Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ОПРОСНИК (ДДО Е.А.КЛИМОВА)




ИНСТРУКЦИЯ

«Предположим, что после соответствующего обучения Вы сможете выполнять любую работу из перечисленных ниже. Однако если бы Вам пришлось выбирать только из двух воз­можностей, то какой вид деятельности вы предпочитаете? Ниже предложено 20 пар утверждений, обозначенных индек­сами а и б, раскрывающих в краткой форме различные виды деятельности. Перечертите в рабочую тетрадь «Лист ответов» и, внимательно прочитав оба утверждения, знаком «+» от­метьте то из них, которое привлекательно для вас. Можно поставить два «+», что отражает еще большую привлекатель­ность вида деятельности. Наконец, если оцениваемая рабо­та очень нравится вам — поставьте три «+». Знаком «-» от­метьте занятие, которое вам не нравится. И в этом случае можно ставить два минуса, а если вид деятельности очень не нравится — то три минуса».

Форма 7.1

Лист ответов Т П 3 X

    За
     
     
10а    
12а   11а   13а
  14а   15а  
    16а   17а
18а 19а 20а    

ТЕКСТ ОПРОСНИКА

la Ухаживать за животными

2а Помогать больным лю­дям, лечить их

За Участвовать в оформле­нии книг, плакатов, журналов

4а Обрабатывать материа­лы (древесину, ткань ме­талл, пластмассу и др.)

5а Обсуждать научно-популярные книги, статьи

ба Содержать животных

или 16 Обслуживать машины

или 26 Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин

или 36 Следить за состоянием и развитием растений

или 46 Доводить товары до потребителя (рекламировать)

или 56 Обсуждать художествен­ные книги (или пьесы, концерты)

или 66 Тренировать товарищей (или младших школьни­ков) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных)

7а Копировать рисунки, изображения (или на­страивать музыкальные инструменты)

8а Сообщать (разъяснять) людям какие-либо сведе­ния (в справочном бюро, на экскурсии)

9а Ремонтировать вещи (одежду, технику), жилище

10а Лечить животных

11а Выводить новые сорта растений

12а Разрешать споры, пре­дупреждать ссоры, убе­ждать, разъяснять, по­ощрять, наказывать

13а Участвовать в работе кружков художествен­ной самодеятельности

14а Налаживать медицин­ские приборы, аппараты

15а Составлять точные описания, отчеты о на­блюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и т.п.

16а Выполнять лаборатор­ные анализы в больнице

17а Красить или расписы­вать стены или помеще­ния, поверхность изделий

18а Организовывать культ­походы сверстников или младших товарищей (в театры, музеи), экскур­сии, туристические по­ходы и т.п.

или 76 Управлять подъемным краном, трактором, те­пловозом и т.п.

или 86 Художественно оформ­лять выставки, витрины (или участвовать в под­готовке пьес, концертов)

или 96 Искать и исправлять

ошибки в текстах, табли­цах, рисунках

или 10б Выполнять вычисления, расчеты

или 116 Конструировать проек­тировать новые виды изделий (машины, оде­жду, дома и т.п.)

или 126 Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок)

или 136 Наблюдать, изучать жизнь микробов

или 146 Оказывать людям меди­цинскую помощь при ранениях, ушибах и т.п.

или 156 Художественно описы­вать, отображать собы­тия (наблюдаемые или представляемые)

или 166 Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение

или 176 Осуществлять монтаж зданий или сборку ма­шин, приборов

или 186 Играть на сцене, при­нимать участие в кон­цертах

19а Изготавливать по чер- или 196 Заниматься черчением,

тежам детали, изделия копировать чертежи,

(машины, одежду), карты

строить здания

20а Вести борьбу с болезня- или 206 Работать на клавишных

ми растений, с вредите- машинах (пишущей ма-

лями леса, сада шинке, телетайпе и др.)

ОБРАБОТКА

После заполнения «Листа ответов» подсчитайте число знаков «+» в каждом вертикальном ряду (таких рядов пять в соответствии с типами профессий). Запишите полученное число плюсов, в первую из трех пустых строчек внизу листа ответов.

Затем необходимо подсчитать аналогичным образом чис­ло минусов и записать их во вторую пустую строку листа ответов.

После этого по каждому из пяти вертикальных рядов не­обходимо проделать следующую операцию: из числа плюсов вычесть число минусов и полученный результат записать в последнюю пустую строку внизу листа ответов. Таким об­разом, в этой последней строке может появиться как поло­жительное, так и отрицательное число. Полученный резуль­тат является показателем степени выраженности осознанной склонности к одному из пяти типов профессий, которые и закодированы в опросном листе под буквами Ч, Т, П, 3, X.

Ч -- профессии типа «человек— человек»; основной объект труда — человек.

Т- - профессии типа «человек — техника»; основной объект труда — техника, технические системы.

- профессии типа «человек — природа»; основной объект труда — природа.

3 — профессии типа «человек — знаковая система» (на­пример, операторы ЭВМ, наборщики в типографии и т.п.).

X — профессии типа «человек — художественный образ».

При интерпретации результатов рекомендуем использо­вать не только показатели последней строки листа ответов, но и показатели двух других строк: число плюсов и число минусов.

ОБСУЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ВОПРОСОВ

В настоящее время уже проведены исследования, из ко­торых следует, что между профессиональными интересами, диагностированными по ДДО, и характерологическими осо­бенностями личности существует определенная связь. Так установлено (Кудрявцев Т. В., Сухарев А. В., 1985), что уча­щиеся, проявляющие интерес к сфере «человек человек», обнаруживают большую потребность в общении (фактор А по опроснику Кэттела), лучше работают в группе, чем инди­видуально (фактор Q2).

Проявляющие интерес к сфере «человек — техника» име­ют более высокую стойкость и ригидное поведение, более реалистичны и независимы (фактор 1), более радикальны и склонны к экспериментам (фактор q1).

Для выбравших сферу «человек — художественный об­раз» характерным является большая лабильность эмоций и потребность в общении, высокая импульсивность, большая эмоциональная чувствительность.

Для сферы «человек — знаковая система» характерны высокая ригидность поведения и стойкость аффекта, реали­стичность и независимость.

У выбравших сферу «человек — природа» ярко выражен­ной оказалась сензитивность, высокая эмоциональная чув­ствительность в сочетании с большой уравновешенностью.

Эти и подобные им данные, на наш взгляд, позволяют утверждать, что за результатами диагностики по ДДО стоят не только осознаваемые профессиональные интересы, но и другие личностные образования: склонности, способности, соответствие характерологических особенностей личности требованиям профессии. Профессиональные интересы кри­сталлизуются и четко определяются в определенной степени по механизму позитивного подкрепления. Успешность лично­сти в определенных видах деятельности способствует разви­тию и закреплению интереса к этим видам деятельности.

Именно в связи с такими нашими представлениями мы не соглашаемся с существующим мнением о том, что в процессе профконсультации для прогноза успешности будущей профес­сиональной деятельности следует в большей мере опираться на изучение характерологических особенностей личности, чем на результаты диагностики профессиональных интересов (Кудрявцев Т. В., Сухарев А. В., 1985). Вообще мы бы с осто­рожностью подходили к утверждению, что характерологи­ческие особенности всегда доминируют над профессиональ­ными интересами. С одной стороны, характерологические особенности в целом действительно более устойчивы, чем интересы, но, с другой стороны, ярко выраженные профес­сиональные интересы, как элемент в общей структуре моти­вации личности, существенным образом влияют на удовлет­воренность профессией и на продуктивность деятельности, в том числе и в процессе обучения профессии. Пожалуй, гово­ря о профконсультации, более целесообразно, решать вопрос не в плоскости «диагностика интересов или характера», а проводить комплексную профессиональную диагностику личности.

В одном из наших исследований мы с помощью диффе­ренциально-диагностического опросника (ДДО) изучили группу учащихся ПТУ (40 человек), для которой характер­ной оказалась низкая удовлетворенность избранной профес­сией (коэффициент удовлетворенности равен 0), Обобщен­ные результаты исследования приведены в табл.1.

Как видим, низкую удовлетворенность избранной профес­сией вполне надежно можно было бы прогнозировать у этих учащихся еще до поступления в ПТУ. Опросник ДДО ока­зался бы здесь вполне адекватным и достаточным методом. Действительно, ведущими в данной группе оказались профес­сии типа «человек— художественный образ» и «человек — человек». То есть интересы учащихся лежат вне сферы избран­ной ими профессии, которая по типу относится к профессии «человек — знаковая система» и «человек — техника» (набор­щики: машинные и ручные, печатники и т.д.). Вместе с тем, как раз оба типа этих профессий оказались в данной группе наименее привлекательными. Причем профессии, связанные с техникой, у 55% учащихся группы вызывают активное не­приятие (табл. 2.). Лишь у двух учащихся доминирующие ин­тересы оказались связаны с техникой; столько же имеют пре­имущественную ориентацию на профессии типа «человек - знаковая система». Таким образом, у 90% учащихся данной группы доминирующие профессиональные интересы лежат вне сферы избранной и осваиваемой ими профессии.

Таблица 1

Общая структура профессиональных интересов в группе

учащихся ПТУ с низкой удовлетворенностью профессией

(объем выборки п — 40)

Тип Человек - Человек - Человек - Человек - Человек -
профессии природа техника человек знаковая художест.
        система образ
Сумма   156,5   148,5  
рангов          
Итоговый III V II IV I
ранг          

Примечание. Результаты каждого листа ответов ДДО ранжиро­вались, затем находилась сумма рангов для всей группы. Итоговый ранг есть результат вторичного ранжирования.

Таблица 2

Полярные выборы (максимальная привлекательность и

отрицательное отношение) в профессиональных интересах

учащихся ПТУ с низкой удовлетворенностью профессией

(объем совокупности = 40)

Тип Человек - Человек - Человек - Человек - Человек -
профессии природа техника человек знаковая художест.
        система образ
Домини-          
рование          
интересов          
(число          
случаев)          
То же в 12.5 5,0 30,0 5,0 50,0
процентах          
Отрицател          
ьное отно-          
шение к          
профессии          
(число          
случаев)          
То же в 35.0 55,0 12,5 60,0 5,0
процентах          

Примечание. Сумма процентов больше 100, так как возможны случаи одновременного доминирования двух типов профессий.

Совершенно очевидно, что это вполне определенным об­разом скажется как на уровне профессионального обучения, так и, впоследствии, на эффективности профессиональной деятельности.

В процессе бесед и интервью выяснилось, что во многих случаях выбор был осуществлен при очень слабом представ­лении о профессии. Показательно в связи с этим почти курьез­ное высказывание учащейся М. «Я думала, что профессия печатника связана с работой на пишущей машинке». Такое понимание профессии делало ее выбор обоснованным, так как профессия секретаря-машинистки относится одновремен­но и к типу «человек — знаковая система» и к типу «человек — человек». Интересы, связанные с последним типом профессий, как раз и оказались ведущими у М. Но, к сожалению, про­фессия печатника не имеет ничего общего с профессией маши­нистки.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных