Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Ковалев С. В. - Семь шагов от пропасти. НЛП-терапия наркотических зависимостей 11 страница




«Если бы часть А могла говорить с частью Б, что бы она сказала?»

«Если бы часть Б могла говорить с частью А, что бы она сказала?»

7. Побудите эти две части говорить друг с другом, отвечать друг другу и просто обмениваться информацией.

8. Теперь спросите себя или части: «Часть А ценит (хорошо относится, восхищается, любит) часть Б?» и наоборот.

9. Поощрите части начать больше ценить друг друга и признать, что они взаимодополняющие части одного целого. Не настаивайте на этом сверх того, к чему части готовы.

10. Задайтесь вопросы: «Чему может часть А научиться у части Б?» Если они еще не поняли, что могут учиться друг у друга, побудите каждую из них понять, что ей чего-то не хватает, и согласиться работать над достижением этого. Обратите внимание части на другую часть как на источник обучения этому.

11. Договоритесь о том, как части могут начать обмениваться информацией и учиться друг у друга. Побудите части обмениваться энергиями. Вообразите, что они это делают.

12. Если части после этого не начали быстро сливаться, узнайте, что разделяет их. Выясните, что стоит между ними и разберитесь с этим. Это может быть неприятное ощущение, которое вы испытываете, когда части сталкиваются вместе. Может быть, полезно сначала разобраться с этим, а потом вернуться к процессу объединения.

13. Если вы почему-то чувствуете, что все это происходит слишком быстро или слишком сильно, то вы можете составить план, по которому эти части будут продолжать сотрудничать или объединяться. Вы даже можете оставить части разделенными - но так, чтобы они хорошо общались и сотрудничали друг с другом.

14. Если слияние частей начало происходить, вы можете ускорить его. Способ осуществить это объединение следующий. Вытянув руки вперед ладонями вверх, вообразите в каждой руке часть и наблюдайте, как они обмениваются энергией. Когда вы ощутите или увидите, что это происходит, сведите руки вместе. Такие действия скорее всего дадут толчок для полного объединения частей, если они уже готовы к этому.

15. Теперь проверьте слияние, обратившись к себе как к целостной личности. Задайтесь вопросом: как изменится моя жизнь теперь, когда у меня все это воссоединилось и слилось? Обязательно спросите себя, как начиная с этого момента пойдут ваши дела в той области, с которой вы работали (с тем самым периодическим стремлением «оторваться»). И не удивляйтесь, если там все очень существенно изменится.

Ну а после того, как вы все это сделает, расскажите вашему подопечному очередную притчу (по: Н. Пезеш-киан. «Позитивная семейная психотерапия»).

«Правоверный пришел к пророку Илие. Его интересовали ад и рай, так как его, естественно, волновала его дальнейшая судьба. «Где ад — а где небеса?», с этими словами он приблизился к пророку, но Илия не ответил ему. Он взял вопрошающего за руку и повел его темными коридорами во дворец. Через железный портал они прошли в большой зал. Там теснилось множество людей, богатых и бедных, одетых в рубища и украшенных драгоценными камнями. В центре зала на огне стоял огромный котел с кипящим супом. От него распространялся чудесный аромат по всей комнате. Толпившиеся вокруг люди со впавшими щеками и усталыми взглядами всеми способами пытались заполучить свою порцию супа. Пришедший с Илией человек был изумлен видом ложек, которые держали люди: они были

размером с самих людей. Лишь маленькая часть на конце рукоятки ложек была из дерева, целиком же ложки, которые могли бы помочь насытиться людям, состояли из железа и были обжигающе горячи от кипящего супа. Голодные люди жадно тыкали ложками в котел. И хотя каждый хотел получить свою долю, никто не мог ее достать. Они с трудом вынимали свои ложки из супа, но поскольку они были слишком длинными, даже самые сильные не могли донести их до рта. Самые дерзкие ошпаривали себе руки и лица или во гневе проливали суп на соседей. Ругаясь друг с другом, они бросались в драку и били друг друга этими ложками, которыми могли бы утолить свой голод. Пророк Илия взял своего спутника за руку и сказал: «Это ад!» Они покинули этот зал и вскоре перестали слышать адские вопли. После долгих блужданий по темным коридорам они попали в другой зал. Здесь тоже сидели люди, а в центре зала так же стоял котел с кипящим супом. И у каждого из присутствующих в руках была такая же большая ложка, как Илия и его спутник уже видели в аду. Но здесь люди выглядели сытыми, и в зале слышался только тихий удовлетворенный гул и плеск ложек в супе. Люди везде действовали по двое. Один опускал ложку в суп и кормил другого. Если ложка становилась слишком тяжела для одного, ему помогали еще двое, так что каждый мог вдоволь наесться. Как только один был сыт, наступала очередь другого. Пророк Илия сказал своему спутнику: «Эторай!»

Шаг 7. Редактирование себя

Хотите, я вас обрадую? Вы ведь почти закончили работу. Да-да, закончили — если, конечно, иметь в виду, так сказать, чисто «наркозависимую» часть цикла психологической реабилитации НЗ-субъектов. Однако есть еще нечто, что вам все-таки следует еще сделать, причем в это нечто входят две вещи. Первая из них — это личностное редактирование вашего подопечного с целью его избавления от ненужных психологических (психических) образований с соответственным созданием образований нужных. А вторая — как бы «вписывание» бывшего наркомана или алкоголика в новую жизнь. Так вот этим самым первым (личностным редактированием) мы сейчас и займемся, последовательно рассмотрев психотехнологии и процедуры работы с

• реакциями

• качествами и

• состояниями вашего подопечного.

Начнем с самого простого — реакций на некоторые весьма проблемные события и обстоятельства жизнедеятельности вашего НЗ-субъекта, которые, возможно, когда-то и послужили причиной того, что он, как страус в песок, с головой нырнул в наркозависимость. Все эти тревожащие, пугающие, огорчающие и т. п. ситуации объединяет только одно: безресурсность вашего подопечного. Отсутствие у него необходимых ресурсов для нормального преодоления препятствий. Между тем дать ему эти ресурсы очень и очень несложно — если воспользоваться весьма простой техникой «ресурсной репетиции».

Она применяется, например, тогда, когда человек ощущает некомпетентность, тревожность или неуверенность по поводу каких-либо своих будущих действий, каковые (тревожность и неуверенность), конечно же, помешают ему сделать их (действия) эффективными — а также для всех тех событий и обстоятельств, по отношению к которым он демонстрирует «страусиную» политику. Так что, определив чего именно боится сделать ваш подопечный и выяснив ситуации, которые его пугают предложите «клиенту» сделать следующее.

1. Представьте себе эту самую будущую ситуацию, которая вас тревожит или к которой вы ощущаете себя недостаточно подготовленным.

2. Мысленно внимательно рассмотрите ее и попытайтесь понять, какое ресурсное состояние необходимо вам для того, чтобы это самое чувство «готовности» ко всему у вас появилось.

3. Найдите в себе этот ресурс и заякорите его.

4. Теперь включите якорь снова, вернитесь к тревожащей вас ситуации и просмотрите ее от начала до конца. Не удивляйтесь, если ситуация эта внезапно как по волшебству изменится в лучшую сторону. Если же это произойдет в недостаточной степени, определите, в каких еще ресурсах вы нуждаетесь, и повторите шаги 3-4.

Как вы поняли, здесь мы для каждой из ситуаций как бы подыскиваем соответствующий ресурс. Однако каким бы он ни был, в конце концов с помощью этого ресурса добиваются главного: приближения к совершенству. Так вот, в нейролингвистическом программировании существует процедура, которая как раз и позволяет добиваться этого самого совершенства, особо не утруждая себя поисками конкретных ресурсов. Цель этой техники заключается в том, чтобы восстановить, описать, укрепить и дополнить ресурсные состояния тела и психики человека, дабы добавить их к тем контекстам (ситуациям), от которых он желает большего совершенства. В сути своей это просто скрещивание якорей с многократным ресурсированием. Делается же техника «круг совершенства» следующим образом (привожу наиболее удачное, на мой взгляд, описание этой техники в режиме

прямой инструкции, взятое из материалов давнишнего семинара по НЛП ИГИСП, автор коего мне неизвестен).

1. Определите совершенное состояние. Выберите опыт совершенства из вашего прошлого — опыт, в котором все ваши ресурсы были для вас доступны таким образом, что это позволяло вам быть в «наилучшей форме» и действовать в полную меру своих способностей.

2. Создайте Круг Совершенства. Нарисуйте воображаемый круг на полу. Вообразите, что это — ваш Круг Совершенства. И попытайтесь представить, что в нем появляется цвет — какой?

3. Достигните (вспомните) состояния(е) совершенства, опишите его, дополните если надо и ассоциируйте с кругом (просто войдя в него в «совершенном» состоянии):

(а) достигните — переживите вновь ваш опыт совершенного состояния, как будто это происходит сейчас.

(в) опишите — осознайте свою позу, дыхание, внутренние образы, звуки и, особенно, как вы смотрите и слушаете все, что там есть.

(с) дополните — если ощущение не совсем полное, дополните его путем систематического изменения вашей физиологии, пока вы не получите сильного и полного переживания. Определите наиболее яркие или «выпуклые» ощущения (чувства, тип дыхания, образ или звук), которое создают «дополненное» состояние совершенства, и определите как вы выглядите и как звучит ваш голос в этом состоянии.

4. Осуществите разделение состояний. Выйдите из круга и вернитесь в ваше обычное состояние.

5. Проверка: теперь вступите в круг и проверьте, получили ли вы спонтанно все физиологические ощущения совершенства. Выйдите из круга. И еще несколько раз повторите этот вход и выход. Если же вам не удается полностью достичь чувства совершенства без сознательного усилия, вернитесь к шагу Зс.

6. Создайте необходимый контекст. Определите будущую ситуацию, которая обычно для вас бывала проблематичной, но где бы вы хотели быть способным в любой момент автоматически получить чувство совершенства. Найдите триггер этой ситуации (то, что вы видите, слышите и чувствуете такого, что дает вам знать, что проблема начинается).

7. Установите связи. Мысленно поставьте себя в эту ситуацию, вступите в круг и, получив доступ к совершенству, посмотрите, каким образом все это совершенство отражается на ситуации. Заметьте виды связи, которую вы можете установить со своим совершенством. Выйдите из круга.

8. Осуществите проверку. Опять подумайте о той, будущей ситуации. Можете даже задать себе несколько вопросов о ней (например, «Что происходит сейчас, когда я думаю о том, что обычно происходило для меня плохо или было трудным для меня?»). Главное здесь быстро и автоматически достигнуть состояния совершенства. Вы можете проверить это, замечая, присутствуют ли определяющие ощущение совершенства признаки из вашего описания (шаг 3).

Однако реакции, редактированием каковых мы сейчас и занимаемся, предполагают не только ресурсное состояние, но еще и адекватное реагирование в соответствующих условиях и обстоятельствах. Процедура, с помощью которой можно оптимизировать поведение вашего «клиента» в любой ситуации, называется техника «генератор нового поведения». А предназначена она для того, чтобы сделать человека опять-таки «ситуативно совершенным» — то есть настроить его бессознательное на наилучшие способы деятельности в конкретной ситуации.

Для начала опять-таки определите, какие именно и в чем именно виды поведения или деятельности вашего подопечного его и вас не устраивают (что там не так?). Ну а после этого предложите ему сделать следующее (по материалам тренинга «Стратегия продаж» М. Аткинсон — ИГИСП).

1. Создайте и диссоциированно проиграйте внутренний сценарий, в котором Вы видите, что Вы ведете себя так, как Вам нравится. Если сразу это не получается, для начала пусть это будет ваш знакомый или герой кинокартины, романа и т.д., справляющийся с ситуацией так, как Вам хотелось бы. Когда герой, исполняющий «главную роль в сценарии», выбран (может быть, это Вы или другой человек), просмотрите этот фильм от начала до конца. А после поместите себя в этот образ и сделайте все необходимые изменения, чтобы теперь именно Вы заняли место главного героя, и просмотрите фильм заново. Получилось? Если нет, попробуйте еще раз, чтобы внести эффективные изменения.

2. Добавьте звуковое сопровождение. Каким Вы хотите слышать звучание своего голоса? Проверьте, так ли он звучит. Если нет — сделайте нужные изменения.

3. Войдите в новый образ себя. Сейчас, когда Вы в своем новом образе, подвигайтесь в нем, как бы примеряя его на себя. Чувствуете ли Вы себя так, как Вам хотелось бы? Смотря изнутри этого образа, проверьте, действуете ли вы так, как хотели? Когда это новое поведение достаточно подробно изучено и принято, заякорите его, а затем сделайте проверку.

Теперь займемся состояниями — всеми теми неприятными эмоциями и чувствами, которые как сами по себе, так и в связи с чем-то прошлым или будущим, могут присутствовать в психике вашего подопечного, не давая ему возможности окончательно прийти в трезвость. Так, например, алкоголики просто обожают «заливать тоску и горе», хотя куда правильнее здесь было бы не заливать, а избавиться — и от тоски, и от горя. Как ни странно, сделать это не столь уж и сложно — если воспользоваться буквально универсальной техникой десенсибилизации посредством движения глаз Ф. Шапиро.

Дело в том, что все, что с нами происходит, наш мозг в буквальном смысле слова должен пережевать, проглотить и переварить. Но некоторые события и обстоятельства нашей жизни обладают такой «крупностью» и «плотностью», что буквально застряют в мозгу и начинают тупо воспроизводиться и беспокоить нас, не давая нормально жить — точно так же, как мешало бы нам с аппетитом и просто есть нечто, что мы не пережевали, не переварили и не проглотили. При этом любая неприятность, которая застряла в нашей психике, зачастую «дарит» нам еще нечто просто-таки паскудное: негативное самоопределение, которое в наиболее общем виде сводится к мысли «Я какой-то плохой» и становится своеобразным «ярлыком». Например, после какого-нибудь публичного провала вы можете искренне поверить в то, что вы — ничтожество, и отныне ваши поведение и действия будут совершаться не просто так, а через призму этого «ярлыка». Но если вы верите в то, что вы ничтожество, вы никогда никем не станете и ничего не добьетесь — в полном соответствии с так называемым принципом самооправдывающегося пророчества П. Вацлавика.

Дело в том, что согласно остроумному замечанию Л. Орра, наш мозг ведет себя так, как если бы он состоял из двух частей: Думающего (точнее — Верящего) и Доказывающего. Думающий может думать о чем угодно и верить во что угодно. Задача же Доказывающего скромнее: доказать все то, во что верит (или о чем думает) Думающий. Так что любые ваши негативные самоопределения (как, впрочем, и убеждения, о которых вы прочитали раньше), в силу усердия Доказывающего, имеют неприятную особенность проявляться в нашей жизни, превращая ее в черт знает что

— точнее в то, что в них содержится.

Так вот, ДПДГ Ф. Шапиро позволяет как бы усиливать способность нашего мозга к этому самому переживанию, проглатыванию и перевариванию. Вследствии чего, мы, во-первых, оказываемся способны легко и быстро (в считанные минуты!) переработать застарелую или будущую неприятность, а во-вторых, бодро и быстро за менить негативное самоопределение на позитивное, как бы напрямую введя его в мозг.

Кстати, на создание данного метода эту женщину подтолкнула жизненная необходимость: в тридцать шесть лет он заболела раком молочной железы. После операции по поводу этой болезни Шапиро — литературовед по образованию

— никак не могла избавиться от ночных кошмаров и дневных страхов и тревог. Пока не обнаружила, что можно значительно уменьшить их, если интенсивно двигать глазами в разных направлениях. И после долгих экспериментов над собой и другими она «оформила» психотехнологию, каковая, как вы уже поняли, нынче официально называется техника десенсибилизации посредством движения глаз (ДПДГ).

Полная схема использования ДПДГ выглядит следующим образом (описание ее я делаю по книге Ф. Шапиро «Психотерапия эмоциональных травм с помощью движений глаз»).

1. Подумайте о своей неприятности и сосредоточьтесь на образе, который представляет либо всю ее, либо наиболее травмирующую ее часть. Желательно, чтобы в этом образе присутствовал полный VAKD, хотя это и не обязательно.

2. Определите или сформулируйте утверждения, характерные для вашего отрицательного самоопределения — т.е. той негативной мысли-самооценки, которая сопровождает эту неприятность (или которую вы из нее вынесли), например Я бессилен(на)

Я ничего не могу предпринять Я ничтожество Я не могу преуспеть Я не достоин(на) успеха

3. Создайте суждение, которое будет отражать ваше положительное самоопределение по поводу данной неприятности — т.е. то, что должно присутствовать в вашем сознании и бессознательном вместо негативной самооценки, в которой вы застряли. Например,

Я обладаю необходимыми ресурсами Я могу многое сделать Я — человек, достойный уважения Я вполне могу преуспеть Я достоин(на) успеха.

4. Оцените собственную веру в это новое положительное самоопределение по семибалльной шкале, где 1 — «полностью не верю», а 7 — «полностью верю». Не удивляйтесь тому, что оценка ваша находится в пределах 1-2 баллов — так, увы, и должно пока быть.

5. Теперьуже по десятибалльной шкале оцените уровень своего собственного беспокойства по поводу исходной неприятности. Здесь 10 баллов будет соответствовать максимальному беспокойству, а 1 — минимальному. Опять- таки не удивляйтесь оценке в 8-9-10 баллов — иначе и быть не должно, ведь эта самая неприятность намертво застряла в вас и никуда не хочет уходить без посторонней помощи. А вот уровень оценок в 3-4 балла говорит о том, что вы занимаетесь ерундой — с этим вполне можно справиться и без всякого НЛП и ДПДГ.

6. Теперь сделайте последнее в плане подготовки к десенсибилизации посредством движения глаз. Определите оптимальную скорость и амплитуду движения ваших глаз с помощью собственной (но лучше — чьей-нибудь) руки, в коей «точкой фиксации взгляда» будут выступать два сомкнутых пальца — указательный и средний. Проделайте это оценочное определение для

• горизонтальных движений)

• вертикальных движений ($)

• «диагональных» движений (&t?)

• движений по кругу (О)

• «большой восьмерки»

— вертикальной (8) и

— горизонтальной (°°), а также

• «крестообразных» движений (<л#я>цX) Выберите то из этих движений, которое вам больше всего понравилось. С него и начните.

7. Вспомните VAKD своей неприятности и думая о ней проделайте серию из 24 движений глаз — например, начните с горизонтальных. Окончив серию, выбросьте все из головы и сделайте глубокий вдох и выдох. После чего вернитесь к образу и исследуйте:

• то, что вы сейчас испытываете по поводу этого образа

• то, что вы теперь думаете о своей неприятности.

А затем оцените уровень вашего беспокойства по десятибалльной шкале. И повторяйте все вышеописанное до тех пор, пока уровень вашего беспокойства по поводу неприятности не снизится до приемлемого для вас (точных норм здесь нет, хотя достижение 2-3 баллов близко в достаточному).

8. Теперь сосредоточьтесь на представлении выбранного вами положительного самоопределения (просто думайте о нем) наряду (одновременно) с воспоминанием о вашей неприятности (ее образе) и продолжите серию движений глаз до тех пор, пока вера в это самое положительное представление не достигнет приемлемого для вас уровня (обычно 5 и выше).

9. И, наконец, после того, как положительное самоопределение достаточно утвердится, удерживая и его, и образ неприятности, исследуйте, не осталось ли у вас где-то в теле неприятных ощущений или напряжений. Если таковые обнаружатся, сфокусируйтесь на них и осуществите необходимое количество серий движений глаз — до тех пор, пока все не уйдет: и эти ощущения, и то, что «всплывет», пока вы будете их прорабатывать...

Теперь обратимся к качествам личности вашего подопечного, которых ему недостает или не хватает для того, чтобы вести трезвую и эффективную жизнь (думается, что вы уже создали их список при формулировании результата и далее, а если нет, прямо спросите об этом своего почти бывшего НЗ-субъекта). Вопреки обиходным мнениям, создание новых качеств личности является не столь уж сложным делом и достигается за счет «внедрения» в бессознательно нового образа Я. Делается это С помощью несколько модифицированной, но уже знакомой вам техники взмаха, в которой мы опять-таки как бы заменяем старый, неэффективный и неэкологичный Я-образ на новый — и эффективный, и экологичный. Например, предположим, что ваш «клиент» утверждает, что для того, чтобы жить трезвой жизнью, ему не хватает силы воли. Что ж, дайте ему ее — с помощью весьма своеобразной модификации базовой процедуры взмаха, в которой соответствующее негативное качество и состояние условно закодировано как «собственное бессилие и беспомощность» (а что — обще, но точно, ведь, например, то же отсутствие силы воли — это своеобразное волевое бессилие). Описание данной техники модифицированного взмаха я делаю по книге С. Андреаса, К. Герлинга, Ч. Фолкнера, Т. Халлбома, Р. МакДональда, Д. Шмидта и С. Смита «Миссия НЛП».

1. Идентификация с образом-указателем. Начните с воспоминания определенной ситуации, в которой вы чувствовали собственное бессилие. Хотя некоторым сразу же приходит в голову какой-нибудь драматический момент из их жизни, будет лучше, если вы выберете какую-нибудь обычную ситуацию. Когда вы измените свое повседневное чувство беспомощности, изменятся все схожие с данной ситуацией жизненные впечатления. Убедитесь, что воспоминание вполне конкретно и реально, войдите в это воспоминание и увидьте то, что вы видели в момент, предшествующий началу ощущения вами беспомощности. Этот образ-указатель вы используете позже, а пока — временно — отложите его в сторону.

2. Ваш творческий образ. Теперь глазами воображения увидьте свой внутренний образ — себя, уже решившего проблему собственного бессилия: творческого, обладающего мощью и силой. Пусть это будет как ваша фотография без фона. Вам не обязательно знать, как вы добились этого — просто увидьте, как вас переполняет чувство собственной силы. Это может проступать в блеске глаз, в самодовольной улыбке и т. д.

Добейтесь того, чтобы изображение вас полностью развилось. Убедитесь, что оно кажется вам настоящим и весьма привлекательным. Радуйтесь этому образу.

3. Расширение своего творческого образа. Мысленно поместите образ в маленькой мигающей точке. Сделайте так, чтобы эта точка резко начала расти, становиться ярче до тех пор, пока вы не увидите перед собой этого творческого себя в натуральную величину. Затем увидьте чистый экран. Повторите эту процедуру несколько раз до тех пор, пока она не станет автоматической.

4. Свой творческий образ в образе-указателе. А теперь разместите эту мерцающую точку со своим образом в центре образа-указателя, увиденного вами в 1 пункте.

5. Замена образов. Когда образ-указатель быстро бледнеет и темнеет, сделайте так, чтобы мигающая точка начала резко расти и становиться ярче, открывая творческий образ, который в свою очередь начинает бистро расти и принимать натуральную величину.

6. Увидьте чистый экран.

7. Повторение. Повторите шаги с 4 по 6 в более быстром темпе. Вновь разместите маленькую мерцающую точку в центре образа-указателя. Когда образ-указатель начинает быстро бледнеть и темнеть, пронаблюдайте, как ваше изображение резко начинает увеличиваться, становиться более отчетливым и, наконец, ваш творческий образ закрывает собой образ-указатель. И вновь чистый экран.

S. Множество собственных творческих образов. Поскольку образ «творческого вы» наверняка будет служить вам во множестве различных ситуаций, лучше всего, если вы будете видеть это позитивное изображение везде, куда ни взгляните — в прошлом, настоящем и будущем. Для этого представьте себе, что

вы физически держите в руках «творческого себя». Вытяните руки и схватите его. Когда вы прикоснетесь к нему, он начнет становиться ярче. А теперь размножьте этот большой образ, как бы сделав его цветные копии.

Сделайте столько образов творческого себя, один за другим, чтобы все они напоминали вам большую колоду карт. Теперь оставьте перед собой один образ, а остальные отпустите в воздух. Смотрите, как все образы «творческого себя» начинают опадать и укладываться вокруг вас, создавая концентрические круги, расширяющиеся на огромное расстояние во всех направлениях; в uauie прошлое, настоящее и будущее. Представьте себе ряды образов «творческого себя», располагающиеся вокруг вас. И позвольте, чтобы со всех сторон вас окружали и проникали в вас добрые чувства.

9. Проверка результатов. Когда эта процедура будет повторена вами несколько раз, вам необходимо будет проверить результаты своей работы. Подумайте, что вы чувствуете, когда пытаетесь вызвать в воображении этот первичный неприятный образ-указатель. Если же вам вообще не удается вызвать неприятные чувства или у вас возникают с этим трудности — вы закончили выполнять упражнение.

Если же негативные ощущения не покинули вас при воспоминании об образе-указателе, повторяйте упражнение, уделяя пристальное внимание каждому шагу, до тех пор, пока не исчезнут неприятные чувства.

В вышеописанной технике для того, чтобы заменить негативный образ Я, мы привязывались к какой-то ситуации, в которой он проявлялся. Как вы, наверное, понимаете, это несколько сужает возможность будущей реализации нового позитивного Я, который более всего будет проявляться именно в этих или сходных условиях и обстоятельствах. Наряду с этим мы использовали только визуальный образ, не присовокупляя к нему слуховые характеристики и ощущения, что тоже немного ослабляло эту процедуру.

Так вот, всех этих недостатков лишена далее предлагаемая вам техника внеконтекстного взмаха, которую я называю «голографической» — потому что в ней для создания нового образа себя вы используете все модальности вашего восприятия (образы, звуки и ощущения), что действительно делает этот образ как бы «объемным». И с ее помощью вы легко можете запрограммировать бессознательное своего «клиента» на конкретный и целенаправленный поиск ресурсов (не беспокойтесь — оно это сделает автоматически) по превращению его из слабого и не нравящегося себе в сильного и себя же устраивающего. В любом контексте его жизни и в любой области жизнедеятельности его тела, сознания или духа. А также и в любой же ипостаси его бытия.

В технике внеконтекстного «голографического» взмаха вы уже на самом деле как бы меняете между собой два образа «Я» вашего подопечного. И тот, который и ему, и вам не нравится, заменяете тем, который и его и вас устраивает. При этом за счет переключения режимов работы вашего мозга с помощью изменений положений глаз последовательно на визуальный, аудиальный и кинестетический (это один из секретов НЛП, знание которого вам, в общем-то, не нужно) вы добиваетесь именно целостного голографического образа себя, а не только лишь его визуального представления. Поскольку речь идет именно о целостном — внекон-текстном — образе, при достаточном количестве повторений (так же от 3 до 7, но лучше делить это многократно), бессознательное вашего подопечного в конце концов перестроит его же «Я» — используя все доступные ресурсы и не в каких-то конкретных контекстах, а в целом для всей жизни. При выполнении техники внеконтекстного голографического взмаха вы должны предложить своему подопечному сделать следующее.

Посмотрите влево-вверх (это для правшей — левши делают все с точностью до наоборот) и представьте себя таким, каким вы себе не нравитесь. На время отодвиньте этот образ в сторону.

Теперь посмотрите вправо-вверх и представьте, как должны вы выглядеть вместо того, каким вы себе не нравитесь. Закончив, несколько раз как бы переместите сконструированный образ в область, которая находится от вас слева, хотя тоже сверху — до тех пор, пока он не станет легко и отчетливо вспоминаться.

Переведите глаза в положение вправо-по-горизонта-ли и представьте слова, которые будете говорить вы (и которые будут говорить вам), а также все звуки, которые будут сопровождать вас тогда, когда вы станете таким, каким хотите). Как бы переместите этот слуховой образ в область, которая находится слева, но тоже по- горизонтали.

Посмотрите влево-вниз и почувствуйте то, что вы будете чувствовать когда станете таким, каким хотите. Переместите эти ощущения в область справа-внизу.

Отчетливо представив перед собой свой новый образ, необходимое количество раз сделайте, так называемый, «взмах по дистанции и цвету» (по М. Аткин-сон и материалам Мастерского курса НЛП ИГИСП), для чего

а)Сделайте ненравящийся (ключевой) образ близким и цветным.

б) Поместите маленький черно-белый «нравящийся» образ себя вдалеке от себя.

в)Когда вы производите взмах ключевой (ненравящийся) образ должен быстро уйти вдаль, уменьшаясь в размерах и теряя цвет. Одновременно желаемый (нравящийся) образ себя придвинется к вам, станет большим и этот самый цвет обретет.

Повторите взмах пять раз и проверьте. И, конечно же, не забудьте делать перерыв и очищение экрана в конце каждого взмаха.

Не стану скрывать: идея такого вот внеконтекстного (но не голографического) взмаха родилась до и вне нейролингвистического программирования (НЛП просто довела ее до совершенства). Так что, в качестве своеобразной «домашней работы» вашего «клиента» вы можете предложить ему регулярно делать два упрощенных варианта этой техники (уже, правда, не голографических, но все еще внеконтекстных): технику экранного расщепления Г. Шпигеля и технику двойного зеркала (по: Дж. Грэхем. «Как стать родителем самому себе. Счастливый невротик»).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных