ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ПРИЗНАКИ МОТИВАЦИОННЫХ ТЕНДЕНЦИЙВыше мы уже привели название и смысл ключевых категорий анализа содержания рассказов. Таких категорий шесть для мотива «надежда на успех» и семь для мотива «боязнь неудачи». Ключевые категории анализа и признаки обеих мотивационных тенденций были получены в результате контент-анализа более чем 4 000 рассказов (Хекхаузен X., 1986). ЧАСТЫ ВЫЯВЛЕНИЕ «НАДЕЖДЫ НА УСПЕХ» (НУ) (признаки мотивационных тенденций приводятся с сокращениями) 1. ПОТРЕБНОСТЬ ДОСТИЖЕНИЯ И УСПЕХА (П) «П» засчитывается тогда, когда человек ставит перед собой положительно сформулированную цель достижения или работы. Как «П» учитываются положительно сформулированные высказывания, в которых не выражено опасения или неуверенности относительно возможности достижения цели («хочет», «собирается», также «старается», «стремится», но не «пытается»). («Он хочет сделать домашнее задание», «Он намерен улучшить свои оценки», «Успех побуждает их к дальнейшей хорошей работе», «Он хочет исправить машину», «Завтра я выполню задание», «Они стараются решить задачу» — все «П»; «Он пытается решить задачу» — не «П», а «И»). Если же такое положительно сформулированное намерение находится в непосредственной связи с каким-либо утверждением, из которого можно заключить, что за ним кроется намерение избежать неудачи, то засчитывается не «П», а «Пи» (потребность в избегании неуспеха), например: «Он собирается улучшить свои оценки, чтобы не заниматься в каникулы». Намерения, которые направлены не на саму цель, а на применение определенных инструментальных деятельностей, учитываются не как «П», а как «И» (инструментальная деятельность), поскольку выполнение такой деятельности в данном случае еще не означает достижение цели. «Он хотел поставить шестеренку, а она вывалилась». Установка шестеренки — лишь инструментальная деятельность, поэтому — «И»). Намерения человека, относящиеся к тому, чтобы помочь, поддержать или проверить другого человека, не учитываются как «П». («Они хотят нас чему-то научить», «Мастер хочет оценить работу» — не «П»). Намерения, направленные на выполнение несущественной деятельности, также не учитываются как «П» {«Он хочет унести документы», «Он собирается выписать счет», «Служащий хочет получить у директора подпись» — не«П»). Желание и надежда, направленные на достижение цели, связаны они с каким-либо качеством или нет, учитываются как «П». («Он хочет закончить эту работу», «Он надеется, что ему удастся привести в порядок машину»; напротив: «Он надеется, что его похвалят за эту работу» — не «П»). Эти желания и надежды не должны также сопровождаться высказываниями, которые могут указывать на намерения избежать неуспеха («Ученик надеялся, что решил задачу») — П; напротив: «Надеюсь, что ответ правильный, иначе мне придется еще раз пересчитать» — «Пи». Нежелания типа «ах, если бы я!...» по поводу неудачи учитываются как «Пи», а не как «П». Когда желания или надежды относятся к обстоятельствам, лежащим вне сферы влияния и действия желающего, засчитывается не «П», а «УН» (ожидание неуспеха). Например: «Надеюсь, что материал выдержит» — не «П», а «УН». 2. ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (И) «И» учитывается тогда, когда человек или группа лиц в пределах рабочей ситуации или в течение деятельности, направленной на достижение, делает, сделал или сделает что-либо, что приблизит его к достижению цели или решению задачи без помощи других («Он работает над решением задачи», «Он размышляет над тем, как выполнить эту работу»). Высказывания по поводу инструментальной деятельности должны быть независимы от окончания деятельности к успеху, неуспеху или сомнительного исхода. В частности, следующие высказывания не должны учитываться как «И»: все высказывания, указывающие на завершение определенной деятельности («заканчивать», «заключать», «завершать» и т.д.) не учитываются как «И». («Он закончил работу — не «И»). Напротив: «Он работал — «И»; все высказывания, которые указывают вместе с деятельностью и ее исход (результат) «Мальчик правильно пишет предложения» — не «И», напротив: «Он тщательно пишет предложения» — «И», так как «тщательно» ничего не говорит об исходе деятельности. Или же: «Мальчик заработал хорошую оценку— и то и другое не «И»; напротив: «Мальчик работает над правильным решением» — «И»; все высказывания, разъясняющие, что деятельность поручено выполнить («Он должен, получил задание, обязан»), не учитываются как «И»; все высказывания, относящиеся к несущественной деятельности, такой, как подписать что-нибудь, передать, сообщить, смотреть, слушать и т.п., не учитываются как «И» (например, «внимательно, тщательно и т.п.) (слушать, смотреть или слушать и смотреть, чтобы чему-нибудь научиться, уметь это потом делать самостоятельно» — «И»). Чтобы высказывание было учтено как «И», должны быть названы фактические деятельности. Неопределенные высказывания вроде «Он сидит над книгами» или «Он стоит у машины» не учитываются как «И». Напротив, «Он занят этой работой» учитывается как «И». 3. ОЖИДАНИЕ УСПЕХА «У» Ожидание успеха со стороны одного или нескольких лиц в пределах связанной с достижением цели, учитывается как «У». Ожидание, связанное не только с полной уверенностью в успехе, а и с ее вероятностью, учитывается как «У». Во всяком случае, речь должна идти о четком положительном ожидании успеха, («Несомненно, его новый роман будет пользоваться успехом», «Он думает, что решит задачу — все «У»). «У» засчитывается также, когда ожидание успеха относится к прошлому («Они думают, что выполнили работу хорошо»; напротив: «Его интересует, правильно ли он решил задачу — не «У», так как ожидание успеха не определено и не четко положительно — это Ун. Если ожидание успеха связано с каким-либо условием, то «У» не учитывается. Так как в этом случае ожидание успеха становится в зависимость от выполнения внутреннего или внешнего условия, то можно заключить, что ожидание успеха не четко положительно («Он думает: «Если я решу задачу, то получу в аттестате пятерку»» — не «У» (внутреннее условие); «Если повреждение не слишком велико, то я могу отремонтировать машину» — не «У» (внешнее условие). Ожидание успеха должно принадлежать или высказываться лицом из рассказа, а не быть объективной констатацией или комментарием рассказчика. Ожидание успеха учитывается и тогда, когда кто-либо относит его к работе или достижению кого-либо другого. 4. ПОХВАЛА КАК РЕЗУЛЬТАТ ДОСТИЖЕНИЯ (В) «В» засчитывается тогда, когда кого-либо хвалят, кто-либо хвалит, отмечает или награждает кого-либо за то, что тот хорошо работал или добился хороших результатов («Учитель хвалит ученика за то, что он нашел ошибку», «Начальник повышает оклад служащему за добросовестную работу»). Похвала должна выражаться открыто («Мастер часто думает: «Какой у меня способный ученик!»» — не «В»). В качестве вознаграждений могут служить всякие материальные поощрения, выражающие признание за хорошее достижение, безразлично, имеют ли они большую или малую ценность. При повышении оклада, «В» учитывается только тогда, когда оно происходит по инициативе начальника за хорошие достижения. «В» учитывается также, если кто-либо констатирует хорошее качество, правильность и т.д. работы другого, например, когда учитель ставит ученику хорошую оценку, не высказывая при этом похвалы или признательности в адрес личности ученика («Мастер говорит ученику, что теперь он работает хорошо», «Учитель ставит ученику за этот ответ заслуженную пятерку», «Слесарь говорит ученику, что он правильно поставил деталь») — во всех случаях «В»; напротив не «В»: «Он получает хорошую оценку», потому что здесь четко не Показано высказывающее похвалу лицо. 5. ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ (С+) В качестве «С+» учитываются все положительные эмоциональные состояния в пределах направлений на достижение деятельности, относящиеся в общих чертах к работе, активному овладению заданием, достижению или успеху («Он пишет сочинение и работает с радостью», «Он радуется тому, что сумел справиться с этой трудностью и его работа продвинулась», «Наконец деталь готова. Он вздыхает с облегчением», «Они довольны своей работой»}. Речь должна идти о четком положительном эмоциональном состоянии. Например, «радуется», «доволен», также «улыбается», «вздохнуть с облегчением» и т.д.; также «смелость» («Успех придает ему смелость продолжать работу») — все «О». Напротив, «успокоился» — не «С+», так как здесь речь может скорее идти об исчезновении ранее отрицательного эмоционального состояния. Самовосхваление или мысли, являющиеся выражением самомнения, учитываются как «С+», если относятся к успешной деятельности («Они стоят перед готовой работой и думают: Какие мы способные!»). Также положительные эмоциональные состояния, связанные с достижениями или успехами другого лица в рассказе учитываются как «С» («Отец радуется тому, что его сын получил аттестат зрелости»). «С+» не учитывается, если кто-либо радуется тому, что неудачный исход деятельности оказался не таким плохим, как ожидалось; или что ожидаемая неудача не имела места («С облегчением ученик видит, что учитель не ставит двойку» — не «С+»). 6. ТЕМА УСПЕХА (Т) как дополнительная категория Тема успеха — это одиночная категория. Она засчитывается в рассказе при наличии определенных категорий успеха и при отсутствии категории неуспеха, за исключением отрицательного эмоционального состояния (С-) и ожидания неуспеха (Ун). Эта категория учитывается только в том случае, если тема успеха доминирует в содержании рассказа. ЧАСТЬ II ВЫЯВЛЕНИЕ «БОЯЗНИ НЕУДАЧИ» (БН) (признаки мотивационных тенденций приводятся с сокращениями) I. ПОТРЕБНОСТЬ В ИЗБЕЖАНИИ НЕУСПЕХА (Пи) «Пи» засчитывается во всех случаях, когда открыто высказывается или может быть выявлена по некоторым признакам потребность, намерение, желание или надежда избежать неуспеха в деятельности, направленной на достижение. «Пи» засчитывается, когда одно или несколько лиц в истории ставят перед собой отрицательно сформулированную цель. «Негативные формулировки» отражены в следующих трех примерах: «Он не хочет оставаться на второй год», «Надеюсь, что не получу двойку», «Они стараются не сделать ошибки на работе». Если отрицательно сформулированное намерение, надежда или желание находится в непосредственной связи с высказыванием, которое позволяет сделать выводе кроющейся за ним тенденции к достижению цели или успеха (не избегание неуспеха!), то это не учитывается как «Пи» («Он старается не делать ошибок, чтобы получить хорошую оценку»). Наоборот, положительная формулировка цели достижения учитывается как «Пи», когда из непосредственно относящегося к ней текста следует, что речь идет об избегании неуспеха («Надеюсь, что ответ правильный, а то все придется проверить», «Он с тревогой надеется, что все будет хорошо»). «Пи» засчитывается, если одно (или несколько) лиц в рассказе высказывают желание или надежду, чтобы случилось что-нибудь, что могло бы предупредить или ослабить возможный неуспех («Они надеются на помощь инженера, чтобы их фирма не разорилась»). Часто подобное высказывание относится к социальным последствиям неуспеха («Надеюсь, что мастер не будет снова ругаться из-за этой ошибки», «ин надеется, что начальник ничего не заметит»). Иногда открыто выявляется стремление ослабить неуспех: «Экзаменующийся не может ответить на вопрос и хочет во что бы то ни стало "выкрутиться"» — «Пи». Желание типа «Ах, если бы я!», высказываемое при наступившем неуспехе, учитывается как «Пи» («Он не может решить задачу и думает: "Если бы я это выучил дома!"», или «Он не может дать правильного ответа, он думает: "Если бы я это только знал!"»). Желания этого типа могут относиться как к достижению самой цели, так и к инструментальной деятельности, которая обеспечивала бы положительный исход, направленный на достижение активности. Часто в этой связи высказывается сожаление о том, что ведет к неуспеху («Если бы я во время работы не думал о посторонних вещах» — «Пи»). 2. ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, НАПРАВЛЕННАЯ НА ИЗБЕГАНИЕ НЕУСПЕХА (Ии) «Ии» засчитывается, если кто-нибудь что-либо делает или собирается делать, чтобы избежать самим вызванного отрицательного исхода направленной на достижение деятельности, а также чтобы избежать последствий уже наступившего неуспеха: сюда относятся прежде всего виды инструментальной деятельности, явно служащие для избегания неуспеха. («Они работают внимательно, чтобы не допустить ошибок», «Он осторожно вставляет пружину, чтобы не повредить ее», или же «Он спрятался за спиной мастера, чтобы на него не обратили внимание», «Начальник вызвал его к себе за допущенную ошибку», «Он быстро придумает предлоги для оправдания»); часто эти инструментальные деятельности состоят из контроля и проверок собственной деятельности, предпринимаемых по своей инициативе («После того как все благополучно закончилось, на всякий случай решили проверить еще раз», «Он думает, не сделал ли ошибку», «Ученик видит по лицу учителя, что в предложении имеется ошибка, он ее лихорадочно ищет»). Иногда уже имеется неудача, которая возбуждает к особой инструментальной деятельности («Бухгалтер постарается не повторить ошибок, чтобы о нем не создалось плохое мнение», «Ученик думает о нагоняе, который он получил однажды от директора, и поэтому старается ходить к директору пореже»); также, когда высказывания о деятельности имеют положительную формулировку, но явно представляют собой реакцию на предшествующий неуспех, учитывается «Ии» («Теперь у него есть начальный опыт и он продумывает каждый поступок», «Он получил двойку и с тех пор работает прилежно»); «Ии» засчитывается, если кто-либо пытается избежать последствий уже наступившего неуспеха, что бы он для этого ни предпринимал что-либо специальное («Ученик входит и просит директора оставить его в школе, несмотря на плохие оценки») или пассивно относился к ходу событий («Предприятие работает теперь плохо. Ему теперь все будет безразлично, и он все предоставляет своей судьбе»). «Ии» засчитывается, когда кто-либо: предъявляет свою работу другому для оценки или проверки без требования; обращается к другому за советом и помощью, чтобы избежать трудностей, возникающих в работе. Речь всегда идет о привлечении и временном участии другого в собственной работе. «Ии» учитывается также, когда кто-либо просит другого о помощи в деятельности, в которой нужной квалификацией обладает не он сам, а только другой («Ученик изготовил деталь и принес ее мастеру, а тот ее измеряет», «бухгалтер обнаружил ошибку в своих книгах и с сознанием вины обращается к начальнику» или «...хочет, чтобы это проверил начальник» — все «Ии»; «Он просит мастера еще раз показать ему правильную установку», «Он не может сам устранить неисправность и вызвал специалиста-техника» — и то, и другое «Ии»). «Ии» учитывается, если деятельность человека им самим прерывается, замедляется, ухудшается или вообще не может продолжаться, потому что он делает перерыв, думает о чем-то постороннем или вообще занимается чем-либо, не имеющим отношения к данной деятельности. («Бухгалтер долго смеялся над анекдотом, который рассказывал коллега, и забыл о своей трудной работе», «Конторский служащий быстро заканчивает работу, потому что уже пять часов. Он задержался на обеде и не успевает», «Он откладывает работу и хочет отдохнуть», «Во время работы он уже думает о выходном»), Чтобы в этих случаях засчитать «Ии», должны быть выполнены два условия: а) должно указываться, что человек делает или сделал вместо направленной на достижение деятельности; б) прерванная деятельность должна выполняться самим человеком («Иногда мысленно отвлекается, в то время когда учитель что-то объясняет» — не «Ии», так как юноша не прерывает собственной деятельности; напротив: «Юноша слушает, но мысленно отвлекается» — «Ии»). 3. ОЖИДАНИЕ НЕУСПЕХА, НЕУВЕРЕННОСТЬ В УСПЕХЕ (Ун) Ожидание одного или нескольких лиц, что в процессе деятельности наступит неуспех, или любая другая высказанная неуверенность по поводу возможности достижения цели, учитывается как «Ун». Во всяком случае, должно быть исключено четкое положительное ожидание успеха («Он не верит в то, что найдет решение», «Он боится, что не выдержал экзамен», «Он не вполне уверен, что сделал ошибку» во всех этих случаях — «Ун»). Ожидание неуспеха (или неуверенность в успехе) должно высказываться одним лицом в рассказе, а не быть объективной констатацией факта рассказчиком. Ожидание неуспеха засчитывается тогда, когда кто-либо относит его к работе или достижению другого («Учитель не верит в то, что ученик найдет решение задачи»). «Ун» засчитывается также тогда, когда ожидание неуспеха относится к явлениям неуспеха, находящимся вне личной сферы деятельности и влияния («Он не уверен, можно ли отремонтировать машину»). «Ун» засчитывается и тогда, когда ожидание неуспеха находится в зависимости от какого-либо условия («Если на этот раз не получится, то для меня это позор»). В качестве «Ун» учитывается также боязнь или ожидание социальных последствий возможного неуспеха, если при этом очевидно отношение между неуспехом и отрицательным эффектом (наказание и т.д.)- («Он боится, что начальник будет ругать его за ошибку»). Не следует одновременно учитывать отрицательного эмоционального состояния (С-) во избежание двойного учета одного высказывания. 4. ПОРИЦАНИЕ, КРИТИКА (К) Открытая критика, высказываемая каким-либо человеком в рассказе по поводу деятельности, достижений или способностей другого, учитывается как «К». Критика должна отражать недостатки в деятельности, связанной с достижением, в которой участвует данное лицо. В качестве «К» учитывается не только порицание, «нагоняй», но и предупреждение, насмешка за плохую работу и т.д. («Родители ругают его за плохие оценки», «Мастер говорит ученику, что он должен работать лучше, если хочет сдать техминимум», «Учитель дает ему штрафное задание, потому что он плохо выполнил домашнее задание» —- все это «К»; напротив: «Учитель думает: "Этот лентяй опять ничего не выучил"» — не «К», т.к. здесь речь не идет об открытой критике). «К» не засчитывается, если кто-либо лишь отмечает недостатки другого. Например, если преподаватель ставит ученику плохую оценку, не упрекая его («Учитель говорит, что решение неправильное, и ставит плохую оценку», «Мастер нашел в работе брак» — не «К»). Также не «К» и в том случае, когда кого-либо упрекают в без дели и. «К» засчитывается тогда, когда рассказчик оставляет открытой лишь возможность порицания («Возможно, начальник будет его ругать», «Если он сделает ошибку, то его накажут). 5. ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ (С) В качестве «С-» учитывается отрицательное эмоциональное состояние во время деятельности, которое связано с неуспехом, неспособностью продолжать деятельность и вообще с работой («Он сердится из-за того, что сделал «У него плохое настроение, потому что работа его не продвигается», «Работа не доставляет ему удовольствия»). Упреки в собственный адрес учитываются как «О», если они связаны с неуспехом в данной деятельности («Каким я должен быть дураком, чтобы сделать эту ошибку!», «Какой же я глупец!»). Определенные восклицания, обычно связанные с отрицательными эмоциональными состояниями, также учитываются как «С-», если они не имеют отношения к неуспеху кого-либо в рассказе (Увы, ах... и т.д.). Сетование на судьбу из-за неуспеха учитывается как «С-» («Должно же было это случиться именно со мной!», «Почему решать эту трудную задачу вызвали именно меня?»). Отрицательное эмоциональное состояние в связи с неуспехом другого человека в рассказе учитывается как «С-» («Преподаватель сердится из-за плохой работы ученика»). Если рассказчик оставляет открытым вопрос по поводу того, закончится работа успехом или неуспехом и в зависимости от этого у работающего будет положительное или отрицательное эмоциональное состояние, то учитывается только «С-» («Инженер будет либо доволен, либо недоволен в зависимости от того, будет ли исправна машина», «Он закончит свою работу и пойдет домой либо удовлетворенный, либо неудовлетворенный» —- оба «С-»). «С-» не учитывается, если кто-либо испытывает зависть, потому что деятельность другого оказалась успешнее. Не учитывается оно также и тогда, когда кто-либо при достижении цели испытывает неуверенность или растерянность. 6. НЕУСПЕХ «Н» засчитывается, если деятельность оканчивается неуспехом, а также если в рассказе упоминается неуспех в прошлом, который не устраняется соответствующим лицом, если в конце истории говорится: «Он взял на себя много финансовых обязательств и обанкротился» — «Н», или к вопросу 2: «Как возникла эта ситуация?» — «Рабочий раньше изготовил эту деталь, которая по размеру не подходила. Мастеру...» и т.д. «Служащий допустил ошибку и теперь должен идти к начальнику..» и т.д. Если эта ошибка не устраняется соответствующим лицом, то учитывается «Н». «Н» засчитывается также: если неуспех (и в прошлом) упоминается рассказчиком лишь как возможный или вероятный («Наверное, он неправильно написал контрольную работу», «Он работает и работает, но, вероятно, экзамена он не сдаст»). Но не при альтернативных высказываниях или при высказываниях от кого-либо условия; если история после неуспеха заканчивается положительными намерениями: («Он получил двойку и намерен в будущем учиться лучше» — «Н») или заканчивается инструментальной деятельностью после неуспеха даже тогда, когда эта деятельность делает вероятным дальнейший благоприятный исход. («Опыт не удался. На основе полученных данных он начинает работу заново»); если констатируется неуспех какого-либо лица в рассказе, который в дальнейшем устраняется кем-либо без участия того, кто вызвал этот неуспех («Подмастерье не может правильно изготовить деталь. Мастер видит это и делает деталь сам»); «Н» не учитывается, когда после констатации неуспеха в конце говорится, что собственная цель все-таки достигается тем же самым лицом, даже при содействии других лиц («Попытка пустить машину не удалась. Он спросил совета и завтра попытается еще раз. На этот раз удастся» — не «Н»). «Н» также не учитывается: если рассказчик оставляет открытым вопрос о неуспехе в качестве альтернативной возможности («Ему это либо удается, либо нет»— не). Тогда, когда рассказчик ставит неуспех в зависимость от условия («Если он не будет лучше работать, то ему придется заниматься во время каникул» — не «Н»). если неуспеху не придается значения кем-либо из людей в рассказе, самим рассказчиком или же если в конце рассказа ясно указывается, что в конце все заканчивается хорошо («Начальник цеха видит ошибку рабочего и говорит ему: «Ничего, это старая деталь» или «Это может случиться с каждым», «Бывает, когда я начинал, у меня также бывало», «Если вызвали к директору из-за плохой работы, но и на этот раз все окончилось хорошо» — не «Н»); 7. ТЕМЫ НЕУСПЕХА (Тн) «Тн» — это оценочная категория. Она учитывается в рассказе при наличии определенных категорий неуспеха и при отсутствии категорий успеха, за исключением инструментальной деятельности (Н). «Тн» учитывается: а) если из категорий неуспеха присутствует по крайней мере «Пн» и «Н»; б) если из категорий успеха не присутствует ничего, кроме «Н». В отношении рассказов, удовлетворяющих обоим этим требованиям, можно предположить, что содержащаяся в них целенаправленная деятельность определяется скорее страхом перед неуспехом, чем надеждой на успех. «Тн» учитывается также как дополнительная весовая категория, если в рассказе преобладает содержание, связанное с неудачей. ЛИТЕРА ТУРА К ГЛАВЕ П. \. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность / пер. с нем: в 2-х томах. М., 1986. 2. Heckhausen Н. Hofrhung und Furcht in der Leistungsmotivation. Meisenheim, 1963. 3. McClelland D. C., Atkinson J. W.,Clark R. A.,Lowell E. L.The Achievement Motive. N.J,, 1953. 4. Schmalt H. D. Die Messung des Leistungsmotivs. — Gottingen, 1976. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|