Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тема 2.6. Динамика конфликта




 

Динамика конфликта представляет собой ход развития, его изменение под воздействием внутренних механизмов конфликта, а также внешних факторов и условий. В ней можно выделить ряд периодов и этапов.

1. Предконфликт (латентный период). Он включает следующие этапы:

· возникновение объективной проблемной ситуации. Сущность данного этапа состоит в появлении противоречия, которое еще не осознано и конфликтных действий нет. Если не считать случаев, когда возникает ложный конфликт, то обычно конфликт порождается объективной проблемной ситуацией;

· осознание объективной проблемной ситуации. Реальность воспринимается как проблемная, возникает потребность принять меры для разрешения противоречия. Ряд объективных и субъективных причин способствуют искажению воспринимаемой ситуации;

· попытки сторон разрешить объективную проблемную ситуацию неконфликтными способами. Они заключаются в разного рода информировании противостоящей стороны - убеждении, разъяснении, просьбе и пр. В лю­бом случае, на данном этапе стороны аргументируют свои интересы и фик­сируют позиции;

· возникновение предконфликтной ситуации воспринимается как наличие непосредственной угрозы безопасности одной из сторон взаимодействия или общественно важным интересам.

2. Собственно конфликт (открытый период), который включает в себя этапы:

· инцидент - первое столкновение сторон, попытка с помощью силы решить проблему в свою пользу. Если задействованных одной из сторон ресурсов достаточно для перевеса соотношения сил в свою пользу, то инцидентом конфликт может и ограничиться;

· эскалация - резкая интенсификация борьбы оппонентов; та часть конфлик­та, которая начинается с инцидента и заканчивается ослаблением борьбы, переходом к завершению конфликта;

· сбалансированное противодействие. Здесь обнаруживается, что использо­вание силовых методов не дает результата, интенсивность борьбы снижа­ется, но действия по достижению согласия еще не предпринимаются;

· завершение конфликта - переход от конфликтного противодействия к по­иску решения проблемы и прекращению конфликта по любым причинам.

3. Послеконфликтная ситуация (латентный период). Она включает в себя следующие этапы:

· частичная нормализация отношений: негативные эмоции не исчезли, происходит осмысление своей позиции, коррекция самооценок, уровней притязания, отношения к партнеру;

· полная нормализация отношений. Данный этап наступает при осознании сторонами важности дальнейшего конструктивного взаимодействия. Это­му способствуют преодоление негативных установок, продуктивное уча­стие в совместной деятельности, установление доверия.

В конфликте можно выделить временной отрезок, который характеризуется дифференциацией сторон. Здесь конфликт развивается по восходящей, разногласия ме­жду сторонами усиливаются. Конфронтация продолжается до тех пор, пока дальней­шая эскалация не теряет смысл. С этого момента начинается процесс интеграции.

 

 

Рис. 2.6.1. Динамика конфликта

 

Под эскалацией конфликта понимается прогрессирующее во времени обострение противоборства, при котором последующие разрушительные воздействия оппо­нентов друг на друга по интенсивности выше, чем предыдущие. Для эскалации конфликта характерны:

· сужение когнитивной сферы в поведении и деятельности, переход к более примитивным формам отражения;

· вытеснение адекватного восприятия «другого» «образом врага», который постепенно становится доминирующим. «Образ врага» как целостное представ­ление об оппоненте начинает формироваться в ходе латентного периода кон­фликта в результате восприятия, детерминированного негативными оценками. Пока нет противодействия, пока угрозы не реализованы, образ врага носит очаговый характер;

· рост эмоционального напряжения как реакция на рост угрозы возможного ущерба;

· переход от аргументов к претензиям и личным выпадам;

· рост иерархического ранга нарушаемых и защищаемых интересов и их поля­ризации;

· применение насилия в целом провоцируется не только уже осуществленной угрозой, но и угрозой потенциальной;

· потеря первоначального предмета разногласий - противоборство перерастает в столкновение, где первоначальный предмет конфликта уже не играет основ­ной роли;

· расширение границ конфликта, то есть переход к более глубоким противоре­чиям, возникновению множества разных точек столкновения;

· увеличение числа участников, приводящее к изменению характера конфликта, расширению набора применяемых в нем средств.

Обострение конфликта сопровождается регрессией психики, которая основы­вается на бессознательном и подсознательном уровнях психической деятельности, развивается поэтапно, воспроизводя онтогенез психики, но в противоположную сторону.

Два первых этапа отражают развитие предконфликтной ситуации, рост психической напряженности. Принимаемые меры понимаются противоположной стороной как сигнал к эскалации.

Третий этап - собственно начало эскалации. Стороны надеются путем на­жима изменить позиции оппонента, при обоюдной неготовности уступить. Зрелый взгляд на реальность уступает упрощенному подходу, который легче поддерживать эмоционально.

На четвертом этапе психика регрессирует приблизительно до уровня, соответствующего 6-8 годам. У человека еще присутствует образ «другого», но он больше не готов считаться с его мыслями, чувствами.

На пятом этапе эскалации признаки поступательной регрессии проявля­ются в форме абсолютизации негативной оценки оппонента и позитивной - себя. На карту ставятся «священные ценности», убеждения и высшие моральные обяза­тельства. Сила и насилие принимают обезличенные формы, восприятие противо­положной стороны застывает в жестком «образе врага».

 

Конфликтное взаимодействие оппонентов (по Н.В. Гришиной) развивается на фоне ситуационного контекста, включающего общий кооперативный или конку­рентный характер взаимодействия сторон, условия протекания конфликта, нали­чие «третьих сил», а также прежний опыт взаимодействия сторон и др.

Прежний опыт отношений определяет формирование определенного отноше­ния к ситуации, типа взаимодействия с партнером:

· позитивный опыт отношений (разногласия успешно преодолевались или отсутствовали) - позитивная установка на достижение договоренностей;

· оппонентам не всегда удавалось достичь соглашения и полностью преодоле­вать возникавшие противоречия (неопределенный опыт преодоления разно­гласий) - неопределенная установка, связанная с отсутствием уверенности в возможности договоренности;

· опыт негативного эмоционального взаимодействия (в прежних конфликтных ситуациях непонимание оппонентами друг друга сопровождалось яркими негативными эмоциями) - нежелание договариваться, актуализация негатив­ных эмоций.

Сформировавшиеся установки начинают определять параметры взаимодействия сторон. Характеризуя их, важно учитывать целевые компоненты в решении возник­ших противоречий, которые они ставят перед собой в сложившейся ситуации. Это сказывается на различиях в восприятии каждым другого участника конфликта. В од­ном случае целью оппонентов по конфликтной ситуации будет стремление прийти к обоюдному взаимопониманию. В другом случае речь пойдет о простом решении проблемы, устранении ее причины, когда вовсе не обязательно понимать друг друга или искать согласие. Наконец, третий вариант развития событий может предусмат­ривать еще одно направление - путь, связанный с соперничеством.

Несмотря на то что предмет разногласий может казаться достаточно устойчивой составляющей конфликтной ситуации, объем рассогласований способен изменять­ся исходя из характера взаимоотношений с партнером.

В зависимости от восприятия противостоящей стороны развивается само взаимодействие и происходит выбор средств воздействия, которые используют участ­ники конфликта по отношению друг к другу. Они реализуются в конкретных типах взаимодействия:

· сотрудничество - тип взаимодействия в конфликтной ситуации, при котором его участники стремятся к разрешению возникшего между ними проти­воречия, ориентируясь на сохранение позитивных отношений и опираясь на них в процессе взаимодействия;

· кооперация - тип взаимодействия, участники которого стремятся к разрешению возникшего противоречия независимо от фактора взаимоотношений между ними, опираясь на формальные возможности решения противоречий;

· конкуренция - тип взаимодействия в конфликтной ситуации, при котором участники в первую очередь стремятся не к разрешению существующих между ними противоречий, а к «победе» над противоборствующей стороной средствами, используемыми при борьбе с противником.

 

 

Рис. 2.6.2. Модели развития конфликтного взаимодействия (по Н.В. Гришиной)

 

Исследования, проведенные в социологии и психологии, показывают, что суще­ствуют различия в длительности конфликтов в зависимости от того, какие сто­роны в нем участвуют.

В этих работах выявлено следующее:

· большинство конфликтов «по вертикали» (более 78 %) длится не более трех месяцев;

· половина из них (55,8 %) продолжается до одного месяца.

Тогда как:

· 71% конфликтов между руководителями первичного и среднего звена завершается в течение трех месяцев;

· до одного месяца продолжается 49 % подобных конфликтов;

· в то же время только 65 % конфликтов между госслужащими разрешаются в течение полугода.

· В экстремальных условиях, которые выступают мощным катализатором процессов конфликтного взаимодействия, конфликты развиваются в «ускоренном» темпе:

· в течение одной недели завершаются около 70 % конфликтов, происходящих в экстремальных условиях;

· более 55 % разрешаются в течение первых трех дней.

Существует зависимость длительности конфликтов и их итогов, в частности в отношении конфликтов «по вертикали».

· Руководитель обычно добивается своих целей в скоротечных конфликтах.

· Противоположным является соотношение длительности конфликта и его успешности для подчиненного.

Чем справедливее требования руководителя к подчиненному, тем больше у него шансов на разрешение конфликта в свою пользу и тем скоротечнее конфликт. И на­оборот, чем менее начальник прав, тем настойчивее подчиненный и тем длительнее конфликт, так как руководитель не настроен на уступку.

В длительных конфликтах уменьшается деловая и увеличивается эмоциональ­но-личностная его основа. При таком противоборстве объект, по поводу которого начался конфликт, отходит на второй план, борьба идет по поводу претензий, оскорблений, грубости, которые были допущены в ходе этого процесса, происхо­дит замена деловой сферы конфликта личностной.

Важной особенностью динамики криминальных конфликтов является быст­рая эскалация конфликтного взаимодействия, завершающаяся применением насилия. В таких конфликтах количество циклов взаимодействия, состоящих из одноразового «обмена» реакциями, ограничено, и чем выше «стартовый уровень», тем меньше подобных циклов предшествует применению насилия.

Помимо указанных характеристик, на исход конфликта всегда оказывают влия­ние временные параметры. Поэтому для изучения специфики конфликтного взаи­модействия исследователям может быть интересна оценка зависимости динамики частоты конфликтов от циклических изменений характера совместной деятель­ности в течение года. Особенности того или иного временного периода наклады­вают свой отпечаток на эту сторону межличностного взаимодействия.

В различных исследованиях уделяется большое внимание динамическим харак­теристикам, оказывающим влияние на конфликтное взаимодействие. Связано это с тем, что помимо индивидуальных характеристик, присущих каждому конфлик­ту, на конструктивный или деструктивный его исход, на последствия для оппо­нентов и коллективов, в которых конфликт протекает, оказывают влияние вре­менные параметры.

Фактор времени — объективная характеристика, которая не просто сопровож­дает нас на протяжении жизненного пути или любого взаимодействия, но и, как показывает практика, оказывает значительное, порой решающее, влияние на раз­витие событий. Нас, естественно, в первую очередь будут интересовать особенно­сти взаимодействия конфликтного характера.

Как уже предполагалось несколько ранее, особенно показательны в этом плане результаты исследований, позволяющие рассмотреть и сравнить частоту возник­новения конфликтов в течение года для коллективов, радикально отличающихся по виду деятельности.

Частота конфликтов колеблется в зависимости от организации и особенностей совместной деятельности в течение года. Наиболее «конфликтным» временем года, например, для офицеров является весна (29,7 %), а месяцем - май.

Основными причинами колебания частоты конфликтов в течение года являются:

· цикличный характер воинской деятельности;

· особенности психических состояний офицеров, связанные с весенним и осенним периодами - подведением итогов за полугодие.

Наибольшее число конфликтов среди госслужащих происходит в феврале (17,8 %), марте и сентябре (по 12,3 %). Это обусловлено:

· возрастанием рабочей нагрузки, связанной с распределением ресурсов;

· исполнением бюджета в организациях;

· завершением периода массовых отпусков.

Две первые диаграммы демонстрируют сходные характеристики - цикличность в увеличении и снижении количества конфликтов в зависимости от месяца, в ко­торый они регистрируются, а также различия - пики конфликтов приходятся на разные периоды, что служит отражением специфики деятельности, вносящей свой вклад во взаимоотношения в коллективах.

Анализ межличностных конфликтов учащихся закрытых учебных заведений показывает, что основные тенденции распределения конфликтов в течение года могут быть объяснены спецификой основного вида деятельности - учебы.

Наиболее конфликтным является первый семестр учебного года и особенно пе­риод сдачи зачетной и экзаменационной сессий. Частота конфликтов в этот пери­од возрастает примерно в 1,5 раза по сравнению со среднемесячным уровнем.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных