Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ЛИЧНОСТЬ ТИПА А КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН




Понятия «личность типа А» и «поведение типа А» при­шло в психологию личности из психосоматической медици­ны. М. Фридман и Р. Розенман (М. Friedman, R. Rosenman, 1975) подробно описали этот тип, особенности его поведе­ния и психосоматические последствия, к которым такое по­ведение приводит. Анализ этих и многих других исследова­ний, в конце концов, привел к формированию достаточно стойкого убеждения, что поведение типа А и обладание лич­ностными особенностями этого типа является фактором рис­ка психоэмоционального дистресса.

Что же входит в понятие «личность типа А» и в паттерн А-поведения? Ядром личности типа А является сильно вы­раженное стремление к первенству, социальному превосход­ству, восприятие жизни как арены конкурентной борьбы, всегда актуальное желание быть неизменно первым, лучшим. Причем желание быть первым и лучшим во всем, чем зани­мается личность типа А. Не только в основном деле, в про­фессии, но и во всех второстепенных делах и в хобби. Важно быть первым в своей профессиональной деятельности, но важно быть лучшим и при игре в футбол или теннис, напри­мер. А если занялся коллекционированием, то «моя коллек­ция должна быть лучшей». И так во всех сферах социально­го взаимодействия личности типа А. Кроме того, для лично­сти этого типа на поведенческом уровне характерно яркое проявление активности, напряженности, амбициозности, час­то несдержанности в проявлении чувств, напористости и не­терпеливости в достижении цели. При встрече с препятстви­ями на пути к достижению поставленной цели личность типа А часто может проявлять не только настойчивость, но и аг­рессивность. Однако подчеркнем, что ядром личности являет­ся именно отмеченная выше доминирующая мотивация пер­венства и социальной конкуренции.

Другое часто употребляемое название личности типа А -коронарный тип. Не случайно фундаментальная работа М. Фридмана и Розенмана, посвященная описанию феноме­на личности типа А называется «Тип А и его сердце». Мно­гочисленные исследования констатируют, что сердечно-со­судистые заболевания (инфаркты, инсульты) встречаются у личностей типа А значительно чаще, примерно в два раза, чем у других людей. Это обстоятельство естественным обра­зом связывается специалистами с личностными и поведен­ческими особенностями людей типа А. Стрессогенность та­кого личностного паттерна и такого поведения признается очевидной. Очевидным признается и рассмотрение поведе­ния типа А в качестве фактора риска психоэмоционального дистресса.

Распространенность личностей типа А неодинакова в раз­ных социокультурных популяциях и колеблется в пределах от 45% до 76%. Таких людей больше в городах, чем в селах, их больше также в социально экономически более развитых регионах (и странах), чем в менее развитых. Объединяя эти две тенденции, следовательно, можно говорить, что макси­мальная концентрация людей типа А будет наблюдаться в городах социально экономически более развитых стран, а минимальная — в селах, которые находятся к тому же в сла­бо развитых регионах.

Дополнительную интересную информацию на этот счет дают исследования феномена долгожительства. В начале восьмидесятых годов было завершено крупное комплексное совместное советско-американское исследование феномена долгожительства. Предметом изучения был образ жизни как самих долгожителей, так и других людей из тех регионов, которые дают высокий процент долгожителей. В СССР ис­следование проводилось в республике Абхазия, а в США -в штате Кентукки. Исследование носило многоаспектный характер: изучались медицинские, социальные, психологи­ческие, этнографические аспекты проблемы. Было получе­но много интересных данных относительно образа жизни, способствующего долгожительству. Нас же, в первую очередь, интересует следующее. Оказалось, что поведение и личностные установки типа А не характерны как для самих долгожите­лей, так и вообще для образа жизни людей в обследованных регионах. Хотя в исследовании прямо и не использовалась терминология «тип А», но содержательный анализ выявлен­ных и описанных поведенческих и личностных особенностей позволяет сделать именно этот вывод. Так известно, что по­требность в признании и в уважении является одной из базовых потребностей личности. Однако оказалось, что абсолютное большинство обследованных в связи с феноменом долгожи­тельства людей не связывают реализацию этой потребности с конкурентным поведением, с достижением победы, социаль­ного превосходства над другими. Путями и критериями до­стижения уважения является нечто иное. А именно — обилие родственников и друзей, их желание советоваться с челове­ком по собственным личным, семейным и бытовым пробле­мам и т.п. И, таким образом, сам уклад жизни никак не под­талкивает, не стимулирует и не актуализирует в человеке личностные и поведенческие особенности типа А. Однако далеко не так обстоит дело во многих других социокультур­ных средах и, особенно в регионах продвинутых в плане ур­банизации и социально-экономического развития, то есть в так называемых цивилизованных регионах и странах. Оче­видно, можно с большим основанием утверждать, что тип А — это тип личности и поведения, который не только одоб­ряется, но и культивируется современной цивилизацией.

Итак, напомним, что в настоящее время очевидным при­знается рассмотрение поведения типа А в качестве фактора риска психоэмоционального дистресса и коронарных забо­леваний. При этом считается, что таким психотравмирующим фактором для личности типа А является неуспех в со­циальной конкуренции, который рассматривается на субъек­тивном уровне как фрустрация доминирующей мотивации - мотивации первенства, достижения, победы. Однако имеются экспериментальные данные, которые могут внести сущест­венные крррективы в сложившиеся представления о том, что сам по себе неуспех в социальной конкуренции всегда явля­ется для личности типа А безусловным фактором психоэмо­ционального дистресса. Вместе с тем, мы можем с сожалением и некоторым удивлением констатировать, что эти экспери­ментальные данные до сих пор не стали предметом должно­го внимания, а потому, как в литературе, так и в устных док­ладах сохраняется традиционная оценка любого неуспеха как основного фактора дистресса личности типа А.

Остановимся на эксперименте (D. Glass, 1982), который ставит под сомнение сложившиеся представления о том, что любой неуспех в социальной конкуренции всегда является для личности типа А безусловным фактором дистресса. Лю­дей типа А и типа Б пригласили поиграть в настольный тен­нис. (Под типом Б понимаются личности, для которых стрем­ление к первенству не является значимой мотивацией, и имен­но этим они составляют противоположность личности типа А). В опытах участвовали молодые люди обоих типов, ли­шенные таких факторов риска коронарных заболеваний, как гипертония, атеросклероз, диабет, ожирение и курение. Каж­дому испытуемому предлагали сыграть 9 партий в настоль­ный теннис с другим испытуемым. В течение всей игры с по­мощью специального оборудования постоянно измерялись артериальное давление, частота пульса, содержание адрена­лина и др. Эксперимент вполне мог бы рассматриваться как чисто медицинский, в процессе которого изучается реакция организма на физическую нагрузку. Однако в действитель­ности, эксперимент носил вовсе не медицинский, а психоло­гический характер. Дело в том, что партнером испытуемых по игре, который также был представлен как участник экс­перимента, на самом деле был помощник экспериментато­ра — специально приглашенный теннисист высокого класса. Перед ним стояла одна задача — выигрывать. Таким обра­зом, понятна гипотеза исследования. Так как ядром личнос­ти типа А является мощная ориентация на победу, выигрыш, успех — то проигрыш, как блокирование реализации этой мотивации, должен приводить к серьезному психоэмоцио­нальному напряжению. У людей типа Б такой реакции на игровое поражение быть не должно. Эксперимент провели по всем правилам. Все испытуемые проиграли. Но... Значи­мых различий по уровню психоэмоционального напряжения, по всем фиксируемым психофизиологическим показателям между группами людей типа А и типа Б обнаружено не было. Уже сами по себе эти факты представляют значительную ценность. Однако эксперимент на этом не был закончен. Сле­дующий этап эксперимента состоял в следующем. Помощни­ку было дано задание не просто выигрывать у испытуемых, но в процессе игры вербально подмечать неуспех партнера, высказывая пренебрежительное отношение к сопернику. Ког­да эксперимент был проведен по такой схеме, различия меж­ду группами А и Б были немедленно обнаружены. В этих условиях все фиксируемые показатели у лиц типа А повыша­лись существенно более значительно, чем у лиц типа Б. Таким образом, не просто соперничество, а превращение его в кон­фликтное взаимодействие ведет к значительному нарастанию психоэмоционального напряжения у лиц типа А, вызывает у них такие нарушения физиологической регуляции, которые способствуют возникновению коронарной патологии.

Этот эксперимент, а также другие психологические иссле­дования и наблюдения (мы имеем здесь в виду также и наши собственные данные) позволяют сделать и более широкие обобщения. Для личности типа А не сам по себе неуспех в социальной конкуренции является фатальным и безусловным фактором психоэмоционального дистресса, а то — как реаги­руют на этот неуспех окружающие. Более того, в определен­ном смысле можно даже абстрагироваться и от идеи «направ­ленности реагирования» окружающих, то есть от акцента на идеи «как» реагируют окружающие на неуспех. Оказывает­ся, само по себе любое подмечание неуспеха личности типа, подчеркивание и обращение внимания на его неуспех в кон­курентном социальном взаимодействии ведет к росту внут­реннего напряжения. Для того чтобы вызвать негативный эффект, это подмечание неуспеха, таким образом, необяза­тельно должно носить характер отрицательного оценивания (пренебрежительное отношение, подтрунивание), но оно мо­жет быть и нейтральным по форме или даже может носить внешне положительный характер (сочувствие по поводу не­успеха, с акцентированием внимания на ключевых травми­рующих дескрипторах «проигрыш», «соперник», «пораже­ние» и т.п.). В одном из наших исследований (А. А. Реан, 1987) было обнаружено значительное повышение психоэмо­ционального напряжения у лиц типа А в ситуации спортив­ного проигрыша (игра в настольный теннис) при абсолют­но нейтральном подмечании соперником неуспеха партнера.

Нейтральное подмечание соперником (который являлся по­мощником экспериментатора) неуспеха партнера состояло в постоянной вербализации счета игры в сравнительной фор­ме: «4:1, я веду», «6:2, в мою пользу» и т.д. Такого негатив­ного эффекта не отмечалось, когда игра шла в основном молча или вербализация не была связана с подмечанием не­успеха партнера («смена подачи», «шарик ушел» и т.п.).

ОПРОСНИК ДЖЕНКИНСА

Наибольшее распространение в различных исследованиях личности типа А получил опросник, предложенный Д. Джен-кинсом (Jenkins Activitu Survey — JAS, Jenkins et al.,1967). Впервые опросник был переведен на русский язык и адаптиро­ван в Каунасском медицинском институте А. А. Гоштаутасом.

Опросник Д. Дженкинса состоит из 61 вопроса и предло­женных на них от двух до пяти вариантов ответов. Из пред­ложенных вариантов ответов испытуемый должен выбрать только один вариант, наиболее ему подходящий. Каждому из предложенных ответов присужден определенный балльный вес, от 1 до 13 баллов, причем 1 балл присужден варианту, который наиболее отражает поведение типа А. Направлен­ность, по которой суммируются баллы определенных вопро­сов, не обязательно совпадает с порядковым номером ответа по расположению в опроснике. В табл. 1 показана направлен­ность суммирования баллов по ответам для получения итого­вой оценки типа А.

Таблица 1

 

число вариантов ответа номера вопросов и направленность ответов
наибольший по номеру ответ оценивается одним баллом наименьший по номеру ответ оценивается одним баллом
  35,40,47,48 6,61
  1,2, 15, 18,22,32,36,38,39, 41,44,45,49,50 3,5,8,9, 10, 11, 14, 17, 34, 37,42,43,51
  13, 16,24,27,46 7, 12, 19,20,21,23,25, 26, 28,29,30,31.33
    4,52.53,54,55,56

Если вопрос содержит два варианта ответов, то один из них оценивается одним баллом (то есть тип А, см. табл.1), а другой 13 баллами (тип Б). Если вопрос содержит три вари­анта ответов, то промежуточный оценивается 7 баллами, при четырех вариантах ответа баллы распределяются в следую­щей очередности: 1, 5, 9, 13; а при пяти — 1, 4, 7, 10, 13. В итоговую оценку не рекомендуется включать вопросы 57, 58, 59, так как они имеют неопределенный вариант ответа. Диаг­ностическое суждение о выраженности поведения типа А при­нимается на основании итоговой балльной оценки: до 335 -тип А, от 336 до 459 — тип АБ, от 460 и выше — тип Б.

ТЕКСТ ОПРОСНИКА

1. Бывает ли, что Вам трудно выбрать время, чтобы схо­дить в парикмахерскую?

1) Никогда.

2) Иногда.

3) Почти всегда.

2. У Вас такая работа, которая «взбадривает», будоражит Вас?

1) Меньше, чем работа большинства людей.

2) Примерно так же, как работа большинства людей.

3) Больше, чем работа большинства людей.

3. Ваша повседневная жизнь в основном наполнена

1) Делами, требующими решения.

2) Обыденными делами.

3) Делами, которые Вам скучны.

4. Одни люди живут спокойной жизнью, размеренной жиз­нью. Жизнь других часто переполнена неожиданностями, неопределенными обстоятельствами и осложнениями. Как часто Вам приходится сталкиваться с такого рода крупны­ми и мелкими событиями?

1) Несколько раз в день.

2) Примерно раз в день.

3) Несколько раз неделю.

4) Раз в неделю.

5) Раз в месяц или реже.

5. В случае если Вас что-то гнетет, давит или люди слиш­ком многого требуют от Вас, то Вы:

1) Теряете аппетит и (или) меньше едите.

2) Едите больше и чаще обычного.

3) Не замечаете никаких существенных изменений в (при­вычном) аппетите.

6. В случае если Вас что-то гнетет, давит или у Вас есть забо­ты, то Вы:

1) Немедленно принимаете соответствующие меры.

2) Тщательно обдумываете, прежде чем начинать действо­вать.

1.Как быстро Вы обычно едите?

1) Я обычно кончаю есть первым.

2) Я ем немного быстрее других.

3) Я ем с такой же скоростью, как и большинство людей.

4) Я ем медленнее, чем большинство людей.

8. Ваша жена (муж) или друзья когда-либо говорили Вам, что Вы едите чересчур быстро?

1) Да, часто.

2) Да, раз или два.

3) Нет, мне никто никогда этого не говорил.

9. Как часто Вы делаете несколько дел одновременно, на­пример, работаете и едите?

1) Я делаю несколько дел одновременно всякий раз, ког­да это возможно.

2) Я делаю это только тогда, когда не хватает времени.

3) Я делаю это редко или никогда.

10. Когда Вы слушаете кого-либо, и этот человек слишком долго не может закончить свою мысль, вы чувствуете желание его подогнать?

1) Часто.

2) Иногда.

3) Почти никогда.

11.Как часто Вы действительно «заканчиваете» мысль мед­ленно говорящего, чтобы ускорить разговор?

1) Часто.

2) Иногда.

3) Почти никогда.

12. Как часто Ваши близкие или друзья замечают, что Вы невнимательны, если Вам говорят о чем-то слишком под­робно?

1) Риз в неделю или чаще.

2) Несколько раз в месяц.

3) Почти никогда.

4) Никогда.

13. Если Вы говорите своей жене (мужу) или другу, что приде­те в определенное время, то, как часто Вы опаздываете?

1) Иногда.

2) Почти никогда.

3) Никогда.

4) Я абсолютно никогда не опаздываю.

14. Бывает ли, что Вы торопитесь к месту назначения, хотя времени вполне достаточно?

1) Часто.

2) Иногда.

3) Почти никогда.

15. Предположим, что Вы должны с кем-то встретиться в ус­ловное время, например на улице, в вестибюле рестора­на, на почте и т.п., и этот человек опаздывает уже на 10 минут, Вы:

1) Сядете и подождете.

2) Будете прохаживаться в ожидании.

3) Как правило, у Вас с собою книга или газета, чтобы было чем заниматься в ожидании.

16. Если Вам приходится стоять в очереди, например, в сто­ловой, в магазине и т.п., то Вы:

1) Спокойно ждете своей очереди.

2) Испытываете нетерпение, но не показываете этого.

3) Чувствуете такое нетерпение, что это замечают окру­жающие.

4) Отказываетесь стоять в очереди и пытаетесь найти спо­соб избежать потери времени.

17. Если Вы играете в игру, в которой есть элемент соревно­вания (например, в шахматы, в волейбол и т.п.), то Вы:

1) Напрягаете все силы для победы.

2) Стараетесь выиграть, но не слишком усердно.

3) Играете, скорее, для удовольствия, чем серьезно.

18. Представьте, что Вы и Ваши друзья (или сотрудники) на­чинаете новую работу. Что Вы думаете о соревновании в этой работе?

1) Предпочитаю избегать этого.

2) Принимаю, так как это неизбежно.

3) Получаю от этого удовольствие.

19. Когда Вы были моложе, большинство людей считало, что Вы:

1) Часто стараетесь (и по-настоящему хотите) быть во всем первым и лучшим.

2) Иногда стараетесь, и Вам нравится быть во всем пер­вым и лучшим.

3) Обычно Вам хорошо так, как есть (обычно Вы расслаб­лены).

4) Вы всегда расслаблены и не соревнуетесь.

20. Каким, по Вашему мнению, Вы являетесь в настоящее время?

1) Часто стараетесь (и по-настоящему хотите) быть во всем первым и лучшим.

2) Иногда стараетесь, и Вам нравится быть во всем пер­вым и лучшим.

3) Обычно Вам хорошо так, как есть (обычно Вы расслаб­лены).

4) Вы всегда расслаблены и не соревнуетесь.

21. По мнению Вашей жены (мужа) или близкого друга, Вы:

1) Часто стараетесь (и по-настоящему хотите) быть во всем первым и лучшим.

2) Иногда стараетесь, и Вам нравится быть во всем пер­вым и лучшим.

3) Обычно Вам хорошо так, как есть (обычно Вы расслаб­лены)

4) Вы всегда расслаблены и не соревнуетесь.

22. Как оценивают Ваши близкие Вашу общую активность (вообще)?

1) Слишком медленный, надо быть активнее.

2) Около среднего, всегда чем-то занят.

3) Слишком активный, надо придерживать.

23. Согласились бы хорошо знающие Вас люди, что Вы от­носитесь к своей работе слишком серьезно?

1) Да, абсолютно.

2) Да, возможно.

3) Возможно, нет.

4) Абсолютно нет.

24. Согласились бы хорошо знающие Вас люди, что Вы ме­нее энергичны, чем большинство людей?

1) Да, абсолютно.

2) Да, возможно.

3) Возможно, нет.

4) Абсолютно нет.

25. Согласились бы хорошо знающие Вас люди, что за корот­кое время Вы способны сделать много работы?

1) Да, абсолютно.

2) Да, возможно.

3) Возможно, нет.

4) Абсолютно нет.

26. Согласились бы хорошо знающие вас люди, что Вы быс­тро сердитесь (раздражаетесь)?

1) Да, абсолютно.

2) Да, возможно.

3) Возможно, нет.

4) Абсолютно нет.

27. Согласились бы хорошо знающие Вас люди, что Вы живе­те мирной и спокойной жизнью?

1) Да, абсолютно.

2) Да, возможно.

3) Возможно, нет.

4) Абсолютно нет.

28. Согласились бы хорошо знающие Вас люди, что вы боль­шинство дел делаете в спешке?

1) Да, абсолютно.

2) Да, возможно.

3) Возможно, нет.

4) Абсолютно нет.

29. Согласились бы хорошо знающие Вас люди, что Вас радует соревнование (состязание) и Вы очень стараетесь выиграть?

1) Да, абсолютно.

2) Да, возможно.

3) Возможно, нет.

4) Абсолютно нет.

30. Какой характер был у вас, когда вы были моложе?

1) Вспыльчивый и с трудом поддающийся контролю

2) Вспыльчивый, но поддающийся контролю

3) Вполне уравновешенный (не было проблем)

4) Почти никогда не сержусь (не выхожу из себя)

31. Каков Ваш характер сегодня?

1) Вспыльчивый и с трудом поддающийся контролю.

2) Вспыльчивый, но поддающийся контролю.

3) Вполне уравновешенный (не было проблем}.

4) Почти никогда не сержусь (не выхожу из себя).

32. Когда Вы погружены в работу и кто-либо (не начальник) прерывает Вас, что Вы обычно чувствуете при этом?

1) Я чувствую себя хорошо, потому что после неожидан­ного перерыва работается лучше.

2) Я чувствую лишь легкую досаду.

3) Я чувствую раздражение, потому что большинство та­ких перерывов излишни.

33. Если повторяющиеся прерывания действительно Вас ра­зозлили, Вы:

1) Отвечаете резко.

2) Отвечаете в спокойной форме.

3) Попытаетесь сделать что-то, чтобы предотвратить пре­рывания.

4) Попытаетесь найти более спокойное место, если это воз­можно.

34. Как часто Вы выполняете работу, которую должны закон­чить к определенному сроку?

1) Ежедневно или чаще.

2) Еженедельно.

3) Ежемесячно.

35. Работа, которую вы должны закончить к определенному сроку, как правило:

1) Не вызывает напряжения, потому что она привычна, однообразна

2) Вызывает сильное напряжение, потому что срыв срока может повлиять на работу целой группы людей.

36. Вы сами себе определяете сроки выполнения на работе и дома?

1)Нет.

2) Да, но только изредка.

3) Да, раз в неделю или чаще.

37. Качество работы, которую Вы выполняете к концу на­значенного срока бывает:

1) Лучше.

2) Обычное.

3) Хуже.

38.Быгэет ли, что Вы на работе одновременно выполняете два задания, делая то одно, то другое?

1) Нет, никогда.

2) Да, но только в исключительных случаях.

3) Да, регулярно.

39. Будете ли Вы довольны, если останетесь на нынешней дол­жности, следующие пять лет?

1) Да.

2) Нет, я бы хотел продвинуться.

3) Конечно, нет, я делаю все для того, чтобы меня повы­сили, и буду очень расстроен, если этого не случится.

40. Если бы Вам пришлось выбирать, то что бы Вы выбрали?

1) Небольшую прибавку в заработной плате без продви­жения в должности.

2) Продвижение в должности без повышения зарплаты.

41. К концу отпуска Вы:

1) Хотите продлить его еще на недельку.

2) Чувствуете, что готовы вернуться к обычной работе.

3) Вам хочется, чтобы отпуск кончился, и Вы могли вер­нуться к работе

42. Бывало так, что за последние три года Вы брали меньше отпуска, чем положено.

1)Да. 2) Нет.

43. Бывает ли, что во время отпуска Вы не можете перестать думать о работе.

1) Да, часто.

2) Да, иногда. 3)Нет, никогда.

44. В последние три года Вы получали письменную благодар­ность, персональную премию и т.п.?

1)Нет, никогда. 2} Иногда. 3)Да.

45. Как часто Вы приносите работу домой или изучаете дома материалы, связанные с работой?

1} Редко или никогда, 2) Раз в неделю или чаще. 5) Чаще, чем раз в неделю.

46. Как Часто Вы остаетесь на своей работе после того, как рабо­та закончена, приходите ли в неурочное время на работу? 1) На моей работе это невозможно.

2) Редко или никогда.

3) Иногда (реже, чем раз в неделю).

4) Раз в неделю или чаще,

47. Вы обычно остаетесь дома, если у Вас озноб и повышен­ная температура?

1)Да. 2) Нет.

48. Если Вы чувствуете, что начинаете уставать от работы, то Вы:

1) Некоторое время работаете медленно, пока силы не вер­нутся к Вам.

2) Продолжаете работать в прежнем темпе, несмотря на усталость

49. Когда Вы находитесь в группе, другие ожидают от Вас, что Вы будете руководить?

1) Редко.

2) Не чаще, чем о других.

3) Чаще, чем о других.

50. Вы записываете распорядок для памяти, что нужно делать?

1) Никогда.

2) Иногда.

3) Часто.

51. Если кто-то поступает в отношении Вас нечестно, Вы: 1) Прямо указываете ему на это.

2.) Испытываете некоторую нерешительность относитель­но того, стоит ли говорить об этом. 3) Ничего не говорите об этом.

52. Сравнительно с другими, выполняющими такую же рабо­ту, что и Вы, Вы прилагаете:

1) Гораздо больше усилий.

2) Несколько больше усилий.

3) Примерно столько же усилий.

4) Немного меньше усилий.

53. Сравнительно с другими, выполняющими такую же ра­боту, что и Вы, в смысле ответственности, Вы чувству­ете:

1) Значительно большую ответственность.

2) Несколько большую ответственность.

3) Примерно такую же ответственность.

4) Несколько меньшую ответственность.

5) Значительно меньшую ответственность.

54. Сравнительно с другими, выполняющими такую же рабо­ту, что и Вы, Вы чувствуете необходимость торопиться:

1) Гораздо больше.

2) Незначительно больше.

3) Столько же.

4) Несколько меньше.

5) Гораздо меньше.

55. Сравнительно с другими, выполняющими такую же рабо­ту, что и Вы, в отношении пунктуальности:

1) Вы значительно более пунктуальны.

2) Несколько более пунктуальны.

3) Примерно так же.

4) Незначительно менее пунктуальны.

5) Значительно менее пунктуальны.

56. Сравнительно с другими, выполняющими такую же рабо­ту, что и Вы, Ваше отношение к жизни:

1) Гораздо более серьезное.

2) Несколько более серьезное.

3) Такое же самое.

4) Несколько менее серьезное.

5) Значительно менее серьезное.

57. Сравнительно с работой, которую Вы выполняли 10 лет назад, сейчас Вы:

1) Больше часов работаете в течение недели.

2) Столько же часов работаете в течение недели.

3) Меньше часов работаете в течение недели

4) Трудно сказать

58. Сравнительно с работой, которую Вы выполняли 10 лет назад, нынешняя работа:

1) Требует меньше ответственность

2) Требует столько же ответственности. 3} Требует большей ответственности. 4) Трудно сказать.

59. Сравнительно с работой, которую Вы выполняли 10 лет назад:

1) Нынешняя работа пользуется большим престижем

2) Нынешняя работа пользуется таким же престижем

3) Нынешняя работа пользуется меньшим престижем

4) Трудно сказать.

60. Сколько разных работ (должностей) Вы сменили за по­следние 10 лет (укажите, пожалуйста, любые изменения в характере работы или же в месте работы и т.п.)

1) Не менял или менял одну.

2) Две.

3) Три.

4) Четыре.

5) Пять или более.

61. За последние 10 лет Вы ограничили число своих развле­чений из-за недостатка времени?

1) Да-2) Нет.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных