Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






IV. Периоды развития личности и ее возраст




Как понимается в психологии возраст личности? Каким образом взаимосвяза­ны психическое развитие личности и ее основная деятельность? В чем суть ос­новных положений концепции развития личности А.В. Петровского? Что та­кое развитие личности с точки зрения антропологической психологии? Какие подходы к построению периодов развития личности существуют в зарубеж­ной психологии? По каким критериям можно определить психологический возраст личности?

 

20. Как понимается в психологии возраст личности?

Традиционно периоды развития личности рассматриваются в психологии в связи с изменением ее возраста. Но ответ на во­прос «что такое возраст в психологии?» не так уж прост. В пси­хологической науке существуют различные точки зрения по поводу возраста и критериев возрастной периодизации. Чаще всего возраст определяется как длительность существования того или иного тела, материальной системы и т.п. Возраст от­дельного организма считается одной из его интегральных ха­рактеристик, измеряемых масштабом средней продолжитель­ности жизни индивидов данного вида. Но понятие возраста не сводится только к длительности существования индивида. Б.Г. Ананьев выделял другое свойство возраста: его однона­правленность, одномерность, необратимость,

Итак, понятие «возраст индивида» является сложным по­нятием и соединяет по крайней мере два свойства времени: длительность существования (исчисляемого с момента рож­дения) и определенность фазы становления — периода раз­вития индивида. Д.С. Выготский определял возраст как относительно замкнутый период развития, имеющий собственное содержание и динамику, поэтому принято выделять хроноло­гический возраст и психологический возраст как два разных, не совпадающих понятия.

В психологической науке до последнего времени ведется дискуссия относительно метрических характеристик, оценки продолжительности жизненных промежутков, фаз жизни лич­ности. При построении различных периодизаций возрастно­го развития наибольшие споры всегда касались критериев вы­деления различных возрастных фаз. Причиной этого служило то обстоятельство, что часто критериями выделения возраст­ных фаз в одной и той же периодизации в одних случаях явля­лись биологические признаки, а в других — социокультурные или социально-педагогические. Например, в распространен­ной классификации Дж. Бирренома (1964) учитывается про­должительность каждого из отрезков жизненного пути чело­века. Она включает следующие фазы: 1) младенчество (0—2 го­да); 2) преддошкольная (2—5 лет); 3) детство (5—12 лет); 4) юность (12—17 лет); 5) ранняя зрелость (17—25 лет); 6) зре­лость (25—50 лет); 7) поздняя зрелость (50—75 лет); 8) ста­рость (75—... лет). В этой и подобных ей классификациях выде­ляются одни возрастные этапы на основе признаков биологи­ческого созревания организма, а другие, например дошколь­ный период, на основе социально-педагогического, культуро­логического критерия.

Более фундаментальная классификация возрастов, ставшая на Западе классической, предложена Д. Бромлей (1966). В основание своей классификации она положила результаты сравнительного изучения возрастных характеристик развития ин­теллекта, эмоционально-волевой сферы, мотивации и соци­альной динамики личности. В ее классификации собственно возрастом является длительность той или иной стадии жизни, которых она насчитывает шестнадцать. В свою очередь стадии являются основными моментами общих циклов человеческой жизни, к которым она относит эмбриогез (внутриутробное развитие), детство, юность, взрослость, старение, старость. Ме­трически она оценивает не эти общие циклы, а составляющие их стадии- Первый цикл включает четыре стадии: внутриут­робный период со сменой последовательных состояний (зигота — эмбрион — зародыш — рождение). Второй цикл — детство; он имеет три стадии: младенчество (до 18 месяцев), преддошкольное детство (до 5 лет), раннее детство (до 11 — 13 лет). Третий цикл — юность; он состоит из двух стадий: по­ловое созревание, или старшее школьное детство, ранняя юность (15—21 год). Четвертый цикл определен как взрос­лость; он включает три стадии: ранняя взрослость (21—25 лет), средняя взрослость (25—40 лет), поздняя взрослость (40— 55 лет). В качестве особой переходной стадии выделяется предпенсионный возраст (55—60 лет). У пятого цикла, назван­ного старением, имеется три стадии: отставки (до 70 лет), ста­рый возраст (более 70 лет), окончательный возраст (болезнь и смерть). Каждой из стадий Бромлей дает определенную соци­альную и психофизиологическую характеристику.

В приведенных классификациях не учитывается роль кон­кретных исторических особенностей развития. Сегодня ни у кого не вызывает сомнений, что периоды детства имеют исто­рическое происхождение. Это неоднократно доказывали как зарубежные, так и отечественные исследователи, например Д.Б. Эльконин привлекал для этой цели этнографические мате­риалы. Одни и те же онтогенетические свойства, в том числе и возрастные, функционируют с разными скоростями в зависи­мости от поколения, к которому принадлежит индивид. Таким образом, человек подчинен не только закономерностям био­логического времени.

Человек относится ко времени. Такое отношение сообщает времени личностный статус и превращает его в собственное время личности. Оно состоит из взаимосвязи событий про­шлого, настоящего и будущего. В структуру собственного вре­мени личности входит как отражение объективных времен­ных отношений (биологических и социальных), так и субъек­тивное восприятие изменений, событий, переживаний. На ос­нове субъективного и объективного отражений времени фор­мируется целостное отношение личности к времени ее жизни. Субъективное отражение времени в масштабе значимых со­бытий жизни человека называется психологическим време­нем личности. Это сложное образование, имеющее собственную структуру. В него входят: ситуативное время, биографиче­ское время и историческое время. В ситуативном времени от­ражается восприятие и переживание коротких временных ин­тервалов (в одних случаях время «летит», в других — «тянется»). Биографический масштаб времени задается временем жизни индивида в целом и является системой определенных времен­ных представлений, концепцией времени личности. В сферу временных представлений человека включены также события, которые были до его жизни, и те, которые будут после его смерти. Этот масштаб времени называется историческим вре­менем личности. Выделяют еще и «социальное время личнос­ти», которое связано с освоением отдельным индивидом прак­тической деятельности, социального опыта.

Таким образом, возраст человека — функция биологичес­кого и исторического времени, И человек в целом, и времен­ные характеристики его жизнедеятельности, его возраст, есть взаимопроникновение природы и истории, биологического, психологического и социального.

Наряду с таким понятием, как возраст, в психологии обсуж­даются, широко употребляются следующие понятия: «психи­ческое развитие», «развитие психики», «развитие личности», «развитие видов деятельности» и пр., под которыми понимает­ся закономерная смена одних периодов развития другими. По­нятие возраста сопрягается с понятием психического и лич­ностного развития, поскольку именно выделение возрастных границ, в пределах которых происходит формирование раз­личных новообразований психики и личности, служит одним из критериев возрастного развития в различных концепциях периодизации.

Существует несколько общепринятых концепций развития психики и личности, в основу которых так или иначе положе­ны определенные показатели возраста. Понятия «возраст» и «развитие личности» в них сопряжены (хотя в современной психологии отсутствует единая точка зрения относительно того, что есть возраст личности и что такое развитие личнос­ти — вследствие сложности и уникальности данного явления).

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Ананьев БГ., Дворяшина МД, Кудрявцева НА. Индивидуальное развитие чело­века и константность восприятия. М., 1968. С. 40—57.

2.Божович ЛИ. Личность и ее формиррвание в детском возрасте. М., 1968. С. 143-153.

3.Головаха ЕМ, Кроник АА. Психологическое время личности-. Киев, 1984 С. 60-76

4.Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М., 1995. С. 13—22.

 

21. Каким образом взаимосвязаны психическое развитие личности и ее основная деятельность?

Впервые этот вопрос был поставлен Л.С. Выготским в русле культурно-исторической концепции. Он ввел исторический принцип в изучение периодов возрастного развития и пока­зал, что единицей анализа в развитии психики ребенка высту­пает действие. Развитие этих идей еще в 30-е гг. продолжили выдающиеся исследователи харьковской школы: А.Н. Леонть­ев, А.В. Запорожец, П.Я. Гальперин, Л.И. Божович и др. Прове­денные ими исследования подвели к осмыслению роли дея­тельности в развитии человека, Позже А.Н. Леонтьев показал, что критерием периодизации психического развития являет­ся ведущая деятельность, содержание и форма которой зави­сят от конкретно-исторических условий развития ребенка.

В начале 70-х гг. Д.Б. Эльконин разработал концепцию пе­риодизации возрастного развития, основанную на идее после­довательной смены форм ведущей деятельности. Проанализи­ровав все виды ведущей деятельности ребенка от рождения до юношеского возраста включительно, он разделил их на две большие группы. Первая группа состоит из тех видов дея­тельности, внутри которых в системе ребенок — обществен­ный взрослый происходит освоение задач, мотивов и норм от­ношений между людьми; к этой группе отнесены непосредст­венно-эмоциональное общение младенца, ролевая игра и ин­тимно-личностное общение подростков. Вторую группу составили те виды деятельности, которые осваиваются в систе­ме ребенок — общественный предмет и направлены на усвое­ние общественно выработанных способов действий с предме­тами и эталоны, выделяющие в предметах различные значи­мые стороны. Виды деятельности этой группы существенно от­личаются друг от друга: манипулятивно-предметная деятель­ность ребенка раннего возраста, учебная деятельность младше­го школьника и учебно-профессиональная деятельность стар­ших подростков. Внешне эти виды деятельности существенно различаются, но в то же время все они выступают элементами человеческой культуры. Ребенок постепенно осваивает все бо­лее сложные способы действий с самыми различными предме­тами культуры, в результате чего формируется более полная ориентация ребенка в предметном мире и его интеллект.

Если все виды ведущей деятельности детей расположить в соответствии с той последовательностью, в которой они становятся ведущими в разные периоды возрастного развития, то случится следующий ряд:

непосредственно-эмоциональное общение — первая груп­па (от рождения до года);

предметно-манипулятивная деятельность — вторая группа (от 1 года до 3 лет);

ролевая игра — первая группа (от 3 до 7 лет);

учебная деятельность — вторая группа (7 — 10 лет);

интимно-личностное общение — первая группа (11 — 14 лет);

учебно-профессиональная деятельность — вторая группа (14— 17 лет).

Таким образом, в детском развитии имеют место периоды, В которые происходит преимущественное освоение задач, мо­тивов и норм отношений между людьми (на их основе разви­вается мотивационно-потребностная сфера личности), и периоды, в которые происходит преимущественное освоение общественно выработанных способов действий с предметами (на их основе формируется интеллектуально-познавательный потенциал детей, их операционно-технические возможнос­ти). Последовательно усложняющиеся виды деятельности из одной группы обязательно сменяются видами деятельности, принадлежащими к другой группе. Вслед за периодами, когда происходит преимущественное развитие мотивационно-потребностной сферы, закономерно следуют периоды, когда преимущественно формируются операционно-технические возможности детей, и наоборот.

Таким образом, Д.Б. Эльконин соединил процесс развития личности, понимаемый как постепенное усложнение мотивационно-потребностной сферы, с зависящим от него процес­сом развития и постепенного усложнения различных видов предметной деятельности, которые должен освоить человек в процессе своего становления.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Выготский Л.С. Вопросы детской (возрастной) психологии // Собр. соч.: В б т. М„ 1984. Т. 4. С. 243-385.

2.Леонтьев АЛ. Избранные психологические произведения. М., 1983. Т. 1, разд. 3. С. 280-323.

3.ЭльконинДБ. Развитие личности ребенка // Психическое развитие в детских возрастах. М.; Воронеж, 1995..С. 101 — 142.

 

22. В чем суть основных положений концепции развития личности АВ. Петровского?

В середине 80-х гг. А.В. Петровский в монографии «Психоло­гия развивающейся личности» вступает в дискуссию с Д.Б. Элькониным по проблеме периодизации возрастного развития личности. Петровским был впервые поставлен вопрос о несо­впадении таких явлений, как «развитие личности» и «развитие психики». По его мнению, существует специфический процесс формирования личности как особого сверхчувственного со­циального качества индивида, по содержанию не совпадаю­щий с развитием психики. При этом на каждом возрастном этапе формируется целый комплекс разноплановых деятельностей и каждая из них выполняет в развитии личности свою определенную функцию. Наряду с ними особую роль в разви­тии личности играют противоречия в системе внутригрупповых и межгрупповых отношений, участником которых являет­ся личность. На развитие личности оказывают влияние также закономерности вхождения ее в новые группы и те изменения, которые возникают в результате динамики социальных пози­ций личности внутри относительно стабильной группы. Исхо­дя из этих положений Петровский в 1987 г. создает социально-психологическую концепцию развития личности и возраст­ной периодизации.

Предложенная Петровским концепция развития личности базируется на идеях разработанной им стратометрической те­ории. Согласно ее главному принципу, межличностные отно­шения в группе опосредованы содержанием, ценностями и ор­ганизацией совместной деятельности ее членов. Уровень раз­вития группы является фактором развития личности в группе. Кроме идей стратометрической теории в основу концепции развития личности, предложенной Петровским, положены ос­новные выводы концепции персонализации индивида о том, что деяния индивида ориентированы на поиск способов и средств для удовлетворения потребности быть личностью. Основным источником противоречий, задающих направление развития личности, выступают разнонаправленные тенден­ции во взаимодействии личности и общества, личности и группы. С одной стороны, личностная активность направлена на то, чтобы утвердить себя, свою личностность, свою индивидуальность, а с другой стороны, общность, в которую включена личность, являясь референтной для нее, принимает только те проявления личности, которые соответствуют ее целям, задачам и нормам. Источником развития личности выступает противоречие между потребностью быть личностью, утвердить себя (персонализация) и активностью, направленной на решение групповых задач и принятие групповых норм и правил. В этой связи в самом общем виде развитие личности человека Петровский представляет как процесс ее вхождения в новую социальную среду и интеграции в ней. В случае если человек входит в новую для себя, но относительно стабильную социальную общность, он проходит три фазы своего становления в ней как личность: 1) фаза адаптации, которая предполагает усвоение действующих в общности норм и овладение со­ответствующими формами и средствами деятельности. Индивид объективно попадает в условия, где надо «быть таким, как все», чтобы быть принятым данной общностью; 2) фаза инди­видуализации, порождаемая противоречием между тем, что индивид стал таким, как все в группе, и тем, что не удовлетворены его потребности в персонализации, при этом поведение индивида направлено на поиск средств и способов для обозначения своей индивидуальности; 3) фаза интеграции личности обществе инициируется противоречиями между стремлением субъекта быть личностью и одобрением лишь тех его индивидуальных особенностей, которые соответствуют ценностям конкретной общности и способствуют успеху совместной деятельности. Если противоречие между индивидом и группой не устранено, возникает дезинтеграция, сопровождаемая либо «выталкиванием» личности из данной общности, либо ее изоляцией.

Сложный процесс развития личности еще усложняется в связи с тем, что в действительности социальная среда не является стабильной, каждый индивид на своем жизненном пути оказывается включен в общности, не одинаковые по своим социально-психологическим характеристикам, сами группы находятся в процессе развития. По мнению Петровского, лич­ность формируется в группах, иерархически расположенных на ступенях онтогенеза, характер развития личности задается уровнем развития группы, в которую она оказывается включе­на и с которой она интегрирована. На этой основе им выделя­ются возрастные этапы формирования личности: ранний дет­ский (преддошкольный) возраст (0—3 года), детсадовское дет­ство (3—7 лет), младший школьный возраст (11 — 15 лёт), стар­ший школьный возраст (15—18 лет). На каждом этапе ребенок проходит три фазы. Например, в раннем детском возрасте раз­витие личности осуществляется преимущественно в семье. Этому периоду свойственны фазы адаптации, индивидуализа­ции и интеграции. Фазе адаптации соответствует овладевание простейшими навыками, языком, благодаря чему ребенок по­степенно приобщается к социуму. Когда начинается фаза ин­дивидуализации, ребенок начинает выделять и противопостав­лять себя окружающему миру. В период интеграции ребенок начинает овладевать своим поведением, подчиняясь требова­ниям взрослых.

На основе своих рассуждений Петровский строит обоб­щенную многоступенчатую схему периодизации и выделя­ет в ней эры, эпохи, периоды и, наконец, фазы формирова­ния личности. Развитие личности Петровский видит как единый, целостный этап, который включает три фазы фор­мирования, становления личности, ее вхождения в социаль­ную среду фазы адаптации, индивидуализации, интегра­ции. Эти фазы выступают как макрофазы развития личнос­ти в пределах одной эры и обозначаются как три эпохи: дет­ство (преимущественно адаптация), отрочество (преиму­щественно индивидуализация), юность (преимущественно интеграция).

Итак, концепция развития личности, разработанная Пет­ровским, учитывает закономерности становления социальной зрелости целостной личности, опираясь на идеи взаимодейст­вия личности, ее отношений, совместной деятельности и уров­ня развития группы.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Психология развивающейся личности / Под ред. А.В. Петровского. М., 1978. С. 38-76.

 

23. Что такое развитие личности с точки зрения антропологической психологии?

В антропологической психологии основным предметом ис­следования является изучение особенностей становления та­кого внутриличностного образования, как человеческая субъективность. Представители антропологической психо­логии высшим интегративным образованием человека считают самого человека, а именно становление, развитие в нем Собственно человеческого. В центре внимания антропологи­ческой психологии находятся закономерности процесса человекообразования, поэтому ее представители исследовали допрос периодизации возрастного развития, анализируя развитие личности с точки зрения этапов становления субъ­ективности, т.е. субъективного внутреннего мира личности. Пионером в этой области стал В.И. Слободчиков. Он выделя­ет то специфическое «пространство», внутри которого ро­дившийся ребенок только и может стать человеком. Это про­странство есть «живая общность» ребенка с матерью, их сов­местное событие, которое и есть то, что развивается, и бла­годаря чему возникает сама субъективность. По мнению Слободчикова, внутри совместного бытия (события) происхо­дит развитие индивидуальных способностей ребенка, в том числе чисто человеческая, высшая способность — способ­ность к рефлексии, проявляющаяся в том, что он делает свои чувства, мысли, действия предметом анализа, оценки и пре­образования. Поэтому именно рефлексию Слободчиков рас­сматривает как основополагающий механизм конструирова­ния и развития личности в онтогенезе, рассматривая сам Процесс развития как процесс закономерно усложняющихся форм рефлексии. Результатом процесса рефлексии является становление субъективности, которая «открывается как ста­новящаяся иерархия способов, как последовательность ступеней духовного самоопределения человека в мире и в самом себе».

Основываясь на этих положениях, Слободчиков выделяет следующие ступени развития субъективности:

1) ступень «оживления» (от рождения до одного года), на Которой возникает специфическая форма существования ин­дивида в его единстве с жизнью матери, что и есть само событие. Признаком осуществления «оживления» является «ком­плекс оживления», с которого собственно и начинается лич­ностное общение и отношение. Первую форму рефлексии Слободчиков называет полагающей рефлексией. На этом уровне происходит отделение воспринимаемого ребенком мира от его собственных самоощущений. Фактически сущ­ность «оживления» заключается в целостном осознании собст­венного тела;

2) ступень «одушевления» (от одного года до б лет), в начале которой стоят два важнейших события — освоение прямохождения и речи. Освоив прямохождение, ребенок впервые попа­дает в единую с взрослым пространственную систему координат. Благодаря освоению речи, субъективность может стать предметом для себя самой. Ребенок впервые оказывается способным осознать себя самого в известной формуле «Я сам».
Этому уровню соответствует сравнивающая форма рефлек­сии, которая дает возможность ребенку опознавать себя в чувственно воспринимаемом мире. В этом возрасте ребенок
впервые начинает обосабливаться, освобождается от «совме­стности» со взрослым; зарождается его самость;

3) ступень «персонализации» (от 7 до 18 лет), характеризуе­мая формированием содержательных представлений о себе (самооценка, образ-Я и пр.). Ей соответствует становление
собственно личности;

4) ступень «индивидуализации» (от 20 до 40 лет), на которой начинается процесс духовного саморазвития. Человек становится подлинным автором своей жизни, неся персональ­ную ответственность за собственную субъективность;

5) ступень «универсализации» (от 45 до 65 лет и более), на которой начинается кризис самости. Человек открывает свою эквивалентность Миру, что позволяет ему выйти за пределы
собственной индивидуальности и войти в область высших ду­ховных смыслов. Это этап зрелости, понимаемый как всеобщая форма событийности человека и его мира в целом и как предельная ответственность его за этот мир.

Таким образом, представители антропологической психо­логии выходят за рамки понятия «развитие личности» и рас­сматривают закономерности процесса человекообразования сквозь призму этапов становления субъективности, т.е. субъек­тивного внутреннего мира личности.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Слободчиков ВИ, Исаев ЕИ,. Психология человека. М., 1996. С. 7 ] —79.

2. Слободчиков B.И, Реальность субъективного духа // Человек. 1994. № 5. С. 21-39. ^Начала христианской психологии. М., 1995. С. 122— 138.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных