Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ИЗЪЯНЫ УПОТРЕБЛЕНИЯ МЯСА 5 страница




Таково мое сердечное наставление всем, кто предан и сострадателен, кто обладает характером бодхисаттвы. Да запомнят они мои слова. Да сохранят их в сердце.

Таков «Нектар бессмертия», наставление, устраняющее яркое пламя сильной страсти к дурной пище – плоти и крови наших отцов и матерей. Его сочинил йогин, белостопный Шабкар, записавший его с добрым намерением принести благо учению и существам, в приятном уединенном месте — долине Дронг, где ум достигает своей естественной, прозрачной ясности.

Пусть это приносит прямое или косвенное благо учению и существам!

 

Да будет все благоприятным — Сарва мангалам!

 

ПРИМЕЧАНИЯ

1. См., например, Rapsel Tsariwa, The Remedy for a Cold Heart (Chamrajnagar, India: Dzogchen Shri Singha Charitable Society, 2002). Этот замечательный небольшой буклет бесплатно распространялся среди собравшихся на посвящении Калачакры в Индии, в Бодхгае, в 2002 году.

2. Прозвище Шабкар означает «белая стопа». Его звали так, потому что «где бы не ступала его нога, все окрестности становились белыми от добродетели». См. The Life oí Shabkar: The Autobiography of a Tibetan Yogin, trans. Matthieu Ricard (Ithaca, N.Y.: Snow Lion Publications, 2001), xiv, 433.

3. Полное собрание сочинений Шабкара недавно одновременно вышло в свет в Индии (New Delhi: Shechen Publications, 2003), 14 томов в традиционном формате пена, и в Тибете (Xining: Mtsho sngon mi rigs dpe skrun khang, 2002-3), 12 томов в обычном формате.

4. Автобиография Шабкара занимает первые два тома собрания сочинений. Полное название первого тома — snyigs dus 'gro ba yongs kyi skyabs mgon zhabs dkar rdo rje 'chang chen po'i rnam par thar pa rgyas par 'dod rnams kyis re ba skongs ba'i yid bzhin nor bu bsam 'phel dbang gi rgyal po, далее называемого «Царь драгоценностей, исполняющих желания». Этот том был переведен на английский язык. См. The Life oî Shabkar. Однако в данной книге все цитаты из автобиографии переведены нами (переводчиками с тибетского на английский. — Прим. ред.).

5. См. The Life of Shabkar, с. 31.

6. См. The Life of Shabkar, с 452.

7. См. The Life of Shabkar, с 460.

8. См. The Life of Shabkar, xxx, n. 53. «Кочевники на высокогорных плато Тибета живут, в основном, на мясной пище. Тем не менее, они осознают все то зло, что связано с принесением вреда животным и убоем скота. Среди тибетцев обычной является практика выкупа жизней животных (srog bslu). Буддисты всего мира по традиции выкупают рыб, птиц, и других животных на рынках и выпускают их на свободу. В Тибете часто владельцы сами милосердно освобождают часть принадлежащего им скота. В случае с яками и овцами, владельцы отрезают им кончик уха, а к его оставшейся части привязывают красную ленту в знак того, что это животное нельзя отправлять на убой; оно разгуливает свободно среди остального стада. Владельцы обычно связывали накопившиеся таким образом ленточки вместе и подносили ламе с просьбой посвятить заслугу, обретенную благодаря этому сострадательному действию. Ламы и их преданные последователи часто давали владельцам стад большие суммы денег, прося освободить таким же образом определенное количество животных». Шабкар по этому поводу упоминает, что он дарил множество коз и овец монастырям, но исключительно для получения от них шерсти и молока.

9. По поводу последней трапезы Будды см. Philip Kapleau, То Cherish All Life (Rochester, N.Y.: The Zen Center, 1986) <Ha русском языке: Роси Филип Капло. Диета милосердия. — М.: Открытый мир, 2005>. На самом деле мы просто не можем знать точно, что он ел.

10. Другая точка зрения представлена в книге: Kapleau, То Cherish Аll Life <Ha русском языке: Диета милосердия...>.

11. Три белых — это масло, молоко, простокваша. Три сладких — это сахар, мед, патока.

12. Похоже, что жители древней Индии, как и нынешние индуисты, были преимущественно вегетарианцами. Мясо в чаши для подаяния попадало сравнительно редко.

13. См. Collected Works of Shabkar, том 7 (Ja), The Emanated Scripture of Compassion (snying rje sprul pa'i glegs bam) (New Delhi: Shechen Publications, 2003).

14. См. Tulku Thondup, Masters of Meditation and Miracles: Lives of the Great Buddhist Masters of India and Tibet (Boston: Shambhala Publications, 1996, с 203).

15. См. Longchen Yeshe Dorje, Treasury of Precious Qualities, trans. Padmakara Translations Group (Boston: Shambhala Publications, 2001), с 185 и далее.

16. См. Shantideva, The Way of the Bodhisattva, trans. Padmakara Translation Group (Boston: Shambhala Publications, 1997), с 180 <Ha русском языке: Шантидэва. Путь Бодхисаттвы. — СПб.: Фонд «Карма Йеше Палдрон» — Культурный центр «Уддияна», 2000>.

17. Махасиддха предложил отведать по полной ложке тем, кто стоял рядом. Вкусившие обрели сиддхи. См. жизнеописание восьмидесяти четырех махасиддх и жизнеописание Цангнён Херуки в книге Е. Gene Smith, Among Tibetan Texts: History and Literature of the Himalayan Plateau (Boston: Wisdom Publications, 2001), с 59.

18. См. Dalai Lama, The World of Tibetan Buddhism: An Overview of Its Philosophy and Practice (Boston: Wisdom Publications, 1995), с 112 <Ha русском языке: Мир тибетского буддизма: обзор его философии и практики. — СПб.: Нартанг, 1996, 2002>.

19. См. Patrul Rinpoche, The Words of My Perfect Teacher, trans. Padmakara Translation Group (Boston: Shambhala Publications, 1998), с 208. <Ha русском языке: Патрул Ринпоче. Слова моего всеблагого учителя: устные наставления по предварительным практикам учения Дзогчен лонгчен нингтиг. — СПб.: Уддияна, 2004>

20. См. Longchen Yeshe Dorje, Treasury of Precious Qua!ities, с 205-6.

21. Шесть украшений — это индийские мастера Нагарджуна, Арья-дэва, Асанга, Васубандху, Дигнага и Дхармакирти. Двое превосходных — Шакьяпрабха и Гунапрабха.

22. См. The Emanated Scripture of Compassion.

23. bsgyur ba ldem dgongs. См. Longchen Yeshe Dorje, Treasury Precious Qualities, с 251.

24. См. The Emanated Scripture of Compassion.

25. См. Gyalwa Changchub and Namkai Nyingpo, Lady of the Lotus-Born: The Life and Enlightenment of Yeshe Tsogyal, trans. Padmakara Translation Group (Boston: Shambhala Publications, 1999), с 183, где Еше Цогял не одобряет подобного отношения одного из ее учеников.

26. См. Matthieu Richard, The Collected Writings of Shabkar Tsogdruk Rangdrol (1781-1851). — New Delhi: Shechen Publications, 2003.

27. См. с. 116.

28. См. The Life of Shabkar, XV.

29. Помимо переведенных в этой книге текстов, см. также The Emanated Scripture of Compassion и The Beneficial Sun (chos bshad gzhan phan nyi та) в Collected Works of Shabkar, том 10 (Tha). — New Delhi: Shechen Publications, 2003.

30. Rmad byung sprul pa'i glegs bam, в Collected Works of Shabkar, том 8 (Nya). — New Delhi: Shechen Publications, 2003.

31. The Nectar of Immortality (legs bshad bdud rtsi'i chu rgyun), в Collected Works of Shabkar, том 12 (Na). — New Delhi: Shechen Publications, 2003.

32. dgra bcom pa, букв, «тот, кто побеждает врагов», то есть негативные эмоции.

33. Эта мысль объясняется тем, что семя и яйцеклетка (которая в обыденном сознании ассоциируется с менструальными выделениями) по большому счету рассматриваются как нечистые субстанции и, взятые сами по себе, у большинства людей вызывают отвращение. Если причины считать нечистыми, то вполне логично таким же видеть и их следствие, т. е. мясо.

34 'phags pa, «благородное существо». Это относится к любому, кто вышел за пределы сансарного бытия: к архату, пратьекабудде, бодхисаттве, пребывающем на бхуми, или к будде.

35. mа brtags pa. Все мясо, которое употребляется безрассудно, без должного обдумывания того, каким образом оно добыто.

36. См. с. 62 для разрешения очевидного противоречия с тем, что сказано выше в этом абзаце.

37. «Три вида чистоты» — общий перевод. Тибетские термины та brtags, та bslangs, та bskul перевести сложно. Вероятно, та brtags означает «неклейменый» и относится к животным, предназначенным для убоя; mа bslangs, может быть, означает «не взятое», то есть не купленное даже после того, как было трижды выставлено на продажу; наконец, mа bskul может означать «не заказанный», другими словами, не взятый от животного, убитого ради мяса.

38. Все эти сутры принадлежат к третьему повороту колеса Дхармы.

39. Кажется, смысл этого отрывка заключается в том, что рыба не была включена в список пищи, названной Буддой полезной. Поэтому если бы Будда разрешил употребление рыбы, нездоровой пищи, не было бы смысла описывать другие продукты (ячмень, черную патоку и т. д.) как здоровую и таким образом выступать за их употребление. Это было бы также нелогично, как если бы Будда выступал за то, чтобы включить неподобающие виды одежды в категорию монашеского одеяния. Кажется, таков смысл тибетского текста, который, как многие места Кангюра, сложно перевести.

40. Четыре благородных пути: накопления, применения, видения и медитации.

41. Саддхармасмритъюупастхана-сутра.

42. thugs rje chen po 'khor ba dong sprug gi rgyud.

43. phyi mdo dgongs pa 'dus pa. Одна из коренных тантр, принадлежит к циклу ану-йоги в школе нингма.

44. kun 'dus rig pa'i mdo. Нингмапинская тантра, принадлежащая к коренным тантрам цикла ану-йоги.

45. don yod zhags pa'i cho ga zhib то, подробный ритуал Амогха Паша. Эта тантра посвящена четырехликому Авалокитешваре.

46. don yod zhags pa'i snying po.

47. mi g.yo ba'i rgyud.

48. spyan ras gzigs dbang phyug gi rtsa ba'i rgyud pad ma drva ba.

49. theg chen bsdus pa.

50. Вероятно, краска извлекалась из насекомых.

51. lta ba'i 'dod pa mdor bstan pa.

52. sgom rim bar та (Бхаванакрама).

53. mi rtog bsgoms don.

54. dus khor rgyud 'grel. Вероятно, первый комментарий на Калачакра-тантру, сделанный Чандрабхадрой, царем Шамбалы и первым получателем этого учения.

55. rgya cher 'grel.

56. Остаточный проступок — это проступок, после совершения которого сохраняется только остаток монашеского посвящения. Прежде, чем такой проступок считается исправленным, провинившийся монах или монахиня теряет свой статус. Нарушитель должен занять последнее место в сангхе, и получает только ту еду, что остается после коллективных приемов пищи.

57. Видьядхара-питака составляет, согласно Гялва Лонгченпе и другим знатокам, четвертое собрание учений, а именно тантры, которые добавляют к Трипитаке (три собрания: Абхидхарма, Сутра и Виная).

58. Вероятно, в Джатакамале.

59. Это мантра Акшобхьи.

60. rgyu 'bras bstan pa'i mdo.

61. dpe chos rin chen spung ba, комментарий на dpe chos, текст традиции кадампа, написанный Потовой, учеником Дромтонпы.

62. spon slob lo chen.

63. bsnyen gnas. Обет пратимокши, включающий девять из десяти предписаний для шраманеры (гецула), который берется только на двадцать четыре часа. См. Longchen Yeshe Dorje, Treasury of Precious Qualities, с 198.

64. Вималапрабха, dri med 'od.

65. Четвертая самая заключается в несовершении коренного падения — оставить любовь ко всем существам.

66. Это приблизительный перевод следующего отрывка: 'di la mtshungs pa zhig zhun/stu shar po gsum 'khor zhig la byas e chog mi chog па. Его значение не ясно.

67. То есть лошади, ослы, мулы и так далее.

68. Вероятнее всего, это ссылка на Джигмэ Лингпу, чьим личным именем было Кенце Осер. Джигмэ Лингпа умер в 1798 г., когда Шабкару было семнадцать лет. Позже Шабкар получил передачу Лонгчен нингтик от Лака Друбчена, ученика Джигмэ Тинле Осэра, первого Додрупчена Ринпоче, который был непосредственным учеником Джигмэ Лингпы, См. Tulku Thondup, «Masters of Meditation and Miracles».

69. Сухрллекха.

70. Имя, под которым Падмасамбхава, Лотосорожденный, известен в Тибете. Будда Шакьямуни предсказал его приход как распространителя учений Тайной Мантры. Будучи приглашенным царем Трисонгом Дэуценом в восьмом веке в Тибет, он успешно и прочно укоренил там буддийские учения Сутры и Тантры.

71. Наставления семи ступеней причинно-следственной взаимосвязи — практика, тесно связанная с Атишей Дипамкарой.

72. Это решение принять ответственность за всех существ и готовность практиковать, — если понадобится, то и в одиночку, — до тех пор, пока все существа не будут выведены за пределы страдания.

73. Практики уравнивания и замены себя другими объяснены Шантидэвой в Бодхичаръяаватаре. См. Shantideva, The Way of the Bodhisattva, с. 187 <Ha русском языке: Шантидэва. Путь Бодхисаттвы. — СПб.: Фонд «Карма Йеше Палдрон» — Культурный центр «Уддияна», 2000>.

74. phra men pha и phra men ma: чудовища мужского и женского облика с человеческими телами и головами животных.

75. bcom ldan 'das rnam par snang mdzad mngon par byang chub pa'i rgyud.

76. Вероятно, так дело обстояло во времена Шабкара, в любом случае, он знал лишь чай, привезенный из Китая.

77. dmigs gsal gyi gnang ba brgya dgos na stong yod.

78. «Шраваки, которые едят мясо, не мои ученики, а я не их учитель. В будущем, во времена упадка, те, кем овладеют демоны, скажут что я, их учитель, позволил есть мясо».

79. Другими словами, учение лишь показывает, как накопленная плохая карма может быть очищена. Оно не является искусным средством, позволяющим продолжать потворствовать своим дурным поступкам.

80. gya za lar.

81. Для денежной поддержки религиозных церемоний. См. А History of Modern Tibet.

82. Видение бесконечной чистоты — одно из высочайших свершений в Тантре.

83. Вероятнее всего, Атиша и Дромтонпа.

ГЛОССАРИЙ

Ангулимала-сутра, sor phreng сап gyi mdo

Сутра Махаяны, принадлежащая к третьему повороту Колеса Дхармы. В ней детально излагается учение о татхагатагарбхе.

Арик Геше Джампел Гялцен Осэр, 'jam dpal rgyal mtshan 'od zer (1726-1803 гг.)

Важный ученый школы гелуг из монастыря Рагья, он даровал Шабкару монашеские обеты в 1801 г.

Арья, 'phag pa

Букв, «превосходный», «возвышенный», «благородный». Тот, кто вышел за пределы сансарного бытия. Существует четыре вида возвышенных существ: архаты, пратьекабудды, бодхисаттвы и будды.

Атиша, jo bo rje (982-1054 гг.)

Также известен как Дипамкарашриджняна, настоятель монастырского университета Викрамашила в Индии. Его визит в Тибет в 1042 г. по приглашению царя-ламы Еше О послужил главным вдохновением для возрождения буддизма после периода гонений при царе Лангдарме. Атиша распространял учения о воспитании ума (лочжонг), которые он получил от своего учителя Суварнадвипы Дхармакирти, и которые сочетают в себе два потока учений о бодхичитте, пришедшие от Нагарджуны и Асанги. Также он был тантрийским мастером. Его главным тибетским учеником и преемником был упасака Дромтон ('brom ston), основатель школы кадампа. Атиша прожил в Тибете двенадцать лет и умер в Нетанге в 1054 г.

Видья-мантра, rig sngags

Обычно говорится, что мантры бывают трех видов: видья-мантры, дхарани-мантры и тайные мантры. Эти категории относятся, соответственно, к искусным методам сострадания, мудрости сострадания и их недвойственному союзу.

Вималамитра, dri med bshes gnyen

Один из величайших наставников и ученых индийского буддизма. В девятом веке прибыл в Тибет, где давал учения и перевел многочисленные санскритские тексты. Вместе с Гуру Падмасам-бхавой он был одним из главных источников [распространения] учений Дзогчен в Тибете.

Вималапрабха, dus 'khor 'grel chen dri med 'od

Весьма обширный комментарий на Камчакра-тантру и основной текст-источник всей системы Калачакры. Был составлен Калки Пундарикой, одним из дхармараджей Шамбалы, и до сих пор существует на санскрите.

Виная, 'dul ba

Свод учений по этической дисциплине, преподанный Буддой.

Виная-сутра, 'du ba'i mdo rtsa

Комментарий на учения Винаи, составленный Гунапрабхой.

Гампопа (1079-1153 гг.)

Также известен как Дагпо Лхардже. Прежде чем стать монахом-кадампой, был врачом. В конце концов он повстречал своего коренного учителя, Миларэпу, чьим главным учеником ему суждено было стать, и от которого он получил передачу шести йог Наропы. Объединив монашеский и йогический пути, Гампопа оказал решающее влияние на традицию кагью.

Ганачакра, tshogs kyi 'khor lo

Тантрийское пиршественное подношение, осуществляемое в рамках практики какой-либо садханы.

Гелугпа, dge lug pa

Одна из школ Новых переводов, основанная Дже Цонкапой (1357-1419 гг.). Ее главой является держатель трона монастыря Гандэн, а ее самый прославленный адепт — Его Святейшество Далай-лама.

Гоцангпа Нацок Рангдрол, rgod tshang pa sna tshogs rang grol (1608-??? гг.)

Также известен как Целе Нацок Рангдрол, был учеником знаменитого тэртона Джацона Нингпо. Достигший высоких свершений гомчен и выдающийся ученый как школы кагью, так и нингма; получил имя Гоцангпа (живущий в гнезде грифа) из-за длительных затворничеств в горных пещерах и в отшельничествах великого учителя друкпа кагью Гоцанга Гонпо Дордже. Его [нравственная] дисциплина была безукоризненной, и говорят, что он в жизни не попробовал ни капли алкоголя.

Гунапрабха, yon tan 'od (IV век н. э.)

Ученик Васубандху, большой знаток Винаи, составитель знаменитой Виная-сутры ('dul ba'i mdo rtsa).

Гуру Ринпоче

Имя, под которым Гуру Падмасамбхава, Лотосорожденный, обычно известен в Тибете. Будда Шакьямуни предсказал его приход как распространителя учений Тайной Мантры. Приглашенный царем Трисонгом Дэуценом в восьмом веке в Тибет, он успешно и прочно укоренил там буддийские учения Сутры и Тантры.

Гялсэ Тогмэ, rgyal sras thog med (1295-1369 гг.)

Также известен как Тогмэ Сангпо (thogs med bzang po) и Нулчу Тогмэ (dngul chu thogs med). Выдающийся учитель школы сакья, настоятель Бодонга, прославляемый всеми школами за наставления о воспитании ума, автор «Тридцати семи практик бодхисаттвы» (rgyal sras lag len).

Дака, dpa bo

Так в тантрах именуется бодхисаттва мужского облика, аналог дакини. Мирской дака — это существо, наделенное некими сверхъестественными силами, необязательно благотворными.

Дакини, mkha' 'gro mа

Мудрость, представленная в женском облике. Существуют разные виды дакини: полностью просветленные дакини мудрости и мирские дакини, которые обладают различными сверхъестественными силами, необязательно благотворными.

Джайны, gcer bu pa

Букв, «нагие аскеты». Значительная индийская религиозная система, основанная в VI в. до н. э. Джайной (отсюда название джайна, или джайнизм), известным также как Вардхамана. Джайны, или джайнисты проповедуют чрезвычайно чистую этическую систему, частью которой является, например, крайняя степень ахимсы, или ненасилия.

Джамьянг Гямцо, 'jam dbyang rgya mtsho (17??-1800 гг.)

Один из коренных учителей Шабкара. Был мастером, достигшим высоких свершений, и обладал обширными познаниями как учений нингма, так и сарма; он наставлял Шабкара в воспитании ума и дал ему много посвящений из циклов сокровищ-тэрма школы нингма, в том числе Лонгнен нингтик видьядхары Джигмэ Лингпы.

Джигмэ Лингпа (1730-1798 гг.)

Одна из самых значительных фигур в линии нингма, воплощение учителя Вималамитры и дхармараджи Трисонг Дэуцена. Был близко связан с Гялва Лонгченпой, встречался с ним в ряде важных видений. Его сокровище Дхармы, Лонгнен нингтик, по сей день остается одной из самых значительных и широко практикуемых систем медитации в школе нингма.

Джнянаваджра, уе shes rdo rje

Индийский наставник, автор Татхагата-хридаяламкары (de bzhin gshegs pa'i snying po rgyan), входящего в собрание Тэнпор комментария на Ланкаватара-сутру.

Джнянашрибхадра, уе shes dpal bzang po

Индийский наставник, автор Аръя-ланкаватара-вритти, входящего в собрание Тэнпор комментария на Ланкаватара-сутру.

Дипамкара, Будда

Будда, приходивший в давние времена. При его жизни аскет Сумедха, который много кальп спустя переродился как Будда Шакьямуни, зародил решимость достичь просветления.

Дрикунг Кёбпа, 'bri gung skyob pa (1143-1217 гт.)

Основатель монастыря Дрикунг и школы дрикунг кагью.

Дромтон, 'brom ston (1004-1064 гг.)

Знаменитый ученик Атиши, мирянин. Построил монастырь Рединг (rwa greng), который стал центром традиции кадампа.

Друкпа Кунле, 'brug pa kun legs (1455-1529 гг.)

Учитель-сиддха и поэт школы друкпа кагью, который вел образ жизни «безумного йогина». Прославился песнями постижения и эксцентричными плутовскими похождениями.

Дхармадхату, chos kyi dbyings

Пространство абсолютной реальности.

Дэвадатта, lhas byin

Двоюродный брат Будды Шакьямуни, чья чрезмерная зависть не позволила ему получить какую-либо пользу от учений Будды.

Еше О, lha bla та уе shes 'od

Царь Тибета из династии Чогял. Он принял правление Нгари, Западным Тибетом, под именем Ценпо Коре. Позже отрекся от престола, чтобы стать монахом, и впоследствии был известен как лха-лама Еше О. С целью возрождения буддизма в стране он отправил группу из двадцати одного юноши в Кашмир изучать санскрит и учения. Именно в качестве ответа на его щедрые подношения Атиша принял приглашение приехать в Тибет.

Кадампа, bka' gdams pa

Школа, основанная Дромтоном, которого вдохновил на это его учитель Атиша. Большое значение в ней придавалось учениям об упражнении ума в бодхичитте и о чистом соблюдении этической дисциплины. Оказала решающее влияние на всю тибетскую традицию.

Кагьюпа, bka' brgyud pa

Одна из школ Новых переводов тибетского буддизма, основанная Марпой-лоцавой (1012-1099 гг.). Эта школа впоследствии разделилась на множество подшкол, самыми известными из которых являются карма (или дагпо) кагью, дрикунг кагью, друкпа кагью и шангпа кагью.

Калачакра-тантра, dus 'khor gyi rgyud

Тантра, переданная историческим Буддой Шакьямуни Чандрабхадре (zla ba bzang po), царю Шамбалы, который был эманацией бодхисаттвы Ваджрапани. Принадлежит к классу недвойственных ануттара-тантр и представляет собой полный путь к просветлению, а также детально разработанную космологическую систему.

Камалашила (713-763 гг.)

Главный ученик Шантаракшиты и, как и его наставник, сторонник школы йогачара-мадхьямака. Был приглашен в Тибет, где победил в дебатах китайского учителя-Хошана Махаяну, тем самым утвердив индийскую традицию постепенного подхода как норму для тибетского буддизма.

Кангюр, bka' 'gyur

Каноническое собрание сутр и тантр, переведенных на тибетский язык.

Катьяяна

Ученик Будды Шакьямуни. Достиг состояния архата и посвятил себя написанию части учений Абхидхармы.

Кедруб Дже, mkhas grub rje dge legs dpal bzang (1385-1438 гг.)

Один из двух самых важных учеников (другим был Гялцаб Дже) Дже Цонкапы, основателя школы гелуг.

Кришнапа, slob dpon nag po (XI век)

Индийский мастер и учитель Атиши.

Ланкаватара-сутра, lang kar gshegs pa'i mdo

Махаянская сутра третьего поворота Колеса Дхармы, которая относится, по мнению Гялва Лонгченпы, Кармапы Ранчжунга Дордже, Конгтрула Лодро Тае и других, к учениям окончательного смысла. Чандракирти относил эту сутру к относительному смыслу, опираясь на учения Аксаяматинирдеша-сутры, в которой, однако, не упоминаются и не берутся в расчет три поворота колеса Дхармы. Замечательные рассуждения на эту тему содержатся в книге Susan К. Hookham, The Buddha within: Tatha-gatagarbha Doctrine According to the Shentong Interpretation of the Ratnagotravibhaga (Albany: State University of New York Press, 1991).

Лонгченпа, klong chen rab 'byams

Почитается как величайший гений традиции нингма, несравненный учитель и автор более чем двухсот пятидесяти сочинений.

Махапаринирвана-сутра, mya ngan las 'das pa chen po'i mdo

Махаянская сутра окончательного смысла, относящаяся к третьему повороту Колеса Дхармы и раскрывающая учение о татхагатагарбхе.

Материалисты или чарваки, rgyang 'phen pa

Название древнеиндийской философской школы, проповедовавшей материалистический терминализм. Чарваки отрицали закон кармы и существование прошлых и будущих жизней.

Миларэпа, mi la ras pa (1040-1123 гг.)

Один из величайших йогинов и поэтов Тибета. Он был одним из самых выдающихся учеников Марпы-лоцавы, основателя линии кагью.

Нагарджуна, klu grub

Великий наставник Махаяны, живший во втором столетии, основоположник мадхьямаки — системы мысли, тесно связанной с сутрами Праджняпарамиты.

Нингма или школа Древних переводов, rnying та

Исконная традиция тибетского буддизма. Ее приверженцы изучают и практикуют тантры и связанные с ними учения, переведенные в период между знакомством Тибета с Дхармой Будды в восьмом столетии и периодом Новых переводов, начатым Ринченом Сангпо (958-1051 гг.) после гонений Лангдармы.

Няла Пэма Дудул, nyag bla pad ma bdud 'dul (1816-1872 гг.)

Выдающийся мастер из Няронга, Восточный Тибет, который обрел радужное тело.

Пагмо Друпа, phag то gru pa rdo rje rgyal po (1110-1170 гг.)

Ученик Гампопы и основатель традиции пагдру школы кагью. Многие из его учеников достигли высоких свершений.

Патрул Ринпоче, dpal sprul о rgyan 'jigs med chos kyi dbang po (1808-1887 гг.)

Достигший высоких свершений мастер традиции нингма из Восточного Тибета; автор многочисленных работ, одна из наиболее известных — «Слова моего всеблагого учителя» (kun bzang bla ma'i zhal lung). Он славился несектантским подходом и был известен своим состраданием и исключительно простым образом жизни.

Пратимокша, so sor thar pa

Букв, «личное освобождение». Этот термин используется для указания на восемь типов буддийских духовных санов (как монашеских, так и мирских), а также связанных с ними обетов и заповедей (включая временный обет упавасы, принимаемый на сутки).

Пратьекабудда, rang sangs rgyas

«Будда для себя», тот, кто, не полагаясь на учителя, достиг прекращения страданий с помощью медитации о двенадцати звеньях цепи взаимозависимого возникновения. Пратьекабудды постигают отсутствие «я» личности и наполовину постигают отсутствие «я» явлений. Другими словами, они постигают отсутствие «я» у воспринимаемых явлений, но не у воспринимающего ума.

Ракшасы, srin po

Класс опасных существ, не-людей, питающихся плотью, встречающихся в индуистской и буддийской мифологии.

Рединг Тричен, rwa greng khri chen blo bzang ye shes bstan pa rab rgyas (1759-1816 гг.)

Второй держатель трона и настоятель монастыря Рединг, основанного великим учеником Атиши Дромтонпой.

Сакьяпа, sa skya pa

Одна из школ Новых переводов тибетского буддизма, основанная Кон Кончог Гялпо и связанная с великим монастырем Сакья. Ламы линии сакья некоторое время были правителями Тибета.

Сарма, gsar та

Школы Новых переводов тибетского буддизма (а именно кагью, сакья, гелуг), основанные после периода гонений Лангдармы.

Таклунг Тангпа, stag lung thang pa bkra shis dpal (1142-1210 гг.)

Ученик Пагмо Друпы и основатель школы таклунг кагью. Был известен тем, что обрел постижение Махамудры благодаря преданности.

Таранатха Кунга Нингпо (1575-1635 гг.)

Знаменитый ученый и самый выдающийся мастер традиции Джонанг. Один из ведущих сторонников воззрения «пустоты-от-другого» (gzhan stong).

Татхагата, de bzhin gshegs pa

Букв, «так ушедший», эпитет будды или состояния будды.

Татхагатагарбха, de bzhin gshegs pa'i snying po

Сущность состояния будды, светоносная и пустая природа ума, которая присутствует, хотя и скрыта, во всех существах. Когда завесы омрачений устранены и она раскрыта, это и есть татхагата, или состояние будды.

Тэнгюр, bstan 'gyur

Каноническое собрание индийских комментариев на буддийские священные тексты, переведенное на тибетский язык.

Упаваса, bsnyen gnas

Суточный обет пратимокши, состоящий из девяти предписаний, который принимается мирянами.

Цонкапа, tsong kha pa

Также известен как Лосанг Дракпа и Дже Ринпоче, основатель школы гелуг. Основал монастырь Гандэн в 1410 г. Великий ученый, почитаемый как воплощение Манджушри.

Чангкья Ролпэ Дордже, lcang skya rol pa'i rdo rje (1717-1786 гг.)

Выдающийся ученый и плодовитый писатель школы гелуг. Обладал тесными связями с Монголией и Китаем, руководил переводом Кангюра на маньчжурский диалект и переводом Тэнгюра на монгольский с последующим его редактированием. Он написал знаменитое энциклопедическое описание буддийских учений «Представление доктрин» (grub mtha'i rnam par bzhag pa).

Чогял Наки Вангпо, chos rgyal ngag gi dbang po (1759-1807 гг.)

Также известен как Наванг Дарге; монгольский правитель, живший в области Синее озеро (Коконор), прославленный нингма-пинский учитель, ученик первого Додрубчена Ринпоче.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных