чают некоторые сексологи, число 50 представляет собой некую статистическую норму и связано оно со сроками полового созревания, а также с некоторыми индивидуаль­ными особенностями подростка. Каковы же психологичес­кие последствия приобретения подростками сексуального опыта?

Сексуально опытные подростки жестче включаются в подростковую субкультуру и имеют более интенсивные социальные отношения со сверстниками. При этом ничто не указывает на наличие у них особых психологических трудностей; у них довольно высока самооценка. Подрос­ток, не имеющий такого опыта, поддерживает свой ста­тус, апеллируя к моральным нормам и убеждениям. В це­лом сексуальность подростка воспринимается как нор­мальное явление. Если ему предшествует адекватное половое воспитание, оно не связывается с девиантным (т.е. отклоняющимся от нормы) поведением.


326 Аверин В.А. Психология детей и подростков _______

О гомосексуальном поведении сексуальной ориентации подростка.

По данным Кинзи имеется лишь 27% признаний сре-ди мужчин о том, что они имели хотя бы один случай го­мосексуального контакта в 15 лет. У девочек значение го­мосексуального опыта выражено намного меньше - толь­ко 5-6% имели такой опыт/Хотя приведенные цифры и невелики, они косвенно свидетельствует в пользу теории переходного периода к гетеросексуальному поведению, согласно которой, подросток проходит стадию гомосек­суальности: гиперсексуальность и разлитая эротичность, отказ от родителей как объектов любви ведут к поиску новых объектов и потому возникает этап гомосексуаль­ного влечения. Некоторые авторы считают, что подрост­ковая гомосексуальность - это своеобразное сексуальное экспериментирование, изживающее себя к концу пубертат-ного периода. К этому времени, как правило, складывает­ся и сексуальная ориентация подростка. Характеризуя ус­ловия ее формирования, следует иметь в виду не только силу либидо и социальный опыт подростка, но и его кон-ституционально-характерологические особенности. Изве­стно, например, что при одних конституционально-харак-терологических типах гомосексуальное экспериментиро­вание отмечается чаще, чем при других', и что абсолютные гомо- и гетеросексуальные ориентации присущи меньшин­ству людей, тогда как у большинства отмечается преобла­дание одной из них2. Пока что бесспорно одно: пубертат-ный период - это время сексуально-ролевой неопределен­ности для многих подростков и любой толчок (внешний либо внутренний) может привести к ее снятию, т.к. любая определенность (даже «плохая») лучше и переживается легче.

' Личко А.Е. Ук. соч. 2 Исаев Д.Н„ Каган В.Е. Ук. соч.


Глава 6. Психическое развитие подростка 327

Подводя итоги этому разделу, отметим, что именно в отрочестве сексуальность становится достоянием созна­ния подростка, включается в его опыт, внося свой вклад в становление самосознания подростка.

6.5.2. Познавательное развитие подростка

Большинство исследований посвящено психосексу­альному развитию и становлению самосознания личности подростков. Его интеллектуальному же развитию уделя­ется, пожалуй, наименьшее внимание. Тем не менее оче­видно, что развитие интеллектуальной сферы подростка составляет центральное звено в его психическом развитии, является важным условием становления личности. «Мыш­ление - та функция, интенсивнейшее развитие которой является одной из самых характерных особенностей школьного возраста. Ни в ощущениях, ни в мнемических способностях нет той огромной разницы между ребенком 6-7 лет и юношей 17-18 лет, какая существует в их мышле­нии,- писал П.П.Блонский'. В этом мы убедились, анали­зируя теорию развития интеллекта Ж.Пиаже.

Из анализа предшествующего развития ребенка мы уже знаем, что ребенок к этому возрасту владеет доста­точно развитыми формами практического и образного мышления.

У него складываются начала словесно-логического, в частности, теоретического мышления. Во всяком случае, именно на предшествую щем этапе возрастного развития шло активное формирование таких важных умственных умений, как действия в уме, («про себя»), анализ и рефлексия. Все это составило необходимые условия для развивающегося

Блонскии П.П. Развитие мышления школьника/Избр. пел. и психол. соч.: В 2 т. М. 1979 Т.2. С. 274.


328 Аверин В. А. Психология детей и подростков _______

теоретического мышления, важного вида логического мышления.

Однако в контексте нашего анализа имеет смысл поставить вопрос о возможном влиянии интеллектуально­го развития на психическое развитие подростка в целом. Жан Пиаже считал, что наивно думать, будто основная проблема отрочества состоит во включении подростков в общество взрослых людей. Напротив, говорит он: во-пер­вых, подросток начинает сам считать себя взрослым, во-вторых, он сам начинает думать о будущем и строить свои жизненные планы и, в-третьих, он ставит своей целью пре­образование мира взрослых, в котором он живет. В свою очередь жизненные планы - это составная часть самосоз­нания личности подростка. Итак, по мнению Пиаже имен­но в подростковом возрасте окончательно формируется личность, строится программа жизни. Очевидно, что для ее создания требуется развитое формально-логическое мышление.

Нам уже известно, что именно к началу подростко­вого периода ослабляется эгоцентризм мышления, что спо­собствует возникновению у ребенка представления о со­хранении и развитию так называемой обратимости мышления. Именно обратимость мышления позволяет ребенку менять направление своей мысли, мысленно вер­нуться к исходным данным. Из концепции Ж.Пиаже нам также известно, что в подростковом возрасте от 11/12 и до 14/15 осуществляется последняя фундаментальная децент-рация, и ребенок освобождается от конкретной привя­занности к предметам и объектам, начиная рассматривать мир с точки зрения того как его можно изменить. Все это в совокупности и составляет необходимые условия для раз­вития собственно теоретического или формально-логичес­кого мышления. Однако процесс его становления в этом воз­расте характеризуется неравномерностью, что естествен­ным образом сказывается на результатах умственной, а


Глава 6. Психическое развитие подростка 329

значит, и учебной деятельности. Обратимся к результатам двух исследований интеллектуального развития подрост­ков, предпринятых в 90-е и 80-е годы'.

Изучение хода интеллектуального развития подрос­тков середины 90-х годов в возрасте 11-14 лет позволило установить некоторые особенности его протекания2.

За этот период общий уровень интеллектуального развития подростков вырос в 1,6 раза, в том числе показа­телей невербального интеллекта - в 1,4 раза, а вербально­го - в 1,7 раза. В течение всего возрастного периода пока­затели невербального интеллекта доминируют над пока­зателями вербального, но по мере взросления соотношение между ними изменяется в сторону выравнивания, что сви­детельствует о прогрессивном развитии формально-логи­ческого мышления. Особый интерес представляют данные об уровне развития отдельных параметров интеллекта под­ростков.

У 11 -летних подростков лучше всего развита способ­ность классификации, хорошо сформированы логические связи (субтест «аналогии»). В пределах нормы находятся показатели общей осведомленности и математических спо­собностей. Хуже всего развита способность к обобщению. Следует подчеркнуть, что на протяжении всего возраст­ного периода (11-14лет) это умение заметно отстает в сво­ем развитии от остальных.

12-летние подростки по-прежнему демонстрируют наилучшую способность к классификации и существенный прирост по субтесту аналогии. По-прежнему, хуже всего

' БалакшинаЖ.А. Типы изменчивости интеллекта и личности в период их становления.Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. психол.н. СПб., 1995; Особенности обучения и психического развития школьников 13-17 лет: Педагогическая науке-ре­форме школы)/Под ред. Дубровиной И.В., Круглова Б.С. М.:

Педагогика,1988.

2 БалакшинаЖ.А. У к. соч.


330 Аверин В.А. Психология детей и подростков _______

развита способность к обобщению. Общий прирост в ин­теллектуальном развитии в сравнении с 11-летними соста­вил 22%.

Резкий рост показателей интеллектуального раз­вития отмечается у 13-летних подростков. Так показатели общей осведомленности выросли почти в два раза, уме­ние проводить аналогии - в 1,25 раза, классифицировать -в 1,1 раза. Коренным образом изменилась ситуация с уме­нием обобщать. Именно в этом временном промежутке в сравнении с другими отмечается резкое возрастание этого умения у подростков - почти в 1,4 раза. Столь же суще­ственный прирост наблюдается по субтестам математичес­ких способностей - 1,2-1,5 раза. Таким образом, в этот период времени наблюдаются резкие позитивные сдвиги в развитии формально-логических операций. Общий при­рост в интеллектуальном развитии 13-летних в сравнении с предыдущим возрастом составил 33%.

Своеобразная интеллектуальная ситуация складыва­ется у 14-летних подростков. Среди вербальных показате­лей наиболее высокое значение у общей осведомленнос­ти. Ей незначительно уступают умения классифицировать и проводить аналогии. Уровень развития этих умений практически остался без изменений при сравнении с пре­дыдущим. Наряду со стабилизацией в развитии этих вер­бальных показателей интеллекта наблюдается ухудшение индуктивного мышления (субтест «числовые ряды») и уме­ния обобщать.

Анализ данных позволяет сделать следующие вы­воды:

- на протяжении 11-14 лет наблюдается прогрессив­ный рост интеллектуального развития подростка;

-темпы развития вербального интеллекта выше тем­пов развития невербального интеллекта, что свидетель­ствует об опережающем развитии формально-логических операций;


Глава 6. Психическое развитие подростка 331

- наиболее высокие темпы интеллектуального раз­вития, особенно показателей осведомленности, умения обобщать и комбинаторных способностей (индуктивное мышление) отмечается в интервале 12-13 лет, что позво­ляет рассматривать его в качестве сенситивного периода в интеллектуальном развитии подростков;

- следующим по темпам интеллектуального перио­да является интервал 11-12 лет, где наибольший прирост дают вербальные показатели: умение проводить аналогии, умение обобщать и осведомленность;

- наименьший прирост в интеллектуальном развитии дает интервал 13-14 лет, когда уровень развития большин­ства вербальных и невербальных показателей стабилизиру­ется, а в отношении некоторых из них - умение обобщать и комбинаторные способности - наблюдаются регрессивные тенденции. Таким образом, можно согласиться с вывода­ми автора о наличии двух периодов в интеллектуальном развитии подростков - сенситивном 12-13 лет и критичес­ком - 13-14 лет.

Результаты этого исследования в определенной сте­пени пересекаются с результатами исследований И.В.Дуб­ровиной и др.', в котором изучалось интеллектуальное развитие подростков в возрасте 13-16 лет.

Отмечается прогрессивный рост всех интеллектуаль­ных функций в особенности вербально-логических. Это выражается в увеличение числа подростков полностью справившихся с тестовыми интеллектуальными задания­ми (см. табл. 16). В то же время количество подростков, отнесенных к оптимальному уровню интеллектуального развития за 4 года практически не изменяется: в 13 лет их было 50%, 14 лет - 47%, 15 лет - 42% и в 16 лет - 53%. Из­менение уровня интеллектуального развития в основном

Особенности обучения и психического развития школьников 13-17 лет/Под ред. Дубровиной И.В. М.: Педагогика, 1988.


332 Аверин В.А. Психология детей и подростков _______

связано с переходом подростков с нижних уровней на сред­ний. Если среди 13-летних подростков на среднем уровне умственного развития находится только 18%, то среди 14-летних их уже 31%, а среди 15-16-летних - 44%-41% соот­ветственно.

Особый интерес представляет сопоставление данных И.В.Дубровиной и др., опубликованных в 1988 г. с данны­ми Ж.А.Балакшиной, опубликованными в 1995г. Они по­зволяют увидеть изменения как в уровне, так и в динамике интеллектуального развития подростков, происшедшие за последние 10 лет (см. табл.13).

Таблица 13

Средние значения правильно выполненных заданий (в процентах от числа масимально возможных)

Субтесты   Ж.А.Балакщина (1995)   И.В.Дубровина (1988)  
    лет   лет   лет   14 лет   лет   лет   лет   лет  
Осведомленность   23%   28%   52%   54%       40%   54%   62"»  
Классификация   41/   4У%   54%   55%   25%   44%   51%   58° о  
Аналогия   31%   41%   50%   51%   32°.   47%   58%   63%.  
Обобщение   18%   23%   3Z%   30%   25%   47'/,,   54%   65%  
Числовые законом   29%   34/«   51%   47%   31%   44%   46%   57°/.  
Арифметическ. счет                       31%   38%   44%  
Пространств, умен.   37%   43%   51%   53%   37%   47%   48%   60%  
Средние по тестам   30%   36%   48%   48%   30%   43°   50%   58%  

 

В целом подростки из середины 90-х и 80-х годов более или менее сопоставимы между собой по уровню ин­теллектуального развития (сравни данные по 13-14-летним подросткам обеих возрастных эпох). В то же время по ряду интеллектуальных функций подростки 90-х годов заметно


Глава 6. Психическое развитие подростка 333

опережают своих сверстников из 80-х годов. Это особенно проявляется в умении классифицировать, проводить ана­логии и комбинаторных способностях (субтест «числовые закономерности»). Вместе с тем подростки 80-х годов луч­ше обобщали, нежели их сверстников из 90-х годов. С од­ной стороны, сопоставимость полученных данных, разне­сенных во времени на целое десятилетие, свидетельствует о проявлении общих закономерностей в интеллектуальном развитии человека, а с другой, - обнаруженные расхожде­ния в уровне развития отдельных умственных показателей говорят о роли внешних, средовых условий на ход реализа­ции программы умственного развития.

Следует признать, что уровень интеллектуального развития подростков из обеих возрастных эпох оказыва­ется недостаточным для успешного усвоения учебной про­граммы в школе. Об свидетельствуют данные о количе­стве подростков, справившихся со всеми тестовыми зада­ниями: от 30%-36% среди 11-12-летних до 50%-58% среди 15-16-летних, что безусловно, явно недостаточно. Об этом же говорят и данные об уровне развития «фундаменталь­ной», по словам И-В.Дубровиной, «характеристике интел­лектуальной сферы личности школьника» - способности действовать в уме. Ранее уже говорилось о роли этого уме­ния в структуре теоретического мышления школьника (Глава 5). Как подчеркивает АА.Зак в развитом виде эта способность содержит три компонента мыслительной де­ятельности: анализ условий задачи, планирование ее ре­шения и осознание обобщенного способа решения'. Ком­понентный состав этой способности позволяет установить уровни ее сформированное™. По мнению И.В-Дуброви-ной, «если ученик проводит мыслительный анализ условий задачи, планирует в целом ее решение... и вместе с тем

Зак А.А. Развитие способности действовать «в уме» у школь­ников 1-Х классов/УВопросы психологии, 1983, № 1.


334 А верни В. А. Психология детей и подростков _______

осознает общий способ решения подобного типа задач, то способность действовать в уме представляет собой целост­ную стадию своего формирования»'. По данным И.В.Дуб­ровиной в 13 лет эта способность вообще не сформирована у 58% школьников, а в 14 лет- у 35%. Резкий сдвиг в развитии этой способности приходится на диапазон 15-16 лет. Если среда! 13- 14-летних подростков было выявлено только 12%-18% со средним уровнем сформированное™ этой способно­сти, то среди 15-летних их стало 31%, а 16-летних - почти 54%. Конечно, абсолютный уровень сформированное™ по-прежнему остается явно недостаточным, однако, относитель­ный сдвиг очевиден. Очевидно и то, что пятнадцатилетний возраст оказывается сенситивным для развития этой способ­ности. Но тут же возникает вопрос, о разрыве временных гра­ниц сенситивных периодов для развития отдельных интел­лектуальных функций и способности действовать в уме. Со­став этой способности указывает на ее интегральный характер, что и объясняет запаздывание в ее становлении. Для ее формирования необходим высокий уровень развития отдельных познавательных умений (классификация, анало­гия, обобщение, комбинаторика). Кстати, по данным Балак-шиной и Дубровиной именно к 14-15 годам более половины подростков успешно справляются с тестовыми заданиями, демонстрируя тем самым готовность отдельных познаватель­ных умений (см. табл.16). И именно в это время отмечается резкий сдвиг в сформированное™ умения действовать в уме. Таким образом, становятся понятными и временные грани­цы сенситивности данного умения.

Полученные в обоих исследованиях данные о ходе ин­теллектуального развития подростков позволяют говорить о сдвиге временных границ так называемых сенситивного и критического периодов в развитии интеллектуальных функ­ций. Так, наибольший сдвиг в их развитии у подростков 80-х

Особенности обучения... Ук. соч. С- 24.


Глава 6. Психическое развитие подростка 335

годов приходился на диапазон 13-14 лет. Именно в этот пе­риод на 13% увеличивается число подростков, которые справ­ляются с выполнением всех тестовых заданий (сравни: в диа­пазоне 14-15 лет - 7%, а 15-16 лет - 8%), что позволяет счи­тать диапазон 13-14 лет сенситивным для умственного развития подростков 80-х годов. На это указывает и И.В.­Дубровина, прослеживая динамику умственного развития 13-, 14-, 15- и 16- летних подростков, и оценивая изменения на пороге между 14- и 15-летними как качественные'. Наи­больший сдвиг в развитии интеллектуальных функций со­временных подростков (90-е годы), как отмечалось выше, приходится на период 12-13 лет, в то время как диапазон 13-14 лет оказывается критическим для их умственного разви­тия. Можно предположить, что в последние годы происхо­дит изменение временных границ интеллектуального разви­тия в сторону их приближения к более ранним возрастам и соответственно сдвигов сенситивного и критического пери­одов. Эти данные свидетельствуют, во-первых, о подвижно­сти границ сенситивного и критического периодов в интел­лектуальном развитии подростков, а во-вторых, об обуслов­ленности хода этого развития не только программой, закрепленной в генотипе, но и внешними, средовыми усло­виями. В этой связи стоит вспомнить приводившиеся ранее данные о сдвиге временных границ, происшедшие за после­дние 20 лет, в рамках подросткового возраста в отношении их представлений о будущем (см. 6.2.).

Таким образом, анализ интеллектуального развития подростков из разных возрастных эпох позволил устано­вить как сходство, так и различия в уровне и динамике раз­вития интеллекта.

Необходимо сказать и о половых различиях в интел­лектуальном развитии подростков. Л.Уормак, проанали­зировав факторные структуры способностей выделил 3

Особенности обучения... Ук. соч.


336 Аверин В.А. Психология детей и подростков _______

фактора у лиц мужского пола: вербальный, зрительно-пространственный и математический и только 2 фактора у женщин - первый из которых объединил вербальные, зрительно-пространственные и математические показа­тели, а второй - вербально-зависимый от пола*. Не слу­чайно поэтому у мальчиков показатели словесно-логи-ческого мышления лучше, чем у девочек, что, однако, на­чинает проявляться после 13-ти лет. Таким образом, у юноше и мужчин факторы способностей более автоном­ны, чем у девушек и женщин. Эти данные, согласуются с данными о большей асимметричности полушарий голов­ного мозга у мужчин.

Каков же вклад интеллекта в развитие личности под­ростка? Для ответа на этот вопрос проследим динамику связей между интеллектом и личностью.

По данным Е.Ф.Рыбалко и др. в интервале 11-12 лет наиболее тесные связи отмечаются в основном между невербальными компонентами интеллекта и эмоциональ­но-волевыми параметрами личности. В следующем возра­стном интервале - 13-14 лет - с эмоционально-волевыми характеристиками личности связаны не только показате­ли невербального, но и вербального интеллекта, а интер­вале 15-16 лет увеличивается рост связей между показате­лями вербального и невербального интеллекта с личност­ными характеристиками, среди которых доминируют эмоционально-волевые и коммуникативные свойства лич­ности. Таким образом, развитие связей между интеллек­том и личностью идет по пути включения в систему связей новых интеллектуальных и личностных образований и ин­тенсификации этих связей. При этом исходным пунктом этого развития являются связи между невербальными пара­метрами интеллекта, характеризующими предметное и образное мышление с эмоционально-волевыми сторонами

' Цит. по Исаеву Д. Н., Кагану В.Е.


Глава 6. Психическое развитие подростка 337

личности, тесно связанными с темпераментом. С возрас­том увеличивается число связей между вербально-логичес-кими, т.е. онтогенетически более «поздними» интеллекту­альными параметрами и собственно личностными, точнее, коммуникативными качествами. Можно предположить, что развитие коммуникативных качеств личности в зна­чительной степени опосредованно развитием вербально-логических интеллектуальных функций, впрочем, как и обратно. Во всяком случае очевидно, что подростковый период - это время все большей интеграции линий позна­вательного и личностного развития ребенка, для которо­го свойственно включение в систему связей новых интел­лектуальных и личностных структур. Наряду с этим так­же установлено, что с возрастом увеличиваются половые различия в системе взаимосвязей между интеллектуальны­ми и личностными показателями, особенно среди лиц с низ­ким уровнем интеллектуального развития'.

Эти данные находят подтверждение и в других ис­следованиях. Нами изучалась взаимосвязь интеллектуаль­ных и личностных особенностей 15-летних девочек-под­ростков Обнаружено, что с параметрами личности взаи­мосвязаны как вербальный, так и невербальный интеллект. Однако наиболее тесно связаны с личностными характе­ристиками показатели невербального интеллекта: насчи­тывается 11 значимых связей между параметрами личнос­ти и показателями невербального интеллекта и только 6 значимых связей с показателями вербального2.

Рыбалко Е.Ф„ Кулешова Л. Н„ Прохоренко Т. В., Балакшнна Ж.А. Личностный фактор в развитии интеллектуального по­тенциала/Теоретические и прикладные вопросы психологии. Часть 1.СП6, 1995.

Аверин В.А. О взаимосвязи личностного и интеллектуально­го потенциалов подростков/Эколого-социальные вопросов за­шиты и охраны здоровья молодого поколения на пути в XXI век. Материалы IV Международного конгресса. СПб, 1998.


338 Аверин В. А. Психология детей и подростков _______

Качественный анализ связей между личностными характеристиками и интеллектуальными показателями показал, что математические способности девочек-подро­стков опосредованны преимущественно эмоционально-волевыми параметрами личности. Девочки с развитыми математическими способностями - это эмоционально не­устойчивые, тревожные, с повышенной чувствительностью к угрозе, робкие, зависимые, осторожные и послушные, со слабой силой «Я», но при этом - практичные, с разви­тым рационально-логическим подходом, склонные придер­живаться устоявшихся взглядов. Перечисленные парамет­ры характеризуют так называемые интровертированные черты личности, которые, как известно, положительно свя­заны с невербальным интеллектом. С некоторыми из пе­речисленных эмоционально-волевых характеристик лич­ности девочек-подростков связаны и вербальные парамет­ры интеллекта, хотя и в значительно меньшей степени.

Таким образом, анализ связей между интеллектуаль­ными и личностными характеристиками девочек-подрос­тков показал, что наиболее тесно связаны между собой невербальные (а среди них, прежде всего, математичес­кие) способности и эмоционально-волевые (точнее инт­ровертированные) черта личности. Связи между вер­бальными способностями с теми же эмоциональными ха­рактеристиками личности значительно слабее. Что касается мнемических показателей, то они преимуще­ственно связаны не с эмоциональными, а коммуникатив­ными чертами личности.

Психологам давно известно, что в наибольшей сте­пени личностные характеристики связаны с показателями творческой деятельности. Показано, что подростки с раз­витым творческим потенциалом отличаются развитым чувством индивидуальности, стремлением опираться на собственные силы, желанием работать самостоятельно, уверенностью в себе, уравновешенностью и напористос-


Глава 6. Психическое развитие подростка 339

тью. Для творческих ребят в сравнении с их менее продук­тивными сверстниками свойствен развитый самоконтроль, организованность, умение дисциплинировать себя.

Что же касается непосредственного и наиболее су­щественного вклада интеллекта в процесс развития само­сознания, то в первую очередь это связано с развитием такой общей способности психики, как рефлексивность.

6.5.3. Социализация личности подростка как этап становления самосознания

Говоря ранее о смысле психического развития ребен­ка, мы уподобили его процессу постепенного осознания ребенком своей отдельности. Напомним, что результатом развития младенца стало биологическое и физическое от­деление от матери, а результатом развития ребенка в ран­нем детстве - появление первого представления о себе, о своем «Я». Основным личностным новообразованием дошкольного детства стало формирование внутренней по­зиции ребенка, которая в свою очередь составила основу для возникновения произвольного поведения младшего школьника. Все это - разные стороны формирующегося самосознания - этапы осознания ребенком своей отдель­ности от матери, семьи, окружающего его мира взрослых.

С этой точки зрения универсальной целью отроче­ства является избавление от родительской опеки, приоб­ретение все большей независимости в поведении. Однако это невозможно без развитого самосознания, без целост­ного образа самого себя, собственного отношения к скла­дывающемуся образу «Я».

Хотелось бы снова вернуться в раннее детство, к кри­зису 3-х лет;1Для него наиболее характерен конфликт меж­ду ребенком и взрослымЛВспомним причину этого конф-

ликта.


340 Аверин В. А. Психология детей и подростков _______

'Ребенок в этом возрасте уже ощущает свое «Я», свою «самбсть». Однако это «Я» пока еще диффузно, расплыв­чато и неопределенно. И потому ребенку нужно опреде­лить, установить четкие границы своего «Я» и укрепить •эти границы. Но это возможно только в результате взаи­модействия ребенка с «Я» других, прежде всего, тех, кто ближе к нему. Чаще всего это родители, а форма этого вза­имодействия, как правило, носит форму противопостав­ления себя родителям. Именно это обстоятельство оказы­вается причиной упрямства, негативизма, своеволия и про­теста. \

"По ведь нечто похожее происходит и в подростком возрасте. Не случайно психолог А.Н.Леонтьев заметил, что ребенок рождается дважды - в трехлетнем и в подростко­вом возрасте. Известно, что внутреннее содержание «Я» -это отношение личности к другим людям, предметам, на­конец, к самому себе. Осознать себя значит осознать эту систему отношений, понять, в чем ее отличие от системы отношений других людей - сверстников, родителей, взрос­лых. Но как это сделать? Единственный способ обретения чувства отграниченности моего «Я» от «Я» других людей -это активное взаимодействие с этими другими, нередко протекающее в острой форме. По сути, это и составляет содержание процесса социализации подростка - одного из решающих этапов становления его самосознания. На рис. 19 схематически изображены этапы становления са­мосознания в подростковом периоде. Из сказанного выше вытекает основное содержание первого этапа - формиро­вание у подростка чувства отграниченности своей лично­сти от окружающих его людей.

Каковы же способы выработки чувства этой отгра­ниченности?

Один из них — выработка чувства взрослости, о кото­рой говорилось в предыдущей главе. Привлекательность почувствовать себя взрослым объясняется тем, что взрослые



342 Аверин В. А. Психология детей и подростков _____ в глазах подростка обладают максимумом самостоятель­ности, а потому и поступают так, как хотят. Следователь­но, быть взрослым в глазах подростка означает делать то, что разрешается взрослым, но запрещается детям. Кстати говоря, такое поведение абсолютно нехарактерно для под­ростков из примитивных культур, потому что там нормы поведения детей и взрослых не противопоставляются друг другу, как в более поздних культурах. В примитивных куль­турах поведение не поляризуется на формы подчинения у ребенка и доминирования у взрослых. Поэтому и нет нуж­ды в конфликтном характере взаимоотношений между подростком и взрослым.

Другой прием приобретения чувства отграниченно-сти своего «Я» состоит в идентификации, т.е. слиянии себя с группой сверстников. Взрослые в глазах подростка выг­лядят как «Они», а «Мы» - это множество таких как «Я». Заметим, что характерной чертой подросткового поведе­ния является реакция группирования, вхождения в разные малые группы и как следствие - появление различных по своему содержанию подростково-молодежных субкуль­тур.

Третьим важным способом обеспечения устойчиво­сти образа «Я» является поиск подростком одобрения себя и своего поведения со стороны окружающих людей. Следу­ет подчеркнуть, что потребность в положительной оценке себя окружающими людьми является ведущей потребнос­тью не только в младшем школьном, но и младшем под­ростковом возрасте. Именно поэтому подросток испыты­вает острую нужду в положительной оценке своей лично­сти. Этим объясняется острота потребности в признании достойного положения подростка в группе сверстников. Не случайно так часто можно встретиться с совершенно противоположным поведением одного и того же подрост­ка в разных компаниях (группах) - в одной он делает одно и получает за это признание и одобрение группы, в дру-


Глава 6. Психическое развитие подростка 343

гой - прямо противоположное в обмен на все то же при­знание и одобрение.

Два последних феномена (реакция группирования и потребность в одобрении) порождает так называемую си­туативную личность, когда подросток становится неопре­деленной личностью на неопределенное время. В этой свя­зи становится понятными факты девиантного, а то и про­тивоправного, поведения внешне вполне благополучных подростков из «хороших» семей. Пытаясь получить одоб­рение сверстников из референтной, т.е. значимой для них группы, они вынуждены действовать не столько по своему собственному разумению, сколько подчиняясь требовани­ям группы. При малейшем сопротивлении им в лучшем слу­чае грозит исключение из состава группы, а значит, и поте­ря значимых для подростков связей со сверстниками.

Таковы способы выработки чувства отграниченно-сти своего «Я», являющегося важнейшей составляющей самосознания. Важно отметить, что все эти феномены, как правило, наблюдаются в поведении младшего школьника и младшего подростка. Цель такого поведения состоит в основном в уточнении и закреплении границ своего «Я» от множества «Я» окружающих людей.

Однако внутренняя структура этого «Я» остается все еще плохо разработанной и потому слабо осознаваемой самим подростком. Поэтому следующий этап в развитии самосознания состоит в расширении и уточнении содержа­ния этого «Я», т.е. в осознании подростком той системы отношений, которая и составляет сущность самосознания личности.

На рис.19 этот последний, завершающий этап обо­значен как этап становления идентичности. Строго гово­ря, понятия идентичности и самосознания в значительной мере тождественны друг другу. Используя это понятие, мы хотели подчеркнуть значимость этапа, в рамках которого положено начало активному осознанию подростком сути


344 Аверин В.А. Психология детей и подростков _______

своих отношений к другим людям, предметам и самому себе.

В этой связи представляет интерес динамика об­раза «Я» в переходный период времени (от младшего школьника к младшему подростку), а также внутри са­мого подросткового периода: от среднего подросткового возраста к старшему.

Для младшего школьника в целом характерно рав­новесие позитивных и негативных суждений о себе: 94% третьеклассников, характеризуя себя, называют формы поведения, которые им нравятся и 95%, которые не нра­вятся'. При самоописании третьеклассники в первую оче­редь называют конкретные формы поведения, связанные с учебной деятельностью (успех или неуспех в учебе, дисцип­лина на уроке и при выполнении домашних заданий, не­которые черты характера, связанные с этим), а во вторую - различные умения и формы поведения, в которых проявля­ются физическая сила и качества мужественности. Это особенно характерно для мальчиков. В самоописаниях де­вочек такие суждения встречаются в три раза реже, они чаще используют качества и свойства личности, характе­ризующие отношения к людям. В этой связи можно пред­положить, что динамика становления «Я» девочек опере­жает аналогичную динамику у мальчиков. Обобщая ска­занное, можно утверждать, что структура «Я» младшего школьника носит, так сказать «предметно-действенный» характер, он видит в себе прежде всего «предметные» ха­рактеристики - что я умею и что не умею делать и как это оценивается мною и окружающими.

В начале подросткового возраста (11-12 лет) в со­держании «Я» заметны существенные изменения2. Во-пер­вых, отмечается бурный рост негативных самооценок: 34%

' Психология современного подростка Ук. соч. 2 Там же.


Глава 6. Психическое развитие подростка 345

мальчиков и 26% девочек дают себе полностью негатив­ные характеристики. В то же время следует отметить, что положительные оценки все же доминируют, а негативные оценки окружающих и собственные неудачи воспринима­ются ими как временные и ситуативные. Наряду с резким ростом числа негативных самооценок, изменяется и главный критерий. На первое место выходят нравствен­но-психологические особенности личности, проявляющи­еся в отношениях с окружающими, прежде всего со сверст­никами. Второе место начинают занимать качества муже­ственности подростка и интеллектуальные качества. Растет значимость стиля поведения. Суждения о себе младших подростков, в сравнении с младшими школьниками отли­чаются больше самостоятельностью и аргументированно-стью. Таким образом, содержание «Я» становится много­значным и более содержательным. В последующие 13-14 лет число отрицательных самооценок превышает число по­ложительных (52% и 41% соответственно) и практически отсутствуют неопределенные самооценочные суждения'. Заметное снижение отрицательных самооценок наблюда­ется у пятнадцатилетних подростков (с 52% до 37%). Од­новременно с этим происходит резкое увеличение числа амбивалентных (неопределенных) самооценочных сужде­ний (с 7% в 13-14 лет до 24% в 15 лет). При этом увеличи­вается число целостных психологических самоописаний:

с 6% у тринадцатилетних до 38% у пятнадцатилетних, что свидетельствует о переходе на качественно новый уровень развития самосознания. Если до 12-13 лет самооценка под­ростка не что иное, как оценки окружающих его людей, а не его собственные, то в этом возрасте у него происходит смена ориентации с оценки окружающих на самооценку.

' Формирование личности в переходный период от подростко­вого к юношескому возрасту/Под ред. Дубровиной И.В. М.:

Педагогика,1987.


346 Аверин В.А. Психология детей и подростков _______

Наиболее ярко это проявляется в 15 лет, что отражается в резком увеличении амбивалентных самооценок. Это понят­но любому взрослому, испытавшему на себе всю сложность и трудность самооценочных высказываний. Таким образом, период от 12 до 14 лет является исключительно интенсив­ным в плане формирования самосознания подростка.

Для понимания становления «Я» в период перехода от младшего школьного к младшему подростковому возрасту важно обратиться к динамике становления ценностных ори­ентации личности. В дошкольном возрасте ведущими цен­ностными ориентациями детей являются трудовые навыки в быту, а также познавательные и творческие ценности. В то же время как отмечают Д.И.Фельдштейн и др. «ценностные ориентации какличностнообразующая система складывают­ся лишь к подростковому этапу онтогенеза» (выделено нами - В.А.)'. У младшего школьника ценностные ориентации от­сутствуют, что хорошо было видно при анализе их самоопи­сательных характеристик. В 10/11 лет происходит заметный скачок в развитии ценностных ориентации. Они начинают складываться в сложную и устойчивую систему, которая оп­ределяет мировоззрение ребенка. Очевидно, что решающим и главным условием этого является интенсивное и значимое для подростка общение с окружающими, развитие рефлек­сивных познавательных способностей. Структура «Я» пре­терпевает значительные изменения и в последующем сред­нем и старшем подростковом возрасте.

При сравнении структуры «Я» средних и старших под­ростков нетрудно увидеть существенные отличия. В струк­туре своего «Я» двенадцатилетние подростки в первую оче­редь выделяют умения, интересы, способности и уровень раз­вития интеллекта. Второе и третье по значимости места занимают самооценка и ролевые характеристики, а замыка­ет этот перечень отношения с окружающими людьми.

Психология современного подростка. Ук. соч. С. 84.


Глава 6. Психическое развитие подростка 347

Структура «Я» подростков 13-ти и 14-ти лет практи­чески не различимы между собой, но несколько отличает­ся от структуры самосознания двенадцатилетних. В этой группе на первое место выходят самооценочные характе­ристики, а все последующие места занимают умения, ро­левые характеристики и отношения со сверстниками.

Существенно изменяется структура «Я» у пятнадца­тилетних подростков, причем эти изменения идут «по линии большей субъективности, психологичности само-описаний»'. Ведущее место по-прежнему принадлежит са­мооценке, а вот на второе по значимости место выхо­дят собственные чувства, переживания и мотивы. Следу­ющие места принадлежит ценностям, убеждениям, идеалам, а также жизненным планам (кем быть, каким быть). Что касается умений, отношений со сверстниками, ролевых характеристики, то в этом возрасте они переста­ют иметь особое значение для понимания самого себя. Та­ким образом, высказанное предположение, что возраст 12-14 лет является критическим в плане становления самосоз­нания личности, находит дополнительное подтверждение. Свидетельством тому данные И.В.Дубровиной о динами­ке школьной, самооценочной и межличностной тревож­ности в диапазоне от 13 до 16 лет. Если 13 лет - это пик в школьной тревожности подростков, то 14 лет - это пик в самооценочной и межличностной тревожности, которая сходит на нет в 15 лет и вновь возрастает в 16 лет2. Кстати в исследовании А.М.Прихожан установлено, что в 11-лет­нем возрасте уровень межличностной тревожности в два раза превышает уровень самооценочной тревожности3.

' Формирование личности... Ук. соч.

2 Там же.

3 Прихожан A.M. Анализ причин тревожности в общении со сверстниками у подростков: Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд.психол.н.М., 1977.


348 Аверин В.А. Психология детей и подростков _______

Таким образом, по мере взросления отмечается рост тре­вожности в той сфере, которая оказывается наиболее зна­чимой для личности: для младшего и среднего подрост­ка - это общение с товарищами, сверстниками, для стар­шего подростка-это развитие личностной рефлексии, как ведущего механизма самосознания личности.

Эмпирические данные о содержании «Я» младших школьников и подростков из разных возрастных групп позволяют сделать некоторые обобщения. В приведенных результатах разных психологических исследований про­слеживается определенная закономерность в развитии представлений ребенка о себе; если «Я» младшего школь­ника формируется преимущественно в системе отношений «Я» - «предметная среда», а «Я» младшего и среднего под­ростка - в системе «Я» - «окружающие люди» (преимуще­ственно сверстники), то «Я» старшего подростка форми­руется в системе «Я» - «Я», позволяющая ему довольно полно осознать свою субъектность. Различные системы отношений, в которых формируется «Я» ребенка, судя по всему, обусловлены уровнем зрелости когнитивных струк­тур (см. данные о взаимосвязи интеллектуального и лич­ностного развития). К этому можно добавить результаты исследований Н.Волковой о связи интеллектуального раз­вития ребенка и его ценностных ориентации'.

Дело в том, что процесс узнавания себя, самоиден­тификации или становления самосознания возможен по­средством взаимодействия ребенка с окружающим его предметным миром, людьми и, наконец, самим собой. Как было показано ранее, способ взаимодействия с этими сис­темами с целью их познания обусловлен уровнем зрелости различных психических функций ребенка и, прежде всего,

Волкова Н.А. Динамика ценностных ориентации в структуре личностных характеристик у школьников. Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. психол.н. Л., 1983.


Глава 6. Психическое развитие подростка 349

познавательных функций. Однако содержание «Я» ребен­ка определяется содержанием той среды - предметной (объекты, предметы, вещи), общественной («Я» других людей) и рефлексивной (его собственное «Я»), - с которой он взаимодействует, используя при этом доступные ему способы (приемы, схемы, операции и.т.п.). Таким образом, в ходе возрастного развития происходит постоянная транс­формация содержание «Я» ребенка, обусловленная содер­жанием той среды (конкретным воплощением социальной ситуации развития), с которой ребенок преимущественно взаимодействует в тот или иной период своего развития. Поэтому можно выделить, по меньшей мере, три уровня в развитии «Я» ребенка: «Я»-предметное, содержание кото­рого определяется результатами его взаимодействия с вещ­ной или предметной средой. В возрастном плане этот этап становления «Я» ребенка соответствует периоду от рож­дения ребенка до начала школьного возраста, когда об­щение с другими уже не только очевидная потребность, но и достигает относительно развитых форм. С этого вре­мени начинается процесс активного становления «Я»-об-щественного, другой временной границей которого явля­ется возраст на стыке среднего и старшего подросткового возраста. С этого возраста, благодаря наличию формиру­ющихся рефлексивных форм мышления (т.е. вербально-ло-гическому мышлению) и критериев самооценки в виде оформившихся ценностных ориентации личности, начи­нается отсчет времени в развитии «Я»-рефлексивного -главной цели самоидентификации. Безусловно, что обо­значенные временные границы этой схемы подвижны, по­скольку подвижна и сама социальная ситуация развития ребенка. Ясно и то, что приведенная схема, как и любая иная, довольна обща, но эвристический смысл ее очеви­ден, поскольку позволяет вычленить этапы в развитии «Я» ребенка, содержание этого «Я» и основные условия его становления.


350 А верин В. А. Психология детей и подростков _______

6.5.3.1. Становление «Я» и психоэмоциональные состояния подростка

Процесс становление самосознания и. прежде всего, такой важной ее составляющей, как самооценка, тесно коррелирует с различными психологическими состояния­ми подростка, в частности, такими как тревожность, стра­хи, неуверенность в себе и т.п. Это - своеобразные эмоци­ональные индикаторы развития как самооценки, так и са­мосознания.

Как отмечает А.И.Захаров, страхи, переживаемые подростками, в значительной мере обусловлены одним из основных противоречий этого возраста: противоречием между стремлением подростка быть самим собой, сохра­нить свою индивидуальность и в то же время быть вместе со всеми, т.е. принадлежать группе, соответствовать ее ценностям и нормам'. Для его разрешения у подростка есть два пути: либо уйти в себя ценой потери связей со сверст­никами, либо отказаться отличной свободы, самостоятель­ности в суждениях и оценках и полностью подчиниться группе. Иными словами, подросток стоит перед выбором либо эгоцентризма, либо конформизма. Эта противоречи­вая ситуация, в которой оказывается подросток, является одним из основных источников его страхов, имеющих оче­видную социальную обусловленность;

Одно из первых мест в этом ряду занимает страх не быть собой, по сути, означающий страх изменения. «Про­вокатором» его являются переживания подростка, обус­ловленные изменениями образа его тела. Поэтому подро­стки так боятся собственного физического и психическо­го уродства, что парадоксальным образом выражается в их нетерпимости к такого рода недостаткам других людей или в навязчивых мыслях об уродстве своей фигуры.

Захаров А.И. Ук, соч.


Глава 6. Психическое развитие подростка 351

Для подростков характерны и страхи нападения, по­жара, заболеть, что особенно характерно для мальчиков, а также стихии и замкнутого пространства, более харак­терных для девочек. Все они носят характер опасений и так или иначе связаны со страхом смерти.

Возрастает в этом возрасте и число страхов в облас­ти межличностных отношений, т отмечавшиеся в пре­дыдущих возрастах. Одним из стимуляторов таких стра­хов является отсутствие эмоционально теплых отношений с родителями, равно как и конфликтные отношения с ними. Это сужает круг общения подростка и оставляет его наедине со сверстниками. Поскольку ценность общения в этом возрасте чрезвычайно велика, подросток боится по­терять этот единственный канал общения.

Последствия страхов многообразны, но главные из них - это возрастающая неуверенность, как в самом себе, так и в других людях. Первая становится прочной осно­вой настороженности, а вторая - подозрительности. В результате это оборачивается предвзятым отношением к людям, конфликтностью и обособленностью «Я». Все это А.И.Захаров квалифицирует еще и как проявление навязчивых страхов или тревожности. Навязчивый страх (тревога) воспринимается подростком как нечто чуждое, идущее непроизвольно, как какое-то наваждение. Попыт­ки самостоятельно справиться с ним лишь способствуют его укреплению и росту тревоги'.

Установлено, что в 13-14-летнем возрасте чувство тре­воги существенно выше, чем в 15-16-летнем. При этом если у первых оно практически остается неизменным, то у вторых в 15 лет оно существенно снижается в сравнении с предшеству­ющим периодом, а в 16 лет вновь резко поднимается. И еще один интересный факт. Если в 13-14 лет (7-8 классы) отсут­ствуют различия в уровне тревоги у мальчиков и девочек, то

' Захаров А.И. Там же.


352 Аверин В.А. Психология детей и подростков _______

в 16 лет (10 класс) у девушек этот уровень выше, чем у юношей. Таким образом, тревога в 13-14-летнем возрас­те - это возрастная характеристика, перекрывающая ин­дивидуальные особенности развития, что желательно учи­тывать в плане профилактики психического развития под­ростка'.

Сопоставляя динамику тревоги с динамикой само­оценки, легко обнаружить тесную их взаимозависимость. и особенно, в старших классах. Чем выше и адекватнее самооценка, тем меньше тревожность и больше уверен­ность в себе и своих возможностях.

Другая особенность в становлении самосознания подростка состоит в обостренном чувстве собственного достоинства. Нередко подростку кажется, что его хотят унизить. Для него, как отмечалось выше, вообще харак­терна повышенная потребность в человеческой доброте. Он болезненно реагирует на фальшь, наигранность, хотя нередко сам ведет себя подобным образом.

Итак, хотя у 15-16-летних подростков представлены все стороны самосознания личности, говорить о его завер­шенности и сформированности не приходится. Этот вывод справедлив и для периода ранней юности (16-17 лет).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных