Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






По каким критериям можно определить психологический возраст личности?




Понятие психологического возраста относится к числу наибо­лее сложных и поэтому мало разработанных понятий. Объек­тивная хронологическая мера возраста личности недостаточ­на для определения возрастных закономерностей развития и не совпадает с самооценкой возраста человека. Самооценка возраста — сложное образование, так как она есть обобщен­ное отражение особенностей жизненного пути в целом и его отдельных этапов. Психологический возраст личности включает много компонентов, зависит от множества переменных и в целом связан с субъективным представлением об уровне реализованности личности. В современной психологии вырабо­таны некоторые приемы и способы диагностики отдельных составляющих психологического возраста. Так, российские психологи Е.И. Головаха и А.А. Кроник предлагают провести мысленный эксперимент: «Представьте себе ситуацию, в кото­рой Вы неожиданно для себя узнаете, что возраст, зафиксированный в паспорте, свидетельстве о рождении или каких-либо, Иных документах, неверен, причем неизвестно, в какую сторо­ну произошла ошибка — моложе Вы в самом деле или старше. Представив себя в подобной ситуации, попытайтесь (ориенти­руясь на внутреннее ощущение своего возраста) ответить на вопрос: «Сколько Вам лет в действительности?» С увереннос­тью можно предположить, что Ваш истинный «календарный возраст» далеко не всегда будет совпадать с оценкой, подска­занной внутренним чувством».

Е.И. Головаха и А.А. Кроник предложили следующие крите­рии для оценивания собственного психологического возраста-. 1) каузометрические показатели; направленные на диагно­стику глубинных слоев психологического времени, которые не всегда адекватно осознаются личностью. По условию предложенной методики, испытуемый отмечает 15 наиболее важ­ных событий в жизни и проводит причинный и целевой ана­лиз межсобытийных отношений и на этой основе строит кауфзоматрицу; 2) оценивание пятилетних интервалов по степени насыщенности значимыми событиями. Испытуемый оценивает каждый пятилетний интервал своей жизни по частоте значимых событий и сравнивает суммарный показатель к ожидаемой степени уровня реализованности исходя из ожи­даемой продолжительности собственной жизни; 3) дихотомическое шкалирование жизненного пути, направленное на мысленный поиск вех, значимых событий, отделяющих одну половину жизненного пути от другой. В результате процедуры вычисляется степень реализованности психологического времени; 4) самооценка реализованности направлена на оценку личностью собственной реализованности.

В целом, по мнению авторов причинно-целевой концеп­ции психологического времени, «методы измерения психоло­гического возраста личности позволяют определить количественные показатели субъективной реализованности жизни, на основе которых возможна качественная интерпретация со­отношения психологического и хронологического возраста». Выделенные авторами показатели являются основанием для осознания необратимости времени и его рационального пла­нирования в биографическом масштабе жизни каждого кон­кретного человека.

 

ЛИТЕРАТУРА

1.Головаха ЕЙ., Кроник АА. Психологическое время личности. Киев, 1984. С. 163-186.

 







Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных